Конспект урока по изобразительному искусству «О чём рассказывают нам гербы и эмблемы» 5 класс.
план-конспект урока (изобразительное искусство, 5 класс) по теме
Урок обобщает знания гербовой символики средневековья; познакомит учащихся с гербами древних городов, историей городов Астрахани и Волгограда.
Развивает эстетический вкус, знакомит с законами композиции и цветоведения.
Воспитывает чувство патриотизма, уважения к истории и традициям своей Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 27.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 5 классе.
Тема: «О чём рассказывают нам гербы и эмблемы».
Цель:
1. Обобщить знания гербовой символики гербовой символики средневековья; познакомить учащихся с гербами древних городов, историей городов Астрахани и Волгограда.
2. Развивать эстетический вкус, постигать законы композиции и цветоведения.
3. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории и традициям своей Родины.
I Организационный момент
II Введение в тему урока
(звучит фонограмма французской средневековой музыки)
Долины мрачны, и высоки горы,
Среди стремнин и пропастей глубоких.
С усильем и трудом проходит войско.
На много лье слышна французов поступь.
Недалеко уж до земли родной –
Владенья императора Гаскони.
На память им тогда приходят
И предки славные, и их феоды;
Невесты, жёны, ждущие их дома,
И каждый был тогда до слёз растроган.
«Готовятся на бой полки неверных.
Доспехи сарацинские надели
И сарагосские надели шлемы.
У них у всех мечи из стали вьенской,
А копья – валенсийского железа.
Взвились знамёна – алы, сини, белы.
Они с коней дорожных, с мулов слезли,
Взяв скакунов арабских им в замену.
День ясный, и сияет солнца свет;
В его лучах огнём доспехи.
И сотни труб военных загремели,
Их грозный звук до франков долетел…
А.Одоевский
Это было во времена прекрасных дам и доблестных рыцарей. Рыцарь без страха и упрёка должен быть смелым воином. Он должен постоянно заботится о приумножении своей славы: совершать подвиги, о которых узнаёт весь христианский мир. Настоящий рыцарь предан своему синвору и щедр со своими вассалами. Кроме этого, в обязанности рыцаря входило умение танцевать, сочинять стихи, играть на музыкальных инструментах, хранить верность избранной им даме сердца и, конечно же, участвовать в рыцарских турнирах.
Сообщение правил игры:
- На предыдущем уроке мы познакомились с понятиями «герб». Поговорили о гербах древних рыцарей и выполнили коллективную работу. Теперь каждая команда имеет свой герб, название и девиз.
Сегодня на уроке мы проведём «рыцарский турнир», в ходе которого обобщим знания гербовой символики, вспомним, как составляется композиция герба, познакомимся с гербами городов и узнаем кое-что новое из истории городов Астрахани и Волгограда. В конце урока мы вспомним коллективную работу, где обнаружили свои знания и умения в области композиции и цветочной гармонии. Оценивать ваши работы я буду с помощью вымпелов.
Красный – за полный ответ
Зелёный – за дополнение
Три зелёных вымпела – будут приравниваться к одному красному.
III Рыцарский турнир.
- Сначала каждая команда представит герб и защитит его.
Представители каждой команды выходят, объявляют название команды, рассказывают о символах герба, которые они выбрали, объясняют их назначение. Объясняют смысл девиза.
2. Анализ и оценка командных гербов.
3. Проверка знаний.
А сейчас я предлагаю вам вспомнить материал прошлого урока и ответить на вопросы.
1 вопрос Что такое герб?
(это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности рода, основные занятия и заслуги представителей рода перед государством)
2 вопрос Где и когда появились первые гербы?
(В Европе в середине века)
3 вопрос Кто такой герольд?
(Люди, изучающие гербы)
4 вопрос Где помещались изображения герба?
(На щите рыцаря и флаге, на мастерских и лавках)
5 вопрос Что такое гербовые платья?
(В XIV веке в городах Западной Европы знатные синьоры носили «гербовые платья» сочетание цвета на них подбиралось по цвету фамильного герба, платье украшалось фигурами, символами, эмблемами. Такое платье позволяло отличать одного синьора от другого и несло информацию о самом человеке).
6 вопрос Зачем нужен девиз?
(Это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря)
7 вопрос Как читать герб?
