Методическая разработка урока ИЗО в 5 классе по теме "Русский народный костюм"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Балыш Тамара Евгеньевна

Методическая разработка урока ИЗО в 5 классе по теме "Русский народный костюм". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._russkiy_narodnyy_kostyum._konspekt_k_uroku.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе

на тему:

 «Русский народный костюм»

Урок разработан учителем изобразительного искусства

 Балыш Тамарой Евгеньевной

МБОУ СОШ г. Мамоново Калининградской области

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА

- Познакомить учащихся с русским народным костюмом, его особенностями;

- Познакомить учащихся с видами и символическим значением народного праздничного костюма;

- Воспитывать интерес к народной культуре;

- Развивать творческую активность и мышление;

- Учить применять полученные знания на практике.

ОБОРУДОВАНИЕ

Методическое обеспечение занятия: Мультимедийная презентация «Русский народный костюм»

ТСО: ноутбук, проектор.

Наглядные пособия: готовые образцы картин с весенним пейзажем.

Материалы: карандаши и ластики; листы, кисти и гуашь; палитра; баночки для воды; салфетки для вытирания кисточек, палитры и банок; клеенка на стол.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент.        
  2. Вводная  беседа учителя (работа с презентацией).
  3. Разминка.
  4. Практическая работа.
  5.        Итог урока.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.  

2. Вводная  беседа учителя. Работа с презентацией.

Слайд 1.        Сегодня мы познакомимся с произведениями материальной культуры русского народа – русским народным костюмом. А как вы думаете для чего нам нужно изучать старинную одежду?

Слайд 2.         В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои особенности  в одежде. Условия исторического развития, начиная с XII — XIII вв., определили наиболее характерное разделение форм русского костюма на северный и южный. Начиная с XVIII в. Север оказался в стороне от развивающихся промышленных центров, где активно протекала внешняя торговля, и поэтому сохранил целостность народного быта и культуры. Именно поэтому в русском костюме Севера национальные черты находят свое глубокое отражение и не испытывают иноземных влияний. Южный русский костюм (Рязань, Тула, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орел, Курск, Калуга и др.) гораздо более разнообразен по формам одежды. Многократные переселения жителей из-за набегов кочевников, влияние соседних народов (украинцев, белорусов, народов Поволжья) обусловили более частую смену форм одежды и многообразие ее видов.

Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села.

Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.

Слайд 3.         Рассмотрим мужской праздничный костюм.

Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и подвязывалась поясом. Шили её из белой, синей, красной ткани.

Частью костюма были штаны (порты). Они заправлялись в сапоги или обёртывались онучами.         На голове грёшневик— широко распространенный убор из валяной шерсти. Иногда его украшали лентами и цветами. Наконец, обувь. Мы привыкли к мысли, что в деревне все ходили в лаптях. А ведь их носили преимущественно в центральночерноземных губерниях, где сильнее сказалось крепостное право. В праздники же надевали обувь кожаную — сапоги, полусапожки, башмаки.

Слайд 4.         Женский костюм был намного сложнее и многослойнее.

Основа женского костюма – рубаха. Вышивка на рубахе не только украшала, но и оберегала женщину. В центральных и северных районах  России женщины на праздники одевали сарафан. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали узорной полоской.. А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс. Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник. Передник щедро украшался вышивкой. Большое внимание уделялось головным уборам. Для женщин разного возраста были разные уборы: косник, кика, кокошник. На ногах так же, в зависимости от места жительства или назначения, лапти или кожаная обувь.

Слайд 5.         Орнамент, цвета.

Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.

Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов..

 Слайд 6.        Народные костюмы с малиновыми розами и ярко-зелеными листьями на черном или красном фоне мы находим в картинах Малявина, Архипова, Кустодиева, отражающих яркое национальное своеобразие русской народной жизни этого времени.        

3. Разминка.

 Слайд 7.

1. Исходное положение – стоя, руки на поясе. Круговое вращение головой в обе стороны поочередно по 5 раз. Повторить 2 раза.

2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно.

3. Исходное положение – сидя. Поднять руки вверх. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.

4. Практическая работа.

Слайд 8. (На протяжении работы тихим фоном звучит русская народная музыка).

Нарисовать русский народный костюм, на основе полученных знаний.

  1. Итог урока. 

Выставление оценок. Домашнее задание: дорисовать работу.

Балыш Т.Е., учитель ИЗО МБОУ СОШ г. Мамоново Калининградской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5класс. «Красота народного костюма»

Учебная  программа  по  изобразительному  искусству  для  5-7  классов  составлена  на  основе  примерной  программы  по...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическая разработка урока по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни".

Методическая азработка для 5 класса. Урок  формирует  понятия у детей о  символах древних образов. Знакомит учащихся с преданиями русского народа о древе жизни. Формирует общекультурную...

Методическая разработка урока "Моделирование современной одежды по мотивам народного кроя"

Урок разработан и проведен с обучающимися 7-8 классов в рамах Городского Фестиваля "Времен связующая нить: урок в школьном музее»...

Разработка урока литературы 5 класс. Тема: «Устное народное творчество.»

Разработка урока литературы 5 класс.Тема: «Устное народное творчество.» Образовательная технология: проектное обучение.Цели: формировать представление о фольклоре как коллективн...

Методическая разработка урока в 5 классе "Народный праздничный костюм"

Предлагаю вашему вниманию перезнтацию по заданной теме и технологическую карту урока , разработанные  в соответствии с нормативами ФГОС. УМК под редакцией БМ. Неменского. Должна отметить, что уро...

«Лучшая методическая разработка урока в совмещенных классах в малокомплектной школе: Формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности» «Русский язык» 3 - 4 класс

Пояснительная запискаПроблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. Необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для адаптации в социуме, ...