Методическая разработка урока по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни".
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Методическая азработка для 5 класса. Урок формирует понятия у детей о символах древних образов. Знакомит учащихся с преданиями русского народа о древе жизни. Формирует общекультурную,учебно-познавательную, информационную компетенцию учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_nasonova.docx | 42.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 5-м классе.
Тема урока: «Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"
Учитель: Насонова Наталья Анатольевна.
Цели урока: формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;
Задачи:
Образовательная: Повторить символы древних образов. Познакомить учащихся с преданиями русского народа о древе жизни. Формировать графические навыки изображения животных и растений. Совершенствовать способности образного мышления и представления, выделять общее и различное.
Развивающая: Развивать творческие способности. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ.
Воспитательная: Воспитывать уважение к русской народной культуре, через знакомство с преданиями русского народа. Воспитывать взаимную вежливость, аккуратность, внимание, дисциплину.
Оборудование:
Для учащихся: лист бумаги А3 , лист А4 гелевая ручка черного цвета, карандаш простой, ластик.
Для учителя: мультимедийная презентация, компьютер, экран, простой карандаш, стерка, гелевая ручка черного цвета. Памятки с видами штриховки.
- Организационный момент.
Проверка готовности детей к уроку. Приветствие.
- Актуализация знаний.
- Вводная беседа.
Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, и защититься от злых.
-Давайте, ребята, вспомним символы древних образов. Слайд 2,3.
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. А делал он это при помощи искусства. Из отдельных элементов и их сочетаний выстраивался узор. Слайд 4.
Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного искусства. Слайд 5.
Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов, влажную в виде волнистой линии. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в
виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.
Слайд 6.
В древности, люди связывали воду с хаосом, с рождением (плетение волн), с речью, с веткой, с женскими волосами (они подобны дождю). Вода является источником жизни. В древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну.
Слайд 7.
В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье “жаворонки”. Птицы символизировали свет, тепло.
Слайд 8.
Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.
Слайд 9.
Женская фигура (берегиня) – это божество, выражающее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”. Этот образ переходит в древо жизни – то из тела женщины бегут молодые побеги, то голова ее украшена венком из цветов, то в руках она держит птиц или солнце.
Слайд 10,11.
Мировое древо - олицетворяет в себе единство всего мира. Это своеобразная модель вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место. Это также посредник между мирами — своеобразная дорога, мост, лестница. О древе жизни в мире создано множество легенд, сказок, этот символ нашёл отображение в орнаментике многих народов.
Слайд 12,13.
Сначала я расскажу вам очень возвышенную, поэтическую легенду, существовавшую у древних славян. Наш мир казался им похожим на огромное яйцо, которое снесла таинственная «космическая птица». Посередине славянской вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть «желтка» - наш живой мир, мир людей. Нижняя, «исподняя» сторона - Нижний мир, мир мертвых. Когда там день, у нас царит ночь. Вокруг Земли, подобно скорлупе, расположены девять небес. Вот почему мы до сих пор говорим не только «небо», но и «небеса». Каждое из девяти небес имеет свое назначение: для Солнца и звезд, Месяца, туч и ветров.
На любое из небес можно забраться по стволу дерева, которое, как огромная ось, пронизывает всю вселенную. Мощные корни этого дерева, которое славяне называли Древом жизни, оплетают весь мир людей и уходят глубоко в мир мертвых. Ствол взмывает высоко к небесам, а крона Древа касается седьмого неба Седьмое небо. Иногда говорят: «Быть от счастья на седьмом небе». Почему? Древние считали, что седьмое небо твердое и прозрачное, и находится на нем океан живой воды. Посреди океана лежит прекрасный остров «Ирий». Это слово очень созвучно со словом «рай». А еще Ирий называли островом Буяном. Например, существует старинный заговор от зубной боли: «На море, на окияне, на острове на Буяне стоят высокие три дерева, под теми деревьями лежит заяц. Переселись ты, зубная боль, к зайцу!»
– Вспомните, где еще упоминается остров Буян?
Ответ учащихся: «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина.
– Правильно, ведь название острова в сказке не случайно – поэт продолжает традиции русских сказаний.
В кроне дерева вызревают все известные плоды и цветы, произрастающие на земле. Семена их сыплются вниз, прорастают и дают людям богатый урожай. Крону дерева заселяют птицы, которые в русском фольклоре и прикладном искусстве символизировали доброе начало. Мы можем видеть их в мезенской, хохломской, пермогорской и других народных росписях (рисунок 2). У ствола Древа пасутся кони, олени или лоси – слуги древнего славянского бога солнца Стрибога. Древние верили, что славный бог солнца поможет им, поэтому изображали его слуг как «оберег» от злых сил (достаточно вспомнить конька на крыше деревенского дома). У корней Древа изображались цветы, травы, а иногда и рыбы, змеи, лягушки.