(Самую важную информацию часть герба помещали в центр и называли щит. По сторонам щит поддерживали фигуры – щитодержатели – люди, птицы, звери. Герб украшала лента с девизом)
8 вопрос Как составляют композицию герба?
(Композиция составлялась из негеральдических фигур – изображения человека, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, грифов, единорогов)
9 вопрос Какое значение имели такие условные изображения как:
дуб, медведь (сила)
факел, раскрытая книга (знания)
пчела (трудолюбие)
лавр (славу)
пальма (долговечность)
рука в перчатке (храбрость)
дельфин (сила)
собака (преданность)
10 вопрос Как подбирают цветовую гамму герба?
(Поверхность была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определённого цвета)
11 вопрос Что называют геральдическими фигурами?
(разноцветные поля поверхности герба)
12 вопрос Какое символическое значение имел выбранный цвет?
Золото – богатство и справедливость.
Серебро – невинность и чистота
Голубой – красота, величие
Зелёный – изобилие, надежда
Пурпурный – могущество
Чёрный – мудрость, печаль.
13 вопрос Что такое геральдика?
(Это наука и искусство составления гербов)
14 вопрос Можно ли в композиции сочетать цвета, лежащие рядом на цветовом круге?
(Нельзя сочетать рядом лежащие цвета)
Ответы оцениваются вымпелами.
IV Формирование новых знаний.
Свои гербы имеют города и государства. Герб города изображается на городских воротах и главных зданиях.
15 вопрос А где, по – вашему, изображаются государственные гербы?
(монеты, печать)
Герб города получал право на существование в том случае, если утверждался царём. Рисунок герба создавали опытные рисовальщики в геральдической конторе. Составляли его исходя из особенностей города, его истории, хозяйства, главных сооружении, животного и растительного мира вокруг города.
- А как же выглядели гербы древних русских городов?
Давайте послушаем представителей каждой команды. Они расскажут нам об истории герба самых древних городов России.
Ответ оценивается вымпелами.
В советские времена многие гербы были изменены, но сейчас старые русские города возрождают прежние изображения на своих гербах.
16 вопрос А знаете ли вы историю возникновения российского герба?
Двуглавый орёл пришёл к нам из Византии. В XV веке царь Иван III женился на последней византийской принцессе и принял византийский герб для Российской империи. В XVIII веке на щите герба расположился герб Москвы с изображением Георгия Победоносца – наиболее почитаемого на Руси.
А сейчас хочу обратить ваше внимание на герб города Астрахани.
Хан имя дал дочурке – Астра!
И по легенде важный хан
Назвать велел приказом властным
У моря ханство – Астрахан!
Из уст в уста легенда эта
В своей красе звучит порой.
Был хан, наверное, поэтом
С большой лирической душой.
Но жизнь меняется, однако,
Лишь неизменна нам земля.
И Астрахан стал с мягким знаком,
И все дороги у кремля.
Астраханское ханство было присоединено к России после двух успешных походов Ивана Грозного в 1550 х годах.
В 1717 году образована Астраханская губерния.
В. Бирюков
В 1785 году была создана Астраханская область в составе Кавказского намесничества.
В 1802 году губерния восстановлена, правда после выделения Кавказской губернии в Астраханской осталось всего четыре уезда: Енотаевский, Красноярский, Царевский, Черноярский.
В «Титульнике» царя Алексея Михайловича символом Астрахани была корона над саблей. Цвет щита поначалу мог быть различным, позже установился лазурный цвет щита.
Основательно титульный герб Царя Астраханского был утверждён 8 декабря 1856 года.
Титульный герб Астраханский должен был стать губернским гербом. Был даже разработан проект такого герба с губернским обрамлением: дубовым венком и императорской короной, но официального утверждения он не получил. Закон Астраханской области «О флаге и гербе Астраханской области» принят постановлением Государственной Думой Астраханской области от 13 декабря 2001 года. А.П. Гужвин подписал Закон 19 декабря.
Герб представляет собой четырёхугольный с закруглёнными краями и с заострённой конечностью щит. На лазуревом поле щита – золотая корона, украшенная жемчугом с зелёной подкладкой.
Митра увенчана золотым шариком с крестом. Под короной серебряный с золотой рукояткой меч. Щит увенчан царским венцом – Астраханской шапкой.
Теперь обратите внимание на герб города Волгограда. Ему 400 лет. Город имеет богатую героическую историю.
