Разработка урока литературы 5 класс. Тема: «Устное народное творчество.»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Манянина Нина Алексеевна

 Разработка урока литературы 5 класс.

Тема: «Устное народное творчество.»

 Образовательная технология: проектное обучение.

Цели: формировать представление о фольклоре как коллективном устном народном творчестве, об исполнителях фольклорных произведений; показать вариативную природу фольклора; развивать деятельность уч-ся.

Планируемые результаты:

Предметные: знание понятия «фольклор», основных особенностей фольклора; причины возникновения жанров фольклора.

Метапредметные УУД:

Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.

Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_literatury_5_klass.docx913.85 КБ

Предварительный просмотр:

 Разработка урока литературы 5 класс.

Тема: «Устное народное творчество.»

 Образовательная технология: проектное обучение.

Цели: формировать представление о фольклоре как коллективном устном народном творчестве, об исполнителях фольклорных произведений; показать вариативную природу фольклора; развивать деятельность уч-ся.

Планируемые результаты:

Предметные: знание понятия «фольклор», основных особенностей фольклора; причины возникновения жанров фольклора.

Метапредметные УУД:

Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.

Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель:

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.

Ваши ушки на макушке, глазки широко раскрыты.

Слушайте, запоминайте,

Ни минуты не теряйте!

Улыбнулись друг другу,

Пожелали мысленно удачи.

Приветствие. В этот хмурый осенний день я хочу пожелать вам радостного настроения. А оно придет к вам тогда, когда вы сделаете много доброго, полезного и узнаете много нового. Этому мы и посвятим наш сегодняшний урок литературы.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Учитель. На предыдущих уроках вы времени даром тоже не теряли. Вспомните, как много древнегреческих и древнеславянских мифов мы узнали, иллюстрировали мифы, пересказывали, составляли кроссворды.

- Стоит ли, по-вашему, изучать мифы своего народа? Почему? Обоснуйте свой ответ.

ВЫВОД. У того, кто не знает прошлого своего народа, нет настоящего и не будет будущего.

Введение в тему. Интрига.

Учитель. Мы часто употребляем на уроках такое выражение: «Кто ни о чём не спрашивает, тот ничему не научится». Но сегодня не вы будете спрашивать друг у друга, а я хочу спросить у вас, знаете ли вы ответы на следующие вопросы:

- Что на свете слаще всего?

- Кто на себе дом носит?

- Ты, да я, да мы с тобой. Много ли нас?

- Без чего человеку жить нельзя?

Вы молодцы. Умеете не только спрашивать, но и умно, толково отвечать. А догадались ли вы, как называются мои вопросы? Правильно, это загадки. Вот мы и разгадали интригу. Как вы думаете, чему посвящен будет наш сегодняшний урок? Правильно, устному народному творчеству.

- Какова задача нашего урока?

Работа по теме урока.

Знакомство с понятием «ФОЛЬКЛОР».

«Учение без размышления бесполезно» (Конфуций). Поразмышляем?

Произведения УНТ знакомы нам с самых первых дней жизни.

- Какие виды УНТ вы знаете?

Это колыбельные песни, пестушки, которые напевают малышам мамы и бабушки уже много столетий, приговорки и потешки (ладушки). Подрастая, дети любят слушать сказки, разгадывать загадки, рассказывать небылицы, скороговорки. В речи каждого человека можно услышать пословицы и поговорки. (ПРИМЕР). Всё это – произведения УНТ, или ФОЛЬКЛОРА. Слово «фольклор» в переводе с английского означает «Народная мудрость». Понимают это слово по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство: танцы, музыку, плетение кружев, вышивание, резьбу по дереву, лаковую миниатюру и т. д.). Более узкое значение слова – устная словесность, устное поэтическое творчество. Мы будем рассматривать фольклор именно в этом значении.

Составление КЛАСТЕРА

СВОЙСТВА ФОЛЬКЛОРА

Важнейшие особенности Ф. – коллективность, устная форма бытования, традиционность. Фольклорные произведения передаются из поколения в поколение, передавая традиции народа. Автором их можно считать весь народ.

2. Понятие «Малые жанры фольклора» - загадки, скороговорки, пословицы, поговорки; лаконичны, ритмичны, легко запоминаются.

Вариативность фольклора – сказки (зависит от лексического запаса, воображения, речи рассказчика).

Привязанность к определённой ситуации.

Люди, сочинявшие фольклорные произведения, есть у всех народов (русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские акыны, кавказские ашуги, французские трубадуры).

Произведения УНТ, например, сказка, должна сказываться, как песня поётся.

Закрепление.

- Что называется фольклором?

Учебная проблема:

- Я считаю, что в наш компьютерный век произведения УНТ не нужны. Убедите меня в обратном.

VI. Блиц – турнир по сказкам.

Что делили мужик с медведем на вершки и корешки?

Какие птицы помогали Бабе-Яге украсть Иванушку?

Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал конь?

Какой новый вид транспорта изобрёл Емеля?

Какую пословицу повторяют герои перед трудным заданием?

Что обычно произносит Баба-Яга, когда кто-нибудь приходит к ней в гости?

Назовите магическое число в русских сказках.

Какой новый способ рыбалки изобрела Лиса?

Какие реки текут в сказках?

Где живёт сказочный царь?

Подведение итогов урока (рефлексия)

- Почему в глубокой древности люди сочиняли сказки, загадки, пословицы? (так выражалось представление людей о жизни)

- Почему Ф. является неиссякаемым источником истинной мудрости?

VIII. Домашнее задание. Стр. 45(Задания 1 – 5); прочитать сказку «Горшеня»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Контрольная работа №1 по темам "Устное народное творчество. Древнерусская литература. Литература 18 века" для 5 класса по учебнику В.Я.Коровиной

Контрольная работа по темам "Устное народное творчество. Древнерусская литература. Литература 18 века" может быть использована в качестве проверки знаний учащихся, полученных в результате изучения дан...

Урок-праздник по теме «Устное народное творчество».«Серебряное донце, золотое веретёнце».

Урок-праздник по теме «Устное народное творчество». «Серебряное донце, золотое веретёнце». Цель:1)проверка полученных знаний по теме «Устное народное творчество», 2) закрепление навыков выразительн...

Урок литературы в музее "Устное народное творчество"

Музейный урок помогает учащимся увидеть и осознать красоту и неповторимость народного творчества  как основного источника для развития культуры и искусства русского народа, способствует воспитани...

Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме: "Устное народное творчество. Предания."

Презентация предназначена для показа во время прохождения темы по литературе в 7 классе "УНТ. Предания"...

Контрольная работа по литературе 7 класс. Тема: "Устное народное творчество"

Материал проверяет усвоение темы "Устное народное творчество". Контрольная работа состоит из 2 блоков:I.  Задания, направленные на проверку теоретических знанийII. Задания на проверку у...