технологические карты уроков
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме
технологические карты уроков в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no_1_6_klass.docx | 46.4 КБ |
urok_no10_6_klass.docx | 44.4 КБ |
urok_13_6_klass.docx | 42.8 КБ |
urok_no1_7_klass.docx | 50.36 КБ |
uroki_no6-7_7_klass.docx | 43.66 КБ |
urok_no15-16_7_klass.docx | 49.81 КБ |
urok_4_5_klass.docx | 41.48 КБ |
urok_15_5_klass.docx | 42.54 КБ |
urok_29_5_klass.docx | 42.48 КБ |
uroki_16-17_5_klass.docx | 44.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУСТВО. СЕМЬЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ
Цели деятельности учителя | Формировать представление об искусстве изображения как способе художественного познания мира; познакомить с видами изобразительного искусства, художественными материалами и их выразительными возможностями; развивать интерес к изобразительному искусству как особому языку духовной культуры общества |
Тип урока | Изучение новых знаний |
Планируемые результаты | Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям (деление пространственных искусств на две группы), сравнивать объекты по заданным критериям (конструктивность, декоративность, художественные материалы); подразделять пространственные искусства на две группы и сравнивать их по заданным критериям, познакомятся с художественными материалами и их выразительными возможностями. Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности (различное назначение видов искусства в жизни людей, соответственно различные художественные средства и возможности), излагать свое мнение в диалоге. Личностные: осознают свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?), формируют навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная и индивидуальная |
Образовательные ресурсы | ∙ http://ru.wikipedia.org/wiki ∙ http://www.artsait.ru |
Оборудование | Тушь, гуашь, акварель, бумага, кисть, перо, губка |
Наглядно-демонстрационный материал | Репродукции картин: Л. С. Попов «Пространственная композиция» (масло), Я. Г. Чернихов «Архитектурный рисунок» (цветные карандаши), А. Я. Головин «Натюрморт» (темпера), Ван Гог «Автопортрет за мольбертом» (масло), В. А. Фаворский «Натюрморт» (гравюра), С. Д. Эрьзя «Женский портрет» (скульптура), В. А. Серов «Портрет К. С. Станиславского» (уголь), Т. А. Маврина «Лимоны» (акварель); предметы декоративно-прикладного искусства. Мультимедийный ряд: презентация «Три группы пространственных искусств» |
Основные понятия и термины | Пространственные (пластические) виды искусства; конструктивные виды искусства (архитектура и дизайн); декоративно-прикладные виды искусства; изобразительные виды искусства (живопись, графика, скульптура) |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Осуществляемая | Формы организации совзаимодействия | Формируемые (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы | Проверяет готовность обучающихся к уроку. – В истории человечества не было существования общества без искусства. С первобытных времен человек создавал вещи, украшал свое жилище, изображал свои представления об окружающем мире. Человеку свойственно задавать вопросы. Пришло время, и он задумался о том, что значит понимать искусство и почему этому надо учиться. Существует наука об искусстве – искусствознание. Попытки создания теории искусства восходят еще к эпохе античности. Продолжали изучать искусство и в эпоху Возрождения. В XIX и XX вв. искусствознание получило широкое развитие, сложился целый ряд школ и направлений. Создание произведений искусства – творческий процесс. Как вы считаете, достаточно ли художнику только фантазии или необходимо еще что-то для создания произведения искусства? На этот вопрос мы попробуем сегодня ответить | Слушают учителя. Задают вопросы. Ставят перед собой цель учебной деятельности | Фронтальная работа | Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности. Личностные: осознают свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?) | |
II. Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный | – Пространственные виды искусства делятся на конструктивные – Что необходимо знать, чтобы выбрать из перечисленных искусств искусства, относящиеся к конструктивным? Какие искусства называются конструктивными? (Слайды № 3–12). | Делят пространственные искусства на две группы их по заданным критериям. | Фронтальная, индивидуальная работа | Познавательные: классифицируют по заданным основаниям. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Это искусства художественной постройки. 2. Это искусства выразительной формы. 3. Это искусство создает и организует пространственно-предметную среду. – Что необходимо знать, чтобы выбрать из перечисленных искусств искусства, относящиеся к изобразительным? Какие искусства называются изобразительными? (Слайды № 14–17). 1. Это искусство создания художественных образов. 2. Это искусство воплощения представлений о прекрасном. 3. Это искусство создается на плоскости или в пространстве и не изменяется во времени. Для изобразительного искусства существуют специальные художественные материалы: живописные, графические и скульптурные. (Слайды № 18–21). Перед вами произведения С. Д. Эрьзя «Женский портрет», Т. А. Мавриной «Лимоны», Ван Гога «Автопортрет за мольбертом», В. А. Серова «Портрет К. С. Станиславского», Я. Г. Чернихова «Архитектурный рисунок», а также различные художественные материалы: карандаши, уголь, акварель, масло, гуашь, глина, древесина, пастель, темпера… Определите, какими материалами пользовались художники, создавая данные произведения искусства? Разложите художественные материалы около тех картин, которые, по вашему мнению, соответствуют материалам, использованным художниками | Знакомятся | Познавательные: сравнивают художественные материалы по заданным критериям | ||||
III. Творческая практическая деятельность | Исследовательский | – Художники XX века посвятили свое творчество эксперименту. Их интересовали различные художественные техники, взаимодействие красочных фактур. Предлагаю и вам провести эксперимент. Выполните задания (с. 22, 23) | Исследуют взаимодействие красочных фактур (творческий поиск) | Индивидуальная работа | Регулятивные: различают художественные средства и их возможности |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Беседа в форме «вопрос – ответ». Выставка работ учащихся | – Художник – это профессия. В каждой профессии необходим мастер, умеющий создавать новое, строить замысел и находить средства для его воплощения. Что необходимо знать художнику, мастеру своего дела, чтобы его творческий процесс дал необходимый результат? – Создание произведений искусства – особый процесс. Их творец должен знать эстетические законы, владеть художественными материалами и техническими приемами | Отвечают на поставленный вопрос. Выполняют художественный анализ детских рисунков | Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге |
Предварительный просмотр:
Урок 10. ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА – НАТЮРМОРТ
Цели деятельности учителя | Формировать представление о многообразии форм изображения мира вещей в истории искусства, научить понимать роль натюрморта и его появление в истории искусства; познакомить с различными художественными материалами, художественными техниками и их значением в создании художественного образа |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые результаты | Предметные: научатся устанавливать аналогии, создавать модели объектов; сравнивать объекты по заданным критериям; строить логически обоснованные рассуждения; познакомятся с жанром натюрморта, его местом в истории искусства; узнают имена выдающихся художников, работавших в жанре натюрморта; получат навыки составления композиции натюрморта. Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; излагать свое мнение, выдвигать контраргументы в дискуссии, делать выводы; различать художественные средства и их возможности; планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; аргументированно оценивать свою работу, корректировать свое мнение. Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче, имеют мотивацию к учебной деятельности |
Методы и формы обучения | Беседа, практический, творческий поиск, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная |
Образовательные ресурсы | ∙ http://ru.wikipedia.org/wiki ∙ http://www.artsait.ru |
Оборудование | Цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы |
Наглядно-демонстрационный материал | Репродукции картин: А. Матисс «Красные рыбки»; А. ван Бейерен «Натюрморт с омарами»; М. С. Сарьян «Натюрморт»; М. Караваджо «Ваза с фруктами»; натюрморт – наглядная композиция; предметы быта; карточки: контуры предметов быта, композиции. Мультимедийный ряд: презентация «Рождение натюрморта» |
Основные понятия и термины | Предметный мир, натюрморт, аппликация, композиция |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие и развива- | Деятельность учителя | Осуществляемая | Формы организации совзаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Беседа с постановкой проблемы | – Перед вами на столе ваза с цветами, около вазы – чашечка чая, лимон и раскрытая книга, как будто кто-то только что читал ее. Все вдруг замерло. Французы сказали бы – nature morte (мертвая природа), англичане – still life (тихая жизнь). Как назовем мы эту композицию? Найдите ответ в этом стихотворении! Нейлоновые розы в хрустале, – Натюрморт. Взяв вдохновения аккорд, Он в мир предметов знает ход И нас с собою проведет… Л. Н. Чернова | Слушают учителя. Отвечают на вопрос, составляя название жанра из начальных букв каждой строчки стихотворения. Осмысливают цель урока | Фронтальная работа | Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности; принимают учебную задачу. Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
