Конспект урока в 5 классе. "О чем рассказывают гербы и эмблемы?"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Грудненко Надежда Алексеевна

 

Начиная урок по данной теме, внимательно посмотрим на нашу жизнь, которая состоит из множества знаков и символов. С символами ты встречаешься в жизни постоянно. К примеру, проходя мимо дома, на котором изображён красный крест, ты сразу понимаешь: это больница. На светофоре загорелся зелёный человечек — это означает, что путь для пешехода свободен. Идя по улице, ты наблюдаешь различные таблички, где изображены разные знаки, которые несут различную информацию. Всё это — знаки и символы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_gerby.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №8»

города Юрги.

Урок в 5-м классе по теме "О чём рассказывают гербы и эмблемы?"

Грудненко Надежда Алексеевна, учитель черчения, ИЗО

Юрга 2013 год

Цель урока: сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе. Познакомить учащихся с эмблемой ЮВАО и эмблемой микрорайона «Марьино». Научить читать герб, эмблему.

Презентация (слайды представлены отдельными картинками).

I. Вступление

подготовка учащихся к уроку

II. Основная часть

истоки геральдики

рождение гербов

основа герба (щит)

значение цвета и символов в гербах

составление собственного герба (практическая работа)

происхождение российского государственного герба

происхождение герба Москвы

герб ЮВАО и гербы микрорайонов

выполнение практического задания (завершение работы)

III. Заключительная часть

обсуждение выполненного задания учащимися

подведение итогов

Начиная урок по данной теме, внимательно посмотрим на нашу жизнь, которая состоит из множества знаков и символов. С символами ты встречаешься в жизни постоянно. К примеру, проходя мимо дома, на котором изображён красный крест, ты сразу понимаешь: это больница. На светофоре загорелся зелёный человечек — это означает, что путь для пешехода свободен. Идя по улице, ты наблюдаешь различные таблички, где изображены разные знаки, которые несут различную информацию. Всё это — знаки и символы.

Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества...

(слайд 1) Знак - это изображение, имеющее ТОЛЬКО ОДНО, лишь ему свойственное, узкоспециальное ЗНАЧЕНИЕ. Знак должен как можно лаконичнее и точнее передавать конкретную информацию: разрешение, запрещение, предупреждение, определенное указание...

(слайд 2) Символ — это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Это — условное обозначение какого-либо понятия. Символ не сводится как знак лишь к простому эквиваленту чего-либо, он имеет множество зачастую противоречивых значений и может быть понят лишь в контексте. Символ - это ключ, позволяющий проникнуть в область большую, чем он сам. Поэтому процесс расшифрования символа, "вживания" в него способствует разгадке структуры человеческой психики, а может быть, и строения самой души.

(слайд 3) - Расскажите историю возникновения знаков и символов.

Изобретение и использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. Он происходит из родового строя и особого миросозерцания, свойственного всем народам в первобытный период их истории. Они являются неотъемлемой частью оформления гербов. Яркое и красочное искусство геральдики развилось в мрачные времена упадка культуры и экономики, наступившего в Европе с гибелью Римской империи и утверждением христианской религии, когда возник феодализм и сложилась система наследственной аристократии. Несколько факторов способствовало появлению гербов. В первую очередь - феодализм и крестовые походы, но породил их уничтожающий и животворящий огонь войны.

Родовые знаки и символы называются тотемами; они - самые близкие родственники гербов. Термин "тотем" происходит из Северной Америки, и на языке индейцев оджибве слово "ототем" означает понятие "его род". Обычай тотемизма состоит в избрании родом или племенем какого-либо животного или растения в качестве прародителя и покровителя, от которого все члены племени ведут свое происхождение. Этот обычай существовал у древних народов, однако и в наши дни принят среди племен, ведущих первобытный образ жизни. У древних славян тоже были тотемы - священные животные, деревья, растения - от названий которых, как предполагается, происходят некоторые современные русские фамилии. Среди азиатских народов тюркского и монгольского происхождения существует аналогичный обычай "тамга". Тамга - это знак родовой принадлежности, изображение животного, птицы или оружия, принимаемого каждым племенем в качестве символа, который изображается на знаменах, эмблемах, выжигается на шкуре животных, и даже наносится на тело. У киргизов существует предание, что тамги были присвоены отдельным родам самим Чингисханом, вместе с "уранами" - боевыми кличами (которые использовались и европейскими рыцарями, из-за чего попали затем на гербы в виде девизов) Прообразы гербов - различные символические изображения, помещаемые на военные доспехи, знамена, перстни и личные вещи - применялись еще в древности.

