Календарно-тематическое планирование 6 класс по программе Вахрушева и Ловягина
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме
В тематическом планировании указаны основные разделы и темы курса ботаники в 6 классе и учтены по возможности требования ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Способы оценки, оценка результатов дея тельности | |||||
предметные | метапредметные | личностные | самооценка | Оценка, результат | |||
ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ (16 часов). | |||||||
1 | Строение цветка (самые разные цветки устроены по одному плану) | Объяснять смысл важнейших биологических терминов . Определять основные органы цветка на схемах, таблицах, рисунках и на гербарных экземплярах . Харак -зовать их строение и особенности. Объяснять функции цветка в жизнедеятельности цветкового растения. Сравнивать различные цветки . определять черты их приспособленности к условиям среды | Общеучебные УД: - умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. - поиск и выделение необходимой информации; - умение структурировать знания; - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации. Логические УД: - установление причинно-следственных связей. | - Осознавать единство и целостность окружающего мира. -Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. - Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. - Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. | определяют проблему урока, после актуализации знаний и решение биологических заданий; | самооценка своей деятельности; | |
2 | Опыление цветковых растений (опыление: внешний мир помогает растению) | Определять основные способы опыления цветкового растения. Показывать особенности строения цветков с разным способом опыления. Сравнивать различные цветки, определять черты их приспособленности к способам опыления. Приводить примеры. Использовать знания биологии для ухода за растениями выращивания растений на приусадебном участке.
| определяют проблему урока, после актуализации знаний и решение биологических заданий; | Тест, оценивание письменных заданий | |||
3 | Соцветие – средство облегчить опыление | Характеризовать соцветие, его строение, показывать их особенности на рисунках. Объяснять функции соцветия жизнедеятельности цветкового растения . Сравнивать различные соцветия. Использовать знания биологии для ухода за растениями. | определяют проблему урока, после актуализации знаний и решение биологических заданий; | самооценка своей деятельности; | |||
4 | Плод – орган защиты и расселения семян | Характеризовать строение плода. Определять различные типы плодов на рисунках, муляжах и таблицах. Объяснять функции плода в жизнедеятельности цветкового растения . Сравнивать различные типы плодов. Определять черты их приспособленности к условиям среды Использовать знания биологии в повседевной жизни и приусадебном участке. | определяют проблему урока, после актуализации знаний и решение биологических заданий; | оценивание устных ответов | |||
5 | Прорастание семян (пробудившись, семя становится проростком) | Разобрать условия прорастания семян, развивать навыки простых биологических опытов | определить проблему урока, выявляют способы доказательства и разрабатывают план их выполнения. | л/р, устные и письменные ответы. | |||
6-7 | Корень – якорь, насос и хранилище | Определять корень, как основной орган цветкового растения на схемах, таблицах, рисунках и на гербарных экземплярах. Характеризовать строение корня, показывать типы корневых систем и их особенности на растениях . Объяснять функции корня в жизнедеятельности растения . Сравнивать различные типы корни, и определять черты их приспособленности к условиям среды, приводить примеры приспособлений. Использовать знания биологии для ухода за растениями . Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты . | определяют проблему урока, после актуализации знаний и решение биологических заданий; | самооценка своей деятельности; | |||
8-9 | Побег, его строение (побег состоит из стебля, листьев и почек, хотя это не всегда очевидно) | Определять основные органы побега на схемах, таблицах, рисунках и на гербарных экземплярах . Характеризовать строение побега. Показывать их особенности в связи с условиями обитания. Объяснять функции побега в жизнедеятельности цветкового растения Сравнивать различные побеги. Использовать знания биологии для ухода за растениями при их выращивании. Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты. | определяют проблему урока, после актуализации знаний и решение биологических заданий; | л/р, устные и письменные ответы. | |||
10 | Стебель, его строение и функции (стебель – опора и транспортная магистраль) | Характеризовать строение стебля. Объяснять функции стебля в жизнедеятельности растения. Сравнивать различные виды стеблей. Приводить примеры приспособлений стеблей к различным условиям. | определяют проблему урока, после актуализации знаний и решение биологических заданий; | ||||
