Урок ИЗО " Гербы и эмблемы"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Знакомство с символическим языком декоративного искусства на примере гербов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izo.doc | 51.5 КБ |
emblemy_i_gerby1.ppt | 453 КБ |
Предварительный просмотр:
На районный заочный конкурс «Мой самый лучший урок»
Тема: «Гербы и эмблемы»
(Изобразительное искусство 5 класс)
Учитель: Нидзиева Полина Ивановна
МКОУ «Кануковска средняя школа СОШ имени С.Б Козаева»»
Кануково-2008 г.
Тема урока: « Гербы и эмблемы».
Цели:
- повторить понятие «эмблема» и требования выполнения эмблем;
- познакомиться с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, сформировать навыки составления композиции герба, по законам композиции и цветоведения;
- развивать эстетический вкус;
- воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории и традициям своей Родины.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Материалы и инструменты: бумага формата A4, цветная бумага, гуашь, кисти, ограничение цветовой палитры, клей, ножницы;
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний
На прошлом уроке мы познакомились с понятием « эмблема» и требованиями её выполнения.
- Давайте вспомним, что называют эмблемой?
- 1 слайд. Эмблема - условное изображение идеи в рисунке и пластике, которому присвоен тот или другой смысл.
- Какие требования предъявляются к эмблемам?
- 2 слайд. Требования к эмблеме.
- Какое событие отмечает наша республика в следующем 2009 году?
- В этом году был объявлен конкурс эмблем, посвященный этой дате.
- 3 слайд. Эмблема к 400 летию вхождения Калмыкии в состав России.
- Соответствует ли эта эмблема требованиям выполнения?
III. Объяснение новой темы.
В средние века в Европе появилось новое искусство и новая наука - геральдика. Эта наука занималась составлением гербов. Слово «герб» переводилось как «наследство». Рыцаря в доспехах и с опущенным забралом трудно было узнать и врагам, и товарищам по оружию, поэтому на щитах изображали символы, характерные только для него одного.
- 4 слайд. Эмблемы земель — предшественники гербов
- 5 слайд. Герб - это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности рода, основные занятия и заслуги представителей рода перед государством.
- Конечно, гербы имели только знатные аристократические семьи.
Со временем гербы появились у городов и государств.
- 6 слайд. Как вы думаете, что изображено на данной эмблеме?
Двуглавый орел у славян и на Востоке вообще означал старую как мир идею "охраны справа и слева, с той и другой стороны". Одновременно, "орел" воспринимался как знак самой высокой власти.
- Знакомы ли вам изображенные символы?
- 7 слайд. .Зачастую гербы — это настоящие произведения искусства. Искусство составления герба требует знания и соблюдения определённых правил.
Все в композиции герба имело важное значение и несло информацию о владельце. Выбранный цвет имел символическое значение:
золотой цвет - символ богатства и справедливости;
серебро - символ невинности и чистоты;
червленый (темно-красный) — символ любви, смелости;
голубой - символ красоты и величия;
зеленый - символ изобилия и надежды;
пурпурный (красный с оттенком синего) - могущество;
черный - мудрость и печаль.
Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур - изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они тоже попадали на герб не случайно. Каждое условное изображение имело свое значение: дуб, медведь означали силу; факел, раскрытая книга - знание; пчела - трудолюбие; лавр - славу; крылатый змей - зло, смуту; дракон - могущество; рука в перчатке - храбрость.
- Форма герба могла быть разнообразной, но в основном она вписывалась в треугольник, что повторяло форму щита древних рыцарей.
- 8 слайд Форма гербового щита может быть такой: поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами.
- 9 слайд Композиция герба обычно была симметрична. Самую важную информационную часть герба помещали в центр и называли щит. По сторонам щит поддерживают фигуры-щитодержатели - люди, птицы, звери.
Герб украшает лента с девизом. Девиз - это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. Венчает герб корона.
- 10 слайд В прошлом у каждого российского города был свой герб. Он рассказывал о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях жителей. Рассказ вёлся на языке символов — сказочных и настоящих фигур и предметов, расположенных на гербе с особым смыслом
- Вашему вниманию представлены 3 герба городов - Волгограда, Элисты, Зеленограда
- А теперь более подробно рассмотрим герб нашей республики.
- 11 слайд Государственный герб Калмыкии представляет собой изображение "Улан зала" и "Хадак" в круге золотисто-желтого цвета в обрамлении национального орнамента "зег" на голубом фоне, в основании которого - лепестки цветка белого лотоса.
В верхней части герба - изображение древнего символа Дербен Ойратов - четыре скрепленных между собой круга".
Хадак - белая ткань в виде шарфа - символ мира, добра, щедрости.
Орнамент зег свидетельствует о нелегком кочевом образе жизни калмыков.
Золотисто-желтый цвет - цвет вероисповедания народа, цвет богатства
Голубой связан с синевой вечного неба.
Белый означает мирные взгляды калмыков.
V. Закрепление знаний.
- Давайте еще раз вспомним, на основании каких сведений создается изображение герба.
VI. Практическая работа.
Учитель: Я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе «Герб будущей Калмыкии ».
Каким будет наша республика, во многом зависит от вас, ведь вам в ней жить, строить новое и беречь то, что создано вашими отцами и дедами.
- Какой бы вы хотели видеть нашу республику в будущем?
Для участия в конкурсе вам необходимо разделиться на 2 команды по 4 человека. Вы должны договориться о том, какой формы будет ваш герб. Выбрать цвет геральдических фигур, придумать или выбрать из древней символики негеральдические фигуры и составить композицию. В ней вы должны учитывать принцип симметрии и законы сочетания цветов. Помните, что контрастные цвета взаимно подчеркивают и выделяют друг друга.