В произведениях Гомера, Вергилия, Плиния и других античных авторов встречаются свидетельства использования таких знаков. И легендарные герои, и реальные исторические личности, например, цари и полководцы, часто имели личные эмблемы. Так, шлем Александра Македонского украшал морской конь (гиппокамп), шлем Ахиллеса - орёл, шлем царя Нумибии Масиниссы - пес, шлем римского императора Каракаллы - орел. Щиты также украшались разнообразными эмблемами, например, изображением отсеченной головы Медузы Горгоны. Но эти знаки использовались как украшение, произвольно менялись владельцами, не передавались по наследству и не подчинялись никаким правилам. Лишь некоторые эмблемы островов и городов античного мира использовались постоянно - на монетах, медалях и печатях. Эмблемой Афин была сова, Коринфа - Пегас, Самоса - павлин, острова Родос - роза. В этом уже можно усмотреть зачатки государственной геральдики. Большинство древних цивилизаций имело в своей культуре некоторые элементы геральдики, например систему печатей или штампов, которая в дальнейшем неразрывно будет связана с геральдикой. В Ассирии, Вавилонской империи и в древнем Египте печати использовались так же, как и в средневековой Европе - для удостоверения документов. Эти знаки выдавливались в глине, вырезались в камне и отпечатывались на папирусе. Уже в третьем тысячелетии до нашей эры существовал "герб" шумерских государств - орёл с львиной головой. Эмблемой Египта была змея, Армении - коронованный лев, Персии - орёл. Впоследствии орёл станет гербом Рима. "Гербом" Византии фактически был двуглавый орёл, заимствованный позднее некоторыми европейскими государствами, в том числе и Россией.Считается, что гербы появились в X веке, но выяснить точную дату сложно. Первые гербы, изображённые на печатях, приложенных к документам, относятся к XI веку. Древнейшие гербовые печати помещены на брачном договоре 1000 года, заключённом Санчо, инфантом Кастильским, с Вильгельминой, дочерью Гастона II, виконта Беарнского. Следует иметь в виду, что в эпоху поголовной неграмотности использование гербового знака для подписи и для обозначения собственности было для многих единственным способом заверить документ своим именем. Такой опознавательный знак был понятен и неграмотному человеку (вполне возможно, что гербы появились сначала на печатях, а уже затем на оружии и одежде).

- Что такое герб, эмблема? Слово «герб» происходит от немецкого Erbe, что значит наследство. Герб государственный, законодательно утверждённая, геральдически оформленная эмблема государства, символизирующая его в официальных ситуациях и на международной арене. Государственный герб является внешним признаком суверенитета и международного признания.

Эмблема (от греч. emblema – условное или символическое изображение какого-либо понятия, идеи. 1) Эмблема состоит из трех частей (надписи, рисунка, подписи), 2) В эмблеме текст и рисунок имеют равнозначные смыслы, скорее усиливая друг друга, чем дополняя. 3) Эмблема выражает некую общую идею, концепцию

Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые ставили на боевых щитах, а также на шлемах, флагах (штандартах) и попонах лошадей. Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Каждый знак, цвет в гербе имел определённое значение и символически рассказывал о том, кто этот человек, которому дозволено его носить. Герб был знаком чести рода. Именно в эпоху средневековья в Европе появились новое искусство и новая наука – геральдика, связанная с составлением гербов. Геральдические фигуры делят щит на несколько полей определённого цвета.

(слайд 4,5) Геральдика – это наука, которая объясняет расположение и цвет символов на гербах.