II. Изучение нового материала | Частичнопоисковый | – Окружающие вещи, предметы обихода изображались во все времена. Во фрагменте настенной росписи Древнего Египта «Яства» мы видим сосуды и чаши, богов и героев, ритуальные предметы и т. д. (Слайды № 2–3.) В Древнем Риме большую популярность приобрело украшение стен. Стены вилл, жилых домов и общественных зданий покрывали росписями и мозаиками, достигая большой достоверности в изображении. (Слайд № 4.) Каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для их изображения. Искусство Средневековья было сосредоточено на сюжетах религиозного характера, его мастеров не интересовала материальность вещей. Но в эпоху Возрождения появляется интерес к материальному миру. Как самостоятельный жанр натюрморт появляется в западноевропейском искусстве в конце XVI – начале XVII веков. Постепенно натюрморт превратился в картину, на которой изображены только вещи. (Слайды № 5–6.) Сегодня мы можем любоваться натюрмортами великих художников: А. Матисс «Красные рыбки», А. ван Бейерен «Натюрморт с омарами», М. С. Сарьян «Натюрморт», Караваджо «Ваза с фруктами». (Слайды № 7–21.) – Перед вами знакомый всем предмет быта (чайник), но дизайнер превратил его в живое существо – слоника. Каждое утро мы встречаемся со знакомыми нам предметами: чашкой, блюдцем, кувшином, ложкой… . Контуры этих предметов перед вами, добавьте к ним элементы, чтобы они стали более интересными и радовали глаз. – Перед вами композиции из двух предметов – кувшин и лимон (лимон находится перед кувшином, сбоку и сзади, в изображениях допущены ошибки). На какой из трех композиций предметы расположены | Учащиеся получают исторические знания. Занимаются творческим поиском для решения практико-теоретической задачи. Работают над формой предмета. Под руководством педагога вспоминают основы композиции | Фронтальная, индивидуальная работа | Познавательные: устанавливают аналогии, создают модель объектов; сравнивают объекты по заданным критериям; строят логически обоснованные рассуждения. Коммуникативные: излагают свое мнение; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы. Личностные: осознают многообразие взглядов, свою позицию |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
правильно, а на каких – нет? Объясните почему. Какими основными приемами композиции пользуется художник для достижения образной выразительности (выделение композиционного центра, передача симметрии или асимметрии, передача равновесия) | ||||||
III. Творческая практическая деятельность | Практический. Творческий поиск | Аппликация – знакомая вам техника создания картины (лат. application – прикладывание, присоединение) – способ получения изображения, техника декоративно-прикладного искусства. Аппликация – вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, природных материалов и т. п. Сегодня на уроке вы будете создавать натюрморт из силуэтов бытовых предметов в технике аппликации. Прочитайте задание (с. 61) в учебнике и приступайте к выполнению работы | Ребята готовят рабочее место, размещают художественные материалы. Работают над картиной по предложенному описанию | Индивидуальная работа | Регулятивные: различают художественные средства и их возможности; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели. Коммуникативные: адекватно выражают и контролируют свои эмоции | |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Беседа на основе заданных вопросов. Выставка работ учащихся | – Что нового узнали на уроке? – Как менялась суть натюрморта в мировой истории (этапы развития натюрморта)? – Какие натюрморты произвели на вас особое впечатление, назовите имена художников. Выставка составленных композиций. Приглашает к обсуждению | Отвечают на поставленные вопросы, анализируют свои работы и работы одноклассников. Обобщают | Индивиду- альная, фронтальная работа | Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге; строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказыва- |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
полученные на уроке сведения. Оценивают результаты работы | ния; аргументированно оценивают свою работу; корректируют свое мнение. Регулятивные: оценивают свою работу и работы своих товарищей; осознают правила контроля |
Предварительный просмотр:
Урок 13. ОСВЕЩЕНИЕ. СВЕТ И ТЕНЬ
Цели деятельности учителя | Формировать художественные знания о средствах выявления объема предмета для создания художественного образа, о месте и значении изобразительного искусства в жизни общества и человека, об особенностях творчества великих художников; знакомить с особенностями источников освещения |
Тип урока | Формирование новых умений |
Планируемые результаты | Предметные: научатся принимать активное участие в обсуждении нового материала, определять понятия свет, блик, рефлекс; сравнивать объекты по заданным критериям, устанавливать причины выявления объема предмета, анализировать работы великих художников, использовавших выразительные возможности светотени, выполнять изображения геометрических тел с передачей объема. Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения цели; понимать позицию одноклассников; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их; проявляют познавательную активность; осознают свои интересы и цели |
Методы и формы обучения | Беседа с постановкой проблемы, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, творческий поиск, игра; индивидуальная, фронтальная |
Образовательные ресурсы | http://ru.wikipedia.org/wiki http://www.artsait.ru |
Оборудование | Бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисть |
Наглядно-демонстрационный материал | Репродукция картины М. Караваджо «Лютнист», настольная лампа, объемные геометрические тела, схема построения теней от солнца, таблица «Распределение света на геометрических телах». Мультимедийный ряд: презентация «Свет и тень в натюрморте» |
Основные понятия и термины | Свет, блик, тень, рефлекс, полутень; тон, тональные отношения |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие и развива- | Деятельность учителя | Осуществляемая | Формы организации совзаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Беседа с постановкой проблемы | – Посмотрите в окно, светит солнце. Я могу выключить и включить свет в кабинете. Нам постоянно нужен свет: естественный – солнце, луна, искусственный – созданный человеком. Свет и тень – очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве. Посмотрите, я буду светить на шар слева, справа. Буду приближать – Хотите узнать, как издавна использовали художники светотень в своих произведениях? | Слушают учителя. Осмысливают цель урока. Знакомятся с источниками освещения | Фронтальная работа | Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности. Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их | |
II. Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный. Частичнопоисковый | – Перед вами таблица «Распределение света на геометрических телах». (Слайды № 2–4.) Светотень в изобразительном искусстве – это способ передачи объема предмета с помощью теней и света, важнейшее средство выразительности. Свет делит предмет на теневую и освещенную сторону. Блик – самое светлое место, куда падает наиболее короткий и прямой луч света. Собственная тень – теневая сторона предмета. Самое темное место находится на границе со светом – на повороте формы. | Ребята получают представление об освещении как средстве выявления объема предмета. Осмысливают понятия свет, блик, тень, | Фронтальная работа | Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала. Анализируют новый материал, определяют понятия. Сравнивают |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Рефлекс – тень, уходящая в глубину, – светлеет. Падающая тень падает от предмета, она темнее собственной тени, самое темное место у подножия предмета. Полутень граничит с затененной частью. На столе в ряд стоят предметы. В начале ряда – лампа, которая освещает эти предметы. Обратите внимание, чем ближе стоит предмет Перед вами ранняя картина Караваджо «Лютнист». Ее можно увидеть в Санкт-Петербурге в Эрмитаже. В этой работе двадцатилетнего художника чувствуется подлинное мастерство в передаче формы, цвета и особенно светотени. Пластично и красиво выделяется на темном фоне полуфигура юноши в свободной белой одежде, играющего на лютне и поющего мадригал Жака Аркаде на слова «Вы знаете, что я вас люблю». Фигура резко освещена невидимым источником. Рельефно выделено лицо музыканта, его как бы светящаяся одежда. Характерная светотень станет одним из самых мощных средств художественной выразительности в творчестве Караваджо. Современники мастера назовут ее «подвальной». «Старые, уже набившие руку живописцы, напуганные новой модой, проклинали Караваджо и его манеру, заявляя, что он забился в погреб и не знает, как из него вылезти», – писал историк и теоретик искусства Беллори, имея в виду контрастное сопоставление освещенных и затемненных частей картины | рефлекс, полутень. Проводят опыт с тональными отношениями. Учатся анализировать картину на примере произведения «Лютнист» Караваджо | объекты по заданным критериям, устанавливают причины выявления объема предмета. Анализируют работы великих художников, использовавших выразительные возможности светотени. Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения. Личностные: проявляют познавательную активность | ||||
