5 класс Конспект урока по изобразительному искусству "Древние образы в современных народных игрушках"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)
План-конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-_konspekt_uroka_drevnie_obrazy_v_soremen_narod_igrushkah.docx | 34.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Древние образы в современных народных игрушках»
Учитель изобразительного искусства: Каирова Лейсян Юлаевна
Тип урока: Изучение новых знаний
Цели урока:
- создать условия для формирования у обучающихся представлений об изделиях народных художественных промыслов;
- Стимулировать уважительное отношение к труду мастера – носителя традиций;
- Способствовать развитию видеть черты неповторимого своеобразия в произведениях народных художественных промыслов.
Планируемые результаты:
Предметные
- получат возможность научиться: пользоваться необходимой информацией;
- аргументированно анализировать художественные промыслы с точки зрения их принадлежности к определенному стилю, направлению;
- познакомиться с новыми для них ремеслами, произведениями народных мастеров
Метапредметные (УУД)
Познавательные:
- ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяются с целью, делают выводы;
- самостоятельно создают алгоритм действий при работе над анализом народного произведения;
- определяют цель (научиться различать содержание и сюжет при восприятии произведения)
Регулятивные:
- принимают и сохраняют учебную задачу;
- учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- оценивают свои достижения на уроке.
Коммуникативные:
- проявляют активность при решении коммуникативных и познавательных задач в групповой работе;
- выдвигают контраргументы в дискуссии;
- делают выводы
Личностные
- Понимают значение знаний для человека;
- осознают свои интересы и цели;
- имеют мотивацию к учебной деятельности.
Методы и формы обучения
Методы: объяснительно-иллюстрационный, поисковый, беседа, исследовательский
Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Оборудование: ПК, музыкальный центр, ватманы, ножницы, клей
Наглядно-демонстрационный материал: выставка декоративного народного творчества; иллюстрации с изображением Дымковской, Филимоновской, Карпогольской игрушек.
Основные понятия и термины: декоративно-прикладное творчество, древние солярные знаки, мастера.
Организационный момент
Учитель приветствует обучающихся.
Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает детей и взрослых. В далекие времена человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному и стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.
- Вспомните, с помощью чего крестьяне стремились привлечь к себе добрые силы, а от злых защититься? (Древние символы, обереги)
- Скажите, а где их можно было увидеть? (Изба, вышивка)
Правильно, это древние образы, такие как: конь, птица, солнце, земля, женская фигура и другие (напомнить о значении некоторых образов).
Учитель обращает внимание учащихся на игрушки из глин, спрашивая, что это (игрушки). Давайте попробуем сформулировать тему урока, если мы вспомнили про древние образы и игрушки. Дети высказывают предположения, на доске появляется тема урока.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.
2.Изучение нового материала (объяснительно – иллюстративный)
Сегодня мы познакомимся с разными видами глиняных игрушек: Дымковской, Филимоновской и Каргопольской. Вы будете сегодня исследователями и мастерами. Сначала вы найдете нужную информацию о своей игрушке по плану, а затем раскрасите трафарет и расскажите нам о своей игрушке. Работать будем группами, в каждой группе выберете исследователей и мастеров. Прежде чем начать работать, я покажу как выглядят эти игрушки. Учитель раздает информацию, ватман, ножницы, клей и дает 15 минут времени на выполнения задания.
План работы с информацией:
- История возникновения.
- Какие использовались образы (барышни, козлики,индюки).
- Какие применялись цвета.
- Какой использовался орнамент (ромбы,квдраты,черточки).
Информацию, которую могут выбрать учащиеся.
Дымковская
Дымковскую игрушку изготовляют в слободе Дымково под Вяткой. Промысел зародился в далеком прошлом. Самое раннее описание относится к 1811 году, о народном вятском празднике « Свистопляске» (позднее стали называть «свистунья»).
Традиционными для дымковской игрушки считаются: всадники, индюки, барышни, няньки. Женские фигурки в пышных платьях и в передниках с оборками в шляпах, с зонтиком и сумочкой в руках. Рецепт ее изготовления не так прост. Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его. Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали красками, растертыми на яичном желтке, таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.
