Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Карабинович Инна Валерьевна

Программы , составленные по программе Б.М.Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass.docx38.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Яйская основная общеобразовательная школа №1»

Утверждена

приказом № _____ от

 «___»__________2014г.

Директор ______________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ

(ИЗО)

для обучающихся 8 класса

Количество часов в год  – 34 час

Количество часов в неделю – 1 час

Учебник:  Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы,   «Просвещение» 2011г.

Составитель :

Карабинович И.В.,

учитель ИЗО

Принята

на заседании РМО

Протокол № ___

от «___»___________20___г.

                   

               Принята

           педагогическим советом

Протокол № ___

от «___»________20___г.

Яя

2014


Содержание

1. Пояснительная записка ……………………………………………………………. 3

2. Содержание программы … ………………………………………………………... 4

3. Календарно-тематическое планирование ………………………………………… 5

4. Перечень ключевых слов …………………………………………………………... 8

5. Список литературы …………………………………………………………………. 9

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для VIII класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусства и программы Неменского Б.М.  «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» М.: Просвещение, 2010г. и соответствует  федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.04г. №1089).

        Цель – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы  самовыражения и ориентации в художественном пространстве культуры.

Задачи:

  • развивать интерес к окружающему миру человека через художественно-творческую деятельность учащихся в процессе анализа произведений архитектуры и дизайна, знакомства с основными этапами их развития и освоения образного языка для моделирования своей среды обитания;
  • развивать способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • воспитывать уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.

Созданная на основе примерной программы рабочая учебная программа и учебники логически развивают идеи начальной школы, способствуют формированию опыта художественно-творческой деятельности, способности к эстетическому освоению мира в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, запечатленным в произведениях изобразительного искусства, воспитанию эмоционально-нравственного отношения к миру и осознания себя в этом мире.

Изменения, внесенные в рабочую программу:

Департамент образования и науки Кемеровской области рекомендует в рамках реализации государственного образовательного стандарта на 2011-2012 учебный год ввести 1 дополнительный час в неделю национально-регионального компонента (НРК) для преподавание  учебного предмета «Искусство» (для проведения уроков музыки 17 часов  и уроков ИЗО 17 часов), направленное на изучение краеведческих модулей.  Материал НРК составлен на основе «Методических рекомендации по реализации национально-регионального компонента по предмету «Искусство» (музыка, изобразительное искусство) в 8 классе»

Преподавание предмета «Искусство» в 8 классе осуществляется на основе учебника для общеобразовательных учреждений А.С. Питерских, Г.Е. Гуров «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека.» 7-8 кл..М.:Просвещение, 2009 г.

В учебном плане на изучение предмета «Искусство» отводится 1 час (0,5+0,5 НРК) в неделю, 34 часа в год.

Содержание программы:

№ п/п

Разделы

Кол-во часов по программе  всего

1

Синтез искусств. Общность жизненных истоков, художеств идей, образного строя произведений различных видов искусств.

9

2

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и знаний.

7

3

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

10

4

Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

8

Итого

34

 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

п/р

Тема   урока

Дата

  1. Синтез искусств. Изображение в полиграфии .

1

1.1

Синтез искусств. Общность жизненных истоков, художеств идей, образного строя произведений различных видов искусств.

2

1.2

Синтез искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объём.

3

1.3

Изображение в полиграфии. Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Искусство шрифта.    Дизайн буквы – создание своей буквы, вензеля, виньетки, монограммы.

4

1.4

Образ – символ – знак.  Стилевое  единство изображения и текста. Создание строки (текста) «Вывеска магазина».

5

1.5

Типы изображения в полиграфии  (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Искусство экслибриса. Проектирование экслибриса для своей библиотеки.

6

1.6

Формы полиграфической  продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др.  Проектирование плаката «За здоровый образ жизни!»  

7

1.7

Товарный знак как форма полиграфической продукции. Проектирование товарного знака продукции, выпускаемой в городе.  (РК)

8

1.8

Художники книги.  Творчество И.Я. Билибина, В.А.Фаворского и др. Макет разворота или обложки книг.

9

1.9

Текст и изображение, как элемент композиции в книжной графике. Особенности образного языка книжной графики. Книжная графика В. Кравчука, А.Ротовского,  О. Пинаевой.   (РК)

  1. Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и знаний.

10

2.1

Архитектура. Первоэлементы архитектуры. Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей  в худ-ых образах  архитектуры. Прочтение плоскостных изобразительных композиций.

11

2.2

Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. «Семь чудес света» - величайшее культурное наследие  человечества.

12

2.3

«Время. Эпоха. Стиль». Стили в архитектуре  (античность, готика, барокко, классицизм)

13

2.4

Выразительные средства  архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объёмом, фактура и цвет материалов). Бионика. Творчество Гауди.

14

2.5

Город сквозь времена и страны.  Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Храмовая архитектура.

15

2.6

Храмовая архитектура городов Кузбасса и родного города. Выполнение эскизов архитектурных композиций.  (РК)

16

2.7

Архитектура жилища народов мира. Частный дом. Визитная карточка города.

  1. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

17

3.1

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.  Архитектура родного города. Выполнение эскизов архитектурных композиций.    (РК)

18

3.2

Образы шахтёрских городов на примере линогравюр Резинкиной В.В. и литографий Сотникова В.Е.   (РК)

19

3.3

Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современный культуре. Дизайн интерьера. Рисунок-проект интерьера одного из общественных мест. (Интерьер и вещь в доме. Эскиз-проект мебельного гарнитура или отдельного предмета мебели.)

