тематическое планирование ИЗО 5 класс по программе Неменского
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Балбекова Елена Рузвельтовна

Рабочая программа учебного курса изобразительное искусство составлена  на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:

1.         Закон Российской Федерации «Об образовании»;

2.         Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

3.         Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

4.         Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта, утвержденная Министерством образования и науки РФ .Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.) и рабочей программы по изобразительному искусству которая составлена на основе программы основного общего образования по изобразительному искусству «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. Под руководством  Б. М. Неменского 4-е издание Москва «Просвещение» 2009.

5.         Приказ Минобрнауки России от 23.12.2009 года № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»;

6.         Годовой календарный график МБОУ СОШ № 3 г. Сальска на 2014-2015учебный год.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения изобразительного искусства на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования - минимальный уровень.

 В 5 классе на изучение предмета отводится 35 часов из расчета 1час в неделю (35 учебных недель) в т. ч. на практические работы отводится- 30 ч; беседы–1, тренировочных упражнений – 3ч.

            В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 3 г. Сальска на 2014-2015  учебный год, данная программа рассчитана на 35 часов.

Преобладающими формами текущего контроля выступают самостоятельные ,  практические работы, тестирование.

Учебно-методическое сопровождение

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

Методическое пособие : изобразительное искусство . 5 класс: поурочные планы по учебникуБ М. Неменского/авт- сост О.В Свиридова.-2-е изд.стереоп.- Волгоград: Учитель,2006-170с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_5_a_kl._2014-15_nemensk.docx46.65 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Курса изобразительное искусство

5 класс

Курс составлен из расчета 35 часов в году,

1 час в неделю (35 учебных недель)

Программа для общеобразовательных учреждений

«Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы.

Под руководством  Б. М. Неменского

4-е издание Москва «Просвещение» 2009

Учитель :

Балбекова Е. Р.

ІІ квалификационная категория

Пояснительная записка

 

Рабочая программа учебного курса изобразительное искусство составлена  на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:

1.        Закон Российской Федерации «Об образовании»;

2.        Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

3.        Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

4.        Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта, утвержденная Министерством образования и науки РФ .Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.) и рабочей программы по изобразительному искусству которая составлена на основе программы основного общего образования по изобразительному искусству «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. Под руководством  Б. М. Неменского 4-е издание Москва «Просвещение» 2009.

5.        Приказ Минобрнауки России от 23.12.2009 года № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»;

6.        Годовой календарный график МБОУ СОШ № 3 г. Сальска на 2014-2015учебный год.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения изобразительного искусства на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования - минимальный уровень.

 В 5 классе на изучение предмета отводится 35 часов из расчета 1час в неделю (35 учебных недель) в т. ч. на практические работы отводится- 30 ч; беседы–1, тренировочных упражнений – 3ч.

        В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 3 г. Сальска на 2014-2015  учебный год, данная программа рассчитана на 35 часов.

Преобладающими формами текущего контроля выступают самостоятельные ,  практические работы, тестирование.

Учебно-методическое сопровождение

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

Методическое пособие : изобразительное искусство . 5 класс: поурочные планы по учебникуБ М. Неменского/авт- сост О.В Свиридова.-2-е изд.стереоп.- Волгоград: Учитель,2006-170с.

Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ № 3 г. Сальска. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по изобразительному искусству.

Календарно – тематическое планирование представляет собою систему уроков по курсу «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека», предпочтение отдаётся изучению традиционной русской культуры.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Цель программы: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка

Цель программы: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:

•        развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;

•        способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

•        способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

•        воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

•        ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.  

5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства  в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение.  Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.

Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

Первый урок в 5 классе посвящён знакомству. Знакомству с учителем, с кабинетом, с планом работы на учебный год. Первое задание имеет диагностическую направленность – оно помогает выявить уровень и характер начальной подготовки учащихся.

Формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом способствуют разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий.

1.Урок – сообщение новых знаний, где кроме уроков-лекций можно использовать уроки с элементами выступлений учащихся о результатах поисковой работы на заданную тему. На таких уроках учащиеся получают навыки публичного выступления, учатся отбирать материал отстаивать свои взгляды, слушать друг друга.

2. Комбинированный урок.

2.1 Сообщение новых знаний + практикум: повтор с вариациями. Учащимся предлагается работа по определённому образцу.

2.2. Сообщение новых знаний + практикум: импровизация. Изготовление бумажной куклы, коллективные работы и т. д.

