Рабочая программа по ИЗО 5 класс (Неменский)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _________________________ _________________________ Протокол № ______ от __________________ 2015г | «Согласовано» Зам. директора по УР МБОУ «СОШ № 119» ___________ Э.М.Мустафина _______________ 2015г. | «Утверждаю» Директор ______________ Т.П.Фадеева Приказ № ______ от «_____» ___________2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ИЗО»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 119
Авиастроительного района г.Казани
ДЕПУТАТОВА АНАСТАСИЯ ПЕТРОВНА,
учитель ИЗО и МХК
5 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
________________ г.
2015- 2016 учебный год
- Пояснительная записка.
Данная программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся в 5 классе. Все виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач. Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, природоведение, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью. Программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса создана на основе нормативных документов, обеспечивающих реализацию программы ФГОС:
- Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден МОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года;
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10; зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03. 2011. Регистрационный № 19993;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010.№1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Примерной программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
- Учебного плана МБОУ СОШ № 119 на 2015/2016 учебный год;
- Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 119 основного общего образования на 2015-2016 учебный год.
Концепция настоящей программы, ее содержание, структура и принципы отбора художественного материала нацелены на единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастные роли визуального образа как средства познания коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; прослушивание музыкальных и литературных произведений. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников. При отборе учебного материала принципиально важное значение имеет выявление социально – нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что прослеживается как в практической работе, так и при восприятии художественного наследия. Систематическое освоение художественного наследия помогает школьникам осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком правды о природе, обществе и о человеческих поисках истины. На уроках школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают народное и классическое искусство разных стран и эпох. Изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте их исторического развития, поэтому усиливаются межпредметные связи с уроками истории.
Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Задачами курса являются:
- развитие художественно – творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно – образной памяти, эмоционально – эстетического восприятия действительности
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно – прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально – практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, знакомство с образным языком изобразительных искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными способами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Приоритетными формами и методами работы с обучающимися являются:
- игровые (обыгрывание ситуации, фантазия на тему…, создание игрушки);
- информационные (показ презентаций на мультимедийном оборудовании, использование аудио и видеоаппаратуры на уроках);
- педагогический рисунок (рисунок на доске);
- дифференцированное обучение (индивидуальная работа, дифференциация заданий разного уровня сложности, по интересам, технике исполнения и т.д.);
- здоровьесберегающие (уроки на пленэре, организация физкультминуток, обеспечение работы кабинета согласно рекомендациям по санитарно-гигиеническим условиям на уроках ИЗО).
Рабочая программа основного общего образования по изобразительному искусству в 5 классе реализуется в течение одного учебного года.
- Общая характеристика учебного предмета.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Программа построена так, что бы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров и окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа восприятие явлений действительности и произведений искусства, обсуждение работ учащихся, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках, изучения художественного наследия, поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам, прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической деятельностью школьников. Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга. Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция. В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный, которые выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображения, украшения, постройки. Постоянное личное участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью. Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные на уроках представления о связях искусства с жизнью.
- Описание места учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе 35 часов из расчета 1 час в неделю. На региональный компонент отводится 2 часа, это урока на тему «Народный праздничный костюм» и «Народные промыслы родного края». В течении учебного года запланировано выполнение 32 практических работ и 4 беседы.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
При отборе учебного материала принципиально важное значение имеет выявление социально - нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что прослеживается как в практической работе, так и при восприятии художественного наследия. Систематическое освоение художественного наследия помогает школьникам осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком правды о природе, обществе и о человеческих поисках истины. На протяжении этого курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно - прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Приобщение к искусству начинается в начальной школе, оно постепенно расширяется - от ближайшего окружения до искусства родного народа, искусства народов России, зарубежного искусства. В V – VII классах изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте их исторического развития, поэтому здесь особенно усиливаются межпредметные связи с уроками истории.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Промежуточная и итоговая аттестация проводятся в форме практической работы. Тема аттестационной работы выбирается с учётом рабочей программы и сроков проведения аттестации.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
- Содержание учебного курса.
Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Древние корни народного искусства | (9 ч) |
2 | Связь времён в народном искусстве | (7 ч) |
3 | Декор - человек, общество, время | (10ч) |
4 | Декоративное искусство в современном мире | (9 ч) |
Итого | 35 |
Раздел 1: ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (9 часов)
Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусства — условно-символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображающего конкретную реальность.
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).
Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Раздел 2: СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (7 ч)
Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а в иной среде — городской, и совершенно иной жизнью. Задача — дать учащимся понимание этих форм бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни, а также дать представление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслов.
Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.
Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи: изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи.
Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись — свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.
Раздел 3 ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (10ч)
Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.
Осознание роли искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни предметов декоративного искусства.
Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности».
Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.
Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.
Одежда, костюм не только служат практическим целям, они и являются особым знаком — знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается раскрыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и декоративного искусства Западной Европы XVII века (эпоха барокко).
