Презентация и план урока кубановедения в 10 классе "Летописец судеб народных М.А.Шолохов"
методическая разработка по краеведению (10 класс) по теме
В основе урока лежит системно-деятельностный подход. Информация усваивается учащимися в активном режиме через анализ литературных источников. Применяются следующие педтехнологии: технология "Развитие критического мышления через чтение и писльмо", технология коллективной мыслительной деятельности(КМД), информационно-коммуникативная технология..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sholohov.ppt | 2.39 МБ |
plan_uroka_sholohov.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЛЕТО - годы, прожитые человеком или народом, его жизнь ЛЕТОПИСЬ – описание событий жизни народа или страны по годам. Летописец – тот, кто описывает жизнь народа и страны.
(1903 – 1984 гг.), академик АН СССР(1939), дважды герой Социалистического труда (1967, 1980), член КПСС (1932), член ЦК КПСС (1961), лауреат Нобелевской премии, присуждаемой за особые заслуги в науке и литературе (1965).
«Нахалёнок», «Донские рассказы», «Тихий Дон» - Нобелевская премия «Поднятая целина» - Ленинская премия, «Они сражались за Родину», «Судьба человека».
Знаменский боготворил Шолохова, ему были до боли близки и понятны те герои, которых создал Шолохов
«…Как опытный мастер слова, М.Шолохов переосмыслил, художественно обобщил, подчинив своему замыслу отдельные черты богатой фактами биографии казака… и создал неповторимый и яркий литературный образ. Один из любимых героев писателя – дед Щукарь – раскрывается во всем своем жизнелюбии… Творческое воображение писателя и черты реальной личности вместе создают тип героя. … Это собирательные, вымышленные образы, однако мы не сомневаемся в их реальном существовании. Создавая образы своих героев, Михаил Шолохов видел в них и других современников. На родине писателя (ст.Вёшинская Ростовской области) встречались старики-шутники, называвшие себя Щукарями, а узнавали они себя, когда читали роман («Поднятая целина»).
ОБОБЩИЛ ЧЕРТЫ РЕАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕАЛЬНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ УЗНАВАЛИ СЕБЯ КАЗАКИ
«Тихий Дон»: Судьба и правда великого романа
Возник слух о некоем белом офицере , который теоретически подобный роман написать как раз мог . Слух этот родился не из фактов, но — из сомнений, из необъяснимости возникновения такого феноменального явления, как «Тихий Дон». Этот феномен был не чем иным, как явлением гения . А гений, как известно, вещь плохо понимаемая и трудно объяснимая. Белого офицера, якобы написавшего первые две книги «Тихого Дона», не обнаружилось. Была создана писательская комиссия во главе с А. С. Серафимовичем. Изучив представленные Шолоховым материалы и рукописи, комиссия пришла к выводу, обнародованному в «Письме в редакцию» в газете «Правда»: автором «Тихого Дона» является М. А. Шолохов. Вывод комиссии был основан на скрупулезном анализе рукописи первых двух книг «Тихого Дона». Но после этого вышли в свет третья и четвертая книги, центральные для романа, содержащие в себе кульминацию и развязку, художественно наиболее мощные. Появление третьей и четвертой книг «Тихого Дона» было самым аргументированным ответом противникам Шолохова, погасившим слухи и сплетни
Величайшими произведениями Шолохова являются… В них он отразил (показал)… Мировое признание гения Шолохова выразилось в… Однако не все поверили в то, что…
казачество
13 сентября 2012 года – 75-летие образования Краснодарского края
Мини-сайт учителя http :// nsportal.ru / kapinos-tatyana-petrovna
Предварительный просмотр:
План урока кубановедения по теме
«Летописец судеб народных М.А.Шолохов»
Цель урока:
1.Обучающая - показать роль М.А.Шолохова в формировании представлений советской общественности о быте, культуре, нравственных ценностях и жизненных установках казачества.