11-12 | Лист, его строение и функции (лист испаряет воду и усваивает свет | Находить на схемах, таблицах, рисунках и на гербарных экземплярах листья. Характеризовать их строение и разнообразие. Выявлять их особенности и объяснять функции. Сравнивать различные листья и определять черты их приспособленности к условиям среды. Использовать знания биологии для ухода за растениями. | определяют проблему урока, после актуализации знаний и решение биологических заданий; | самооценка своей деятельности; | |||
13 | Вегетативное размножение – способ получения нового растения без семян | Сравнивать различные способы размножения и объяснять их биологический смысл. Показать практическое значение вегетативного размножения. Развивать практические умения работы с комнатными растениями для их вегетативного размножения | определяют проблему урока, после актуализации знаний и решение биологических заданий; | самооценка своей деятельности; | |||
14 | Как люди используют растения | Объяснять роль цветковых растений в природе и жизни человека. Показать многообразие цветковых растений на примере однодольных, познакомить с культурными растениями Омской области | пп | определить проблему урока, разрабатывают темы творческих заданий и план их выполнения. | самооценка своей деятельности; | ||
15 | Цветковые растения. Повторение | Расширить кругозор учащихся о многообразии органов цветковых растений. | |||||
16 | Цветковые растения. Контроль | Проверка усвоения знаний по данной теме и выявление уровня сформированности УУД. | пррр | Контроль результатов по критериям. Заполнение листа индивидуальных достижений ученика по теме «Цветковые растения». | |||
СИСТЕМАТИКА ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ (11 часов). | |||||||
17 | Двудольные и однодольные растения | Объяснять смысл важнейших биологических терминов. Характеризовать двудольные и однодольные растения и определять классы растений по гербарию и живым растениям. Приводить примеры растений различных классов. Описывать растения употребляя специальную терминологию. Различать на живых объектах и таблицах двудольные и однодольные растения своей местности. Показать многообразие цветковых растений на примере однодольных и двудольных. Познакомить с культурными растениями Омской области | Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления. Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий; самооценка своей деятельности | |||
18 | Мотыльковые (Бобовые) – ароматные источники белков, обогащающие почву | Характеризовать Мотыльковые растения и определять их представителей по гербарию и живым растениям. Приводить примеры растений Мотылькового семейства. Характеризовать признаки данного семейства. Описывать растения , употребляя специальную терминологию. Объяснять роль Мотыльковых растений в природе и жизни человека.
| определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий; самооценка своей деятельности | л/р, устные и письменные ответы. | |||
19 | Паслёновые – картофель и его съедобные и ядовитые родственники | Характеризовать представителей семейства Паслёновых и определять их представителей по гербарию и живым растениям. Приводить примеры растений семейства Паслёновых . Характеризовать признаки данного семейства. Описывать растения , употребляя специальную терминологию. Объяснять роль Паслёновых растений в природе и жизни человека. Знать съедобные и ядовитые растения данного семейства. | определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий; самооценка своей деятельности | л/р, устные и письменные ответы. | |||
20 | Капустные (Крестоцветные) – цветки похожие, а побеги и плоды разные | Характеризовать представителей семейства Крестоцветных и определять их представителей по гербарию и живым растениям. Приводить примеры растений семейства Крестоцветных. Характеризовать признаки данного семейства. Описывать растения , употребляя специальную терминологию. Объяснять роль Крестоцветных растений в природе и жизни человека. Показать многообразие цветковых растений на примере двудольных, познакомить с крестоцветными культурными растениями Омской области | определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий,практические наблюдения; самооценка своей деятельности | л/р, устные и письменные ответы. | |||
21 | Розоцветные (Розовые) – украшение и угощение | Характеризовать представителей семейства Розоцветных и определять их представителей по гербарию и живым растениям. Приводить примеры растений семейства Розоцветных. Характеризовать признаки данного семейства. Описывать растения , употребляя специальную терминологию. Объяснять роль Розоцветных растений в природе и жизни человека. Показать многообразие цветковых растений на примере двудольных. Познакомить с розоцветными культурными растениями Омской области. | определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий и практических наблюдений самооценка своей деятельности | л/р, устные и письменные ответы. | |||
22 | Зонтичные (Сельдереевые) – морковь и её родственники | Характеризовать представителей семейства Зонтичных и определять их представителей по гербарию и живым растениям. Приводить примеры растений семейства Зонтичных . Характеризовать признаки данного семейства. Описывать растения , употребляя специальную терминологию. Объяснять роль Зонтичных растений в природе и жизни человека. Показать многообразие цветковых растений на примере двудольных, познакомить с зонтичными культурными растениями Омской области. | определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических познавательных заданий разного уровня; | л/р, устные и письменные ответы. | |||