Рыцарь. Геральдические фигуры на щитах. Поскольку герб в основе своей есть атрибут рыцарства, геральдический щит - прежде всего щит конного рыцаря, и его форма изменялась вместе с развитием военного искусства. В XIV – XV веках в городах Западной Европы знатные синьоры носили так называемые «гербовые платья». Сочетание цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами-символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о самом человеке. (слайд 6) Основой герба является щит. В геральдике встречаются щиты самых разных форм - от простых до весьма замысловатых. Самой распространённой формой рыцарского щита в эпоху зарождения геральдики была треугольная, которая и стала основной. Но в разные исторические периоды появлялись и другие конфигурации. Сегодня форма щита может служить отправной точкой для экспертизы герба. Щит - это вооружение древнего воина.

 Для чего он был нужен воину? Щит нужен воину для защиты. Первоначально форма геральдических щитов повторяла форму боевых, реально существующих, и менялась вместе с развитием оружия. Но со временем в геральдике произошел отход от классических (правдоподобных) форм. Широкие возможности для фантазии художников открыло появление "bouche" - круглого выреза с правой стороны щита, служившего опорой для копья. Можно выделить по крайней мере девять основных форм геральдических щитов: варяжский, испанский, итальянский, французский, английский, византийский, немецкий, ромбический, квадратный. (слайд 7) Самым удобным с точки зрения свободного места является французский щит, предоставляющий, по сравнению со щитами более сложных форм, максимальную площадь для заполнения. Этот щит уже давно применяется в геральдике как основной. Он представляет собой прямоугольник с основанием, равным 8/9 высоты, с выступающим в средней нижней части остриём и закруглёнными нижними углами.

(слайд 8, 9) В большинстве случаев щит бывает разделён на несколько частей, каждая из которых называется полем. Это деление образуется раскраской щита несколькими тинктурами, вследствие чего и образуются геральдические фигуры - почётные и простые. Основных делений четыре: рассечение, пересечение, скошение справа и скошение слева. Эти деления могут сочетаться разнообразными способами. Вот основные варианты:

Рассеченный - производится перпендикулярной линией, опущенной из середины главы на основание. Пересеченный - производится прямой горизонтальной линией, соединяющей середины правой и левой сторон. Скошенный - производится диагональной линией из верхнего угла щита - если из правого, то получается скошение справа, если из левого - скошение слева.

Скошенный - слева. Существуют и другие формы щитов. Со временем в геральдике произошел отход от классических (правдоподобных) форм.

В геральдике используется семь цветов. Первоначально было только четыре цвета: красный – символ любви, смелости, великодушия; синий – символ красоты и величия, честности; черный – мудрости; белый - символ невинности и чистоты, благородства; но затем появились дополнительные цвета: зеленый – символ изобилия, желтый - символ богатства и справедливости; и пурпурный – могущество.

Желтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла, и как самостоятельные уже не использовались. Особым типом геральдических цветов являются меха - горностаевый и беличий. Ограничение набора цветов в геральдике продиктовано практическими соображениями. Герб служил, прежде всего военным опознавательным знаком, который должен был хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна была быть яркой и контрастной. Последний принцип зафиксирован в важном правиле, гласящим, что эмаль может наноситься только на металл, а металл только на эмаль (меха и натуральные цвета могут помещаться как на эмалях, так и на металлах). Возможно также, что в полевых условиях, когда требовалось нанести на щит изображение герба, доступны были лишь самые простые красители, дающие основные цвета. Кроме того, такая система легче всего поддается стандартизации.

негеральдические фигуры в украшении гербов, имеющих условно-изобразительный характер: естественные (человек, животные, растения, явления природы, планеты, звезды), искусственные, созданных самим человеком (постройки, оружие, корабли, атрибуты охоты и войны, предметы быта, орудия труда), а также фантастические (единорог, дракон, гриф, сказочные птицы).

(слайд 10) Каждое условное изображение имело своё значение: коронованный лев – символ силы и власти, мужества и благородства; дуб, медведь - сила; факел, раскрытая книга – знание; пчела – трудолюбие; лавр – слава; крылатый змей – зло, смута; дракон – могущество; рука – храбрость.

