Тема урока: «Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора». (Обобщение знаний) Класс: 5 класс, II четверть
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Предмет: Изобразительное искусство
Цель урока: Систематизация знаний о росписи народной игрушки. Закрепление знаний с учётом регионального компонента.
Задачи урока:
обучающие – создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения навыков росписи глиняных игрушек, сформировать у учащихся представление о разнообразии национальных особенностей декора игрушек, познакомить ребят с современными способами нанесения изображений на предмет;
развивающие – развивать творческие способности, эмоциональное, образное и эстетическое восприятие, навыки познавательного мышления, навыки владения основами росписи кистью, печатной техники «тычок» по глине объёмных форм, внимание, воображение, зрительную память, глазомер, закрепить знания учащихся о формах глиняных игрушек;
воспитывающие – воспитывать чувство гордости своим народом, его историей и культурой, самостоятельность, аккуратность, активность, усидчивость, внимательность, дисциплинированность, любовь и уважение к культурному наследию своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrushka_palmova.rar | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора». (Обобщение знаний)
Класс: 5 класс, II четверть
Предмет: Изобразительное искусство
Цель урока: Систематизация знаний о росписи народной игрушки. Закрепление знаний с учётом регионального компонента.
Задачи урока:
обучающие – создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения навыков росписи глиняных игрушек, сформировать у учащихся представление о разнообразии национальных особенностей декора игрушек, познакомить ребят с современными способами нанесения изображений на предмет;
развивающие – развивать творческие способности, эмоциональное, образное и эстетическое восприятие, навыки познавательного мышления, навыки владения основами росписи кистью, печатной техники «тычок» по глине объёмных форм, внимание, воображение, зрительную память, глазомер, закрепить знания учащихся о формах глиняных игрушек;
воспитывающие – воспитывать чувство гордости своим народом, его историей и культурой, самостоятельность, аккуратность, активность, усидчивость, внимательность, дисциплинированность, любовь и уважение к культурному наследию своей страны.
Формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Форма организации урока: урок творчества
Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
Методы обучения: частично-поисковый метод, репродуктивный метод, исследовательский метод.
Средства обучения:
- технические и программные средства: персональный компьютер и приложение Windows – программа презентационной графики PowerPoint, презентация по теме урока, проектор, экран;
- раздаточные материалы: листы белой бумаги (для эскиза), акриловые краски, гуашь, клей ПВА, кисти, ватные палочки, спички;
- зрительный ряд: методические плакаты-схемы, народные игрушки (разных промыслов);
- музыкальный ряд: русские народные инструментальные мелодии ансамбль «Забава».
План урока:
- Организационный момент урока.
- Сообщение темы и целей урока.
- Актуализация опорных знаний.
- Физкультминутка.
- Практическая работа. Закрепление полученных знаний.
- Подведение итогов. Рефлексия.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент урока.
Организация учащихся на урок. Подготовка к работе технических средств обучения. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся. Установление дисциплины. Заполнение документации.
УЧИТЕЛЬ: - Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Улыбнулись друг другу и начнем наш урок изобразительного искусства. Хорошего вам настроения!
2. Сообщение темы и целей урока.
УЧИТЕЛЬ: - Сегодня начнём урок с повторения изученного материала на прошлом уроке во время проведения мастер-класса. Назовите фамилии мастеров глиняной игрушки, работающих на Кубани.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ: Алексей Максименко ст. Холмская Абинского района. Вячеслав Писаревский г. Геленджик
(Слайд 2,3)
В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Виктора Туркова (город Краснодар), Анатолия Штанько и Николая Надточиева (Лабинский район), Михаила Чудного и Геннадия Машкарина (город Славянск-на-Кубани), Михаила Скворцова (посёлок Мезмай Апшеронского района) и других умельцев.
3.Актуализация знаний учащихся.
УЧИТЕЛЬ: - Вы получили задание на дом. Теперь можете назвать фамилии выдающихся мастеров игрушечников, которые работали в советские времена, уточните их место проживания. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ: Из филимоновских мастеров А.Карпова и Е.Евдокимова, дымковская мастерица Екатерина Кошкина. УЧИТЕЛЬ: - А кто такая Ульяна Ивановна Бабкина?