III. Творческая практическая деятельность | Практический. Творческий поиск | – Сильный тон – это контрастные отношения светлого и темного. Сделайте драматический по содержанию, напряженный натюрморт. (Слайды № 5–23.) Выполните задание (с. 73). После окончания работы предлагает сделать выставку рисунков и выбрать наиболее удачные натюрморты | Ребята готовят рабочее место, выбирают художественные материалы. | Индивидуальная работа | Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достиже- |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Выполняют задания по выбору. Ищут свои пути решения учебной задачи | ния цели. Личностные: осознают свои интересы и цели | |||||
IV. Итоги урока. Рефлексия | Игра | Я провожала Солнце на покой, – И вам я предлагаю понаблюдать за солнышком. На схеме вы видите солнце высоко над линией горизонта. На другой схеме солнце касается линии горизонта. Ниже линии горизонта вы видите несколько зданий. Подумайте, какие линии необходимо провести, чтобы выяснить, в каком случае тень будет длиннее, а в каком короче. Первый ответивший правильно получает медаль «За сообразительность!» | Рассматривают схемы. Решают поставленную задачу. Вручают медаль победителю | Индивидуальная работа | Коммуникативные: понимают позицию другого; используют речевые средства с ситуацией; поддерживают товарища. Регулятивные: оценивают конечный результат; осознают правила контроля |
Предварительный просмотр:
Урок 1
ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА
Тип урока | Изучение новых знаний | ||
Цели урока | Создать условия для формирования представлений учащихся об изображении человека в графике, живописи, скульптуре; способствовать расширению знаний учащихся о пропорциях и строении фигуры человека; развивать интерес к изображению человека в истории разных эпох, современном мире | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: классифицировать по характерным особенностям изображения человека в искусстве стран Древнего мира; сравнивать объекты по заданным критериям; делать зарисовки человека с характерными особенностями, присущими различным древним культурам. Получат возможность научиться | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности; осознают свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?) | |
Методы и формы обучения | Методы: объяснительно-иллюстративный, аналитический, исследовательский. Формы: фронтальная, индивидуальная и групповая | ||
Образовательные | • Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki • Русская живопись. – Режим доступа : http://www.artsait.ru |
Окончание табл.
Оборудование | Полотно обоев, ножницы, клей, цветная бумага |
Наглядно- | Мультимедийный ряд: презентация «Образ человека в культурах Древнего Востока». Фрагменты фризовых изображений, античные изображения фигуры человека в росписи ваз. Рельеф «Зодчий |
Основные понятия и термины | Пропорции, канон, модуль |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие ком-поненты, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации совзаимодействия на уроке | Формируемые | Про- межу- точный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Орга-низаци-онный момент | Эмоциональная, психоло- | Мы – источник веселья и скорби рудник. Мы – вместилище скверны и чистый родник. Человек, словно в зеркале мир, – многолик. Он ничтожен – и он же безмерно велик! Омар Хайям – Эти несколько строк Омара Хайяма вместили | Слушают | Фронтальная работа | Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Личностные: | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
щихся | – А вот перед вами рельеф «Зодчий Хесира». Нас привлекает внешний образ могучего созидателя и тут же вспоминаются слова «и он же безмерно велик». Взглянув на скульптуру «Дискобол», мы понимаем, что человек «многолик». Изобразительное искусство представляет нам красоту и совершенство идеального тела человека, но возникает вопрос: возможна ли эта красота без духовной культуры? | свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?); правильно идентифицируют себя с позицией школьника | ||||
II. Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный | – Исторически прогрессивное значение искусства Древнего Востока и в особенности Древнего Египта заключено в том, что центральное место занял образ человека. И хотя этот образ очень часто был связан с прославлением деспота или с преклонением перед мифическими существами и имел целью внушать чувство страха и повиновения, все же в произведениях древневосточного искусства уже нашло выражение представления о значительности и величии человека, отразились существенные черты реальной жизни и народные мифы о Вселенной. – Тысячелетия люди пытаются найти математические закономерности в пропорциях тела человека. | Сопоставляют, сравнивают изображения Раскладывают предложенные фигурки в соответствии с их особенностями по разным | Фронтальная работа. | Познавательные: используют общие приемы решения | Устные ответы. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Долгое время отдельные части тела человека служили основой всех измерений, являлись естественными единицами длины. Еще в Древнем Египте за единицу измерения тела принимали длину стопы, в более поздние времена – длину среднего пальца руки. В соответствии с эстетическим каноном греческого скульптора Поликлета, единицей измерения тела служила голова; длина тела должна быть равной восьми размерам головы. Эстетический идеал – высший критерий эстетической оценки, который объективно создается на протяжении времени теми или иными народами. – Посмотрим, какими эти идеалы представлялись в древних культурах Египта, Ассирии, Индии и в вазописи Древней Греции. Презентация «Образ человека в культурах Древнего Востока». Слайды 2–18. – Мы узнали о характерных особенностях изображения человека в искусстве стран Древнего мира. – Перед вами рисунки, изображающие человека с особенностями, характерными для разных древних культур. Разложите фигурки в соответствии со странами Древнего мира. – Период расцвета города-государства в Древней Греции был периодом развития художественных ремесел различных видов прикладного и декоративного искусства. Ведущее место среди них продолжала | Знакомятся Работают Слушают | Груп- | Личностные: выражают осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентацию на искусство как значимую сферу человеческой жизни | Практическая работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
сохранять керамика, украшенная высокохудожест-венной росписью. Произведения греческого искус-ства поражали последующие поколения глубоким – В VI в. до н. э. в искусстве Греции появляется изображение человека на вазах. Узорный орнамент был вытеснен четким силуэтным рисунком, характеризующим общий облик фигуры и более или менее выразительно передающим жест и движение. Презентация «Образ человека в культурах Древнего Востока». Слайды 19–23 | Знакомятся | |||||
III. Творческая практическая | Аналитический | – Чтобы изобразить идеальную фигуру человека, необходимо знать его пропорции. Художники с древних времен пытались вычислить идеальные пропорции. Гравюра Дюрера «Адам и Ева» родилась в результате решения пропорций фигуры человека по трактату Витрувия, в котором голова составляет – Художникам требовался не абсолютный канон красоты, а система относительных пропорций, которая | Слушают учителя. Знакомятся Дети изображают фигуру чело- | Фронтальная работа. | Познавательные: |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
позволяла бы сохранять гармоничные отношения частей, увеличивая или уменьшая композицию. – В настоящее время происходит изменение пропорций человека. Если в начале XX в. средней считалась мера в семь голов, то сейчас принята мера – Мы выбираем канон – 1/8. В соответствии с этим каноном построим фигуру человека, модуль построения – голова. (См. Ресурсный материал к уроку.) Полюбуемся на вазы Древней Греции и попробуем изобразить одного из героев (единый масштаб) | века в соответствии с планом пропорциональных правил. Работают само-стоятельно Рисуют фигуру человека | Индивидуальная работа | Регулятивные: | Рисунок | ||
IV. Итоги урока. Рефлексия | Заключительный этап – Беседа – обмен | – Ребята, создание фриза характерно для искусства – Расскажите, что в полученных знаниях вас заинтересовало больше всего? – Что в создании фигуры человека показалось самым трудным? – Все ли фигуры людей идеальны? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоцио-нальное состояние на уроке. Прикрепляют | Коллективная работа | Регулятивные: Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге. Личностные: понимают значение зна- | Оценивание |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Чтобы изобразить обычного человека, надо ли знать идеальные пропорции человека? | мнениями | ний для человека |
Ресурсный материал к уроку
План изображения фигуры человека:
1. Изображаем вертикальную линию и делим ее на 8 равных частей (если трудно разделить на равные части, возьмем полоску бумаги, свернем ее пополам и еще 2 раза пополам).