Нельзя сочетать в композиции (накладывать друг на друга) цвета, лежащие рядом на цветовом круге. Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными, легко читаемыми и видны издалека.
Придумайте девиз, который наиболее отражает ваши взгляды на жизнь, цели и устремления.
- А теперь приступим к работе.
Задания: (написано на доске)
- Выбрать образ новой республики (оазис, искусства, спорта, науки и т.д.).
- Определить и выбрать соответствующую образу символику.
- Выбрать цвет геральдических фигур.
- Распределить между членами команды выполнение элементов.
- Составить композицию.
VII. Защита выполненных работ.
VIII. Анализ выполненных работ.
Подведение итогов, поздравление победителей.
IX Домашнее задание: подобрать иллюстрационный материал с изображением европейской средневековой одежды и интерьера дворцов (например, Ш. Перро «Золушка», «Спящая красавица»)
Список литературы:
1. Большая Российская Энциклопедия: В 30 т./ Председатель Научн. – рек.совета Ю.С Осипов. Отв.ред.С.Л. Красвец. Т. « Россия».- М.: Большая Российская энциклопедия, 2004г.-1007.: ил.: карт.
2. Василевсая Л.Ю Мировая художественная культура. М., 1996.
3. Дмитриева Н.А Краткая история исскуств. М., 1988
4. Журнал « Баир№ , Элиста,№ 4, 2006 .
5. Порохневская М.А. Изобразительное искусство. 5 класс. Поурочные планы по программе Неменского Б.М. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.
6. Констерин Н.П Учебное рисование. М., 1980
7. «Энциклопедия юного художника»- изд. Академия исскуств
8. «Юному художнику» Книга для чтения по истории исскуств- изд. Академия исскуств.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эмблема ( греч. έμβλήμα ) — условное изображение идеи в рисунке и пластике, условный знак, которому присвоен тот или другой смысл.
Эмблема Эмблемы должны быть непременно ясны и просты, зритель должен в них видеть то, что ему хотели сказать.
Эмблема к 400-летию вхождения Калмыкии в состав России.
Эмблемы земель — предшественники гербов одна и та же эмблема может быть изображена по-разному. Это значит, что эмблема служила лишь украшением, орнаментом. герб требует неизменяемости и строгих канонов.
Герб - это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности рода, основные занятия и заслуги представителей рода перед государством
Двуглавый орел у славян и на Востоке вообще означал старую как мир идею "охраны справа и слева, с той и другой стороны". Одновременно, "орел" воспринимался как знак самой высокой власти.
Зачастую гербы — это настоящие произведения искусства. Искусство составления герба требует знания и соблюдения определённых правил : дуб, медведь означали силу; факел, раскрытая книга - знание; пчела - трудолюбие; лавр - славу; крылатый змей - зло, смуту; дракон - могущество; рука в перчатке - храбрость. золотой цвет - символ богатства и справедливости; серебро - символ невинности и чистоты; червленый (темно-красный) — символ любви, смелости; голубой - символ красоты и величия; зеленый - символ изобилия и надежды; пурпурный (красный с оттенком синего) - могущество; черный - мудрость и печаль.
Форма гербового щита может быть такой: Поле щита принято делить следующим образом:
Композиция герба обычно была симметрична. Самую важную информационную часть герба помещали в центр и называли щит. По сторонам щит поддерживают фигуры-щитодержатели - люди, птицы, звери. Герб украшает лента с девизом. Девиз - это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. Венчает герб корона.
В прошлом у каждого российского города был свой герб. Он рассказывал о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях жителей. Рассказ вёлся на языке символов — сказочных и настоящих фигур и предметов, расположенных на гербе с особым смыслом.
Изображение "Улан зала" и "Хадык" в круге золотисто-желтого цвета в обрамлении национального орнамента "зег" на голубом фоне, в основании которого - лепестки цветка белого лотоса. В верхней части герба - изображение древнего символа Дербен Ойратов - четыре скрепленных между собой круга". Хадык - белая ткань в виде шарфа - символ мира, добра, щедрости. Орнамент зег свидетельствует о нелегком кочевом образе жизни калмыков. Золотисто-желтый - цвет вероисповедания народа, цвет богатства Голубой связан с синевой вечного неба,. Белый означает мирные взгляды калмыков. Государственный герб Калмыкии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по изобразительному искусству «О чём рассказывают нам гербы и эмблемы» 5 класс.
Урок обобщает знания гербовой символики средневековья; познакомит учащихся с гербами древних городов, историей городов Астрахани и Волгограда. Развивает эстетический вкус, знакомит с закона...
Конспект урока в 5 классе. "О чем рассказывают гербы и эмблемы?"
Начиная урок по данной теме, внимательно посмотрим на нашу жизнь, которая состоит из множества знаков и символов. С символами ты встречаешься в жизни постоянно. К примеру, проходя мимо дома, на ...
Разработка урока "Гербы и эмблемы"
Разработка урока "Гербы и эмблемы"...
Сценарий урока по изобразительному искусству по теме: "О чём нам рассказывают гербы и эмблемы" 5 класс ФГОС по программе Б.М.Неменского
Сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусст...
Коспекты уроков "О чем рассказывают гербы и эмблемы"
Два конспекта к уроку для пятого класса по теме "Очем рассказывают гербы и эмблемы"...
"О чём рассказывают гербы и эмблемы. Эмблема своего класса" (ИЗО. 5 класс. по Программе Б.М.Неменского (конспект урока, презентации))
Разработка урока в традиционной форме....
"О чём нам рассказывают гербы и эмблемы". Разработка семейного герба. Технологическая карта урока.
quot;О чём нам рассказывают гербы и эмблемы". Разработка семейного герба.Технологическая карта урока....