Методическая разработка урока ИЗО в 5 классе по теме "Русский народный костюм"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Методическая разработка урока ИЗО в 5 классе по теме "Русский народный костюм".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._russkiy_narodnyy_kostyum._konspekt_k_uroku.docx | 24.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе
на тему:
«Русский народный костюм»
Урок разработан учителем изобразительного искусства
Балыш Тамарой Евгеньевной
МБОУ СОШ г. Мамоново Калининградской области
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА
- Познакомить учащихся с русским народным костюмом, его особенностями;
- Познакомить учащихся с видами и символическим значением народного праздничного костюма;
- Воспитывать интерес к народной культуре;
- Развивать творческую активность и мышление;
- Учить применять полученные знания на практике.
ОБОРУДОВАНИЕ
Методическое обеспечение занятия: Мультимедийная презентация «Русский народный костюм»
ТСО: ноутбук, проектор.
Наглядные пособия: готовые образцы картин с весенним пейзажем.
Материалы: карандаши и ластики; листы, кисти и гуашь; палитра; баночки для воды; салфетки для вытирания кисточек, палитры и банок; клеенка на стол.
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент.
- Вводная беседа учителя (работа с презентацией).
- Разминка.
- Практическая работа.
- Итог урока.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2. Вводная беседа учителя. Работа с презентацией.
Слайд 1. Сегодня мы познакомимся с произведениями материальной культуры русского народа – русским народным костюмом. А как вы думаете для чего нам нужно изучать старинную одежду?
Слайд 2. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои особенности в одежде. Условия исторического развития, начиная с XII — XIII вв., определили наиболее характерное разделение форм русского костюма на северный и южный. Начиная с XVIII в. Север оказался в стороне от развивающихся промышленных центров, где активно протекала внешняя торговля, и поэтому сохранил целостность народного быта и культуры. Именно поэтому в русском костюме Севера национальные черты находят свое глубокое отражение и не испытывают иноземных влияний. Южный русский костюм (Рязань, Тула, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орел, Курск, Калуга и др.) гораздо более разнообразен по формам одежды. Многократные переселения жителей из-за набегов кочевников, влияние соседних народов (украинцев, белорусов, народов Поволжья) обусловили более частую смену форм одежды и многообразие ее видов.
Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села.
Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.
Слайд 3. Рассмотрим мужской праздничный костюм.
Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и подвязывалась поясом. Шили её из белой, синей, красной ткани.
Частью костюма были штаны (порты). Они заправлялись в сапоги или обёртывались онучами. На голове грёшневик— широко распространенный убор из валяной шерсти. Иногда его украшали лентами и цветами. Наконец, обувь. Мы привыкли к мысли, что в деревне все ходили в лаптях. А ведь их носили преимущественно в центральночерноземных губерниях, где сильнее сказалось крепостное право. В праздники же надевали обувь кожаную — сапоги, полусапожки, башмаки.
Слайд 4. Женский костюм был намного сложнее и многослойнее.
Основа женского костюма – рубаха. Вышивка на рубахе не только украшала, но и оберегала женщину. В центральных и северных районах России женщины на праздники одевали сарафан. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали узорной полоской.. А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс. Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник. Передник щедро украшался вышивкой. Большое внимание уделялось головным уборам. Для женщин разного возраста были разные уборы: косник, кика, кокошник. На ногах так же, в зависимости от места жительства или назначения, лапти или кожаная обувь.
Слайд 5. Орнамент, цвета.
Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.
Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов..
Слайд 6. Народные костюмы с малиновыми розами и ярко-зелеными листьями на черном или красном фоне мы находим в картинах Малявина, Архипова, Кустодиева, отражающих яркое национальное своеобразие русской народной жизни этого времени.
3. Разминка.
Слайд 7.
1. Исходное положение – стоя, руки на поясе. Круговое вращение головой в обе стороны поочередно по 5 раз. Повторить 2 раза.
2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно.
3. Исходное положение – сидя. Поднять руки вверх. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.
4. Практическая работа.
Слайд 8. (На протяжении работы тихим фоном звучит русская народная музыка).
Нарисовать русский народный костюм, на основе полученных знаний.
- Итог урока.
Выставление оценок. Домашнее задание: дорисовать работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5класс. «Красота народного костюма»
Учебная программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе примерной программы по...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...
Методическая разработка урока по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни".
Методическая азработка для 5 класса. Урок формирует понятия у детей о символах древних образов. Знакомит учащихся с преданиями русского народа о древе жизни. Формирует общекультурную...
Методическая разработка урока "Моделирование современной одежды по мотивам народного кроя"
Урок разработан и проведен с обучающимися 7-8 классов в рамах Городского Фестиваля "Времен связующая нить: урок в школьном музее»...
Разработка урока литературы 5 класс. Тема: «Устное народное творчество.»
Разработка урока литературы 5 класс.Тема: «Устное народное творчество.» Образовательная технология: проектное обучение.Цели: формировать представление о фольклоре как коллективн...
Методическая разработка урока в 5 классе "Народный праздничный костюм"
Предлагаю вашему вниманию перезнтацию по заданной теме и технологическую карту урока , разработанные в соответствии с нормативами ФГОС. УМК под редакцией БМ. Неменского. Должна отметить, что уро...
«Лучшая методическая разработка урока в совмещенных классах в малокомплектной школе: Формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности» «Русский язык» 3 - 4 класс
Пояснительная запискаПроблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. Необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для адаптации в социуме, ...