2. Одну часть заполняем овалом (голова – модуль).
3. Помните: фигура человека симметрична.
4. Ширина плеч равна двум высотам головы.
5. Бедра равны ширине грудной клетки.
6. Длина рук с кистью – три высоты головы. Длина руки с кистью равна трем высотам головы. Общая длина вытянутых рук плюс ширина плеч равна: 3 + 3 + 2 = 8 голов, то есть равна росту человека.
7. Локоть согнутой руки в нижнем положении находится на уровне пупка, в верхнем – на уровне макушки головы.
8. Высота головы равна длине ступни и длине предплечья.
9. Длина кисти равна лицевой части.
10. Окружность талии в 2 раза больше окружности шеи.
11. Грудная клетка занимает три высоты головы.
12. Длина ног – четыре части головы.
Предварительный просмотр:
Уроки 6–7
НАБРОСОК ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА С НАТУРЫ
Тип урока | Комбинированный | ||
Цели урока | Создать условия для формирования умения видеть пропорции и соотносить детали между собой; способствовать расширению знаний учащихся о задачах и приемах образного обобщения сложной формы, развитию творческой активности | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся выполнять зарисовки с натуры фигуры Получат возможность Познакомятся с видами | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии (об увиденном), работают по плану, сверяясь с целью (особенности и виды набросков), излагают свое мнение в диалоге, делают выводы; планируют деятельность в учебной ситуации; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; определяют цель (образ человека – выражение особенностей духовной культуры эпохи). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для ре-шения коммуникативных и познавательных задач (излагают свое мнение в диалоге, корректируют свое мнение в соответствии с мнениями товарищей); организуют работу в группе; задают вопросы; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих; умеют использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру – для достижения своих творческих замыслов; осознают свои интересы (приобретают творческий опыт); имеют мотивацию | |
Методы и формы обучения | Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, игровой. Формы: фронтальная и индивидуальная |
Окончание табл.
Образовательные | • Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki • Русская живопись. – Режим доступа : http://www.artsait.ru • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Каталог электронных образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://fcior.edu.ru |
Оборудование | Карандаш, фломастер, гуашь (по выбору) |
Наглядно- | Мультимедийный ряд: презентация «Быстрый рисунок». Зарисовки и наброски фигуры человека в европейском и русском искусстве |
Основные понятия и термины | Набросок, замысел, зарисовки, модель |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие ком-поненты, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации совзаимодействия на уроке | Формируемые | Про- межу- точный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Орга-низаци-онный момент | Подготовка учащихся к изу- | – Ребята, сегодня по дороге в школу я увидела группу спортсменов-гандболистов. Я была потрясена их ростом и телосложением. Придя в класс, я по памяти попыталась их быстро зарисовать. Посмотрите, что получилось. | Внимательно слушают | Фронтальная работа | Регулятивные: |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
мате- Игра | – Предлагаю вам поиграть в игру «Быстрый и внимательный!». Правила: я буду показывать вам пять разных предметов; время показа предмета с каждым разом будет уменьшаться; победит тот, кто точнее и быстрее изобразит все пять предметов | Играют. Осознают проблему. Ставят перед | Личностные: | Наброски с натуры | ||
II. Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный | – Как правило, первым делом мы рисуем то, что привлекает наше внимание. Как же работать над наброском? Посмотрите на меня! – Первое – определим тот элемент, который бро- – Перенестите этот элемент на бумагу как можно полнее и по возможности быстро (проделайте это несколько раз). – Рассмотрите наброски художников. Некоторые рисунки очень общие. На всех рисунках немного деталей. Общие очертания передают образ. На некоторых рисунках передано действие, на других проработаны формы. Поговорим об особенностях и видах набросков. Презентация «Быстрый рисунок». Слайды 2–19 | Учащиеся анализируют, выделяют главное. Зарисовывают элемент. Знакомятся Смотрят презентацию, задают вопросы | Фронтальная и индивидуальная работа | Познавательные: определяют способ решения учебной задачи; усваивают информацию | Устные ответы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
III. Творческая практическая деятельность | Исследовательский | – Внимательно рассмотрите натуру. Изучите ее. Можно воспользоваться планом: 1. Определите общие рамки изображаемой фигуры. 2. Набросайте конструктивное построение фигуры 3. Как можно вернее изобразите разнообразные 4. Свободно проводите штрихи и линии | Исследуют пропорции натуры. Продумывают приемы выра- Выполняют | Индивидуальная работа | Регулятивные: Личностные: | Набросок |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Беседа | Вопросы к учащимся: – Какая схема работы вам кажется более продуктивной? – Назовите вид наброска, который вы выполнили. – Как вы определяли пропорции фигуры? – На что надо обращать особое внимание при работе с наброском? | Отвечают на поставленные вопросы. Оценивают работы товарищей. Определяют свои ошибки и удачи | Индивидуальная работа | Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге; делают выводы; осознанно используют речевые средства в зависимости от ситуации | Устные ответы |
Предварительный просмотр:
Уроки 15–16
ПРАЗДНИК И КАРНАВАЛ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
(тема праздника в бытовом жанре)
Тип урока | Изучение новых знаний | ||
Цели урока | Создать условия для формирования представлений о произведениях изобразительного искусства, изображающих праздник и карнавал как яркие проявления народного духа, национального характера, образы счастья; способствовать пониманию учащимися значения праздника в культуре народов разных эпох, развитию представлений о средствах выразительности в изобразительном искусстве | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся определять сюжет праздника в изобразительном искусстве. Получат возможность на-учиться выбирать различные художественные материалы и работать с ними, создавая композиции в технике Познакомятся: со средствами выразительности в изобразительном искусстве; с приемами работы в технике коллажа; с произведениями изобразительного искусства | Познавательные: развивают воображение и фантазию, приобретая представления о сюжете праздника в изобразительном искусстве; определяют учебную цель и жизненно-практическую проблему; понимают способы достижения цели в процессе создания коллажной композиции; используют речевые средства в соответствии с ситуацией. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); организуют работу в паре; распределяют роли; вырабатывают решения; анализируют произведения по заданным критериям; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы | Проявляют интерес к изучению нового материала; стремятся к достижению поставленной цели; умеют использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру – для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путем трансформации известных; выбирают, как поступить в определенной учебной ситуации |
Окончание табл.