Филимоновская
Знаменита своими глиняными игрушками и деревня Филимоново под Тулой.
Глина здесь не коричневая, а белая. Она легко тянется, как пластилин. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые – это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних животных. Деревня Филимоново была построена еще при Петре I и в ней жили солдаты. Когда они не были заняты, то занимались гончарством.
В процессе лепки местные глины требуют многократного заглаживания. Это вынужденные условные пропорции придают филимоновской игрушке особое очарование и неповторимость. Мастера больше всего любили малиново-красный цвет. Прибегали к зеленым и фиолетовым полоскам по желтому фону. Это самый древний орнамент в геометрическом стиле. Только в Филимоново они сохранились. Наложили краски в виде штрихов, черточек. Этим и отличается игрушка от других.
Орнамент росписи простой: узкие черточки-полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца – розетки, круги, ромбы.
Любимые цвета филимоновской игрушки – интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого.
Каргопольская игрушка
На севере России, недалеко от Архангельска, в городе Каргополе, делают совсем другие игрушки.
(обучающиеся показывают на карте место положения города).
- Каргопольские мастера любят лепить крестьянок в платьях и барынь в шляпах, идущих с базара с покупками, мужиков – гармонистов в лаптях и кафтанах. У них широкие лица и кормастные фигуры. В работе каргопольских мастеров было свое разделение труда: лепили игрушку, как правило, мужики, а расписывали – женщины.
Символика цвета:
Белый – символ нравственной чистоты, правды, добра.
Желтый (золотой) – символ солнца, радости, света.
Красный – символ огня, красоты, здоровья, силы, слав.
Зеленый – символ жизни, земли, пашни.
Синий – символ неба
Черный – символ земли.
Орнамент, украшающий каргопольскую игрушку, очень своеобразен, он идет из глубины веков. Как правило, это крупный круг или овал с обводкой другим цветом, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки.
3.Творческая практическая деятельность.
Обучающиеся выполняют роспись на белой, предварительно загрунтованной водоэмульсионной краской, поверхности. Учитель заготавливает заранее фигурки разных силуэтов (индюк, барышня, конь…)
Работу ведут по принципу: «от общего к частному», распределяя вначале цветовые пятна, а затем переходя к детализации».
Украшая свою игрушку декоративными элементами, обучающиеся должны стремится следовать традициям конкретного промысла.
Последовательность выполнения работы.
Вначале распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу. Белый в сочетании с другими цветами придаст игрушке праздничную нарядность. Все мелкие детали росписи выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены. Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.
4.Итоги урока. Рефлексия.
По окончанию работы проводится защита своего проекта.
5.Подводим итог. Обучающиеся анализируют полученную информацию и определяют различия и сходства игрушек.
Сходство: сюжеты, образы игрушек заимствованы из народной жизни; используется глина.
Различие: форма, цвета, орнамент.
Работы всех групп вывешиваются на доске.
- Ребята вам понравились работы?
- Как вы думаете, какая группа лучше справилась с заданием? Почему? (Идет обсуждение)
- Какую оценку поставим за работу первой группе, почему? Какую оценку поставим второй группе, почему? Третьей группе, почему?
Сегодня на уроке мы познакомились с народными промыслами глиняной игрушки и увидели, как древние образы в народной игрушке имеют единство формы и декора. И пусть совсем немножко, но вы тоже прикоснулись к традиционным промыслам глиняной игрушки.
