Открытый урок по изобразительному искусству "Древние образы в современных народных игрушках.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Урок по изобразительному искусству в 5 классе по программе Б.Н.Неменского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_zhurba.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Древние образы в совеменных народных игрушках.
Тип урока: Урок систематизации знаний.
Цели урока: Познакомить с особенностями национальной росписи глиняных игрушек и научить различать виды народных промыслов.
Задачи урока урока:
1. Закрепить знания детей о характерных особенностях росписи глиняной игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя приемы работы кистью.
Научить выделять элементы геометрического узора росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
2. Развивать чувство ритма, цвета, творческие способности, познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
3. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Оборудование:
- Для учащихся:
- шаблоны для раскрашивания "Дымковская игрушка", «Филимоновская игрушка», «Каргопольская игрушка»
- гуашь
- кисти
- баночка для воды
- лист бумаги
- салфетка
- тычок (ватные палочки 2 шт.)
- простой карандаш
- стирательная резинка
- Для учителя:
- глиняные игрушки
- плакаты «Дымковская игрушка», демонстрационные пособия «Филимоновская игрушка» и «Каргопольская игрушка» для установки на столах.
- презентация «Народная глиняная игрушка»
План урока (45 мин):
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку 1 мин.
- Выявление совместно с детьми целей и задач урока 3 мин.
- Теоретическая часть. Беседа с демонстрацией, плакатов, презентации. Объяснение последовательности росписи. 10 мин.
- Практическая часть: работа в 3 группах (Дымковская, Каргопольская, Филимоновская игрушка. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания группами. 15-25 мин.
- Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия 5-7 мин.
Ход урока:
Учитель: Доброе утро друзья. Посмотрите на экран. Как вы думаете, о чём сегодня наш урок?
Ответы: Об игрушках. О росписи. Об узорах на игрушках. О русских промыслах и т. д
Учитель: Да. Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках.
Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами.
А как мы можем назвать наш урок? Какая сегодня цель у нашего урока?
Ответы: Узнать разные игрушки и их особенности, научиться их отличать.
Учитель: Верно. (при необходимости назвать более чётко цели и задачи).
Давайте вспомним, что мы знаем об этих игрушках.
Презентация и краткое описание трёх промыслов (4 минуты)
Народная глиняная игрушка – вид традиционного художественного творчества. Мелкая декоративная скульптура, созданная мастерами художественных промыслов игрушки. Глиняная игрушка – очень древнее искусство. Мало теперь кто знает, что в далёкие времена глиняная игрушка в виде животных, птиц, человека участвовала в магических обрядах.
Не одна ярмарка на Руси не обходилась без ярких, праздничных народных игрушек. В ярмарочном шуме был отчётливо слышен звонкий шум свистулек. Считалось ,что свист отгоняет злых духов. И сегодня глиняные игрушки по прежнему популярны в народе. Только ими уже не играют. Они стали украшением дома. Их бережно хранят как произведения искусства в художественных музеях.
С конца 18 века в слободе Дымково, что стоит на правом берегу реки Вятки возле города Кирова стал развиваться промысел глиняной игрушки. Отсюда и его название. Происхождение промысла связывают с весенним праздником солнца Свистунья, сохранившимся ещё с языческих времён. Праздник длился целых 3 дня, и в течении этого времени и дети и взрослые свистели в глиняные игрушки.
В начале 20 века промыслу Дымковской игрушки даже угрожало полное исчезновение. Но его всё же удалось сохранить. Дымковские мастерицы лепят игрушки из местной красной глины. Забеливают её специальным составом, обжигают при высокой температуре и расписывают традиционным для этого промысла орнаментом. (описать орнамент)
Дымковские игрушки изображают барынек, водоносок, солдатиков, лошадок, индюков, птиц и других персонажей.
Ещё совсем недавно, недалеко от города Каргополя в Архангельской области, жила в опустевшей деревне Гринёво неприметная старушка, мастерица игрушечница, Ульяна Бабкина.