20

3.4

Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Дизайн интерьера современного детского кафе в центре города.    

21

3.5

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Архитектурно-пейзажные зарисовки ландшафтно-городского фрагмента среды «Сквер с фонтаном и памятником».

22

3.6

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Ландшафтный дизайн городов Кузбасса  и родного города.    (РК)

23

3.7

Монументальная скульптура родного города.   Творчество А. Хмелевского, В. Трески и др.      (РК)

24

3.8

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры Композиция в дизайне  (в объёме и на плоскости). Современное здание, вмонтированное в фотографию городского пейзажа.

25

3.9

Город сегодня и завтра. Фантазийная зарисовка на тему «Архитектура будущего» - эскиз отеля будущего.

26

3.10

Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. Архитектура городов Кузбасса в будущем. Создание сложной пространственно-макетной композиции с использованием различных фактур и материалов «Мой город в будущем» (РК)

  1. Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

27

4.1

Современная геральдика. Гербы городов Кузбасса. Выполнение герба  родной  школы.    (РК)

28

4.2

Красота родного края на примере работ художников Кузбасса.    

29

4.3

Современное изобразительное искусство Кузбасса. Знакомство с тв-ом кузбасских художников, работающих в разных видах пластических иск-тв, жанрах и направлениях. Художники Никол Бачинин, Виктор Зевакин, Анатолий Поротов и другие. (РК)

30

4.4

Многогранность творчества художников и личное прочтение темы художественного образа на примере творчества Пышненко. (РК)

31

4.5

Великие темы жизни. Мемориалы воинской славы на территории Кузбасса. (РК)

32

4.6

Декоративно-прикладное искусство Кузбасса.  Разнообразие художественных промыслов Кузбасса. Изделия берестяных дел мастеров Мариинска.    (РК)      Знакомство с профессиями и учебными заведениями.

33

4.7

Мастера резьбы по дереву. Украшения фасадов домов родного города.  Музей архитектуры под открытым небом (Мариинск). (РК)

34

4.8

Урок –  заочная экскурсия. Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница».  (РК)


Перечень ключевых слов

Асимметрия

Архитектура

Архитектурный ансамбль

Галерея

Дизайн

Жанр

Живопись

Иллюстрация

Книга

Коллекция

Колорит

Композиция

Меценат

Монументальная  скульптура

Музей

Набросок

Настенная живопись

Обложка

Переплет

Полиграфия

Проект

Плакат

Пропорции

Символисты

Симметрия

Скульптура

Сюжет

Титул

Шрифт

Эскиз

Эмблема

  Литература

  1. Афонькин С.Ю. Афонькина Е.Ю. Орнаменты народов мира. СПб.: «Кристалл», 1998.

Вострикова И.В. Формирование художественной культуры учащихся средствами интеграции искусств. Методическое пособие. Кемерово, «Обл.ИУУ». 1997. – 92 с.

  1. Искусство. Книга для чтения. 1980. – 513 с.: 160 ил.
  2. Костерин Н.П. Учебное рисование. Учебное пособие для педучилищ. М.: «Просвещение» 1984. – 240 с.: ил.
  3. Леонов Л. Русская жанровая живопись. Альбом. М.: «Искусство», 1961. – 140 с.: ил.
  4. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. М.: «Просвещение», 1991. – 192 с.: ил.
  5. Новосёлова В.П. и др. Региональный компонент в преподавании изобразительного  искусства: Методическое пособие. – Кемерово: Изд-во ОблИУУ,1994.
  6. Оленич Л.В. Современное изобразительное искусство Кузбасса: Учебное пособие. – Кемерово: Изд-во ОблИУУ,1994.
  7. Откидач В. Художники Кузбасса. – Ленинград, 1983.
  8. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. Учебник для студентов худож-граф. фак. пединститутов. М.: «Просвещение», «Владос». 1995. – 239 с.: ил.
  9. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник для студентов худож-граф. фак. пединститутов. М.: «АГАР». 1998. – 156 с.: ил.
  10. Смирнова Р., Миклушеская И. Уроки рисования. М.: «Изд-во АСТ». 2001.
  11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Учебное пособие для  студентов педвузов. М.: «Академия». 1999. – 368 с.: ил.
  12. Трофимова М.В. Тарабарина Т.И. И учёба, и игра: изобразительное искусство. Ярославль: «Академия  развития». 1997. – 240 с.: ил.
  13. Шубина Т.Г. Портрет. Фигура человека. Мн.: «Советский  литератор». 2001.
  14. А.С. Гуров Г.Е Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Учебник для образовательных учреждений 7-8 кл. (Под ред. Неменского Б.М.) -  М.: «Просвещение», 2008. – 175 с: ил.
  15. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для 5-8 кл.: в 4 ч., часть 1  «Основы рисунка». Обнинск. «Титул», 1996г. – 96 с.: ил.
  16. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для 5-8 кл.: в 4 ч., часть 2  «Основы живописи». Обнинск. «Титул», 1996г. – 80 с.: ил.
  17. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для 5-8 кл.: в 4 ч., часть 3  «Основы композиции». Обнинск. «Титул», 1996г. – 80 с.: ил.
  18. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для 5-8 кл.: в 4 ч.,                                          часть 4  «Краткий словарь художественных терминов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому

Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...

Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому

Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...

Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому

Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...

Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому

Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа для 7 класса Неменский по ФГОС

Рабочая программа для 7 класса Неменский по ФГОС...