- О чём может рассказать герб, эмблема?

В прошлом у каждого российского города был свой герб. Он рассказывал о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях жителей. Рассказ вёлся на языке символов — сказочных и настоящих фигур и предметов, расположенных на гербе с особым смыслом.

И сейчас почти у каждого города, как и у каждого государства, есть свой отличительный знак — свой герб. Герб изображается на флагах, монетах, печатях, государственных и официальных документах.

Герб отражает:

историю

географическое положение

традиции

занятия его жителей.

Практическое задание

Создать проект:

собственного герба;

герба своей семьи;

своей школы;

своего класса

Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей, фломастеры.

1 урок: Выбрать форму щита, его деление и цветовую гамму (геральдические фигуры)

(слайд 11) - Знаете ли вы герб России, Москвы, округа и микрорайона где проживаете?

«Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона». Символом императорской власти в Византии служил двуглавый орёл. Одна его голова была обращена на запад, где находился Рим, а другая – на Восток – в сторону Константинополя. Над двуглавым орлом красовалась корона императора Аркадия, первого византийского императора. Двуглавый орёл пришёл в Россию на правах престолонаследия – через брак Ивана III Васильевича с наследницей византийского престола царевной Софьей Палеолог, племянницей последнего императора Византии Константина XI.

(слайд 12) Двуглавый орёл имеет древнюю историю. Это символ явно восточного происхождения. Древнейшее его изображение находится на развалинах близ туркменской деревни Уэйюк - в области древней Каппадокии, на границе Ассирии. Развалины относятся к эпохе мидийского царя Киаксара (635-596 гг. д. н.э.). Одноглавый орёл уже тогда служил у персов символом верховной власти, что позволяет сделать предположение, что двуглавый орёл символизировал соединение Мидийского царства с Ассирийским, произошедшее в 598 году до нашей эры. Появление двуглавого орла в древнем Риме связано с Константином Великим (306-337) или Юстинианом I (527-565), когда объединились под одним скипетром обе империи - Восточная и Западная, использовавшие в качестве эмблем одноглавых орлов. Древнейшее изображение двуглавого орла в Европе найдено на мраморной плите в Ксиропотамском монастыре в Афоне основанном императрицей Пульхерией между 451 и 453 годом. Восточно-Римская империя до своего падения имела эмблему в виде чёрного двуглавого орла с красными глазами и языками, и золотыми клювами и лапами. Затем он появляется на гербах государств, считающих себя преемниками Рима, например, на гербе Священной Римской империи Германской нации, а также на гербах фамилий, произошедших от византийских императоров или соединённых с ними брачными узами. Первая версия утверждает, что Иван III делает государственной эмблемой двуглавого орла в знак преемственности высшей власти, воспринятой московскими государями от Рима и Византии (Москва - Третий Рим) после брака в 1472 году с племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога Зоей (Софьей). Древнейшее изображение такого орла в России находится на троне, привезённом Софьей. Он изображён с опущенными крыльями и увенчан двумя коронами. Двуглавый орёл изображён на печатях, приложенных к договорам с германским императором Максимилианом I (1459-1519). На некоторых печатях Лжедмитрия I (157?-1606) западноевропейской работы у орла крылья подняты. В дальнейшем облик орла неоднократно меняется. Но некоторые аспекты позволяют усомниться в этой версии. Считалось, что с женитьбой Ивана на Софье изменились в сторону византийских обычаи московского двора: византийская принцесса якобы сообщила Ивану III более высокие представления о его власти, внешне выразившиеся в увеличении придворной пышности, введении сложных церемоний и между прочим - в принятии "византийского герба". Но есть основания считать, что двуглавый орёл не был "византийским гербом". Вероятно, двуглавый орёл не имел отношения к внешнему оформлению верховной власти в Византии, так как его изображение отсутствует на византийских монетах, печатях, надгробиях, на щитах или одежде императорской охраны и везде в тех местах, где он, будучи символом государства, обязательно должен был бы изображаться. И, хотя за образец для печати было взято, скорее всего, византийское изображение двуглавого орла, смысл этой эмблемы Иван III воспринял не с Востока, а с Запада. В соответствии со второй версией, Иван III поместил двуглавого орла на государственную печать в знак своих императорских притязаний. В отличие от Византии, в Западной Европе двуглавый орёл стал символом высшей власти, так как изображался на монетах и печатях правителей, причём одноглавый орёл символизировал королевскую власть, а двуглавый - императорскую. В XIII в. изображение двуглавого орла широко распространилось в Западной Европе и проникло в южнославянские страны, которые, в частности Сербия, использовали его в качестве государственной эмблемы. Вероятно, Русь, восстановившая после свержения татарского ига связи с балканскими странами и испытавшее так называемое "второе южнославянское влияние", восприняла из Сербии западноевропейскую традицию использования восковых печатей вместо металлических булл, а также тип оформления печатей и иконографию. Этим же путём и двуглавый орёл мог проникнуть на Русь, где его изображение (или нечто напоминающее его) встречается на русских монетах XIV в. - в частности, на монетах тверского князя Михаила Борисовича (1461-1468) и медных разменных монетах московских князей Василия II, Ивана III и т.д. С принятием Конституции РСФСР 10.7.1918 г. введен новый государственный герб — герб РСФСР: изображение серпа и молота на фоне земного шара в окружении колосьев, перевитых лентой с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на нескольких языках. Позднее рисунки гербов РСФСР и СССР менялись. "Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на языках союзных республик: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Наверху герба имеется пятиконечная звезда". 1936 г.

