Презентация и план урока истории в 11 классе "Социально-экономические противоречия в условиях форсированной модернизации. Рубеж XIX - ХХ вв."
методическая разработка по истории (11 класс) на тему
В основе урока лежит проектная деятельность учащихся. Данная педтехнология позволяет включить учащихся в активную познавательную деятельность. Кроме того, применяются информационно-коммуникативные технологии (учащиеся могут самостоятельно осуществлять поиск статистической информации, через презентацию показать итог своей деятельности, презентация "Социальный состав" прилагается); технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (анализ текста о маргиналах, поиск информации в учебнике для заполнения таблицы); технология коллективной мыследеятельности (КМД). План урока насыщен заданиями, включенными в КИМы ЕГЭ по истории, на различных этапах урока - активизация мыслительной деятельности учащихся, первичное закрепление и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modernizaciya.docx | 26.53 КБ |
modernizaciya.ppt | 693.5 КБ |
soc.sostavt.ppt | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 11 классе на тему
«Обострение социально-экономических противоречий в условиях форсированной модернизации»
Цель урока:
1.Обучающая - определить истоки и последствия социально-экономических противоречий, привести учащихся к выводу о том, что особенности российской модернизации догоняющего типа стали следствием сохранения пережитков крепостничества, многоукладности экономики второй половины XIX – начала ХХ вв.и незаинтересованности чиновничье-бюрократического аппарата в глобальных изменениях
2.Развивающая – развивать у учащихся исследовательские способности, умения и навыки сравнения, анализа, умения доказывать свою точку зрения
3.Воспитательная – воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к проявлениям свободы личности, прививать отношение к историческим деятелям, проявляющим активную жизненную позицию, как норме человеческой жизнедеятельности
Основные понятия: модернизация, консерватизм, реформаторство, община, монополии, инвестиции
Оборудование: учебник, карта «Социально-экономическое развитие пореформенной России», проектор, компьютер, презентации
Плен урока:
1.Социальная структура Российского общества в условиях модернизации.
2. Многоукладность российской экономики во второй половине XIX – начале ХХ вв.
3. Противоречия политической системы и их влияние на экономику
Ход урока
№ | Этап урока, слово учителя | Формы и методы | Время, мин.,слайд | ||||||||||||||||||||||||
I | Оргмомент | 0,5 | Слайд 1 | ||||||||||||||||||||||||
Изучая раздел Отечественной истории «Россия во второй половине XIX-начале ХХ вв.» мы узнали о глобальных изменениях в жизни Российского общества. Сегодня на уроке мы должны рассмотреть одну из важных тем, раскрывающих необходимость экономических преобразований на рубеже XIX – ХХ вв. - «Обострение социально-экономических противоречий в условиях форсированной модернизации» | Слово учителя Запись в тетради | 1мин | |||||||||||||||||||||||||
Политическое моделирование: Попытаемся смоделировать пути дальнейшего развития России. Для этого нам потребуется выяснить: - с какими особенностями связан процесс модернизации в России; - используя навыки исторического анализа определим роль субъектов политики – властных структур в выборе вариантов развития России - кто из политических деятелей конца XIX – начала ХХ века предлагал пути преодоления трудностей. Вы разделены на 2 команды – реформаторы и консерваторы. Вам предстоит, собрав всю необходимую информацию о состоянии российского общества, смоделировать вероятные пути развития России | Мотивация учебной деятель-ности | 1 мин | |||||||||||||||||||||||||
Предлагаю начать с «мозгового штурма» | |||||||||||||||||||||||||||
II | Мозговой штурм | ||||||||||||||||||||||||||
Задание ЕГЭ В3: сопоставить термины с их значениями Монополия, инвестиции, картель, синдикат, трест, индустриализация, община, отработочная система, реформаторы, консерваторы, модернизация | Работа учащихся в парах | Слайд 3-4 мин | |||||||||||||||||||||||||
Модернизация – процесс перехода от традиционного (аграрного) общества к индустриальному, характеризующийся радикальными изменениями всех сторон жизни общества. История продемонстрировала нам два типа модернизации: - первичная (или естественная, органическая), происходящая «снизу», - «догоняющая», происходящая по инициативе государственной власти под действием внешних «вызовов» | Слово учителя | 1 мин | |||||||||||||||||||||||||
III | Новая тема | ||||||||||||||||||||||||||
1 | Попытаемся разобраться, какую роль в успехах модернизации сыграли изменения социальной структуры российского общества - отражала ли сословная структура Российской империи нужды экономического развития? (Для этого необходимо ответить на вопросы - какие слои населения могли принять активное участие в процессах модернизации? Какую долю населения страны они занимали?) | ||||||||||||||||||||||||||
