Урок ИЗО " Гербы и эмблемы"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Нидзиева Полина Ивановна

Знакомство с символическим языком декоративного искусства на примере гербов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izo.doc51.5 КБ
Office presentation icon emblemy_i_gerby1.ppt453 КБ

Предварительный просмотр:

На районный заочный конкурс «Мой самый лучший урок»

Тема: «Гербы и эмблемы»

                                                            (Изобразительное искусство 5 класс)

                                                                 Учитель: Нидзиева Полина Ивановна

                                                                  МКОУ «Кануковска средняя школа СОШ имени С.Б Козаева»»

                                                                 

Кануково-2008 г.

Тема урока: « Гербы и эмблемы».

Цели:

  • повторить  понятие «эмблема» и требования выполнения эмблем;
  • познакомиться с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, сформировать навыки составления композиции герба, по законам композиции и цветоведения;
  • развивать эстетический вкус;
  • воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории и традициям своей Родины.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Материалы и инструменты: бумага формата A4, цветная бумага, гуашь, кисти,  ограничение цветовой палитры, клей, ножницы;

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I.   Организационный момент.

II.   Проверка знаний

На прошлом уроке мы познакомились с понятием « эмблема» и требованиями её выполнения.

    - Давайте вспомним, что называют эмблемой?

  • 1 слайд.   Эмблема - условное изображение идеи в рисунке и пластике, которому присвоен тот или другой смысл.

   - Какие требования предъявляются к эмблемам?

  • 2 слайд. Требования к эмблеме.

- Какое событие отмечает наша республика в следующем 2009 году?

- В этом году был объявлен конкурс эмблем, посвященный этой дате.

  • 3 слайд. Эмблема к 400 летию вхождения Калмыкии в состав России.

- Соответствует ли эта эмблема требованиям выполнения?

III. Объяснение новой темы.

В средние века в Европе появилось новое искусство и новая наука - геральдика. Эта наука занималась составлением гербов. Слово «герб» переводилось как «наследство». Рыцаря в доспехах и с опущенным забралом трудно было узнать и врагам, и товарищам по оружию, поэтому на щитах изображали символы, характерные только для него одного.

  • 4 слайд. Эмблемы земель — предшественники гербов
  •  5 слайд. Герб - это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности рода, основные занятия и заслуги представителей рода перед государством.

  - Конечно, гербы имели только знатные аристократические семьи.

    Со временем гербы появились у городов и государств.

  • 6 слайд.  Как вы думаете, что изображено на данной эмблеме?

Двуглавый орел у славян и на Востоке вообще означал старую как мир идею "охраны справа и слева, с той и другой стороны". Одновременно, "орел" воспринимался как знак самой высокой власти.

   - Знакомы ли вам изображенные символы?

  • 7 слайд. .Зачастую гербы — это настоящие произведения искусства. Искусство составления герба требует знания и соблюдения определённых правил.

          Все в композиции герба имело важное значение и несло информацию о владельце. Выбранный цвет имел символическое значение:

золотой цвет - символ богатства и справедливости;

серебро - символ невинности и чистоты;

червленый (темно-красный) — символ любви, смелости;

голубой - символ красоты и величия;

зеленый - символ изобилия и надежды;

пурпурный (красный с оттенком синего) - могущество;

черный - мудрость и печаль.

          Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур - изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они тоже попадали на герб не случайно. Каждое условное изображение имело свое значение: дуб, медведь означали силу; факел, раскрытая книга - знание; пчела - трудолюбие; лавр - славу; крылатый змей - зло, смуту; дракон - могущество; рука в перчатке - храбрость.

 - Форма герба могла быть разнообразной, но в основном она вписывалась в треугольник, что повторяло форму щита древних рыцарей. 

  • 8 слайд Форма гербового щита может быть такой: поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами.
  • 9 слайд   Композиция герба обычно была симметрична. Самую важную информационную часть герба помещали в центр и называли щит. По сторонам щит поддерживают фигуры-щитодержатели - люди, птицы, звери.