2.Развивающая – развивать у учащихся исследовательские способности, умения и навыки сравнения, анализа, умения доказывать свою точку зрения
3.Воспитательная – воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к проявлениям свободы личности.
Основные понятия: казачество как феномен, нравственные ориентиры, диалектизмы
План урока:
- Казачество в русской истории и произведениях русских писателей
- Казачество в произведениях М.А.Шолохова
- долг перед Отечеством;
- роль семьи в жизни казака;
- нравственные ценности;
- использование диалектных слов.
3. Кубанские авторы о творчестве М.А.Шолохова
-Анатолий Знаменский - почитатель творчества Шолохова;
-споры об авторстве «Тихого Дона»
ХОД УРОКА
№ | Этап урока, слово учителя | Формы и методы | Время, мин.,слайд |
I | Оргмомент | 0,5 | Слайд 1 |
1.В преддверии празднования 75-летия Краснодарского края мы обращаемся к теме казачества в произведениях писателей ХХ века. Какие писатели за последние два века в своем творчестве отразили особенности быта, нравы казаков? - Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий» - Л.Н.Толстой «Казаки» (произведение написано после 1,5 –летнего пребывания на Кавказе в среде терских/гривенских казаков) - М.А.Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина» Какая часть казачьего сообщества отражена в их произведениях? - Гоголь Н.В. – Запорожские казаки, - Толстой Л.Н. – Гривенские казаки, Шолохов М.А.- Донские казаки В начале ХХ века в Российской империи было 11 казачьих войск: -Донское, Кубанское, Терское, Оренбургское, Уральское, Забайкальское. Сибирское, Амурское, Семиреченское, Уссурийское, Астраханское. Какие из перечисленных черт свойственны казачеству в целом? Независимость, своеобразная замкнутость, свободолюбие, трудолюбие, дисциплинированность, почитание старших, невежество, жестокость, удаль. В 20-е годы писатели приносили материал о казаках из разных концов страны: Серафимович открыл Кубань, Иванов – Сибирь, Фадеев – Дальний Восток, Сейфуллина – Урал, Фурманов – Семиречье, Шолохов открыл Дон «Хотелось написать о народе, среди которого я родился и который я знал» | |||
2.Шолохов стремится показать казачество как целый мир, живущий общечеловеческими радостями и печалями. Показывая жизнь казаков в кризисные для России переломные годы Первой мировой войны, революций 1917 года и Гражданской войны Шолохов подчеркнул внутреннее богатство и сложность простого человека. А за историческими судьбами отдельных людей показал судьбу народа России. | |||
Работа с литературным источником: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока кубановедения в 10 классе "Меотские племена и кочевники на Кубани"
Одним из важных элементов данного урока являются анализ научных источников, работа учащихся с картой и извлечение материала из схем и иллюстраций. Схемы, которые указаны в плане урока,...
Презентация и план урока истории в 11 классе "Социально-экономические противоречия в условиях форсированной модернизации. Рубеж XIX - ХХ вв."
В основе урока лежит проектная деятельность учащихся. Данная педтехнология позволяет включить учащихся в активную познавательную деятельность. Кроме того, применяются информационно-коммуник...
Урок кубановедения "Летописец судеб народных М.А.Шолохов"
Тема урока «Летописец судеб народных М.А.Шолохов» рассматривалась согласно Примерным программам преподавания кубановедения на базовом уровня в рамках раздела «Литература Кубани». ...
Презентация к плану уроку по английскому языку по теме "My room" 4 класс
Презентация к плану уроку по английскому языку по теме "My room" 4 класс...
Соли . Презентация и план урока , 8 класс
К учебнику О.С.Габриеляна. Отражает классификацию и свойства солей....
Презентации и планы уроков обж 8 класс
Презентации и планы уроков ОБЖ 8 класс...
Презентации и планы уроков обж 10 класс
Презентации и планы уроков обж 10 класс...