Начнем со статистических данных переписи населения 1897 года. Сообщение учащегося (слайды с диаграммами): - общая численность, - национальный состав, - территориальное деление, - религиозный состав, - уровень грамотности Вопросы: - можно ли на основании этих данных сделать вывод об уровне развития страны? - какому типу общества соответствует сословный строй? | Слайды 3-4мин | ||||||||||||||||||||||||||
В структуре российского общества начала ХХ века современные историки выделяют 5 социальных категорий: господствующая элита, средние слои, крестьянство и казачество, пролетарское население, люмпены. Но это не всё. Российское общество отличало существование многомиллионной массы так называемых маргиналов | Слово учителя | ||||||||||||||||||||||||||
Задания группам:
| |||||||||||||||||||||||||||
Работа учащихся с графами таблицы «Структура российского общества в начале ХХ века»
Задание: Впишите в графы перечисленные слои населения (помещики, генералитет, врачи, учителя, офицерский корпус и т.д.), относя их к одной из 5 социальных категорий, охарактеризуйте их на основе таких признаков как уровень доходов, образование, бытовые условия. Проверка результатов заполнения таблицы | Самостоя-тельная работа учащихся | 5-7мин 2 мин | |||||||||||||||||||||||||
Работа группы учащихся с текстом учебника о маргиналах (стр.9) Вопросы: Кого называем маргиналами? Имело ли место это явление в других странах? Чем оно отличалось и какими факторами было обусловлено? (в странах западной Европы модернизационные процессы растянулись на несколько веков и характеризовались большей гармоничностью и естественностью, чем в России, это была модернизация естественного типа, и там удалось избежать чрезмерного скопления маргиналов и люмпенов) Какие негативные последствия претерпевало российское общество от увеличения числа маргиналов? (ломка жизненных ценностей, психологическая напряженность, социальная нестабильность) | Анализ материала учебника | 5-7 мин 2 мин. | |||||||||||||||||||||||||
Изучив сведения о социальном составе российского общества мы готовы ответить на вопрос - отражала ли сословная структура Российской империи нужды экономического развития? - какие слои населения могли принять активное участие в процессах модернизации? Какую долю населения страны они занимали?) | Выводы учащихся | 3 мин | |||||||||||||||||||||||||
Вывод этапа урока: Одними из важных проблем усиленной модернизации в России являлись устаревшая социальная структура и рост социальной напряженности | |||||||||||||||||||||||||||
2 | Попытаемся определить особенности развития российской экономики в условиях модернизации. Задание учащимся: вставить в текст недостающие термины из числа тех, с которыми работали в начале урока. «В ходе модернизации крупные предприниматели стремятся подавить конкурентов, добившись привилегированного положения на рынке, в результате чего фабриканты и заводчики начинали договариваться между собой о регулировании объемов однотипного производства и цен на сбываемую продукцию, так образуются … (монополии). Первые монополистические объединения в России возникли ещё в конце XIX века (Союз вагоностроительных заводов, Объединение сахарозаводчиков и др.). Первоначально предприятия сохраняли значительную степень производственной и коммерческой самостоятельности, заключая между собой временные соглашения о регулировании объемов производства, условий сбыта, найма рабочей силы. Такие формы монополий называли … (картели). В большей степени были связаны воедино монополии, в которых предприятия, при сохранении производственной самостоятельности теряли самостоятельность коммерческую. Они получили название … (синдикаты). В 1910 годы стали появляться более сложные монополистические объединения, монополии высшего типа - … и … (тресты и концерны). Они представляли собой объединение банковского и промышленного капиталов для совместной добычи сырья, производства и сбыта готовой продукции. Сращивание промышленности с банками привело к формированию мощной финансовой олигархии. (К крупным олигархам своего времени можно отнести А.И.Путилова, А.И.Вышнеградского, А.И.Утина и других). Ещё одной характерной особенностью было то, что Россия с её неисчерпаемыми запасами сырья и дешевой рабочей силой привлекала европейскую буржуазию и стала объектом … (инвестиций) для западного капитала» Итак, с какими особенностями Российской модернизации мы столкнулись в тексте? (монополизация, иностранное инвестирование российской промышленности) |
Запись в тетради | 5-7 мин | ||||||||||||||||||||||||
Прежде чем сделать вывод об особенностях модернизации в России, проанализируйте данные таблицы «Доли России и четырех ведущих стран в мировом промышленном производстве, %»
- о чем свидетельствуют статистические данные? (отставание от стран Запада) | Запись в тетради | 2 мин | |||||||||||||||||||||||||