     Герб украшает лента с девизом. Девиз - это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. Венчает герб корона.

  • 10 слайд  В прошлом у каждого российского города был свой герб. Он рассказывал о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях жителей. Рассказ вёлся на языке символов — сказочных и настоящих фигур и предметов, расположенных на гербе с особым смыслом

 -  Вашему вниманию представлены 3 герба городов - Волгограда, Элисты, Зеленограда

 - А теперь более подробно рассмотрим герб нашей республики.

  • 11 слайд Государственный герб Калмыкии представляет собой изображение "Улан зала" и "Хадак" в круге золотисто-желтого цвета в обрамлении национального орнамента "зег" на голубом фоне, в основании которого - лепестки цветка белого лотоса.
    В верхней части герба - изображение древнего символа Дербен Ойратов - четыре скрепленных между собой круга".
    Хадак - белая ткань в виде шарфа - символ мира, добра, щедрости.
    Орнамент зег свидетельствует о нелегком кочевом образе жизни калмыков.
    Золотисто-желтый цвет - цвет вероисповедания народа, цвет богатства
    Голубой связан с синевой вечного неба.  
    Белый означает мирные взгляды калмыков.

V. Закрепление  знаний.

 - Давайте еще раз вспомним, на основании каких сведений создается изображение герба.

VI.        Практическая работа.

Учитель: Я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе «Герб будущей Калмыкии ».

       Каким будет наша республика, во многом зависит от вас, ведь вам в ней жить, строить новое и беречь то, что создано вашими отцами и дедами.

- Какой бы вы хотели видеть нашу республику в будущем?

       Для участия в конкурсе вам необходимо разделиться на  2 команды по 4  человека. Вы должны договориться о том, какой формы будет ваш герб. Выбрать цвет геральдических фигур, придумать или выбрать из древней символики негеральдические фигуры и составить композицию. В ней вы должны учитывать принцип симметрии и законы сочетания цветов. Помните, что контрастные цвета взаимно подчеркивают и выделяют друг друга.

Нельзя сочетать в композиции (накладывать друг на друга) цвета, лежащие рядом на цветовом круге. Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными, легко читаемыми и видны издалека.

Придумайте девиз, который наиболее отражает ваши взгляды на жизнь, цели и устремления.

-  А теперь приступим к работе.

Задания: (написано на доске)

  • Выбрать образ новой республики (оазис, искусства, спорта, науки и т.д.).
  • Определить и выбрать соответствующую образу символику.
  • Выбрать цвет геральдических фигур.
  • Распределить между членами команды выполнение элементов.
  • Составить композицию.

VII.        Защита выполненных работ.

VIII. Анализ выполненных работ.

 Подведение итогов, поздравление победителей.

IX Домашнее    задание:   подобрать  иллюстрационный материал с изображением европейской средневековой одежды и интерьера дворцов (например, Ш. Перро «Золушка», «Спящая красавица»)

Список  литературы:

1. Большая Российская Энциклопедия: В 30 т./ Председатель Научн. –   рек.совета Ю.С Осипов. Отв.ред.С.Л. Красвец. Т. « Россия».- М.: Большая Российская энциклопедия, 2004г.-1007.: ил.: карт.

2.   Василевсая Л.Ю Мировая художественная культура. М., 1996.

3.   Дмитриева Н.А Краткая история исскуств. М., 1988

4.  Журнал « Баир№ , Элиста,№ 4, 2006 .

5. Порохневская М.А. Изобразительное искусство. 5 класс. Поурочные планы по программе Неменского Б.М. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.

6.   Констерин Н.П Учебное рисование. М., 1980

7.  «Энциклопедия юного художника»- изд. Академия исскуств

8. «Юному художнику» Книга для чтения по истории исскуств- изд. Академия исскуств.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изобразительное искусство 5 класс Нидзиева Полина Ивановна, учитель ИЗО, МКОУ Кануковская средняя школа, имени С.Б Козаева» Сарпинский район,Республика Калмыкия- 2017 г ГЕРБЫ и ЭМБЛЕМЫ

Слайд 2

Эмблема ( греч. έμβλήμα ) — условное изображение идеи в рисунке и пластике, условный знак, которому присвоен тот или другой смысл.