17 вопрос. А как же назывался Волгоград на заре своего существования?
(Царицын)
Царицын строился три раза: два он сгорал дотла, будучи деревянным, и был полностью разрушен во время второй мировой войны.
Первый герб был пожалован городу в XVIII веке: две стерляди на червленом поле.
18 вопрос С чем связано это изображение?
(Червлёный цвет символизирует смелость. А изображение стерлядей связано с основным промыслом – рыболовством)
В XIX веке Царицын был к Саратовской губернии, что изменило герб: в верхней части герба изображался герб Саратова (стерляди на синем фоне), а ниже герб г. Волгограда.
В начале XX века город превратился в промышленный культурный центр: 230 фабрик и заводов, рестораны, банки, гостиницы, магазины.
В 1913 году был пущен первый трамвай, город телефонизирован, установлены электрические фонари, открыты гимназии, 10 православных церквей, ремесленные училища, библиотеки, типографии, больницы.
С 1925 году город переименован в Сталинград.
В 1961 году – в Волгоград.
- Перед вами герб города.
19 вопрос Как вы думаете, почему на гербе изображены эти символы: шестерёнка, сноп, звезда?
(Это связано с машиностроением, (тракторным заводом) с выращиванием зерновых культур, а звезда – за героические подвиги народа во время ВОВ)
- Проходит время, всё меняется. Я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе «Герб города XXI века»
Какими будут наши города, во многом зависит от вас, ведь вам в них жить, строить новое и беречь то, что создано вашими отцами и дедами.
V Практическая работа.
Задание. Выбрать образ нового города (город – сад, город искусств, город спорта, город науки и т.д), и в соответствии с этими названиями изобразить композицию на щите.
Закрепление знаний.
- Давайте ещё раз вспомним, на основании каких сведений создаётся изображение герба того или иного города?
(Исходят их особенностей города, его истории, хозяйства, главных сооружений, животного и растительного мира вокруг города)
VII Анализ работ
а) по составлению выбранных символов;
б) правильности построения композиции;
в) сочетанию цветов в композиции.
Подведём итоги турнира.
Хочу поблагодарить участников обеих команд за мастерство, мужество, смекалку проявленные в бою. С успехом хочу заверить вас, что из вас получились бы настоящие рыцари. А также хочу наградить капитанов каждой команды.
За успехи, проявленные в бою, орденом II степени награждается капитан команды «Непобедимые» Андреев Евгений.
За успехи, проявленные в бою, орденом I степени награждается капитан команды «Смелый» Курбанов Саид.
Материалы: Бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры.
Герба России, герба г. Астрахани, г. Волгограда.
Музыкальный ряд: Французская средневековая музыка.
Домашнее задание: Подобрать иллюстрированный материал с изображением средневековой одежды и интерьера дворцов. Ш. Перро «Золушка», «Спящая красавица».
Е.В. Пчёлов «Государственные символы России: герб, флаг, гимн».
М.Острогорский «Русский государственный орёл».
А.А. Курбатов, 2005 г.
А.В. Малышкин, 2005 «Городские гербы Астраханской губернии».
В.К. Романовский «Символы Российской государственности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»
Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....
Конспект урока по изобразительному искусству "Изобразительное искусство в семье пластических искусств"
Знакомство с основными видами искусств....
Конспект урока по изобразительному искусству "Искусство Гжели" (5 класс)
Базовый учебник: УМК по программе «Изобразительное искусство» 5 кл. под руководством Б.М. Неменского.Тема урока: «Искусство Гжели»Цель урока:...
ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по изобразительному искусству во 2-м классе "Портрет кошки" ( II триместр ) Раздел: О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО
Целью данного урока является развиватие способности у детей воспринимать оттенки чувств и выражение их в практической работе....
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему « О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»
Конспект урока по изобразительному искусствув 5 классе на тему « О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»...
Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе по теме «Ты-архитектор», учителя изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа №1» города Гагарин, Марковой О.А.
Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе по теме «Ты-архитектор», учителя изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа №1» города Гагарин, Марковой О.А.В...
План-конспект урока по изобразительному искусству для 6 класса на тему: «Виды изобразительного искусства. Живопись. Натюрморт в графике. «Гризайль».
Конспект урока по предмету изобразительное искусство 6 класс....