           2.3. Обобщающие уроки: уроки-викторины, урок-игра, урок-путешествие.

На обобщающих уроках ярко просматриваются элементы диалога, в который можно включить элементы театрализации и создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся.

        1 год обучения (5 класс)

        Учащиеся должны понимать:

-значение древних корней народного искусства;

-связь времён в народном искусстве;

-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

-особенности народного (крестьянского) искусства Татарстана;

-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):

-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;

-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

Учащиеся должны уметь:

отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

объединять в индивидуально-коллективной работе творческие  усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе

Содержание программы

1.Древние образы народного искусства.        9 ч.        

1        Инструктаж по Т/Б на уроке ИЗО.

Древние образы в народном искусстве        1        

2        Орнамент как основа декоративного украшения 1        

3        Декор русской избы        1        

4        Внутренний мир русской избы        1         

5        Конструкция, декор предметов народного быта и труда.        1        

6        Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки        1        

7        Народный праздничный костюм        1        

8        Народные праздничные обряды. Масленица.        1        

9        Обобщение темы четверти «Древние образы народного искусства»        1        

2.         Связь времён в народном искусстве.        7 ч.        

10        Древние образы в современных народных игрушках. Урок-беседа.        1        

11        Лепка и роспись собственной модели игрушки.        1        

12        Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.        1        

13        Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла        1        

14        Искусство Жостова. Исто¬ки и современ-ное развитие промысла  1

15        Роль народных художественных промыслов в современной жизни

16        Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Обобщение темы четверти «Связь времён в народном искусстве».        1        

3. Декор – человек, общество, время.        10 ч.        

17        Зачем людям украшения? Урок-беседа.        1        

18        Декор и поло¬жение человека в обществе

20         Выполнение эскиза украшения древних славян.        1        

21        Одежда «говорит» о человеке.        1        

22        Рисунок на тему «Бал во дворце»        2        

23        О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.        1        

24        Эскиз герба своей семьи или класса         1        

25        Символы и эмблемы в со¬временном об-ществе.

                  Герб Сальска, Ростовской области        1        

26        Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

             Обобщение темы четверти «Декор - человек, общество, время»                        1        

4.      Декоративное искусство в современном мире.        9        

27        Современное выставочное искусство. Урок – беседа.        1        

28        Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства.          1

        

29        Ты сам - мастер декоративно- прикладного искусства

              Урок – практикум. Создание панно «Весна»        1        

30        Изготовление игрушки – берегини.        1        

31        Урок – практикум. Изготовление игрушки Изготовление игрушки – берегини.        1        

32        Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства. Изготовление декоративной вазы.1        

33        Урок – практикум. Изготовление декоративной вазы.        1        

34        Обобщающий урок по теме четверти «Декоративное искусство в современном мире».        1        

        Итого        34 ч.        

Содержание учебного предмета

1.Вводный урок, урок-знакомство. Инструктаж по Т/Б на уроке ИЗО.

Древние образы в народном искусстве.

 Цели и задачи: определить уровень подготовки учащихся

Задание: нарисовать то, что умеешь и любишь рисовать

Зрительный ряд:  работы учащихся 5-8 классов.

Литературный ряд: стихи о лете,  загадки.

2. Орнамент как основа декоративного украшения.

Цели и задачи: Познакомить учащихся с понятием «декоративно-прикладное искусство», объяснить, что выражают древние образы и символы

Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце)

Зрительный ряд: таблица с изображением чаши-календаря и знаков-символов, иллюстрации с изображением орнамента на предметах быта.

3. Декор русской избы

Цели и задачи: начать изучать язык декоративно-прикладного искусства; познакомить учащихся с сюжетно – декоративной композицией.

Задание: создание эскиза декоративного убранства русской избы.

Зрительный ряд:  слайд-фильм «Тальцы», музей деревянного зодчества; иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы, терема.

Литературный ряд: стихи Н. Клюева.

4.Внутренний мир русской избы

Цели и задачи: познакомить учащихся с основными понятиями внутреннего убранства русской избы; развивать творческие навыки.

Задание: изображение внутреннего убранства русской избы.

Зрительный ряд:  схемы-таблицы с изображением элементов русской печи, 2красного угла», рисунки учащихся, иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, загадкам.

Литературный ряд: пословицы, поговорки,  загадки.

5. Конструкция, декор предметов народного быта.