Серп и молот в гербе символизировали нерушимый союз рабочих и крестьян, красный цвет - революцию, творческое созидание, борьбу; солнце - благородную цель построения коммунизма; венок пшеницы - мирный созидательный труд и благополучие державы; девиз - верность марксистскому учению. «Государственный герб Российской Советской Федеративной Социалистической Республики представляет собой изображение серпа и молота на красном фоне в лучах солнца и в обрамлении колосьев с надписью: "РСФСР" и "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" В верхней части герба - пятиконечная звезда." 1978 г.

(слайд 13) Рассказывают: в одном царстве-государстве поселился в озере огромный змей. Каждый день жители царства должны были отдавать ему на съедение одного ребёнка. Он съел всех маленьких детей и потребовал царскую дочь. И тут на помощь жителям явился всадник на белом коне с копьём в руках и пронзил чудище. Конь растоптал змея… Этим всадником был святой воин Георгий Победоносец

(слайд 14) В дореволюционной России у всех губерний, областей. Городов, градоначальств, посадов и крепостей были гербы Они рассказывают о красоте и богатстве родной земли, о ратных и трудовых подвигах народа. Отражены в них древние сказания, легенды. Изображение всадника, поражающего дракона, восторжествовало только тогда, когда явственно определилась победа Москвы над Золотой ордой, была преодолена государственная раздробленность. Впоследствии всадник ассоциировался с Георгием Победоносцем. В 1730 году эта эмблема была официально утверждена как московский герб. Описание герба, 8 декабря 1856 г.: «В червлёном щите святой Великомученик и Победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряной тканью с золотой бахромою, коне, поражающий золотого, с зелёными крыльями, дракона, золотым с осьмиконечным крестом наверху копьём. Щит увенчан Императорскою короною и окружён золотыми дубовыми листьями, соединёнными Андреевскою лентою». Герб Москвы «читаем»: цвет красный – символ мужества, неустрашимости; голубой – символ красоты и величия; потом фигуру: всадник с копьём, или святой «ездец», - это Георгий Победоносец.