23 | Сложноцветные (Астровые) – соцветия, похожие на цветки | Характеризовать представителей семейства Сложноцветных и определять их представителей по гербарию и живым растениям. Приводить примеры растений семейства Сложноцветных . Характеризовать признаки данного семейства. Описывать растения , употребляя специальную терминологию. Объяснять роль Сложноцветных растений в природе и жизни человека. Показать многообразие цветковых растений на примере двудольных, познакомить с сложноцветными культурными растениями Омской области. | определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических познавательных заданий разного уровня; | л/р, устные и письменные ответы. | |||
24 | Лилейные – околоцветник простой, но часто яркий | Характеризовать представителей семейства Лилейных и определять их представителей по гербарию и живым растениям. Приводить примеры растений семейства Лилейных. Характеризовать признаки данного семейства. Описывать растения , употребляя специальную терминологию. Объяснять роль Лилейных растений в природе и жизни человека. Показать многообразие цветковых растений на примере однодольных, познакомить с лилейными культурными растениями Омской области. | определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических познавательных заданий разного уровня; | л/р, устные и письменные ответы. | |||
25 | Злаки (Мятликовые) – хлеб человечества | Характеризовать представителей семейства Мятликовых и определять их представителей по гербарию и живым растениям. Приводить примеры растений семейства Мятликовых . Характеризовать признаки данного семейства. Описывать растения , употребляя специальную терминологию. Объяснять роль Мятликовых растений в природе и жизни человека. Показать многообразие цветковых растений на примере однодольных, познакомить со злаковыми культурными растениями Омской области. | л/р, устные и письменные ответы. | ||||
26 | Холод и засуха – ежегодные бедствия | Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты. Приводить примеры приспособлений цветковых растений. Формировать у учащихся простые навыки ухода за культурными растениями. | определить проблему урока, разрабатывают темы творческих заданий и план их выполнения. | ||||
27 | Цветковые растения. Систематика. Повторение | Проверка усвоения знаний по данной теме и выявление уровня сформированности УУД. Расширить кругозор учащихся о систематических группах цветковых растений. | Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни. | определить проблему урока, актуализация знаний; разработка алгоритма принципы классификации растений организмов; | Контроль результатов учителем по критериям. Заполнение листа индивидуальных достижений ученика по теме «Систематика цветковых растений». | ||
28 | Сообщество леса (лес – деревья создают особую среду) | Раскрыть механизм взаимосвязей в природе; Сформировать понятие о природном сообществе леса, как своеобразном сообществе живых организмов в определенных природных условиях. Приводить примеры приспособлений растений к проживанию в лесу и объяснять их значение. Использовать знания по биологии для соблюдения правил поведения в лесу, для пропаганды природоохранного поведения | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. 2. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления. 3. Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. 5. Составлять тезисы, р | определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий; выделение существенных признаков различных типов взаимоотношений в природе. | |||
29 | Сообщество луга и степь (луг и степь – сплетение трав в почве и воздухе) | Раскрыть механизм взаимосвязей в травянистых сообществах; Сформировать понятие о природном сообществе луга и степи, как природном сообществе живых организмов приспособленных к недостатку влаги и избытку света. Приводить примеры приспособлений растений к условиям этих сообществ и объяснять их значение. Объяснять роль цветковых растений в природе и жизни человека. Использовать знания по биологии для соблюдения правил поведения в природе , для пропаганды природоохранного поведения | |||||
30 | Сообщество болота (болота – сырые и безводные) | Раскрыть механизм взаимосвязей в природе; Сформировать понятие о природном сообществе болота, как природном сообществе живых организмов приспособленном к существованию в условиях избытка влаги. Приводить примеры приспособлений растений к условиям окружающей среды и объяснять их значение. Объяснять роль цветковых растений в природе и жизни человека . Использовать знания по биологии для соблюдения правил поведения в природе , для пропаганды природоохранного поведения | |||||
31 | Тундра – растительность высокогорий и северных широт | Раскрыть механизм взаимосвязей в тундре. Сформировать понятие о сообществе, как особом сообществе живых организмов. Приводить примеры приспособлений растений к условиям окружающей среды и объяснять их значение. Объяснять роль цветковых растений в природе и жизни человека . Использовать знания по биологии для соблюдения правил поведения в природе , для пропаганды природоохранного поведения | Выполнение познавательных заданий разного уровня и типов. | ||||