Цели и задачи: познакомить учащихся с понятием «декоративно-прикладное искусство».

Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (прялка)

Зрительный ряд:  таблица и иллюстрации с изображением русских прялок.

Литературный ряд: стихи о пряхе.

6. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

 Цели и задачи: познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Сформировать понятие «орнамент».

Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Зрительный ряд:  схемы-таблицы с мотивами орнаментов; .

Музыкальный  ряд: русские народные песни.

7. Народный праздничный костюм

Цели и задачи: познакомить учащихся с русским народным костюмом.

Задание: создание эскиза народного праздничного костюма (женского или мужского)

Зрительный ряд:  репродукции картин известных художников, рисунки учащихся.

Музыкальный  ряд: русские народные песни.

8. Народные праздничные обряды.

Цели и задачи: познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками, с праздничными обрядами.

Задание: выполнение композиции «Наш весёлый хоровод»

Зрительный ряд:  репродукции картин известных художников, иллюстрации к русским народным сказкам

Литературный ряд: пословицы, поговорки, стихи.

Музыкальный  ряд: русские народные песни.

9. Обобщение темы четверти «Древние образы народного искусства»

Цели и задачи: обобщить знания учащихся по теме «Древние образы народного искусства»

Задание: решение кроссвордов, работа с карточками.

Зрительный ряд:  репродукции картин известных художников.

Литературный ряд: стихи, пословицы, загадки.

10.Древние образы в современных народных игрушках. Урок-беседа.

Цели и задачи: познакомить учащихся с основными видами русской народной игрушке; воспитать любовь к традиционной русской культуре.                                                                                                                                                                                                                                                                

Зрительный ряд:  таблицы-иллюстрации с изображением русских народных игрушек

Литературный ряд: стихи по теме урока.

11. Лепка и роспись собственной модели игрушки.

Цели и задачи: научить детей приёмам лепки и росписи традиционной русской игрушке.

Задание: создание из пластилина своего образа игрушки, роспись

Зрительный ряд:  таблицы с изображением орнаментов росписи игрушек, таблица с изображением порядка изготовления игрушек.

Музыкальный  ряд: русские народные песни.

12. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Цели и задачи: познакомить учащихся с историей возникновения Гжельской керамики, с особенностями искусства Гжели; воспитывать любовь и интерес к родной культуре.

Задание: выполнение эскиза Гжельской керамики.

Зрительный ряд:  презентация «Гжель»; схемы-таблицы с изображением  Гжельских узоров.

Музыкальный  ряд: русские народные песни.

13. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

Цели и задачи: познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи, произведений промысла; воспитывать любовь и интерес к родной культуре.

Задание: выполнение эскиза разделочной доски.

Зрительный ряд:  слайды и репродукции с изображением произведений городецкого промысла, плакаты-таблицы с изображением предметов городецкого промысла.

Музыкальный  ряд: русские народные песни.

 14. Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла.

Цели и задачи: Познакомить учащихся с хохломской росписью; воспитывать любовь и интерес к родной культуре.

Задание: выполнить рисунок в стиле хохломы.

Зрительный ряд:  слайды и репродукции с изображением произведений Хохломы, плакаты-таблицы с изображением предметов промысла.

Литературный ряд: стихи о хохломской росписи

Музыкальный  ряд: русские народные песни.

15. Роль народных художественных промыслов в современной жизни

Цели и задачи: познакомить учащихся с  историей художественного промысла воспитывать любовь и интерес к родной культуре.

Задание: Изготовление карандашницы в технике, имитирующей просечную бересту

Зрительный ряд:  плакаты-таблицы с изображением предметов промысла, иллюстрациями

Музыкальный  ряд: русские народные песни.

16. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Обобщение темы четверти «Связь времён в народном искусстве».

Цели и задачи: обобщить знания учащихся о народных промыслах.

Задание: участие в выступлениях поисковых группах.

Зрительный ряд:  материалы с изображением народных промыслов.

Музыкальный  ряд: русские народные песни.

17. Зачем людям украшения? Урок-беседа.

Цели и задачи: донести до детей понятие «социальная функция декоративно-прикладного искусства», познакомить учащихся с понятием «одежда» и её значение.

Задание: рассмотрение и обсуждение разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме.

Зрительный ряд:  иллюстрации с изображением украшений и костюмов древнего общества.

