Методическая разработка урока в 5 классе "Народный праздничный костюм"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Предлагаю вашему вниманию перезнтацию по заданной теме и технологическую карту урока , разработанные в соответствии с нормативами ФГОС. УМК под редакцией БМ. Неменского. Должна отметить, что урок интересен учащимся и детские работы получаются интересными и самобытными.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ»
1. Разработала и подготовила урок: Ольховская Елена Всеволодовна
2. Тема урока: Народный праздничный костюм
3. Возраст обучающихся: 5 клаcc
4. Название предмета: изобразительное искусство
5. Авторы: УМК под редакцией Б.М.Неменского
6. Вид урока: урок-сообщение, изучение новых знаний.
7. Тип урока: комбинированный (изучение нового материала с элементами проблемного обучения и урока формирования умений и навыков).
8. Цель урока: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение символики и колорита в одежде.
- образовательный аспект: познакомить обучающихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение символики и колорита в одежде, формировать практические умения и навыки рисования с образца, учить детей составлять собственный узор народного костюма, совершенствовать навыки работы с красками.
- воспитательный аспект: создать условия для формирования нравственно-эстетического отношения к истории и культуре своей
Родины; способствовать эстетическому воспитанию школьников, осознанию связи изучаемых тем для понимания и
формирования окружающего пространства мира, способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии, стимулировать
стремление своими руками создавать красоту
- развивающий аспект: развивать творческое мышление, активность, эмоциональное восприятие, развивать такие качества как
усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками, дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
9. Проблемы, решаемые обучающимися: научиться создавать эскиз по мотивам руссского народного костюма , узнать законы выполнения, значение цвета и символы русского костюма;
промысла, особенностях гжельской росписи, создать проект росписи тарелки.
10. Планируемые результаты:
В познавательной сфере:
- давать определение изученных понятий:
костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, штаны-порты;
- описывать элементы народного костюма;
В ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма;
УУД :
Личностные:
- Знание народных традиций;
- Чувство гордости за русскую культуру;
- Умение управлять своей познавательной деятельностью.
Регулятивные:
-Ставить цель и анализировать условия достижения цели.
- Прогнозировать ситуацию будущих событий.
Познавательные:
- Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
- Устанавливать причинно- следственные связи.
- Давать определения понятиям.
Коммуникативные:
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
11. Формы работы:
Индивидуальная работа над эскизом русского народного костюма (женский или мужской)
12. Основные понятия: Костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, порты.
13. Ресурсы: Учебник, раздаточный материал, презентация, разработанная учителем, рисунки с изображением русских народных костюмов
14. Этапы урока:
-Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности- 2-3 мин;
-Актуализация. Определение темы занятия-5 мин;
- Выявление места и причины затруднения- 2-3 мин;
- Построение проекта выхода из затруднения-5 мин;
- Самостоятельная работы с самопроверкой-20
-Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи-5 мин
-Рефлексия 2-3 мин;
-Домашнее задание-1-2 мин.
Технологическая карта изучения темы
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1-этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; | - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готов продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение | Самоопределение |
2-й этап. Актуализация. Определение темы занятия | Отмечает присутствующих. Приветствует учащихся. Выбор эффективных способов организации рабочего пространства. Ребята, я хотела вам прочитать стихотворение, но оно у меня совсем вылетело из головы,. да еще и я его все растеряла, готовы ли вы мне помочь собрать его? Посмотрите внимательно, может, где попались кусочки моих листов? Важною «павой», «душой голубицей» Издавна так называли девицу. Девичьи руки в труде и заботе С ранней поры привыкали к работе: Ткали и пряли, вязали и шили, Сеяли, жали и тесто месили. В трудной работе сгибалась спина... Но выходила на праздник она В дивном наряде крестьянской одежды, Где весь узор о мечте и надежде: Красным расшиты запон и рубаха (Черное — скорбь, что на родине свято), По подолу, как на вспаханном поле, Ромбы узорной легли полосою; Символы солнца и знаки земли. Матери-жизни и птицы любви. Шею украсили бусы, мониста, Бисер, кораллы , янтарь золотистый. Всех драгоценней убор головной – Жемчугом шитый и битью златой: Кика, сорока — убор молодицы, Косник , венец — украшенье девицы, Сборник, повойник — убор для старухи... Самый красивый — убор молодухи. Так испокон сохранен на Руси Женский костюм небывалой красы! Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися -Ребята, какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы узнать каков русский народный костюм? | Собрали стихотворение в единое целое Из которого вынесли тему урока - Сегодня мы рассмотрим русские народные костюмы. Рассматривают изображения мужского и женского костюмов - Определим из каких элементов состоит женский и мужской костюм; Рассматривают изображения костюмов народов России - Определим различие костюмов разных территорий России. | Смыслообразование. Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено, и того, что ещё неизвестно. самостоятельное выделение познавательной цели, Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