Слайд 3

Эмблема Эмблемы должны быть непременно ясны и просты, зритель должен в них видеть то, что ему хотели сказать.

Слайд 4

Эмблема к 400-летию вхождения Калмыкии в состав России.

Слайд 5

Эмблемы земель — предшественники гербов одна и та же эмблема может быть изображена по-разному. Это значит, что эмблема служила лишь украшением, орнаментом. герб требует неизменяемости и строгих канонов.

Слайд 6

Герб - это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности рода, основные занятия и заслуги представителей рода перед государством

Слайд 7

Двуглавый орел у славян и на Востоке вообще означал старую как мир идею "охраны справа и слева, с той и другой стороны". Одновременно, "орел" воспринимался как знак самой высокой власти.

Слайд 8

Зачастую гербы — это настоящие произведения искусства. Искусство составления герба требует знания и соблюдения определённых правил : дуб, медведь означали силу; факел, раскрытая книга - знание; пчела - трудолюбие; лавр - славу; крылатый змей - зло, смуту; дракон - могущество; рука в перчатке - храбрость. золотой цвет - символ богатства и справедливости; серебро - символ невинности и чистоты; червленый (темно-красный) — символ любви, смелости; голубой - символ красоты и величия; зеленый - символ изобилия и надежды; пурпурный (красный с оттенком синего) - могущество; черный - мудрость и печаль.

Слайд 9

Форма гербового щита может быть такой: Поле щита принято делить следующим образом:

Слайд 10

Композиция герба обычно была симметрична. Самую важную информационную часть герба помещали в центр и называли щит. По сторонам щит поддерживают фигуры-щитодержатели - люди, птицы, звери. Герб украшает лента с девизом. Девиз - это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. Венчает герб корона.

Слайд 11

В прошлом у каждого российского города был свой герб. Он рассказывал о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях жителей. Рассказ вёлся на языке символов — сказочных и настоящих фигур и предметов, расположенных на гербе с особым смыслом.

Слайд 12

Изображение "Улан зала" и "Хадык" в круге золотисто-желтого цвета в обрамлении национального орнамента "зег" на голубом фоне, в основании которого - лепестки цветка белого лотоса. В верхней части герба - изображение древнего символа Дербен Ойратов - четыре скрепленных между собой круга". Хадык - белая ткань в виде шарфа - символ мира, добра, щедрости. Орнамент зег свидетельствует о нелегком кочевом образе жизни калмыков. Золотисто-желтый - цвет вероисповедания народа, цвет богатства Голубой связан с синевой вечного неба,. Белый означает мирные взгляды калмыков. Государственный герб Калмыкии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству «О чём рассказывают нам гербы и эмблемы» 5 класс.

Урок обобщает знания гербовой символики средневековья; познакомит учащихся с гербами древних городов, историей городов Астрахани и Волгограда. Развивает эстетический вкус, знакомит с закона...

Конспект урока в 5 классе. "О чем рассказывают гербы и эмблемы?"

Начиная урок по данной теме, внимательно посмотрим на нашу жизнь, которая состоит из множества знаков и символов. С символами ты встречаешься в жизни постоянно. К примеру, проходя мимо дома, на ...

Разработка урока "Гербы и эмблемы"

Разработка урока "Гербы и эмблемы"...

Сценарий урока по изобразительному искусству по теме: "О чём нам рассказывают гербы и эмблемы" 5 класс ФГОС по программе Б.М.Неменского

Сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусст...

Коспекты уроков "О чем рассказывают гербы и эмблемы"

Два конспекта к уроку для пятого класса по теме "Очем рассказывают гербы и эмблемы"...

"О чём нам рассказывают гербы и эмблемы". Разработка семейного герба. Технологическая карта урока.

quot;О чём нам рассказывают гербы и эмблемы". Разработка семейного герба.Технологическая карта урока....