32 | Пустыня оживает ненадолго | Раскрыть механизм взаимосвязей в пустыне. Сформировать понятие о пустынном сообществе, как особом сообществе живых организмов приспособленных к существованию в условиях недостатка влаги. Приводить примеры приспособлений растений к условиям окружающей среды и объяснять их значение . Объяснять роль цветковых растений в природе и жизни человека . Использовать знания по биологии для соблюдения правил поведения в природе , для пропаганды природоохранного поведения | определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических познавательных заданий разного уровня; | ||||
33 | Сообщества растений. Контроль. | Проверка усвоения знаний по данной теме. Расширить кругозор учащихся о разнообразии природных сообществ. | Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни | Выполнение познавательных заданий разного уровня и типов. | Тестовая контрольная | ||
34 | Цветковые растения (систематика). Сообщества. Контроль | Проверка усвоения знаний по данному курсу.Расширить кругозор учащихся о разнообразии растений. | Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни | Выполнение познавательных заданий разного уровня и типов. | Итоговое собеседование | ||
35 | Цветковые растения. Контроль. | Проверка усвоения знаний по данному курсу. | Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни. | Выполнение познавательных заданий разного уровня и типов. | Комплексная контрольная работа |
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
5–6 классы
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
5–6-й классы
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
5–6-й классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
5–6-й классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга;
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений изученных семейств цветковых растений (максимум – называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств);
– определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень);
– объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения;
– понимать смысл биологических терминов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
5-я линия развития – оценивать риск взаимоотношений человека и природы:
– соблюдать и объяснять правила поведения в природе.
6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
- различать съедобные и ядовитые цветковые растения своей местности.
6-й КЛАСС (35 ч., 1 ч. в неделю)
«БИОЛОГИЯ. РАЗНООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ: ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ»
Часть 1. Цветковые растения (15 ч.)
Строение и основные органы цветкового растения. Цветок – орган полового размножения растений, строение и многообразие цветков. Функции частей цветка. Жизненный цикл цветкового растения. Половое размножение растений. Опыление и его формы. Соцветия – средство облегчить опыление. Типы соцветий. Формирование семени и плода, их функции. Распространение плодов и семян. Строение семени. Прорастание семян.
Корень, его строение, формирование и функции (механическая, поглощение воды и минеральных веществ). Почва и ее роль в жизни растения. Роль удобрений для возделывания культурных растений. Строение и формирование побега. Почка. Видоизменения побега: клубень, луковица, корневище. Стебель и его строение. Проведение веществ. Ксилема и флоэма в стебле. Камбий. Лист, его строение и функции.
Вегетативное размножение растений, его формы.
Значение цветковых растений в жизни человека.
Лабораторные работы: Изучение строения цветков. Сбор плодов и семян. Проращивание луковицы. Изучение строения листа. Укоренение черенка.
Часть 2. Систематика цветковых растений (11 ч.)
Систематика цветковых растений. Однодольные и двудольные растения. Многообразие и хозяйственное значение розоцветных, мотыльковых, пасленовых, зонтичных, сложноцветных, лилейных и злаков на примере растений своей местности. Важнейшие группы культурных растений, выращиваемые в своей местности.
Холод и засуха и приспособление растений к их переживанию.
Лабораторные работы: Описание двудольного растения по плану. Проращивание семян фасоли. Проращивание клубня картофеля. Изучение органов растения на примере кочана капусты. Формула цветка. Проращивание и изучение корнеплода моркови.
Часть 3. Сообщества растений (6 ч.)
Растительное сообщество. Основные жизненные формы растений (дерево, кустарник, травянистое растение). Взаимосвязь растений друг с другом и с другими живыми организмами. Сообщества леса, луга, степи, болота, тундры и пустыни и роль растений в них. Значение сообществ в жизни человека.
Охрана растений.
Практическая работа: Наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Часы по выбору учителя: 3 ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое планирование 7 класс по программе Вахрушева "Животные"
Материал содержит перечень тем, содержание предметной направленности и основные виды УУД для этого курса....
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое план 8 класса по программе ФГОС
Приложение к рабочей программе...