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества — государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.
Раздел 4 ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (9 ч)
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале.
Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
5 класс
№ | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемый результат | Дата проведения | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | План | Факт | ||||
I четверть «Древние корни народного искусства» (9 часов) | ||||||||
1 | Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | Уметь объяснять смыслы основных знаков – символов. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения, создавать выразительные изображения на основе традиционных образов. | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Личностные УУД: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; Регулятивные УУД: выделять и формулировать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); Коммуникативные УУД: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. | Воспитание этнической культуры, осознание чувства любви к своей Родине, приобщение к её культуре, осознание своей национальной принадлежности. | ||
2-3 | Единство формы, конструкции, декора в народном жилище. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | Воспитание уважения к истории и культуре своего Отечества. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. | Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные УУД: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; Регулятивные УУД: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения Коммуникативные УУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
4 | Древние образы в декоре жилища и предметов народного быта. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | Сравнивать и называть конструктивные и декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. | Познавательные УУД: знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; Личностные УУД: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата; Коммуникативные УУД:постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
5 | Древние образы в декоре жилища и предметов народного быта. Полотенце. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | Уметь объяснять смыслы основных знаков – символов. Уметь на их основе составить композицию декоративного орнамента. | Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные УУД: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата; Коммуникативные УУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | Воспитание этнической культуры, осознание чувства любви к своей Родине, приобщение к её культуре, осознание своей национальной принадлежности. | ||
6 | Народная вышивка и ткачество. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | Понимать и анализировать образный строй народного костюма, соотносить особенности костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. | Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. Коммуникативные УУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Воспитание этнической культуры. | ||
7-8 | Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. | Познавательные УУД: знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; Личностные УУД: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата; Коммуникативные УУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | Воспитание зтнической культуры. | ||
9. | Современное повседневное декоративное искусство. | Комб. | Повторительно-обобщающий урок. | Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства; | Познавательные УУД: знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разныеточки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата; Коммуникативные УУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | Проявлять себя в роли знатоков искусства, народных мастеров, экспертов. | ||
II четверть «Связь времён в народном искусстве» (7 часов) | ||||||||
10-11 | Древние образы в современных народных игрушках. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | Сравнивать и оценивать форму и декор игрушек, принадлежащих к разным художественным промыслам. | Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные УУД: идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата; Коммуникативные УУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | Воспитание этнической культуры. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. | ||
12 | Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Уроки искусства и ремесла. Гжель. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики, осознавать связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. | Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Личностные УУД: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; Регулятивные УУД: последовательность необходимых операций (алгоритм действий); Коммуникативные УУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | Воспитание зтнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
13 | Народные промыслы. Жостовские подносы. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | Осваивать основные приёмы кистевой росписи Жостова, овладевать декоративными навыками, создавать композицию росписи в традиции Жостова. | Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Личностные УУД: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; Регулятивные УУД: последовательность необходимых операций (алгоритм действий); Коммуникативные УУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | Воспитание зтнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
14 | Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | Иметь представление о видах Хохломской росписи, создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. | Познавательные УУД: Умение структурировать знания; Личностные УУД:проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата; Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия. | Воспитание этнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
15 | Городецкая роспись. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | Осваивать основные приёмы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками, создавать композицию росписи в традиции Городца. | Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные УУД: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; Регулятивные УУД: последовательность необходимых операций (алгоритм действий); Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия. | Усвоение общечеловеческих ценностей многонационального общества, Воспитание зтнической культуры. | ||
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | Комб. | Повторительно-обобщающий урок. | Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области декоративно- прикладного искусства). | Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные УУД: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; Регулятивные УУД: последовательность необходимых операций (алгоритм действий); Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия. | Овладение средствами художественного изображения. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства | ||
III четверть «Декор - человек, общество, время» (10 часов) | ||||||||
17 | Народная праздничная одежда. Женский и мужской костюм. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных народов. | Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения задачи. Личностные УУД: уважительное отношение к труду и культуре своего народа. Регулятивные УУД: определять последовательность действий. Коммуникативные УУД: ставить вопросы по данной проблеме. | Усвоение общечеловеческих ценностей многонационального общества, Воспитание зтнической культуры. | ||
18 | Народная праздничная одежда. Головной убор. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | Соотносить особенности формы и декора головного убора с мировосприятием и мировоззрением предков. | Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения задачи. Личностные УУД: уважительное отношение к труду и культуре своего народа. Регулятивные УУД: определять последовательность действий. Коммуникативные УУД: ставить вопросы по данной проблеме. | Воспитание этнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
19 | Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области декоративно- прикладного искусства). | Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения задачи. Личностные УУД: уважительное отношение к труду и культуре своего народа. Регулятивные УУД: определять последовательность действий. Коммуникативные УУД: ставить вопросы по данной проблеме. | Воспитание этнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