18. Выполнение эскиза украшения древних славян

Цели и задачи: познакомить учащихся с особенностями украшений воинов, древних охотников, царя и т. д.

Задание: выполнение эскиза украшения, в  котором используются характерные знаки-символы.

Зрительный ряд:  иллюстрации с изображением украшений и костюмов древнего общества,

20. Одежда «говорит» о человеке.

Цели и задачи: познакомить учащихся с декоративным искусством различных стран; сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека

Задание: продумывание общей композиции коллективной работы «Бал во дворце»

Зрительный ряд:  репродукции картин известных художников, иллюстрации с изображением костюмов и мебели

Музыкальный  ряд: музыка И. Баха.

21-22. Рисунок на тему «Бал во дворце».

Цели и задачи: учащихся с декоративным искусством различных стран; сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека

Задание: выполнение композиции «Бал во дворце»»

Зрительный ряд:  репродукции картин известных художников, иллюстрации с изображением костюмов и мебели

Музыкальный  ряд: музыка И. Баха.

23. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Цели и задачи: сформировать у учащихся представление о гербах, познакомить с основными частями традиционного герба, рассказать об истории гербов и эмблем.

Задание: создание эскиза собственного герба, герба своей семьи или класса.

Зрительный ряд:  иллюстрации с изображением гербов различных государств и городов, изображение эмблем.

24. Эскиз герба своей семьи или класса

Цели и задачи: сформировать у учащихся представление о гербах, выполнить эскиз герба.

Задание: создание эскиза собственного герба, герба своей семьи или класса.

Зрительный ряд:  иллюстрации с изображением гербов различных государств и городов, изображение эмблем.

25. Символы и эмблемы в современном обществе. Герб Сальска, Ростовской области

Цели и задачи: познакомить учащихся с Значением геральдического искусства в жизни современного общества

Задание: выполнение эскиза проекта герба современного города Зрительный ряд:  иллюстрации с изображением украшений и костюмов древнего общества, рисунки учащихся.

Литературный ряд: стихи о родине.

26. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

 Обобщение темы четверти «Декор - человек, общество, время»

Цели и задачи: научить видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора

Задание: выполнение эскиза украшения, в  котором используются характерные знаки-символы. Выполнение работы в цвете.

Зрительный ряд:  иллюстрации с изображением украшений и костюмов древнего общества, рисунки учащихся.

27. Современное выставочное искусство. Урок – беседа.

Цели и задачи: познакомить учащихся с современным декоративным искусством; показать отличие современного декоративного искусства от традиционных народных промыслов; рассказать об искусстве  витража.

Зрительный ряд:  иллюстрации  керамических предметов, изделий из кованого металла, витражей, рисунки учащихся.

28. Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства.

Цели и задачи: познакомить учащихся с технологией изготовления декоративного панно; развивать интерес к народному творчеству.

Задание: выполнение эскиза будущего панно.

Зрительный ряд:  иллюстрации с изображением декоративного панно.

Музыкальный  ряд: русские народные мелодии.

29. Ты сам - мастер декоративно- прикладного искусства .создание панно «Весна»

Урок – практикум. Создание панно «Весна»

Цели и задачи: познакомить учащихся с технологией изготовления декоративного панно; развивать интерес к народному творчеству.

Задание: выполнение творческой работы.

Зрительный ряд:  иллюстрации с изображением декоративного панно.

Музыкальный  ряд: русские народные мелодии.

30. Изготовление игрушки – берегини.

Цели и задачи: познакомить учащихся с историей игрушки из ткани, с различными видами декоративных кукол; научить детей изготавливать игрушку – берегиню.

Задание: выполнение творческой работы

Зрительный ряд:  иллюстрации с изображением игрушек из ткани.

Музыкальный  ряд: русские народные мелодии.

31. Урок – практикум. Изготовление игрушки Изготовление игрушки – берегини.

Цели и задачи: научить детей изготавливать игрушку – берегиню, воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, к истории своего народа.

Задание: выполнение творческой работы

Зрительный ряд:  иллюстрации с изображением игрушек из ткани.

Музыкальный  ряд: русские народные мелодии.

32 Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства. Изготовление декоративной вазы.

Цели и задачи: продолжить знакомство учащихся с декоративным искусством; научить детей владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры в процессе создания творческой работы.

Задание: выполнение творческой работы

Зрительный ряд:  иллюстрации с изображением декоративных ваз, рисунки учащихся.