Ученик. Мастерица, родоначальница каргопольской игрушки. (Слайд 5)
УЧИТЕЛЬ: - В чём же отличие образов народной игрушки? ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ: (Слайд 6) Дымковская игрушка – приземистая, глина не позволяет делать игрушки изящными, но после обжига их покрывают смесью мела и молока, их вид становится изящным. Нарядными они будут, когда их распишут яркими красками. Узоры - круги, сеточка, широкие линии и узкие придадут игрушке праздничный вид. Филимоновская игрушка, наоборот, вытянутых форм (глина пластичная). Барыньки в пёстрых одеждах (рисунок – в полоску и ёлочку), мастера изготавливают много свистулек. Тверская, как и дымка приземистая, она не грунтуется, на ней много налепов и мелких декоративных деталей, которые в несколько слоёв расписывают яркими и контрастными красками. Каргопольская игрушка самая народня, в ней нет вычурности, формы очень просты, краски невыразительные, порой без узоров.
УЧИТЕЛЬ: - Какие образы создавали мастера и что они означали? ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ: Образы сохраняют символы, объединяющие человека и природу, создаются мифологические образы – Конь- Полкан, всадник - символ защиты (солнечный знак), конь - солнечное божество, барыня- мать-сыра земля, Богиня плодородия, птица-символ тепла, света.
УЧИТЕЛЬ: - Какие чувства вызывают у вас эти изображения?
ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ: Интерес к народному творчеству, хочется узнать лучше родную землю и русский народ. Игрушка - это память о нашей культуре, прошлой жизни людей.
УЧИТЕЛЬ: - А теперь, перед выполнением практической части, предлагаю, для усиления желания творчески поработать, отдохнуть и размяться. Музыкальная пауза поможет вам понять, как нужно расписать игрушку, потому что упражнения, выполняемые вами в физкультминутке передают рисунки различных народных росписей. Группу танцоров, прошу к доске.
4. Физкультминутка. Музыкальное сопровождение. (Слайд 7- 12)
УЧИТЕЛЬ: - Отдохнув, вы должны расписать свои игрушки, применив узоры росписи, которые видели в презентации, на плакатах и настоящих игрушках, но если у вас есть желание отыскать свою манеру, стиль росписи, это не возбраняется.
У каждого на парте акриловые краски, кисти, «ушные палочки», которые вы будете использовать для получения точек, форматы для выполнения эскизов. Ребята, посмотрите как легко выполнить узор. Пример выполнения узора. Учитель показывает способы получения оттисков, проведение прямых и кривых линий, точек, кругов. Ребята, следите за санитарным состоянием на парте, во время работы используйте ветошь.
- Практическая работа учащихся.
УЧЕНИКИ расписывают игрушки, учитель контролирует их работу. Выполненные работы выставляются на общий стол для просмотра.
УЧИТЕЛЬ: - Посмотрите, какие необычные получились у вас работы. Современные мастера народного промысла, также как и вы, ищут свои способы росписи игрушек. Пример на экране. (Слайд 13)
- Подведение итогов урока. Рефлексия. УЧИТЕЛЬ. Сегодня мы с вами обобщали знания по изученному материалу, так же ранее узнали много нового и интересного о народных игрушках и мастерах, их изготавливающих. Ребята, давайте вместе оценим результат вашей деятельности. У каждого из вас получилась своя неповторимая игрушка, но результатом вашего творчества стала большая подготовительная работа, выполненная в проектах по изучению изготовления и росписи народных игрушек.
Оценка работ учащихся.
РЕФЛЕКСИЯ
Выразите свое отношение к уроку, продолжив предложение:
- Самым интересным на уроке для меня было…
- Самым скучным для меня стало…
- Больше всего мне понравилось…
- Мне не понравилось…
- На уроке я узнал много нового о…
- Самым полезным для меня было…
На этом урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока в 5 классе по учебнику Н.А. Горяевой "ДПИ в жизни человека".Урок №1. 2 четверть.Тема урока.Древние образы в современных народных игрушках..
Презентация к уроку в 5 классе 1урок, 2 четверть .Тема урока"Древние образы в современных народных игрушках".Эта презентация знакомит детей с игрушечных дел мастерами, с созданием филимоновской игрушк...
ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В ИГРУШКАХ
Конспект урока ИЗО в 5 классе...
Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"
Коспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"...
Схема сценария урока: изобразительное искусство 5 класса Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора
Сценарий урока с главной задачей: Закрепление знаний о характерных особенностях росписи глиняной игрушки, формирование умения создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы ра...
Конспект урока "Древние образы в современных народных игрушках"
Конспект урока "Древние образы в современных народных игрушках" предназначен для использования в 5 классе на уроке ИЗО по программе Б.М. Неменского. Показана магическая роль глиняной игрушки...
урок по теме Древние образы в современных народных игрушках ( на примере Дымковской игрушки)
для учителей искусства...
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»
Конспект урока по изобразительному искусствув 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»...