Таким образом, развитие капитализма в промышленности шло полным ходом. В каком состоянии оказалась деревня? Какие события повлияли на положение крестьянского населения? Отечественные ученые дают неоднозначные оценки реформы Отмены крепостного права в России 1861 года. 1.Одни считают, что реформа стала важным фактором в развитии экономики России, позволившем завершить промышленный переворот и формирование всероссийского рынка. 2.Другие отстаивают обратную точку зрения, утверждая, что незавершенность либеральных реформ 60-70-х годов XIX века породили главные противоречия модернизации. Какой точки зрения придерживаетесь вы? Приведите не менее трех аргументов в поддержку той или иной позиции. | 5-7 | ||||||||||||||||||||||||||
Итак, какие социально-экономические проблемы определили особенность российской модернизации? - в социальной сфере - устаревшая социальная структура и рост социальной напряженности; - в экономической сфере – в области промышленности и сельского хозяйства – разнообразие укладов хозяйственной деятельности: капитализм в промышленности и феодализм в сельском хозяйстве; - отставание от ведущих стран Запада | |||||||||||||||||||||||||||
3 | Способно ли было правительство решить поставленные задачи и сгладить или нейтрализовать проблемы, тормозившие модернизацию? Проанализируйте схему «Политическая система Российской империи в начале ХХ века» и ответьте на вопросы: - была ли ограничена власть монарха? - какую позицию среди органов власти занимает «народное представительство» - органы власти, представляющие интересы той или иной группы российского населения? - кто составлял основу гос. аппарата? (чиновники – около 400 тыс. человек) Большое значение имел состав правительственной команды и его взгляд на модернизацию. В начале ХХ века в правящих кругах России сталкивается две линии: охранительно-консервативная, которую представлял Вячеслав Константинович Плеве, и реформаторская, которую проводил Сергей Юльевич Витте. Сообщения учащихся о С.Ю.Витте и В.К.Плеве Задание командам: используя структуру описания исторической личности, применяемой для написания краткого сочинения в ЕГЭ (задание С6), составьте исторический портрет одного из политических деятелей. Укажите время жизни, дайте краткую характеристику основных направлений и результатов его деятельности: реформаторы – С.Ю.Витте, консерваторы – В.К.Плеве | При наличии времени | 3 мин 5-8 мин | ||||||||||||||||||||||||
Политическое моделирование: Основываясь на основных идеях Витте и Плеве смоделируйте (представьте) вероятные пути развития России. Для составления проекта используйте следующую структуру: 1.политическое развитие России 2.развитие экономики в области: а)промышленности б)сельского хозяйства 3.предполагаемое состояние основных категорий населения: а)буржуазии б)пролетариата в)крестьянства 4.Вывод: | Работа учащихся в группах | 5-8 мин | |||||||||||||||||||||||||
На следующем уроке мы обсудим, чья модель оказалась более приближенной к реальной ситуации – изучим успехи модернизации и рассмотрим социальные потрясения, которые стали следствием российской ускоренной модернизации | |||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание: Параграф 1-2, вопрос № 3 на стр. Оценки за урок |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Численность населения (к 1914 году) – 170 млн. человек
Распределение по территории России
Возрастной состав
Жители городов в России - 14% (около 24 млн.человек)
Доход на душу населения (в рублях)
44,3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока истории Казахстана 5 класс
Разработки уроков истории в 5 классе...
План урока истории в 8 классе по теме: «Индустриальная революция»
На уроке рассматриваются особенности процесса модернизации в начале XIX века...
План-конспект, презентация и самоанализ урока истории в 10 классе на тему: «Личность Петра I»
План-конспект урока истории в 10 классеразработал Сысоев Дмитрий ВладимировичУчитель МБОУ «Свияжской СОШ ЗМР РТ»Тема: «Личность Петра I»с презентацией к немуи самоанализом (с приложениями и...
план урока "История создания ВС России"
Урок ОБЖ в 10 классе тема: «История создания вооруженных сил Российской Федерации»Курс ОБЖ изучается интегрировано.Его задача ознакомление с основными событиями истории родной страны в связи с о...
Презентация по теме Урок истории в 8 классе "Умереть- так только за Отчизну, жить – так только родиной дыша. (По отечественной войне 1812 г. Урок закрепления знаний)
мультимедийная презентация по теме "Умереть-так только за Отчизну, жить-так только Родиной дыша"....
План урока Истории в 5 классе по теме "Микены и Троя"
Материал содержит план урока Истории в 5 классе по теме "Микены и Троя"Тип урока: комбинированный. Ход урока включает в себя организационный момент, актуализацию знаний учащихся, изучение новой темы, ...
Использования рабочих листов на уроках истории и обществознания как средство создания условий для овладения различными способами учебных действий
Рабочий лист - это навигатор по теме урока. Рабочий лист может использоваться на всех этапах урока или "встраиваться" в урок. В разработке представлены рабочие листы уроков истории и обществ...