Методы и формы обучения | Методы: беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск, игра. Формы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая |
Образовательные | • Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki • Русская живопись. – Режим доступа : http://www.artsait.ru |
Оборудование | Бумага, клей, ножницы; карандаш; журналы, газеты и другой типографский материал |
Наглядно- | Мультимедийный ряд: презентации «Средства выразительности», «Карнавальная маска» |
Основные понятия и термины | Композиция, динамика, ритм, акценты, пластика |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие ком-поненты, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации совзаимодействия на уроке | Формируемые | Про- межу- точный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Орга-низаци-онный момент | Беседа | – Перед вами различные предметы: гитара, маски, | Слушают | Фронтальная и индивиду- | Регулятивные: | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Посмотрим в словаре значение слова «праздник». Праздник – яркое проявление народного духа, – Продолжите предложение: Праздник – образ счастья... (Радости, веселья, смеха.) – Предлагаю научиться у великих художников пере- | Работают Добавляют Осмысливают | альная работа | ности; осознают недостаточность своих знаний; определяют учебную цель и жизненно-практическую проблему. Личностные: | |||
II. Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный. | – Прошу подойти ко мне одного ученика. На его голове вы видите корону с именем Дионис, в руки – Древняя Греция знала шумные и веселые праздники в честь Диониса – дионисии. Они сопровождались маскарадными шествиями с пением, музыкой, плясками, украшались нарядно убранными установками. Впереди находился главный потешный «корабль» праздничного шествия, который древнеримские авторы называли «морская колесница». Рассмотрим картину В. И. Сурикова «Сцена из римского Презентация «Средства выразительности». Слайд 2. | Учащиеся получают представление о произведениях искусства, изображающих праздник и карнавал. | Фронтальная работа. | Познавательные: устанавливают аналогии; анализируют произведения по заданным критериям; определяют понятия; развивают воображение и фантазию; приобретают представления о сюжете праздника в изобразительном искусстве. Коммуникативные: соблюдают нормы общения. | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Давайте вместе подумаем, как художник передал атмосферу праздника, какое средство он исполь- Презентация «Средства выразительности». Слайд 3. – В. И. Суриков, великий русский живописец, так писал о колорите: «Да, колорит – великое дело! Видевши теперь массу картин, я пришел к тому заключению, что только колорит вечное неизменяемое наслаждение может доставить, если он непосредственно, горячо передан с натуры». – Посмотрите, какие цвета использовал художник? – Следовательно, для передачи ощущения праздника нам нужны яркие цвета и их контрастные сочетания. Рассмотрим картины Б. М. Кустодиева на тему Презентация «Средства выразительности». – Масленица, картина, передающая стихию масленичного карнавала, написана Б. М. Кустодиевым | Смотрят презентацию, отвечают на вопросы. Осмысливают понятия «средства выразительности», «сюжет праздника» | Личностные: |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
– Художник передает ощущение движения, праздничной суеты. Какие средства выразительности – Рассмотрим еще одну картину Б. М. Кустодиева. Презентация «Средства выразительности». Слайд 7. – Для изображения гуляний и торговых рядов художник выбрал яркие краски: зеленые и красные узоры на санях, на фасадах зданий. А вот церковь нарисована светлыми красками и находится она в окружении белоснежных деревьев. Такие цвета выбраны не случайно, так как они передают отношение к вере и к справедливости. Фактически, белый цвет – это символ чистоты и доброты, которой славятся русские люди. О каком еще средстве выразительности мы можем сказать? (Образно-зрительные акценты.) – Для достижения целостности композиции художник выделил центр внимания. Сделайте вывод, какие средства выразительности используют художники для передачи атмосферы праздника? (Колорит, ритм, динамику, пластику, акцент.) – Подумайте, чего еще не хватает, для того чтобы картина праздника, карнавала была полной. (Предметов, которые у нас ассоциируются с праздником, карнавалом: масок, музыкальных инструментов, украшений.) | Смотрят презентацию, анализируют картины, обмениваются мнениями. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Игра | – Поиграем в игру «Рисую ножницами». Каждая пара вырежет из цветной бумаги различные музыкальные инструменты. Победит тот, кто за пять минут вырежет наибольшее количество инструментов | Делятся на пары. Вырезают из цветной бумаги музыкальные инструменты | Работа в паре | |||
III. Творческая практическая деятельность | Практи-ческий. Творческий поиск | – Ребята, сейчас мы познакомимся с самым древним и важным атрибутом карнавала. Венецианская маска является главным действующим персонажем Презентация «Карнавальная маска». Слайды 2–15. – Сегодня на уроке мы будем создавать композицию «Карнавал» в технике коллажа, используя | Учащиеся смотрят презентацию, готовят рабочее место, размещают художественные Создают коллаж Ищут пути решения проблемы | Груп- | Регулятивные: Коммуникативные: наблюдают окружающие предметы; используют ассоциативные качества мышления, выдумку, неординарный образ мышления | Коллаж |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Выставка работ | Организует просмотр и обсуждение выполненных учащимися работ. – Ребята, давайте рассмотрим представленные работы каждой из команд. Внимательно рассмотрите работы и придумайте название для каждой. – Совпали ли названия, предложенные товарищами, с названием, которое вы дали своей работе? – Как вы думаете, почему они не совпали (или совпали)? | Учащиеся рассматривают работы своих товарищей. Предлагают свои названия работам. | Груп- | Регулятивные: оценивают конечный результат своей деятельности. Коммуникативные: работают в группе; учатся понимать | Оценивание работ |
Предварительный просмотр:
Урок 4. СОЧИНЯЕМ ИНТЕРЬЕР КОМНАТЫ
Цели | Познакомить учащихся с фронтальной и угловой видами перспективы, сформулировать законы фронтальной и угловой перспективы, основываясь на собственном опыте; закрепить полученные знания в процессе выполнения практического задания, учить навыкам изображения фронтальной и угловой перспективы; развивать графические навыки, творческое воображение, умение анализировать пропорциональные отношения в композиции рисунка; воспитывать интерес к предмету |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Линейная перспектива, интерьер |
Демонстрационный материал | Учебник, мультимедийная презентация по теме, образец педагогического рисунка |
Оборудование | Карандаши, краски, альбом, кисти |
Планируемые | Предметные: познакомятся с фронтальной и угловой видами перспективы; получат первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни; закрепят полученные знания в процессе выполнения практического задания; научатся изображать интерьер комнаты с учетом законов фронтальной и угловой перспективы. Метапредметные УУД: регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу; определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания; познавательные – научатся добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы; коммуникативные – научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Форма | Универсальные | Промежуточный контроль |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая | Проверяет готовность обучающихся к уроку. – Представьте, что вам захотелось изменить вид вашей комнаты, сделать ремонт в новой цветовой гамме. Как можно убедиться, что новое цветовое решение будет гармоничным? Правильно, нужно нарисовать эскиз комнаты и раскрасить его в соответствии с замыслом. Но как сделать рисунок комнаты объемным? Законы линейной перспективы в данном случае не будут работать в полном объеме, поэтому вам сегодня предстоит знакомство с новыми видами перспективы | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: имеют Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
II. Повторение | Проверка | Заслушивает ответы на вопросы (учебник, | Рассматривают эскизы, слушают ответы одноклас-сников | Фронтальная | Познавательные: умеют добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке | Устные ответы |