20 | Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского или татарского народного костюма | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. | Познавательные УУД: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Личностные УУД: уважительное отношение к культуре других народов. Регулятивные УУД: составлять план последовательности действий. Коммуникативные УУД: адавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. | Усвоение общечеловеческих ценностей многонационального общества, Воспитание зтнической культуры. | ||
21 | Русский/татарский костюм и современная мода. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | Уметь переосмыслить художественный язык национального костюма и использовать его ключевые элементы при создании современного образа. | Познавательные УУД: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Личностные УУД: уважительное отношение к культуре других народов. Регулятивные УУД: составлять план последовательности действий. Коммуникативные УУД: адавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. | Воспитание этнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
22-23 | Праздничные народные гулянья. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | Понимать и знать истоки народных праздников, их традиции и символику. | Познавательные УУД: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Личностные УУД: уважительное отношение к культуре других народов. Регулятивные УУД: составлять план последовательности действий. Коммуникативные УУД: адавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. | Воспитание этнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
24-25 | Народные промыслы родного края | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области декоративно- прикладного искусства). | Познавательные УУД: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Личностные УУД: уважительное отношение к культуре других народов. Регулятивные УУД: составлять план последовательности действий. Коммуникативные УУД: адавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. | Воспитание этнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
26 | Обобщающий урок – путешествие. | Комб. | Повторительно-обобщающий урок. | Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций; Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; Регулятивные УУД: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; Коммуникативные УУД: разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация. | Проявлять себя в роли знатоков искусства, народных мастеров, экспертов. | ||
IV четверть «Декоративное искусство в современном мире» (9 часов) | ||||||||
27 | Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху др.Египта. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | Понимание символического языка декоративного искусства древнего Египта. Анализ его художественных форм и эстетических ценностей. | Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные УУД: проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; Регулятивные УУД: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Воспитание этнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
28 | Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи др.Греции. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | Сравнивать и оценивать язык символов разных народов. Понимать взаимосвязь между традициями народа и его творчеством. | Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения задачи. Личностные УУД: проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; Регулятивные УУД: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Воспитание этнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
29 | Греческая керамика. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | Знать типы греческой керамики. Уметь создавать многофигурные композиции для вазописи. | Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения задачи. Личностные УУД: проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; Регулятивные УУД: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Воспитание этнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
30 | Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | Понимать явление социальной дифференциации общества. Уметь при помощи декора показать социальную и профессиональную принадлежность человека. | Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения задачи. Личностные УУД: проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; Регулятивные УУД: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Воспитание этнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
31 | Символика цвета. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | Понимать разницу в символике цвета восточных и западных народов. Уметь применять её на практике. | Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения задачи. Личностные УУД: проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; Регулятивные УУД: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Воспитание этнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
32 | О чём рассказывают гербы и эмблемы. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства; | Познавательные УУД: знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; Личностные УУД: Различать основные нравственно-этические понятия; идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; Регулятивные УУД: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия. | Воспитание этнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
33 | Значение эмблематики в определении места человека или группы людей в обществе. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | Уметь читать смысл гербов и эмблем. Понимать их историческую и культурную обусловленность. | Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения задачи. Личностные УУД: проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; Регулятивные УУД: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Воспитание этнической культуры. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
34 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. | Комб. | Самостоятельное выполнение творческого задания. | Понимать значимость декоративного искусства в жизни человека и общества. Видеть преемственность традиций от древности к современности. | Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения задачи. Личностные УУД: проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; Регулятивные УУД: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Проявлять себя в роли знатоков искусства, народных мастеров, экспертов. | ||
35 | Обобщающий урок. | Комб. | Повторительно-обобщающий урок. | Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций; Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу. Регулятивные УУД: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; Коммуникативные УУД: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация. | Проявлять себя в роли знатоков искусства, народных мастеров, экспертов. |
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Средства обучения:
- электронная доска
- проектор
- ноутбук
Список литературы:
- Нормативно-правовые акты
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный Закон № 273 от 29 декабря 2012 года с изм. и доп. на 2014г. – М.: Эксмо, 2014. – 208с. – (Актуальное законодательство).
- Основное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов. – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 152с. – (Современное образование).
- Учебно-методическая литература
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Не-менский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. — М., 2012.
- Учебная литература
3.1. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. — М., 2012.
- Цифровые образовательные ресурсы
- http://mon.tatarstan.ru/ – Министерство образования и науки Республики Татарстан.
- http://www.uchportal.ru/load/149 - Учительский портал.
- http://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/izobrazitelnoe-iskustvo - Учебно-методический кабинет.
- http://videouroki.net/index.php?subj_id=15 – Видеоуроки в интернет.
- http://easyen.ru/load/izo/uroki/187 - Современный учительский портал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому
Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...
Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому
Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...
Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому
Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...
Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому
Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...
Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому
Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа для 7 класса Неменский по ФГОС
Рабочая программа для 7 класса Неменский по ФГОС...