(слайд 15, 16) Гербовая эмблема Юго-Восточного округа: Щит московской формы пересечён. В верхнем золотом поле три зелёных дерева. В нижнем зелёном после перекрещенный золотой молот, обращённый в них, и золотой речной якорь. Щит наложен на красный, мурованный золотом фигурный зубец стены Московского кремля. Над зубцом золотая лента с надписью красными буквами «МОСКВА». Щитодержатели: справа – золотой конь, слева – золотой грифон, стоящие на гроте Лефортовского парка натурального цвета. Грот обвит золотой лентой с надписью красными буквами «ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ ОКРУГ». Зелёное поле, конь и грифон указывают на главную историко-культурную достопримечательность – усадьбу Кузьминки, имеющую общероссийское значение. Скульптуры коней у музыкального павильона конного двора работы П.К. Клода и грифонов у ворот красного двора являются одними из наиболее известных украшений усадьбы кузьминки. Конь также символизирует конноспортивную базу в парке Кузьминки-Люблино. Три зелёных дерева символизируют находящийся в округе рынок «Садовод», а также указывают на постоянную работу по озеленению территории округа. Молот символизирует промышленное развитие округа, занимающего первое место в Москве по промышленному потенциалу. Якорь символизирует размещение на территории округа Южного порта. Грот Лефортовского парка символизирует историческую Немецкую слободу, богатую историческими и архитектурными памятниками.

(слайд 17) В 2-х вариантах гербовой эмблемы района «Марьино» основной акцент делается на запоминающемся архитектурном облике места. В единую композицию объединены Храм иконы Божией матери «Утоли мои печали» и три высотных жилых дома, придающих своеобразный колорит всему участку района около метро «Марьино». Марьинский храм, который является достопримечательностью района, символизирует собой историческую память о Николо-Перервинском монастыре и новое возрождение русских православных традиций. Окружение храма современными зданиями, помимо запоминающегося архитектурного сочетания, символизирует преемственность традиций и современности. В нижнем секторе гербовой эмблемы дано стилизованное изображение Москвы-реки, являющейся естественной границей района с юга. Изображение реки отражает также исторические сведения о появлении названия Перерва (XV век) – прорыва во время весеннего паводка вод Москвы-реки по новому руслу. Таким образом, Москва-река способствовала появлению исторических названий – топономики района. Символ летящей птицы связан с существовавшим на этом месте орнитологическим центром, известным крупным гнездованием розовой чайки. Общая цветовая гамма эмблемы: зелёный, синий, жёлтый. Зелёный и синий отражают исторические природные характеристики – луга Перервинские, воды Москвы-реки и низинные болотца, а также современность – парк имени 850-летия Москвы на берегу Москвы-реки. Жёлтый – фактически насыпной грунт, который завозили в Марьино при строительстве района.

- Что означает выражение «прочитать герб»? Прочитать герб – это значит рассказать о значении цвета и используемых символах.

- Что вам известно об истории появления двуглавого орла на российской символике?

Двуглавый орёл имеет древнюю историю. Символом императорской власти в Византии служил двуглавый орёл. Одна его голова была обращена на запад, где находился Рим, а другая – на Восток – в сторону Константинополя. Над двуглавым орлом красовалась корона императора Аркадия, первого византийского императора. Двуглавый орёл пришёл в Россию на правах престолонаследия – через брак Ивана III Васильевича с наследницей византийского престола царевной Софьей Палеолог, племянницей последнего императора Византии Константина XI.

- Что означают короны в гербе России? Центральная корона – законодательная власть, две другие короны – судебную и исполнительную власти

- В чём существенные различия между гербами Российской империи и Российской Федерации? (слайд 18)

2, 3 уроки: Выполнение негеральдических фигур своего герба и выставка выполненных работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "О чём рассказывают гербы" (ФГОС)

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "О чём рассказывают гербы" по программе Б.М.Неменского....

технологическая карта урока-путешествия 5 класс "О чём рассказывают гербы и эмблемы"

Конспект и дидактические материалы к уроку по теме: "О чём рассказывают гербы и эмблемы"...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Урок в 5 классе. О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям.

Презентация для учащихся 5 классов. "О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям"....

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...

Конспект урока 11 класс обществознание. Урок разработан по технологии проблемное обучение. Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».

Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».Цель: сформировать у учащихся понятие о демографической ситуации в России, об основных тенденциях разв...