Постепенно деревушка пустела, а Ульяна Бабкина с завидным упорством продолжала лепить свои игрушки: приземистых баб, мужиков и полканов (полу конь, полу человек), украшая их незамысловатой росписью. Обучая всех, кто этого желал, она сумела подготовить себе смену мастеров игрушечников, которые расселились по окрестным деревням и в самом Каргополе.
В настоящее время город Каргополь стал одним из центров традиционной глиняной игрушки.
В деревне Филимоново Одоевского района Тульской области издавна делали яркие и забавные глиняные игрушки. Согласно местным приданиям деревня была названа так в честь мастера горшечника Филимона, который открыл здесь залежи добротной глины. В настоящее время центр производства Филимоновской игрушки перенесён в город Одоев, где работают народные мастера. Из тёмной пластичной глины мастера создают яркие и нарядные игрушки-свистульки: петухов, медведей, статных длинношеих коней, круторогих баранов, фигурки барынь и солдат.
Глиняные птица, баба, конь, пришедшие к нам из глубины веков, несут знаки своего времени в орнаментах, которые украшают их.
(Конец показа слайдов, презентаций)
Вопрос: Что общего у всех этих игрушек?
Ответ: Веселые, праздничные, нарядные.
Вопрос: Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше отобрать?
Ответ: Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.
Вопрос: Какие цвета любят мастера Дымково? Какие цвета любят мастера Филимоновской игрушки? Ответ: Яркие нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Что отличает Каргопольские игрушки от других?
Ответ: они более приземистые. Сюжеты простые (из жизни крестьян).
Практическая часть: Учитель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и расписать модели дымковской игрушки. Обращает внимание на основные этапы росписи (от крупных деталей к мелким).
Работа в группах: В группах учитель назначает старшего мастера. Мастер напоминает задачи урока, расписывает свою игрушку быстрее других в группе и проверяет как его группа справилась с заданием, даёт рекомендации как быстро доделать или исправить ошобки.
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Учащиеся сами переходят от одного этапа росписи к другому и самостоятельно оценивают результаты своего труда.
Во время практической части звучит негромко народная музыка.
Заключительная часть. Рефлексия: В конце урока устраивается выставка. Старшие мастера вывешивают игрушки своей мастерской на плакат (по трём промыслам) и вместе с учителем обсуждают работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось, отмечает недочёты.
В процессе рефлексии учащиеся проводят самооценку своих работ, выделяют удачные моменты и находят ошибки. Для проверки и закрепления знаний в последние минуты урока проводится короткий тест: на экране последовательно появляются 6 игрушек, у каждой иллюстрации свой номер. Нужно правильно разложить номера игрушек по промыслам. Окончание теста – открывается слайд с правильными ответами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блок уроков по теме "Древние образы в современных народных игрушках" для 5 класса
Данный блок уроков позволяет познакомить обучающихся с современной народной игрушкой. Уроки составлены в логической последовательности: от простого к сложному, опираясь на предыдущие знания обучающихс...
Древние образы в современных народных игрушках. Урок изобразительного искусства.
Урок знакомит с видами русской народной глиняной игрушки, способствует развитию творческой и познавательной активности, художественной фантазии и вкуса, учит видеть красоту в мире и в искусстве....
Схема сценария урока: изобразительное искусство 5 класса Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора
Сценарий урока с главной задачей: Закрепление знаний о характерных особенностях росписи глиняной игрушки, формирование умения создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы ра...
урок по теме Древние образы в современных народных игрушках ( на примере Дымковской игрушки)
для учителей искусства...
Конспект урока и презентация к уроку, по теме:"Древние образы в современных народных игрушках"
Конспект урока по теме:"Девние образы в современных народных игрушках" 5 класс...
Презентация к уроку по теме:"Древние образы в современных народных игрушках"
Презентация содержит материал для объяснения нового материала и закрепления по теме:"Древние образы в современных народных игрушках"...
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»
Конспект урока по изобразительному искусствув 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»...