III. Изучение нового мате-риала | Познавательно-информа-ционная беседа «Фронтальная и угловая перспективы». Просмотр мультимедийной презентации | – Построение комнаты или помещения в перспективе часто используют дизайнеры и архитекторы, для того чтобы ощутить и увидеть всю полноту наглядного изображения отдельных элементов декора и мебели. При изображении интерьера в перспективе необходимо, что бы все предметы мебели были соизмеримы и взаимосвязаны между собой, а также с окнами и дверьми. Поэтому предметы несколько видоизменяются (трансформируются) при вычерчивании перспективы интерьера. Показывает слайды. – Перспектива интерьера может быть угловой и фронтальной. На что указывают наименования перспектив? Чем различается изображение комнаты в той или иной перспективе? Угловая перспектива интерьера – когда две стены помещения находятся под углом к картинной плоскости. Фронтальная перспектива интерьера – когда одна из стен расположена параллельно картинной плоскости, а две другие являются глубинными | Слушают учителя, смотрят слайды, анализируют информацию, рассуждают, отвечают на вопросы | Фронтальная | Познавательные: умеют сравнивать и группировать изображения интерьеров, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт. Коммуникативные: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: научатся самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач | Устные ответы |
Практическое задание. Просмотр слайдов | Заслушивает ответы учащихся, направляет обсуждение. – Определите, в какой перспективе выполнен рисунок | Смотрят слайды, рассуждают, анализируют информацию | Фронтальная | Коммуникативные: | Устные ответы | |
Анализ картин И. Хруцкого с изображением интерьеров. Рассматривание репродукций картин или слайдов | – Мы знаем Ивана Фомича Хруцкого как живописца, рисующего натюрморты. Но у него есть и еще одна линия творчества, которая представлена изображением интерьеров – своеобразным жанром «в комнатах»: «Мастерская художника» (без года), «Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря», «В комнате», «В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого Захарничи». – Рассмотрите репродукции этих картин. Какую роль в них играет интерьер? | Слушают учителя, рассматривают репродукции, анализируют информацию, отве- | Фронтальная | Познавательные: умеют добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы | Устные ответы | |
IV. Творческая практическая | Беседа «Что мы будем рисовать». Работа с учебни- ком (с. 19) | – Рассмотрим этапы рисования интерьера Учащиеся читают текст, показывают описываемое действие на иллюстрациях | Читают текст, анализируют информацию, показывают описываемое | Фронтальная | Познавательные: умеют добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник. Коммуникативные: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
Практическая работа | Педагог наблюдает, советует, отвечает – Выполните зарисовку интерьера комнаты | Выполняют задание | Индивидуальная | Познавательные: умеют осуществлять поиск необходимой информации Личностные: научатся самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач | Выполнение зари- совки | |
V. Итоги урока. Рефлексия | Выставка работ учащихся. Обобщение сведений, оценивание результатов работы | В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение выполненных рисунков. Организует беседу по вопросам в учебнике | Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их. Отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: воспри-нимают информацию Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения, формулируют ответы на вопросы | Оценивание учащихся за работу на уроке. Устные ответы |
Домашнее | Учебник (с. 19–20), найти заданную информацию (учебник, с. 20) | Записывают задание | Индивидуальная | Наблюдение |
Предварительный просмотр:
Урок 15. СВЕТ И ЦВЕТ. ЦВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Цели | Расширить представление учащихся о законах отображения реалистичной формы цветом, холодном и теплом цвете, цветовых отношениях; создать условия для развития навыков выявлять форму предмета с помощью светотени, умений смешивать цвета для получения нужного оттенка, ограниченной палитрой показывать вариативные возможности цвета, находить гармоничные цветовые сочетания; развивать умение наблюдать, анализировать, воспитывать интерес к предмету, художественный вкус |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная, парная |
Основные понятия и термины | Свет, цвет, светотень, рефлекс, теплые и холодные цвета |
Образовательные | Учимся рисовать вместе, кружок рисования «Очумелые ручки». – Режим доступа : http://arttower.ru/forum/index.php?showtopic=21229&st=255&start=255 |
Демонстрационный материал | Учебник, мультимедийная презентация по теме, образец педагогического рисунка |
Оборудование | Учебник, альбом, краски акварельные, кисти, карандаш |
Планируемые | Предметные: научатся находить гармоничные цветовые сочетания; смешивать цвета для получения нужного оттенка; различать оттенки цветов. Метапредметные УУД: регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу; определять в диалоге Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Форма | Универсальные | Промежуточный контроль |
I. Организационный момент | Сообщение темы урока | Проверяет готовность обучающихся к уроку. – Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с художественно-выразительными средствами, применяемыми в изобразительном искусстве, и расширим наши представления о законах отображения реалистичной формы цветом | Слушают учителя | Фронтальная | Личностные: имеют Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
II. Изучение нового мате-риала | Познавательно-информа-ционная беседа «Свет и цвет Просмотр слайдов | – Даже очень грамотное с точки зрения графики изображение предмета будет плоским и «мертвым», если при рисовании не учесть основы восприятия света/цвета человеческим мозгом. Именно так: света и цвета. Так что же такое цвет? И что такое свет? Ответ на вопрос, что такое цвет и свет, одновременно Показывает слайды. – В изобразительном же искусстве свет и цвет выступают как самостоятельные эстетические категории и независимые друг от друга элементы художественной формы. Здесь проблема взаимосвязи света и цвета имеет свои особенности. Это подтверждается разделением изобразительного искусства на графику, где основным элементом выразительности служит свет в виде контраста черного и белого или в светотеневой градации последних, и на живопись, где действительность изображается через многоцветие красок. Учитель предлагает учащимся найти среди показываемых произведений графические – Но совсем не трудно увидеть, что и живопись имеет дело не только с цветом, но и со светом; свет и цвет вступают между собой Показывает слайд. – Цвет изменится, если от искусственного освещения мы перейдем к естественному. Мы видим, как холодный оттенок цвета предмета окрашивается в теплые оттенки благодаря «теплым» лучам света. Также изменяется цвет предмета в зависимости от цвета окружения. Рас_смотрите рисунки в учебнике (с. 63) и расскажите, как изменяется цвет вазы, ее теневых поверхностей с изменением цвета окружения | Слушают учителя, смотрят слайды, анализируют информацию, отвечают на вопросы | Фронтальная | Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; наблюдать, сравнивать, анализировать информацию. Коммуникативные: Личностные: имеют | Устные ответы |
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Цветовые отношения». Просмотр мультимедийной презентации | – А теперь познакомимся с понятием «цветовые отношения» (см. ресурсный материал | Слушают учителя, участвуют в беседе, смотрят презентацию, рассуждают, анализируют инфор- | Фронтальная | Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: научатся наблюдать, сравнивать, анализировать. Коммуникативные: научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. Личностные: научатся объяснять свои чувства | Устные ответы | |
III. Творческая практическая | Практическая работа | Педагог наблюдает, советует, отвечает – Рассмотрите один и тот же предмет при разном освещении (холодном и теплом) и определите, какие оттенки приобретет предмет на теневой поверхности и области рефлекса, и создайте эти оттенки путем смешивания красок | Выполняют задание | Парная | Коммуникативные: научатся коллективно анализировать изделие, выполнять задание в группе, рассуждать, воспринимать чужое мнение, аргументировать свой ответ. Познавательные: научатся находить необходимый для урока материал, пользуясь дополнительными источниками информации. Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу; под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия; планировать | Устные ответы и упражнения на смешивание красок |