Музыкальный  ряд: русские народные мелодии.

33. Урок – практикум. Изготовление декоративной вазы.

Цели и задачи: продолжить знакомство учащихся с декоративным искусством; научить детей владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры в процессе создания творческой работы.

Задание: выполнение творческой работы

Зрительный ряд:  иллюстрации с изображением декоративных ваз, рисунки учащихся.

Музыкальный  ряд: русские народные мелодии.

34. Обобщающий урок по теме четверти «Декоративное искусство в современном мире».

Цели и задачи: закрепить знания учащихся о декоративном искусстве в современном мире.

Задание: выполнение различных аналитически-творческих заданий.

Зрительный ряд:  иллюстрации с изображением изделий декоративно-прикладного искусства.

Музыкальный  ряд: русские народные мелодии.

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

1.        Активность участия.

2.        Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

3.        Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

4.        Самостоятельность.

5.        Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

1.        Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2.        Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3.        Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Перечень литературы и средств обучения.

ЛИТЕРАТУРА

Учебно-методическое обеспечение

•        Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для общеобразовательных учреждений. 1-9 классы. Под редакцией Б. М. Неменского. 4-е издание. – М.: Просвещение, 2008.

•        Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / (Б.М. Неменский,  Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с.

а) основная литература:

•        Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2010.-192с.

•        Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 144 с.

б) дополнительная литература для учителя

•        Кузин В.С, Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 класс:

•        учебник для общеобразовательных учебных заведений: в 2ч – М.: Дрофа,1999

•        Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник. 3-е  изд. М.: АГАР, 1998. -336.

•        Паранюшкин Р.В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства / Р. Паранюшкин. – Изд. 2-е – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 79.

•        Комплект изданий «Школа рисования». Основные техники и приёмы. М.: ООО «ТД  «Издательство Мир книги» , 2008.

•        Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

•        Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб. метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

•        О.В. Павлова. Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины. – Волгоград: учитель, 2010. – 77с.: ил.

•        Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

•        М.В. Сластникова, Н.В. Усова, Е.И. Вереитинова. Изобразительное искусство. 5-8 классы: управление познавательной деятельностью учащихся. – Волгоград: Учитель. 2012. – 234 с.

•        Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2006. – 24 с.

в) дополнительная литература для учащихся:

•        Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

•        Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

•        Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

•        Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

•        Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.

•        Комплект изданий «Школа рисования». Основные техники и приёмы. М.: ООО «ТД  «Издательство Мир книги» , 2008.

•        Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству 5  класс.

п/п

Дата

проведения

Тема урока

Кол-во часов

Учебно - творческое задание

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

5 «а»

5 «б»

Раздел 1. Древние корни народного искусства (9 часов)

1.

05.09.14 г.

2.09.14

Инструктаж по Т/Б на уроке ИЗО.

Древние образы в народном искусстве

1

Зарисовать традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства: солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни и др.

Материалы: карандаш, ге- левая ручка, фломастер

Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение ми-фопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер

Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства

Ответить на вопрос: «Как отразились в древних образах народного искусства поэтические представления наших предков о земле, ее плодородии?»

2.

12.09.14 г.

09.09.14

Орнамент как основа декоративного украшения

1

Работа над декоративной композицией на тему древних образов в резьбе, росписи по дереву, орнаментах народной вышивки. Материалы: уголь,

сангина, тонированная бумага

Орнамент как основа декоративного украшения. Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая)

Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщенность, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ

3.

19.09.14 г.

16.09.

Декор русской избы

1

Выполнение эскиза орнаментальной композиции для украшения избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска). Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага

Использование орнамента для декоративного оформления элементов архитектуры. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы

Уметь использовать в творческой работе символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции

Презентация работ с объяснением символического значения декоративных элементов орнаментальной композиции

4.

26.09.14 г.

23.09

Внутренний мир русской избы

1

Зарисовки, эскизы - интерьера (В русской избе).

Единство пользы и красоты в организации пространства дома.

Устройство и символика внутреннего пространства крестьянского жилища

Понимать взаимосвязь пользы и красоты в организации пространства крестьянского дома, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художе-ственно- творческой работе

Фронтальный опрос. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата

5.

03.10.14 г.

30.09

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

1

Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка). Материалы: гуашь, кисти,

ножницы,

бумага

Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов

Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы

Ответить на вопрос: «Что роднит различные произведения крестьянских мастеров?»