Почему именно этот образ, образ дерева, стал одним из основных в славянской мифологии? Русские люди всегда считали дерево живым существом, имеющим душу. Множество обычаев, обрядов и поверий связано с деревом: посадить дерево при рождении ребенка, украшать березки на Троицу, березовое полено у порога отгоняет злых духов, украшение новогодней елки и т.д. Существовали отдельные священные деревья и целые священные рощи. Давайте вспомним русские народные пословицы и поговорки, связанные с деревом:
– «Кто срубит дерево, того проклянут дети, кто посадит дерево – того похвалят внуки».
– «Дерево от плодов, а человек от дел познается».
Русские художники часто изображают могучие деревья на своих полотнах как неотъемлемую часть русской природы. Посмотрите на репродукцию картины И.И.Шишкина «На севере диком…» - это гимн стойкости, жизнелюбию. Вслушайтесь в словосочетание: Древо Жизни. Жизнь каждого человека можно представить как дерево. Представьте себе свое дерево жизни – высокое, с пышной кроной и великолепными плодами. Как вы считаете, что является почвой для корней нашего дерева жизни, откуда мы берем жизненные соки?
-Ответы учащихся: почва для корней древа жизни каждого человека – семья, в которой он растет.
– А что самое главное в семье, что ее объединяет и укрепляет?
– Любовь.
-Верно, только любовь и уважение членов семьи, их поддержка друг другу помогает семье во всех невзгодах. Что еще помогает нашему дереву жизни расти, дает необходимые жизненные силы?
– Знания.
– Чувство долга.
– Любовь к Родине.
– Представьте себе ствол вашего дерева жизни. Ствол – это символ возвышения, восхождения к вершинам познания. Каким бы вы хотели его увидеть и что, вы считаете, для этого нужно сделать?
– Прямым, ровным, высоким,
– Необходима стойкость, умение противостоять «жизненным ветрам».
– У нас на Камчатке растет каменная береза. Ствол ее причудливо изогнулся под сильными ветрами. Но мы любуемся ею: камчатские поэты воспели каменную березу в стихах, художники изображают на своих полотнах. Как вы думаете, почему?
– Потому что, несмотря ни на что, дерево стремится вверх, к солнцу, к жизни, дает приют птицам, тень и укрытие от ветра – людям.
– Давайте представим себе крону нашего воображаемого дерева жизни, в которой вызревают плоды или распускаются цветы. Как вы ее себе представляете?
– Плоды – это результат жизни человека, то, что он оставит после себя, и чем смогут воспользоваться другие люди. Цветы – это его дети.
– Подведем итог нашей беседы. Древо Жизни, по представлению древних, это центральная ось Вселенной, оно объединяло вокруг человека весь окружающий мир. Мировое Древо – это символ бесконечности и повторяемости жизни, отражение размышлений людей о бессмертии человечества – как семя, брошенное в землю, снова возрождается к жизни, так и человек, умирая, продолжает жить в своих потомках. Образ Мирового Древа – древа жизни или познания – существует в культурах многих народов мира.
Этот образ можно нарисовать, выбить в камне, вырезать на дереве.
Предлагаю вам изобразить древние образы. Работая над образами древа жизни, матери – земли, птиц, коней, солнца, используйте гелиевые ручки черного цвета.
III.Физкультминутка
IV. Практическая работа.
V. Подведение итогов. Ребята, давайте оценим свою работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме:Древний Египет в 5 классе
Итоговое занятие по теме: Древний Египет позволяет закрепить полученные знания в игровой форме и восполнить пробелы в знаниях....
Презентация к уроку по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни."
Презентация помогает расскрыть тему урока "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"...
5 класс, методическая разработка урока по теме "Древний мир" и презентация к нему
Методическая разработка урока по теме "Древнейший Рим", соответствует ФГОС второго поколения и презентация к нему...
5 класс, методическая разработка урока по теме "Древний мир" и презентация к нему
Методическая разработка и презентация к уроку в 5 классе по теме "Древнейший Рим" в соответствии со ФГОС второго поколения, тип урока - открытие новых знаний, комбинированный, форма - урок путешествие...
Методическая разработка урока по теме: "Древняя Ассирия"
Урок в 5 классе по теме: "АССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА" предполагает решение целей и задач урока: познакомить учащихся с историей открытия железа, показать значение этого открытия для развития хозяйства и воен...
Методическая разработка урока по теме «Древние цивилизации». (Ancient civilizations), для 5-го класса школ с углубленным изучением английского языка и гимназий, по учебнику «Starlight 5», издательство Express Publishing» с использованием интернет-ресурса
Урок с использованием ИКТ и интернет-ресурсов для изучения темы "Древние цивилизации"....
методическая разработка урока по теме "Древняя Спарта"
Основное содержание темы, понятия и термины: Местоположение и природные условия Спарты, история её заселения. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Образ жизни спартанцев. Спарта...