Работа (с. 65–66) | – Нарисуйте учебный натюрморт на цветовые отношения | Выполняют задание | Индивидуальная | Выполнение рисунка | ||
IV. Итоги урока. Рефлексия | Выставка работ учащихся. Обобщение сведений, оценивание результатов работы | В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение выполненных работ. Организует беседу по вопросам в учебнике | Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их. Отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы | Оценивание учащихся за работу на уроке. Устные ответы |
Домашнее | Учебник (с. 62–66), выполнить задания (учебник, с. 66), найти информацию (учебник, с. 64) | Записывают задание | Индивидуальная | Наблюдение |
Ресурсный материал к уроку
Цветовые отношения – это влияние цветов друг на друга в передаче зрительных образов с помощью красок. Для грамотного живописного изображения очень важно добиться, чтобы не только тональные, но и цветовые различия предметов натурной постановки были переданы в тех отношениях, в которых они воспринимаются в момент наблюдения. Состояние цветовых отношений отражает взаимозависимость предметов и среды, поэтому единство тональных и цветовых отношений, переданных в изображении, позволяет правильно подойти к полноценному колористическому решению. Чтобы правильно передать цветовые отношения натурной постановки, при изображении формы каждого предмета необходимо определить, во-первых, его цветовой оттенок (синий, желтый, зеленый и т. д.); во-вторых, отношения (различия) этих цветов по светлоте (по тону), то есть во сколько раз светлее или темнее друг друга; в-третьих, интенсивность, насыщенность каждого цвета предмета (и его поверхностей) по отношению к другим. В процессе работы надо постоянно помнить, что каждый цвет на свету, в тени, в полутени и т. д. важен не сам по себе, а только в связи с другими. Важна доля его участия в общем цветовом строе, его отличие от других. Живописца должна интересовать только цветовая разница, только отношения. Поэтому процесс живописи – это процесс постоянного сравнительного анализа предметов натурной постановки, то есть процесс работы отношениями. Причем особенно важно сохранить в этюде видимые в этот момент глазом различия цветов не только по светлоте (по тону), но и по силе цвета, то есть по насыщенности. Правдивость живописного изображения зависит не от точности цветового оттенка, а от верной передачи отношений по силе света и цвета. Неправильно взятые по тону и силе цвета (то есть по светлоте и насыщенности) цветовые отношения ведут к путанице в изображении планов, и особенно отрицательно это сказывается на выявлении материальных качеств изображаемых предметов, на состоянии их освещенности. «В пространственной материальной живописи, – говорил Н. П. Крымов, – цвет и тон неразделимы… Цвет, неверно взятый по тону, уже не цвет, это просто краска, и ею нельзя передать материального объема в пространстве». Таким образом, цвет нельзя изолировать от тона, правдивость изображения определяется светлотными отношениями в единстве с цветовыми. Процесс живописи методом цветовых отношений можно сравнивать с построением музыкальной мелодии, в которой каждый отдельный звук сам по себе ничего не выражает, но в гармоничном соединении с другими звуками производит нужное впечатление. Сохранится ли мелодия, если мы сыграем музыкальное произведение в более низком регистре или в более высоком? Конечно, нет. Но если нарушится взаимосвязь звуков, мелодия перестанет существовать. То же самое можно сказать о живописном изображении. Тоновые и цветовые отношения можно построить в более или менее светлой и насыщенной красочной гамме, но при этом важно соблюдать взаимосвязь предметов по тону и силе цвета, соответствующую
Предварительный просмотр:
Урок 29. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИЗАЙНА
Цели | Расширить представление о дизайне как о виде современного изобразительного искусства, средствах художественной выразительности дизайна, познакомить с основными видами дизайна, основными требованиями к дизайнерской работе; формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы; учить выполнять эскизы, находить гармоничные сочетания цветов; развивать речь, память, мышление, наблюдательность, воображение, творческие способности; прививать интерес к предмету |
Тип урока | Освоение нового материала |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная, групповая |
Основные понятия и термины | Дизайн промышленный, графический, дизайн среды, дизайн костюма |
Демонстрационный материал | Учебник, мультимедийная презентация по теме |
Оборудование | Учебник, альбом, карандаши |
Планируемые | Предметные: познакомятся с историей возникновения дизайна; узнают об основных видах дизайна; закрепят умение работы карандашами, находить гармоничные сочетания цветов; научатся умению использовать для решения познавательных задач различные источники информации. Метапредметные УУД: регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу; определять в диалоге Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, научатся объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Форма | Универсальные | Промежуточный контроль |
I. Организационный момент | Сообщение темы урока | Проверяет готовность обучающихся к уроку. – В современном мире термин «дизайн» мы слышим постоянно. Что же он означает? Почему в наше время профессия дизайнера очень распространена? Выясним сегодня на уроке | Слушают учителя, отвечают на вопрос | Фронтальная | Личностные: имеют Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
II. Изучение нового мате-риала | Рассказ-со-общение «История | Заслушивает рассказ-сообщение об истории дизайна, подготовленный учащимися | Рассказывают об истории дизайна, слушают одноклассников, анализируют информацию | Фронтальная | Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, осознанно читать тексты с целью освоения Коммуникативные: научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя | Устные ответы |
Коллективное рассуждение «Что такое дизайн?» | – Так что же такое дизайн? Заслушивает формулировки учащихся. – Дизайн – это художественное проектирование и конструирование эстетических свойств окружающего нас предметного мира | Фронтальная | Познавательные: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя | Устные ответы | ||
Познавательно-информа-ционная беседа «Задачи, стоящие перед дизайнером» | – Какие задачи стоят перед дизайнером? Заслушивает ответы учащихся. – Создание новой вещи – сложный творческий производственный процесс, в котором участвуют учёные, инженеры и дизайнеры. | Участвуют в беседе, рассуждают, анализируют инфор- | Фронтальная | Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников. Коммуникативные: | Устные ответы | |
Словесно-иллюстра-тивный рас-сказ «Основные виды Просмотр мультиме-дийной презентации | – Существуют разные виды дизайна. К основным относятся промышленный дизайн, Показывает слайды. Промышленный дизайн – это конструирование станков, транспортных средств, бытовых приборов, посуды, мебели и многого другого. Графический дизайн – это промышленная графика, различные оформительские, изобразительные и шрифтовые работы. Фирменный стиль включает создание знаков и шрифтов. Дизайн одежды – моделирование и конструирование одежды. Продумывая форму и крой, цветовое решение, подбирая материалы для современной одежды, дизайнер создает неповторимый и запоминающийся образ. Мода – это отражение нашего мировоззрения, образа жизни, культурного уровня, социальных условий и других слагаемых жизни общества. – Рассмотрите некоторые работы дизайнеров и поделитесь своими впечатлениями о них | Участвуют в беседе, смотрят презентацию, рассуждают, анализируют инфор- | Фронтальная | Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу. Познавательны: научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; наблюдать, сравнивать, анализировать информацию. Коммуникативные: Личностные: имеют | Устные ответы | |