Просмотр, анализ и оценивание работ

6.

10.10.14 г.

7.10.14

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

1

Эскиз узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров (фломастеры, восковые мелки, бумага)

Крестьянская вышивка - сокровищница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение

Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента

Обмен кроссвордами, решение и взаимопроверка (оценивание). Анализ результатов собственного художественного творчества

7.

17.10.14 г.

14.10

Народный

праздничный

костюм

1

Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов

Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Крестьянский костюм - образная модель мироздания. Защитно-охрани- тельное значение орнамента в народном костюме

Уметь работать в выбранном материале, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа

Просмотр и анализ работ

8.

9.

24.10.14 г.

31.11.14 г.

21.10.14

28.10.14

Народные праздничные обряды. Масленица. Обобщение темы четверти «Древние образы народного искусства»

1

1

Зарисовки по памяти

(фломастеры, восковые мелки, акварель, гуашь, бумага)

Роль декоративно- прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд: Б М.Кустодиев «Масленица»,

В. Суриков «Взятие снежного городка»

Иметь представление о роли декоративно- прикладного искусства в укладе жизни русского народа.

Экспресс - выставка

Раздел 2. Связь времен в народном искусстве (7 часов)

10.

14.11.14 г.

11.11.14

Древние образы в современных народных игрушках

1

Выполнение игрушки (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: тесто солёное, глина, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти

Живучесть древних образов в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (филимо-новской, дымковской, каргопольской)

Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета

Ответить на вопрос: «Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?» Просмотр, анализ и оценивание работ

11.12.

21.11.14 г.

28.11.14 г.

18.11.14

25.11.14

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла Лепка и роспись собственной модели игрушки..

2

Вырезание из бумаги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма. Материалы: бумага, ножницы, клей, акварель, кисти

История развития, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи

Владеть навыками работы с конкретным материалом (акварель).

Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь ху-дожественно- выразительных средств с функциональностью предмета

Опрос. Просмотр и анализ работ

13.

05.12.14 г.

2.12.14

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

1

Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти

История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи;

изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи

Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно- прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе

Ответить на вопрос: «Что значит образ в росписи?» Взаимоанализ результатов творчества одноклассников (выборочно)

14.

12.12.14 г.

9.12.14

Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла

1

Вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью. Материалы: гуашь, белая бумага, кисти

Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма

Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета

Игра «Худож-ники-зрители»

15.

19.12.14 г.

16.12.14

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

1

Изготовление карандашницы в технике, имитирующей просечную бересту. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей

Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве

Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. Владеть навыком работы с бумагой

Экспресс- выставка

16.

26.12.14 г.

23.12.14

Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Обобщение темы четверти «Связь времён в народном искусстве».        1        

1

Выполнение

конкурсных

заданий

Связь времен в народном искусстве. Приемы росписи и цветовые сочетания, традиционные для изученных промыслов (дымковская и филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома). Отличие произведений традиционного искусства от профессионального декоративно - прикладного

Иметь представление о разнице между произведениями традиционного народного искусства и

профессионального

Оценивание результатов выполнения конкурсных заданий

Раздел 3. Декор - человек, общество, время (10 часов)

17.

16.01.15 г.

13.01.15

Зачем людям украшения Урок-беседа.

1

Социальная роль декоративно- прикладного искусства в жизни разных народов, в различные эпохи

Уметь видеть в произведениях декоративно- прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора

18.19.

23.01.15 г.

30.01.15 г.

20.01.15

27.01.15

Декор и положение человека в обществе. Выполнение эскиза украшения древних славян.

2

Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти

Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта

Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать в выбранном материале

Ответить на вопрос: «Какую роль играло декоративное искусство в Древнем Египте?» Презентация своих работ учащимися и оценка результата

20.

21.

22.

06.02.15 г.

13.02.15 г.

20.02.15 г.

3.02.15

10.02.15

17.02.15

Одежда «говорит» о человеке.

Рисунок на тему «Бал во дворце»

1

1

1

Выполнение панно «Бал во дворце» по мотивам сказки  Ш.Перро «Золушка» (коллективная работа). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага белая и цветная, ножницы, кисти

Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Напоминание о том, что суть декора - выявить социальный статус людей

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ

Анализ результата коллективной работы

23.24.

27.02.15 г.

06.03.15 г.