Технологическая карта урока
на тему «Древние образы в современных народных игрушках»
Планируемый результат
Организация пространства
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые умения |
Организация на урок Мотивация учебной деятельности. Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности .Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии. Цели: - Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия. - Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. Выявление места и причины затруднения Цели: выявить место затруднения Построение проекта выхода из затруднения. Цели: Создать мотивацию для построения проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний Цели: - организовать усвоение учащимися нового способа действия с проговариванием во внешней речи. Вкючение в систему знаний и повторений. Цели: Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы по учебнику для поиска информации по теме урока. Самостоятельная работа. Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -организовать самопроверку по эталону, самооценку Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: - Зафиксировать новое содержание урока; - Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку. -Здравствуйте, ребята! Проверьте как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт. Очень часто за событиями Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. На сегодняшнем занятии мы закрепим знания о народных игрушках и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям. Тема урока «Древние образы в современных народных игрушках» Сегодня на уроке мы будем наблюдать, анализировать, творить и рассуждать. Верю, что каждого ученика ждет успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. Подготовка к творческой работе. -. Сегодня на уроке мы проводим ярмарку народных игрушек. А что такое ярмарка? - Кем бы вы хотели быть на ярмарке? (Продавцами, покупателями, мастерами народных игрушек.) - И продавцам, и покупателям, и мастерам – всем им необходимо хорошо знать, чем отличаются друг от друга художественные промыслы, как украшаются изделия и какие особые приметы имеют украшающие их узоры. Мы разделимся на группы-артели по видам художественных промыслов. Сначала мы будем мастерами артелей. Мастера каждой артели изобразят изделия по мотивам народных игрушек. Потом они представят свой товар на ярмарку, будут его расхваливать так, чтобы захотелось его купить. А затем мастера-продавцы станут покупателями изделий других промыслов, хваля или критикуя их мастерство. В классе работают артели: Народная игрушка. «Каргопольская» «Дымковская» «Филимоновская» Задание мастерам артелей:
Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь,- это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль. Рассмотри игрушки разных промыслов и постарайся найти то, что отличает их друг от друга. Обрати внимание, что все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, а расписаны традиционным орнаментом. Древни знаки орнамента, которым покрыты игрушки, можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в других произведениях народного искусства. Мы рассмотрим сегодня три центра производства и росписи глиняных игрушек. И помогут нам в этом разобраться наши мастера игрушечники. Материал для учащихся Дымковская игрушка - Эту игрушку называют “дымковской” по месту происхождения. С берега реки Вятки, на котором стоит г. Киров видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была будто в дымке. Так и назвали ёе – Дымково. Отсюда и название игрушки. Её и сейчас ласково называют «дымкой». В начале были игрушки – свистульки. Собирались люди на гуляние, весну встречать, зиму провожать. Засвистят, запоют на улице. Так весну закликали Уж ты пташечка, Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали красками, растертыми на яичном желтке, таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный. Давайте на него посмотрим. (демонстрация слайда). Что же этот узор означает? Кружочки- солнышки – символ жизни. Точки, крестики – начало жизни – человека. Квадратики с точками - засеянное поле. Квадратики - жилище Линии – покой, воду. Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Например, дымковский индюк, не индюк, а жар – птица. Филимоновская игрушка - А теперь посмотрите вот на эту красоту. По местному преданию основателем деревни ( еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон. Отсюда и Филимоново. Значит, название игрушки, какое? Чем эти игрушки отличаются от дымковских? Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи похожи на змей-Горынычей. Все дело в глине. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. При лепке глина подсыхает, и игрушки быстро покрываются трещинками. Приходится постоянно заглаживать трещинки влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище. После обжига игрушка становится бело-розовой. Тут и начинается роспись. Да не кистью, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает. Каким узором украшены филимоновские игрушки? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц. Расписывают такие игрушки анилиновыми красками, растертыми на яичном желтке. Используются три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый. Каргопольская игрушка. Её родина- русский север. Каргопольский район Архангельской области. Игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Большеголовые, с короткими руками и ногами, чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в лопату. Конь – Полкан был один из самых любимых образов известной игрушечницы Ульяны Бабкиной. Заметь, как красивы и необычны по цвету каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно – красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен хлебных колосьев и веточек растений. Ребята, а давайте посмотрим, что объединяет все игрушки? Правильно! Все они сделаны из глины. А в чем различия? Узоры Форма Работа с учебником (с 74.) -Внимательно рассмотрите роспись игрушек. Обратите внимание на основные элементы росписи, цвета, используемые мастерами разных промыслов Расписать игрушку по мотивам одного из промыслов -Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме. Подумайте Сколько цветов вы будете использовать для росписи выбранной игрушки? Какие? Какие элементы росписи будете использовать? Приступайте к работе (во время самостоятельной работы детей звучит музыка). После выполнения учитель собирает работы для организации выставки, при этом дети читают стишки о каждой игрушке). Почтеннейшие господа! Посмотрите вы сюда! Игрушки всякие на все манеры: Вот и барышни и кавалеры. У барынь алые щёки и губки, Нарядные платья и тёплые шубки. Красна девица в венце У неё румянец на лице Собой хороша, Стоит не дыша! Посмотрите, что за конь Ручкой только его тронь Он с тобою вместе Ускачет вёрст за двести. И с хвостом и с гривой Вот какой красивый! А вот стоит козёл На стройных ногах Вся краса у козла в рогах Он качает головой Посмотрите я какой! Яша-дружок Дует в рожок, Сидит на спинке У красивой свинке! Индя-индя-индючок! Ты похож на сундучок Сундучок то не простой, Красный, жёлтый, голубой! Скажите себе «Я молодец, я думал, я старался, я делал открытия». Благодарю за урок. Вы – молодцы! | Настройка на урок. Самооценка готовности к уроку. Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей. Осознанно слушают Учащиеся объединяются в группы-артели по выбранному промыслу. Возможно появление мастера-одиночки
Слушают и выполняют задания; Формулируют задачи, которые предстоит решить на уроке Осознанно слушают Под руководством учителя выявляют место затруднения Подготовленные ученики(мастера - игрушечники), используя метод информационного поиска дополняют ответы Просмотр остальными учащимися презентации Участие в беседе Дети работают в парах. После работы с учебником выполняют тест на определение узоров промысла Ученики расписывают игрушку, потом представляют свой товар на ярмарке, расхваливая так, чтобы захотелось его купить. А покупатели задают вопросы об игрушках. Отвечают на вопросы учителя Самостоятельно фиксируют приобретённые знания. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку в еженедельнике | ЛУУД: действие смыслообразования. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Самоконтроль по организации рабочего места КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Умение слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли РУУД: целеполагание, (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно) планирование (составление плана и последовательности действий) ПУУД: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, структурирование знания, Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД) Уметь находить необходимый материал, выделять главное из прочитанного текста. Уметь формулировать рассказ, поддерживать диалог одноклассников Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД) Уметь слушать и слышать (КУУД) Уметь внести необходимые дополнения и корректив в способ действия в случае расхождения реального действия и его продукта (РУУД) Умение владеть монологической формой речи (КУУД) Познавательные УУД (уметь применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств) Поиск и выделение необходимой информации (ПУУД) Свободная ориентация и восприятие текстов научного, публицистического стилей (ПУУД, общеучебные ууд) Смысловое чтение (ПУУД. Общеучебные ууд) Логические УУД уметь обобщать, анализировать, сравнивать и классифицировать Рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (ПУУД, общеучебные) Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению, уровня усвоения. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки (РУУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"
Коспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"...
Блок уроков по теме "Древние образы в современных народных игрушках" для 5 класса
Данный блок уроков позволяет познакомить обучающихся с современной народной игрушкой. Уроки составлены в логической последовательности: от простого к сложному, опираясь на предыдущие знания обучающихс...
урок по теме Древние образы в современных народных игрушках ( на примере Дымковской игрушки)
для учителей искусства...
Конспект урока и презентация к уроку, по теме:"Древние образы в современных народных игрушках"
Конспект урока по теме:"Девние образы в современных народных игрушках" 5 класс...
Презентация к уроку по теме:"Древние образы в современных народных игрушках"
Презентация содержит материал для объяснения нового материала и закрепления по теме:"Древние образы в современных народных игрушках"...
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»
Конспект урока по изобразительному искусствув 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»...