Презентация и план урока истории в 11 классе "Социально-экономические противоречия в условиях форсированной модернизации. Рубеж XIX - ХХ вв."
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

В основе урока лежит проектная деятельность учащихся. Данная педтехнология позволяет  включить учащихся в активную познавательную деятельность. Кроме того, применяются информационно-коммуникативные технологии (учащиеся могут  самостоятельно осуществлять поиск статистической информации, через презентацию показать итог своей деятельности, презентация "Социальный состав" прилагается);  технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (анализ текста о маргиналах, поиск информации в учебнике для заполнения таблицы); технология коллективной мыследеятельности (КМД). План урока насыщен заданиями, включенными в КИМы  ЕГЭ по истории, на различных этапах урока -  активизация мыслительной деятельности учащихся, первичное закрепление и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modernizaciya.docx26.53 КБ
Office presentation icon modernizaciya.ppt693.5 КБ
Office presentation icon soc.sostavt.ppt1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Урок в 11 классе на тему

«Обострение социально-экономических противоречий в условиях форсированной модернизации»

Цель урока:

1.Обучающая - определить истоки и последствия социально-экономических противоречий, привести учащихся к выводу о том, что  особенности российской модернизации догоняющего типа стали следствием сохранения пережитков крепостничества,  многоукладности экономики второй половины XIX – начала ХХ вв.и незаинтересованности чиновничье-бюрократического аппарата в глобальных изменениях

2.Развивающая – развивать у учащихся исследовательские способности, умения и навыки сравнения, анализа, умения доказывать свою точку зрения

3.Воспитательная – воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к проявлениям свободы личности, прививать отношение к историческим деятелям, проявляющим активную жизненную позицию, как норме человеческой жизнедеятельности

Основные понятия: модернизация, консерватизм, реформаторство, община, монополии, инвестиции

Оборудование: учебник, карта «Социально-экономическое развитие пореформенной России», проектор, компьютер, презентации

Плен урока:

1.Социальная структура Российского общества в условиях модернизации.

2. Многоукладность российской экономики во второй половине XIX – начале ХХ вв.

3. Противоречия политической системы и их влияние на экономику

Ход урока

Этап урока, слово учителя

Формы и методы

Время, мин.,слайд

I

Оргмомент

0,5

Слайд 1

Изучая раздел Отечественной истории «Россия во второй половине XIX-начале ХХ вв.» мы узнали о глобальных изменениях в жизни Российского общества. Сегодня на уроке мы должны рассмотреть одну из важных тем, раскрывающих необходимость экономических преобразований на рубеже XIX – ХХ вв. - «Обострение социально-экономических противоречий в условиях форсированной модернизации»

Слово учителя

Запись в тетради

1мин

Политическое моделирование:

Попытаемся смоделировать пути дальнейшего развития России. Для этого нам потребуется  выяснить:

- с какими особенностями  связан процесс модернизации  в России;

-   используя навыки исторического анализа определим  роль  субъектов политики – властных структур в выборе вариантов развития России

-   кто из политических деятелей конца XIX – начала ХХ века предлагал пути преодоления трудностей.

Вы разделены на 2 команды – реформаторы и консерваторы. Вам предстоит, собрав всю необходимую информацию о состоянии российского общества, смоделировать вероятные пути развития России

Мотивация учебной деятель-ности

1 мин

Предлагаю начать с «мозгового штурма»

II

Мозговой штурм

Задание ЕГЭ В3: сопоставить термины с их значениями

Монополия, инвестиции, картель, синдикат, трест, индустриализация, община, отработочная система, реформаторы, консерваторы,  модернизация

Работа учащихся в парах

Слайд

3-4 мин

Модернизация – процесс перехода от традиционного (аграрного)  общества к индустриальному, характеризующийся радикальными изменениями всех сторон жизни общества. История продемонстрировала нам два типа модернизации:

- первичная (или естественная, органическая), происходящая «снизу»,

-  «догоняющая», происходящая по инициативе государственной власти под действием  внешних «вызовов»

Слово учителя

1 мин

III

Новая тема

1

Попытаемся разобраться, какую роль в успехах модернизации сыграли изменения социальной структуры российского общества  

- отражала ли сословная структура Российской империи нужды экономического развития? (Для этого необходимо ответить на вопросы - какие слои населения могли принять активное участие в процессах модернизации? Какую долю населения страны они занимали?)

Начнем со статистических данных переписи населения 1897 года.

Сообщение учащегося (слайды с диаграммами):

- общая численность,

- национальный состав,

- территориальное деление,

- религиозный состав,

- уровень грамотности

Вопросы:

- можно ли на основании этих данных сделать вывод об уровне развития страны?

