Рабочая программа по ИЗО 6 класс (Неменский)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _________________________ _________________________ Протокол № _____ от __________________ 2015г | «Согласовано» Зам. директора по УР МБОУ «СОШ № 119» ___________ Э.М.Мустафина _______________ 2015г. | «Утверждено» Директор ______________ Т.П.Фадеева Приказ № ______ от «_____» ___________2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ИЗО»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 119
Авиастроительного района г.Казани
Депутатова Анастасия Петровна,
учитель ИЗО и МХК
6 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
________________ г.
2015- 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по искусству ИЗО 6 класс составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству применительно к авторской программе Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (Издательство «Просвещение» 2009 год издания).
Для обязательного изучения в VI классе отводится 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Цели программы:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира;
- о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
- знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Рабочая программа «Искусство ИЗО», составленная на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные ' духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Содержание:
Учебная программа рассчитана на 35 часов и содержит четыре тематических блока:
- «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» 9 часов;
- «Мир наших вещей. Натюрморт» 7 часов;
- «Вглядываясь в человека. Портрет» 10 часов;
- «Человек и пространство в изобразительном искусстве» 9 часов.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать:
- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа. Учащиеся должны уметь:
- пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Формы контроля
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа— это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок лает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.
На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, нож ницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, ленка, бумагопластика и др.).
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Промежуточная и итоговая аттестация проводятся в форме практических работ, в соответствии с программной темой, выпавшей на дату прохождения аттестации.
Календарно-тематическое планирование по ИЗО
6 класс (Б.М. Неменский), 1 час в неделю, всего – 35 часов
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения урока | ||
План | Факт | |||||
I «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (9 ч.) | ||||||
1. | Изобразительное искусство в семье пластических искусств. | Урок ознакомления с новым материалом. | Фронтальная работа. Объяснение нового материала. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
2. | Рисунок-основа изобразительного творчества. Линия и её выразительные возможности. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
3. | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
4. | Объём - основа языка скульптуры. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
5. | Объём - основа языка скульптуры. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
6. | Чёрное и белое – основа языка графики. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
7. | Цвет. Основы цветоведения. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
8. | Цвет – основа языка живописи. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
9. | Цвет – основа языка живописи. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
II «Мир наших вещей. Натюрморт» (7 ч.) | ||||||
10. | Реальность и фантазия в творчестве художника. Выразительные средства и правила изображения. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
11. | Изображение предметного мира. Натюрморт. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
12. | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
13. | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
14. | Освещение. Свет и тень. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
15. | Натюрморт в графике. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
16. | Цвет в натюрморте. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
III «Вглядываясь в человека. Портрет» (10 ч.) | ||||||
17. | Образ человека – главная тема искусства. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
18. | Конструкция головы человека и её пропорции. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
19. | Изображение головы в пространстве | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
20. | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
21. | Портрет в скульптуре. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
22. | Сатирические образы человека. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
23. | Образные возможности в портрете. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
24. | Портрет в живописи. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
25. | Роль цвета в портрете. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
26. | Великие портретисты. Обобщение темы. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Групповая работа. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
IV «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (9 ч.) | ||||||
27. | Жанры в изобразительном искусстве. | Урок ознакомления с новым материалом. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
28. | Изображение пространства. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
29. | Правила воздушной перспективы. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
30. | Правила воздушной перспективы. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
31. | Пейзаж – большой мир. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
32. | Пейзаж – настроение. Природа и художник. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
33. | Городской пейзаж. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
34. | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
35. | Обобщающий урок. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Групповая работа. | 6 «А» | ||
6 «Б» | ||||||
Средства обучения:
- электронная доска
- проектор
- ноутбук
- раздаточный материал
Список литературы (основной)
1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5-9 классы : пособие дна учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, И. А. Горяева, А. С. Питерских. - М.: Просвещение, 2011.
2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс : учеб. для обшеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2013.
Список литературы (дополнительный)
- Н.М.Степанчук З.А. «Изобразительное искусство» (1-8 классы) Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков, Издательство «Учитель», Волгоград 2009.
- В.А. Лобанова «Керамическая скульптура и пластика» 5-7 класс, Программа, планирование, материалы к занятиям, Издательство «Учитель», Волгоград 2011.
- Б.М.Неменский, О.В. Павлова «Изобразительное искусство» 6 класс Поурочные планы по программе Б.М.Неменского, Издательство «Учитель», Волгоград 2008.
Цифровые образовательные ресурсы:
История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».
Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.
Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 год.
Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 год
Банк разработок ИЗО:
Презентации к урокам 5-9 классы
Картины.
Художники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому
Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...
Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому
Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...
Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому
Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...
Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому
Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...
Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому
Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа для 7 класса Неменский по ФГОС
Рабочая программа для 7 класса Неменский по ФГОС...