III. Творческая практическая | Беседа «Что мы будем Просмотр мультиме-дийной презентации | – Сегодня вы попробуете себя в роли дизайнеров костюма. Понятие дизайн костюма часто определяют или дополняют такими понятиями, как «одежда», «мода» и «стиль». Действительно, костюм – это одежда как в ее повседневном, так и в праздничном исполнении. Мода же, в свою очередь, диктует актуальность костюму согласно настроениям и веяниям эпохи. Мода, помноженная на индивидуальный стиль, дает причудливые результаты в создаваемых моделях одежды: выразительные и непохожие крои, причудливые сочетания цветов, фасонов и аксессуаров. Показывает слайды. Одним из основных условий возникновения художественных качеств одежды является единство всех элементов ее формы, то есть соразмерность, согласованность, соподчиненность, что обеспечивает целостное восприятие формы. Средством объединения элементов формы в гармоничное целое являются ритм, пропорции, масштабность, контраст, нюанс, симметрия. Чередование контрастных цветовых пятен создает активную хроматическую композицию, обеспечивает выразительное образное звучание костюма. Дизайнер должен уметь гармонично сочетать разные элементы одежды. Рассмотрите женские и мужские костюмы и ответьте на вопросы: – Как соотносятся разные части костюма? – Какие сочетания цветов присутствуют в костюме? – Какие ощущения вызывают эти сочетания цветов у вас? – Что в данном костюме является композиционным центром? – Какую роль играют аксессуары в данном костюме? | Участвуют в беседе, смотрят презентацию, рассуждают, анализируют инфор- | Фронтальная | Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, наблюдать, сравнивать, анализировать информацию. Коммуникативные: | Устные ответы |
Практическая работа | Педагог наблюдает, советует, отвечает – Разработайте модели одежды разного назначения | Выполняют задание | Индивидуальная | Регулятивные: научатся сохранять учебную задачу; планировать практическую деятельность на уроке, определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания. Познавательные: научатся находить необходимый для урока материал, пользуясь дополнитель-ными источниками информации | Рисование | |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Выставка работ учащихся. Обобщение сведений, оценивание результатов работы | В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение разработок учащихся. – Мы с вами сегодня познакомились с одним из видов искусства – дизайном, с его многообразием и значением в современном мире. Что же вам запомнилось? Организует беседу по вопросам (учебник, | Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их. Отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников. Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом, умеют адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер отзыва о рисунке. Коммуникативные: | Оценивание учащихся за работу на уроке. Устные ответы |
Домашнее | Учебник (с. 134–139) | Записывают задание | Индивидуальная | Наблюдение |
Предварительный просмотр:
Цели | Познакомить с творчеством выдающихся художников; создать условия для развития умения рисовать предметы несложной формы с натуры, закрепить знания о компоновке, пропорциях; развивать навыки рисования, внимание, аккуратность, наблюдательность, мышление, зрительную память, способствовать воспитанию эстетической отзывчивости |
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная, групповая |
Основные понятия и термины | Натюрморт |
Демонстрационный материал | Учебник, мультимедийная презентация по теме, учебная таблица «Поэтапное выполнение натюрморта», педагогический рисунок, запись песни «О картинах» (сл. А. Кушнера, муз. Г. Гладкова) |
Оборудование | Учебник, карандаш, краски, кисти, альбом, салфетка |
Планируемые | Предметные: расширят представление о натюрморте; научатся рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2–3 предметов; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цветов натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающих предметов. Метапредметные УУД: регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу; определять в диалоге Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, научатся объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Форма | Универсальные | Промежуточный контроль |
I. Организационный момент | Сообщение темы урока | Проверяет готовность обучающихся к уроку. – Назовите жанр рисунка, который вы будете рисовать сегодня. Что же может быть на нем нарисовано? Роза в вазе, хлеб, посуда… К какому жанру отнесем такой рисунок? Конечно, это натюрморт | Слушают учителя, отвечают на вопрос | Фронтальная | Личностные: имеют Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
II. Изучение нового мате-риала | Вводная беседа «Натюр- морт». Просмотр мультиме-дийной презентации | – А что такое натюрморт? Наверняка вам знакома песня Григория Гладкова «О картинах», послушайте отрывок из нее. (Включает – Конечно, это не научное определение натюрморта. Дословно натюрморт переводится как «мертвая природа», но, посмотрите, сколько в нем жизни! Показывает слайды и организует обсуждение картин. – Что изображено на картине? Кто художник? | Фронтальная | Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: научатся наблюдать, сравнивать, анализировать информацию. Коммуникативные: научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. Личностные: имеют | Устные ответы | |
Анализ произведений живописи. Просмотр мультиме-дийной презентации | – Особенно широкое распространение жанр натюрморта получил в голландской живописи XVII века (Питер Клас, Виллем Кальф, Виллем Хеда). Обратите внимание на репродукции картин Виллема Хеда и французского художника XVIII века Жана Батиста Шардена. В свою очередь, Жан Батист Шарден известен как мастер картин на бытовые темы: мир домашних, обжитых человеком вещей, на его полотнах появились корзинки, кринки, чаны, битая дичь. А еще я хочу познакомить вас с прекрасным художником Борисом Михайловичем Кустодиевым. Есть художники, к творчеству которых хочется возвращаться постоянно. | Фронтальная | Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: научатся наблюдать, составлять небольшой рассказ-описание, анализировать информацию, делать Коммуникативные: Личностные: научатся объяснять свои чувства | Устные ответы | ||
III. Творческая практическая | Беседа «Что мы будем рисовать». Работа с учебником (с. 67, 71). Рассматривание рисунков | – Вы уже не раз рисовали натюрморты. Чаще всего это были учебные натюрморты. Вы учились работать с цветом, передавать объем с помощью светотени, изображать предметы с учетом законов перспективы. Сегодня же вы будете рисовать творческий натюрморт. Найдите среди выставленных рисунков натюрморт, который можно отнести к данному виду (или рассмотрите рисунок в учебнике на с. 67). Чем различаются учебные и творческие натюрморты? Давайте рассмотрим один из рисунков. Из каких предметов состоит натюрморт? Что необходимо сделать, прежде чем начать рисовать натюрморт? (Сначала нужно определить, как располагать лист: горизонтально или вертикально.) Как в нашем случае расположен лист? Расскажите, как размещены предметы на листе. – Что такое композиция? (Композиция – расположение на поверхности бумаги изображаемых предметов. Предметы не должны быть маленькими или очень большими.) – Что такое пропорция? (Пропорция – определённое соотношение частей предмета между собой, их соразмерность.) Во время рисования необходимо постоянно сравнивать пропорциональные отношения. Каков же порядок работы над рисунком? | Участвуют в беседе, работают с учебником, рассуждают, анализируют информацию, отвечают на вопросы. Составляют последовательность работы над рисунком | Фронтальная | Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу; планировать практическую деятельность на уроке. Коммуникативные: научатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; коллективно вести небольшой познавательный диалог по теме урока, анализировать изделие, воспринимать чужое мнение, аргументировать свой ответ. Познавательные: научатся осознанно читать тексты, рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации. Личностные: имеют | Устные ответы |
Практическая работа | Педагог наблюдает, советует, отвечает – Нарисуйте натюрморт | Выполняют задание | Индивидуальная | Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу. Личностные: имеют | Рисование натюр- | |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Выставка работ учащихся. Обобщение сведений, оценивание результатов работы | В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение выполненных работ. Организует беседу по вопросам в учебнике | Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их. Отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом ри- Коммуникативные: | Оценивание учащихся за работу на уроке. Устные ответы |
Домашнее | Учебник (с. 67–71), составить рассказ о наиболее понравившемся натюрморте, подобрать стихи, описывающие пейзажи | Записывают задание | Индивидуальная | Наблюдение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...