- какому типу общества соответствует сословный строй?

Слайды

3-4мин

В структуре российского общества начала ХХ века современные историки выделяют 5 социальных категорий: господствующая элита, средние слои, крестьянство и казачество, пролетарское население, люмпены. Но это не всё. Российское общество отличало существование многомиллионной массы так называемых маргиналов

Слово учителя

Задания группам:

  1. Заполнение таблицы
  2. Анализ текста учебника о маргиналах

Работа учащихся с графами таблицы «Структура российского общества в начале ХХ века»

Социальная категория

%

Слои населения

Уровень доходов

Образование

Бытовые условия

Задание: Впишите в графы перечисленные слои населения (помещики, генералитет, врачи, учителя, офицерский корпус и т.д.), относя их к  одной из 5 социальных категорий, охарактеризуйте их на основе таких признаков как уровень доходов, образование, бытовые условия.

Проверка результатов заполнения таблицы

Самостоя-тельная работа учащихся

5-7мин

2 мин

Работа группы учащихся с текстом учебника  о маргиналах (стр.9)

Вопросы:

Кого называем маргиналами?

Имело ли место это явление в других странах? Чем оно отличалось и какими факторами было обусловлено? (в странах западной Европы  модернизационные процессы растянулись на несколько веков и характеризовались большей гармоничностью и естественностью, чем в России, это была модернизация естественного типа, и там удалось избежать чрезмерного скопления маргиналов и люмпенов)

Какие негативные последствия  претерпевало российское общество от увеличения числа маргиналов? (ломка жизненных ценностей, психологическая напряженность, социальная нестабильность)

Анализ материала учебника

5-7 мин

2 мин.

Изучив сведения о социальном составе российского общества мы готовы ответить на вопрос

- отражала ли сословная структура Российской империи нужды экономического развития?

- какие слои населения могли принять активное участие в процессах модернизации? Какую долю населения страны они занимали?)

Выводы учащихся

3 мин

Вывод этапа урока: Одними из важных проблем усиленной модернизации в России являлись  устаревшая социальная структура и рост социальной напряженности

2

Попытаемся определить особенности развития российской экономики в условиях модернизации.

Задание учащимся: вставить в текст недостающие термины из числа тех, с которыми работали в начале урока.

   «В ходе модернизации крупные предприниматели стремятся подавить конкурентов, добившись привилегированного положения на рынке, в результате чего фабриканты и заводчики начинали договариваться между собой о регулировании  объемов однотипного производства и цен на сбываемую продукцию, так образуются … (монополии).

Первые монополистические объединения в России возникли ещё в конце XIX века (Союз вагоностроительных заводов, Объединение сахарозаводчиков и др.).

Первоначально  предприятия сохраняли значительную степень производственной и  коммерческой самостоятельности, заключая между собой временные соглашения о  регулировании объемов производства, условий сбыта, найма рабочей силы. Такие формы монополий называли … (картели).

 В большей степени были связаны воедино монополии, в которых предприятия, при сохранении производственной самостоятельности теряли самостоятельность коммерческую. Они  получили название … (синдикаты).

В 1910 годы стали появляться  более сложные монополистические объединения, монополии высшего типа - … и … (тресты и концерны). Они представляли собой объединение банковского и  промышленного капиталов для совместной добычи сырья, производства и сбыта готовой продукции.

Сращивание промышленности с банками привело к формированию  мощной финансовой олигархии.  (К крупным олигархам своего времени можно отнести А.И.Путилова, А.И.Вышнеградского, А.И.Утина и других).

Ещё одной характерной особенностью  было то, что Россия с её неисчерпаемыми запасами сырья и дешевой рабочей силой привлекала европейскую буржуазию и стала объектом … (инвестиций) для западного капитала»

Итак, с какими особенностями Российской модернизации мы столкнулись в тексте? (монополизация, иностранное инвестирование российской промышленности)

 

Запись в тетради

5-7 мин

Прежде чем сделать вывод об особенностях модернизации в России, проанализируйте данные таблицы «Доли России и четырех ведущих стран в мировом промышленном производстве, %»

Страна

1881-1885

1896-1900

1913

Россия

3,4

5,0

5,3

США

28,6

30,1

35,8

Великобритания

26,6

19,5

14,0

Германия

13,9

16,6

15,7

Франция

8,6

7,1

6,4

- о чем свидетельствуют статистические данные? (отставание от стран Запада)

Запись в тетради

2 мин

Таким образом, развитие капитализма в промышленности шло полным ходом. В каком состоянии оказалась деревня? Какие события повлияли на  положение крестьянского населения?

