Рабочая программа по ИЗО 7 класс (Неменский)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _________________________ _________________________ Протокол № _____ от __________________ 2015г | «Согласовано» Зам. директора по УР МБОУ «СОШ № 119» ___________ Э.М.Мустафина _______________ 2015г. | «Утверждено» Директор ______________ Т.П.Фадеева Приказ № ______ от «_____» ___________2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ИЗО»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 119
Авиастроительного района г.Казани
Депутатова Анастасия Петровна,
учитель ИЗО и МХК
7 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
________________ г.
2015- 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по искусству ИЗО 7 класс составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству применительно к авторской программе Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского.
Цели программы:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Рабочая программа «Искусство ИЗО», составленная на основе программы ««Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
7 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные ' духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Содержание:
Учебная программа рассчитана на 35 часов и содержит четыре тематических блока:
- «Изображение фигуры человека и образ человека» 9 часов;
- «Поэзия повседневности» 7 часов;
- «Великие темы жизни» 10 часов;
- «Реальность жизни и художественный образ» 9 часов.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;
- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- о роли художественной иллюстрации;
- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуро-строительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий.
Учащиеся должны иметь представление:
- об историческом художественном процессе, о содержательных .изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
- о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.
В процессе практической работы учащиеся должны:
- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- получить творческий опыт в построении тематической композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;
- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
Формы контроля
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа— это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок лает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.
На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, нож ницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, ленка, бумагопластика и др.).
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка
Промежуточная и итоговая аттестация проводятся в форме практических работ, в соответствии с программной темой, выпавшей на дату прохождения аттестации.
Календарно-тематическое планирование по ИЗО
7 класс (Б.М. Неменский), 1 час в неделю, всего – 35 часов
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения урока | ||
План | Факт | |||||
I «Изображение фигуры человека и образ человека» (9 ч.) | ||||||
1. | Изображение фигуры человека в истории искусства. | Урок ознакомления с новым материалом. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
2. | Пропорции и строение фигуры человека. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
3. | Красота фигуры человека в движении. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
4. | Изображение на плоскости фигуры человека. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
5. | «Великие скульпторы». | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
6. | Изображение фигуры человека с использованием таблицы. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
7. | Изображение фигуры человека с использованием таблицы. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
8. | Человек и его профессия. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
9. | Мир интересов человека. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
II «Поэзия повседневности» (7 ч.) | ||||||
10. | Тематическая (сюжетная) картина. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
11. | Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
12. | Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Сюжет и содержание в картине. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
13. | Передвижники. Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
14. | Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея». | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
15. | Создание тематической картины «Жизнь моей семьи». | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
16. | Обобщающий урок. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
III «Великие темы жизни» (10 ч.) | ||||||
17. | Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
18. | Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Сложный мир исторической картины. Творчество В.И.Сурикова. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
19. | Сложный мир исторической картины. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
20. | Графические серии. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
21. | Зрительские умения, и их значение для современного человека. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
22. | Великие темы жизни в творчестве русских художников. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
23. | Сказочно – былинный жанр. «Волшебный мир сказок». | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
24. | Библейская тема в изобразительном искусстве. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
25. | Историческая тема в живописи. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
27. | Художественные музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Групповая работа. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
IV «Реальность жизни и художественный образ» (9 ч.) | ||||||
27. | Плакат и его виды. Шрифты. | Урок ознакомления с новым материалом. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
28. | Плакат. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
29. | Плакат. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
30. | Книга. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
31. | Книга. Обложка. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
32. | Книга. Титул. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
33. | Книга. Шрифт. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
34. | Книга. Шрифт. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
35. | Обобщение темы четвери. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Групповая работа. | 7 «А» | ||
7 «Б» | ||||||
Средства обучения:
- электронная доска
- проектор
- ноутбук
- раздаточный материал
Список литературы (основной)
1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2013. -129с.
2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 7 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013.
Список литературы (дополнительный)
- Н.М.Степанчук З.А. «Изобразительное искусство» (1-8 классы) Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков, Издательство «Учитель», Волгоград 2009.
- В.А. Лобанова «Керамическая скульптура и пластика» 5-7 класс, Программа, планирование, материалы к занятиям, Издательство «Учитель», Волгоград 2011.
- Б.М.Неменский, О.В. Павлова «Изобразительное искусство» 7 класс Поурочные планы по программе Б.М.Неменского, Издательство «Учитель», Волгоград 2008.
Цифровые образовательные ресурсы:
История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».
Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.
Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 год.
Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 год
Банк разработок ИЗО:
Презентации к урокам 5-9 классы
Картины.
Художники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому
Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...
Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому
Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...
Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому
Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...
Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому
Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...
Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому
Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа для 7 класса Неменский по ФГОС
Рабочая программа для 7 класса Неменский по ФГОС...