3 этап выявления места и причины затруднения | - Знаете ли вы, какой костюм могла носить ваша прапрабабушка? - Как выглядели народные костюмы, как и зачем их украшали? - Все в костюме напоминает о красоте родной земли. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. - Из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье? | Показ презентации и эскизов костюмов
| Умение анализировать и обсуждать; Оценивание объективных трудностеё Формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
4 этап построения проекта выхода из затруднения | Предлагает игру «Наряди куклу». Показ выполнения работы на доске (учитель выполняет поэтапно эскиз костюма на доске) | Приглашаются ученики ,которые выбирают необходимые элементы костюма | Коррекция (внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона и реального результата) Формулирование в коммуникативной форме конкретной Умение сотрудничать с собеседниками, использование речевых средств общения |
5 этап самостоятельной работы с | Учитель дает самостоятельную творческую работу:
На основе увиденного материала о костюме выполните эскиз костюма по выбору(мужской или женский). При выполнении работы можно использовать шаблоны фигуры человека. | Индивидуальная работа Демонстрируют умения работать над эскизом русского народного костюма ; | Умение управлять поведением и деятельностью Умение организовать учебное сотрудничество: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера. |
6 этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Предлагает презентовать творческую работу | Демонстрируют свою работу Анализируют работы | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, принимать чужую точку зрения, оппонировать собеседнику |
7 этап Рефлексия | Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнения поставленной цели - Чему мы учились на уроке? - Что нового и интересного узнали? - Какие существуют основные элементы в русском народном костюме? - Чем отличается «Северный» костюм от «Южного»? | Осознанно строят выводы Выражают собственное мнение о работе и полученном результате Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их Осуществляют итоговый контроль | Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания , обеспечивающее личностный моральный выбор. Оценка ( выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
8 этап- домашнее задание | Задаёт и комментирует домашнее задание Предлагает найти материал о русских народных праздниках и обрядах. 1 уровень – просто найти: 2 уровень – представить в письменной форме; 3 уровень- представить в письменной форме с презентацией | Выбирают уровень | Воспринимают информацию, Осознанно фиксируют информацию |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русский народный праздничный костюм ИЗО 5 класс ГБОУ СОШ №96 Калининский район Санкт-Петербург Учитель Ольховская Е.В.
Северорусский сарафанный комплекс составляли: рубаха, сарафан, пояс, душегрея, кокошник, украшения, обувь Рубаха Сарафан Епанечка и душегрейка Головной убор
Детские работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5класс. «Красота народного костюма»
Учебная программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе примерной программы по...
Методическая разработка урока«Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и «эскиз» с применением его законов в одежде
Статья представляет собой методическую разработку урока «Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и «эскиз» с применением их законов в одежде. Тема урока изучается в разделе рабочей программы «Рабо...
Методическая разработка урока на тему "Русский народный костюм"
Методическая разработка для занятий с детьми 6 -7 классов в системе дополнительного образования....
"Народный праздничный костюм." Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС ( 5 класс) с технологической картой урока и презентацией к уроку.
Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС для 5 класса "Народный праздничный костюм".1. Технологическая карта урока (с УУД)2. Презентация к уроку...
Методическая разработка урока. Тема: "Народный праздничный костюм".
Методическая разработка урока . Тема: " Народный праздничный костюм". 5 класс....
Методическая разработка урока по технологии "Русский костюм"
Методическая разработка урока по технологии "Русский костюм"...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Русский народный праздничный костюм"
Урок-виртуальное путешествие музейной экспозиции. Цель - познакомить детей с мировоззрением наших предков, через символизм элементов народного праздничного костюма. Создать условия формирования интере...