   Отечественные ученые дают неоднозначные оценки  реформы Отмены крепостного права в России  1861 года.

1.Одни считают, что  реформа стала важным фактором в развитии экономики России, позволившем завершить промышленный переворот и формирование всероссийского рынка.

2.Другие отстаивают обратную точку зрения, утверждая, что незавершенность либеральных реформ 60-70-х годов XIX века породили главные противоречия  модернизации.

 Какой точки зрения придерживаетесь вы? Приведите не менее трех аргументов в поддержку той или иной позиции.

5-7

Итак, какие социально-экономические проблемы определили особенность российской модернизации?

- в социальной сфере - устаревшая социальная структура и рост социальной напряженности;

- в экономической сфере – в области промышленности и сельского хозяйства – разнообразие укладов хозяйственной деятельности: капитализм  в промышленности и феодализм в сельском хозяйстве;

- отставание от ведущих стран Запада

3

Способно ли было правительство решить поставленные задачи и сгладить или нейтрализовать проблемы, тормозившие модернизацию?

Проанализируйте схему «Политическая система Российской империи в начале ХХ века» и ответьте на вопросы:

- была ли ограничена власть монарха?

- какую позицию среди органов власти занимает «народное представительство» - органы власти, представляющие интересы той или иной группы российского населения?

- кто составлял основу гос. аппарата? (чиновники – около 400 тыс. человек)

Большое значение имел состав правительственной команды и его взгляд на модернизацию.  В начале ХХ века в правящих кругах России сталкивается две линии: охранительно-консервативная, которую представлял Вячеслав Константинович Плеве, и реформаторская, которую проводил Сергей Юльевич Витте.

Сообщения учащихся о С.Ю.Витте и В.К.Плеве

Задание командам: используя структуру описания исторической личности, применяемой для написания краткого сочинения в ЕГЭ (задание С6), составьте исторический портрет одного из политических деятелей. Укажите время жизни, дайте краткую характеристику основных направлений и результатов его  деятельности: реформаторы – С.Ю.Витте, консерваторы – В.К.Плеве

При наличии времени

3 мин

5-8 мин

Политическое моделирование:

Основываясь на основных идеях Витте и Плеве смоделируйте (представьте) вероятные пути развития России. Для составления проекта используйте  следующую структуру:

1.политическое развитие России

2.развитие экономики в области:    а)промышленности

б)сельского хозяйства

3.предполагаемое состояние основных категорий населения:    а)буржуазии

                      б)пролетариата

                      в)крестьянства

4.Вывод:

Работа учащихся в группах

5-8 мин

На следующем уроке мы обсудим, чья модель оказалась более приближенной к реальной ситуации – изучим успехи модернизации и рассмотрим социальные потрясения, которые стали следствием российской ускоренной модернизации

Домашнее задание:

Параграф 1-2, вопрос № 3 на стр.

Оценки за урок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА НА РУБЕЖЕ XIX – ХХ вв.

Слайд 2

Численность населения (к 1914 году) – 170 млн. человек

Слайд 3

Распределение по территории России

Слайд 4

Возрастной состав

Слайд 5

Жители городов в России - 14% (около 24 млн.человек)

Слайд 6

Доход на душу населения (в рублях)

Слайд 7

44,3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока истории Казахстана 5 класс

Разработки уроков истории в 5 классе...

План урока истории в 8 классе по теме: «Индустриальная революция»

На уроке рассматриваются особенности процесса модернизации в начале XIX века...

План-конспект, презентация и самоанализ урока истории в 10 классе на тему: «Личность Петра I»

План-конспект урока истории в 10 классеразработал Сысоев Дмитрий ВладимировичУчитель МБОУ «Свияжской СОШ ЗМР РТ»Тема: «Личность Петра I»с презентацией к немуи самоанализом (с приложениями и...

план урока "История создания ВС России"

Урок ОБЖ в 10 классе тема: «История создания вооруженных сил Российской Федерации»Курс ОБЖ изучается интегрировано.Его задача ознакомление с основными событиями истории родной страны в связи с о...

План урока Истории в 5 классе по теме "Микены и Троя"

Материал содержит план урока Истории в 5 классе по теме "Микены и Троя"Тип урока: комбинированный. Ход урока включает в себя организационный момент, актуализацию знаний учащихся, изучение новой темы, ...

Использования рабочих листов на уроках истории и обществознания как средство создания условий для овладения различными способами учебных действий

Рабочий лист - это навигатор по теме урока. Рабочий лист может использоваться на всех этапах урока или "встраиваться" в урок. В разработке представлены рабочие листы уроков истории и обществ...