24.02.15

03.03.15

0 чем рассказывают гербы и эмблемы

Эскиз герба своей семьи или класса

1

1

Выполнение проекта собственного герба или герба своей семьи, класса (по выбору).

Материалы: цветная и белая бумага, клей, ножницы, гуашь, кисти

История возникновения и развития геральдического искусства. Значение герба. Символика цвета и изображения в геральдике. Части классического герба

Уметь работать в выбранном материале, используя язык

ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; учитывая ограниченность цветовой палитры, особенности композиции

Защита проекта, анализ результата

25.

13.03.15 г.

10.03.15

Символы и эмблемы в современном обществе. Герб Сальска, Ростовской области

1

Проект герба современного города. Материалы: белая бумага (ф.АЗ), цветная бумага, клей, ножницы

Значение геральдического искусства в жизни современного общества

Уметь создавать условное, символическое изображение, работать в выбранном материале

Презентация работ. Анализ и оценивание результатов

26.

20.03.15 г.

17.03.15

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества Обобщение темы четверти «Декор - человек, общество, время»

1

Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага

Декоративно- прикладное искусство в повседневной жизни человека

Понимать, что образный строй вещи определяется социальной ролью ее хозяина. Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора

Подведение итогов соревновательной игры

Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире (9 часов)

27.

03.04.15 г.

7.04.15

Современное выставочное искусство

1

Многообразие материалов и техник современного декоративно - прикладного искусства.

Виды декоративно - прикладного искусства.

Знать виды декоративно - прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений декоративно прикладного искусства

Выбрать наиболее понравившееся произведение и объяснить свой выбор

28.

10.04.15 г.

14.04.15

Ты сам - мастер декоративно- прикладного искусства

1

Выполнение эскиза детской игрушки с орнаментом

Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа

Уметь использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе

29.

30.

31.

17.04.15 г.

24.04.15 г.

08.05.15 г.

21.04.15

28.04.15

05.05.15

Ты сам - мастер декоративно- прикладного искусства Урок – практикум. Создание панно «Весна» Урок – практикум. Изготовление игрушки – берегини.  Урок – практикум. Изготовление игрушки – берегини.        

1

1

1

Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой ин-терпретацией. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному из разработанных эскизов. Изготовление игрушки – берегини

Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов декоративно прикладного искусства

Выставка творческих работ

32.

33.

34.

итого

15.05.15 г.

22.05.15 г.

29.05.15 г.

34 часа

12.05.15

19.05.15

26.05.15

34 часа

Ты сам - мастер декоративно- прикладного искусства . Изготовление декоративной вазы.    

Урок – практикум. Изготовление декоративной вазы. Обобщающий урок по теме четверти «Декоративное искусство в современном мире».        

3

Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера.

Этапы работы над произведением декоративно- прикладного искусства

Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно- прикладного искусства, принципы декоративного обобщения

Эстетическая оценка результата коллективной деятельности

Итого 34 часа

35.

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

1

Активное участие в выставке

Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Декор - человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире

Знать виды декоративно- прикладного искусства, особенности языка

 Итого:      35 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование 9 класс по программе М.Ю.Кауфман, М.И.Кауфман

Подробное календарно - тематичекое планирование для 9 класса по программе М.Ю.Кауфман, М.И.Кауфман из расчёта 3 часа в неделю 102 часа в год, у учебнику М.Ю.Кауфман, М.И.Кауфман " Happy English. ru"...

Тематическое планирование 5 класс по программе Г.Г.Граник

Тематическое планирование 5 класс по программе Г.Г.Граник для тех, кто работает по модульной программе. Темы уроков расписаны по блокам и модулям....

Календарно-тематическое планирование 6 класс по программе Вахрушева и Ловягина

В тематическом планировании указаны основные разделы и темы курса ботаники в 6 классе и учтены по  возможности требования ФГОС....

Календарно-тематическое планирование 7 класс по программе Вахрушева "Животные"

Материал содержит перечень тем, содержание предметной направленности и основные виды УУД для этого курса....

Календарно - тематическое планирование 5 класс по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко

Календарно - тематическое планирование для 5 класса в рамках ФГОС....

Календарно - тематическое планирование 6 класс по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко

Календарно - тематическое планирование для 6 класса по ФГОС...

Календарно - тематическое планирование 6 класс по программе Пономарева (ФГОС)

Календарно - тематическое планирование 6 класс по программе Пономарева (ФГОС)...