Рабочая программа учебной дисциплины Композиция для специальности 050139 Изобразительное искусство и черчение
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Дисциплина "Композиция" входит в раздел ОП.06 профессиональный цикл.основной профессиональной образовательной программы по специальности 050139 Изобразительное искусство и черчение среднего профессионального образования. В программе содержится примерное содержание учебной дисциплины и условия её реализации,а также контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy_uchebnoy_distsipliny_kompozitsiyakhgo.docx | 54.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АЛЕКСЕЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая программа учебной дисциплины
Композиция
для специальности
050139 Изобразительное искусство и черчение
2013г
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 19 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 20 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Композиция
1.1. Область применения программы
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 050139 Изобразительное искусство и черчение всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в раздел ОП.06 профессиональный цикл. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности 050139 Изобразительное искусство и черчение среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального образования и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. Лицензирование основной профессиональной образовательной программы осуществляется в областях, заявленных образовательным учреждением
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель: содействовать художественно-эстетическому воспитанию учащихся, а также развивать художественное видение, понимать язык графики и живописи
Учитель изобразительного искусства и черчения должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ПК 1.2. Организовывать и проводить уроки изобразительного искусства.
ПК 1.3. Оценивать процесс и результаты учения.
ПК 3.1. Выполнять графические работы с натуры, по памяти и представлению в различных техниках.
ПК 3.2. Выполнять объёмно- пластические работы с натуры, по памяти и представлению в различных материалах.
ПК 3.4. Выполнять работы по декоративно-прикладному, оформительскому искусству, дизайну и народным ремёслам в различных материалах, художественно-творческие композиции.
ПК 4.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательном учреждении.
ПК 4.2. Организовывать и проводить внеурочные мероприятия.
В результате освоения дисциплины учащийся должен
уметь:
грамотно решать задачи организации композиции в художественном творчестве;
использовать образный язык композиции (форму, цвет, фактуру материала) при создании творческих работ;
использовать технологии и приёмы работы с различными художественными материалами;
анализировать произведения искусства в аспекте композиционных решений;
знать:
законы композиционного построения;
средства гармонизации композиции;
теорию света, цвета, тоновых и цветовых отношений композиции;
специфику построения фронтальных композиций графических и живописных работ
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки 258 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки- 172;
практические занятия - 146;
самостоятельной работы - 86.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 258 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 172 |
в том числе: | |
практические занятия | 146 |
Контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 86 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2 Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Композиция»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа студентов | Объём часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Композиция натюрморта | |||
Тема 1.1. Теоретические основы композиции | Содержание учебного материала |
2 | 1 |
1. Значение и роль композиции в изобразительном искусстве. Задачи и содержание обучения композиции. Основные законы, средства и приёмы композиции. Целостность, равновесие, симметрия и асимметрия, динамичность и статичность, масштаб, пропорции, контраст, формат, точка зрения и.т.д. | |||
Тема 1.2. Композиция натюрморта | Содержание учебного материала |
2 |
1,2 |
1. История возникновения жанра натюрморта. Основные законы постановки натюрморта. Тематика натюрморта. Основные законы построения композиции натюрморта. | |||
Практические занятия |
6 | ||
1.Выполнить композицию натюрморта на выбранную тему, включив три или четыре предмета. Материал (акварель, гуашь, пастель). Формат А-2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
1.Подготовить сообщение на тему «Мастера натюрморта» | |||
Раздел 2. Композиция станковой картины | |||
Тема 2.1. Композиция городского пейзажа | Содержание учебного материала | 2 | 2,3 |
1. Пейзаж как вид искусства. Краткая история развития. Разновидности пейзажа:, городской, сельский, марина, фантастический, индустриальный. Состояние и настроение в пейзаже. Особенности композиции пейзажа. Роль этюдов и зарисовок. Этапы работы | |||
Практические занятия | 4 | ||
1. Выполнить композицию городского пейзажа (старый или новый город, пригород). Формат А-2 . Материал (акварель, гуашь, пастель). | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
1. Подготовить реферат на тему: «Типы городских пейзажей» | |||
Тема 2.2. Композиция натюрморта с включением 1-2 фигур человека | Содержание учебного материала |
2 | 1,2,3 |
1. Влияние закономерностей, средств и приёмов композиции на раскрытие образа и содержания. Этапы работы над творческим заданием. Выполнение графические работы с натуры, по памяти и представлению в различных техниках | |||
Практические занятия | 6 | ||
1. Выполнить композицию натюрморта на выбранную тему с включением 1,2 фигур человека. Материал (акварель, гуашь, пастель). Формат А-2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
1. На основе наблюдений и зарисовок разработать эскиз композиции с включением 1,2 фигур человека | |||
Тема 2.3. Композиция жанровой картины | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1. Типы жанровых картин: исторический, батальный, бытовой, мифологический, фантастический. Художественный образ, особенности его создания, строения и восприятия | |||
Практические занятия |
6
| ||
1. Выполнить жанровую композицию, включив 3 фигуры человека по теме (студенчество, отдых в парке, строительство и.т.д.). Формат А-2. Материал (акварель, гуашь, пастель) | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 10 | ||
1.Выполнение объёмно - пластического рисунка с натуры фигуры человека, по памяти и представлению в различных материалах | |||
Раздел 3. Композиция в графике, декоративно прикладном творчестве | |||
Тема3.1.Художественные композиции в декоративно-прикладном творчестве | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1. Композиция в декоративно-прикладном, оформительском искусстве, дизайне. Народные ремёсла. Художественно-творческие композиции в декоративно-прикладном творчестве | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 8
| ||
1.Изучить раздел «Стилизация природных форм» Логвиненко Г. М. Декоративная композиция / Г. М. Логвиненко.- М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2006. -164с. | |||
Тема3.2.Композиция интерьера. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1. Краткая история интерьера в изобразительном искусстве. Интерьер, как жанр. Виды интерьеров: исторический, жилой, мастерская. Интерьер как дизайн жилья, как эскиз к театральной постановке, как среда деятельности человека | |||
Практические занятия | 8 | ||
1. Выполнить композицию интерьера (комната отдыха, мастерская, вестибюль и.т.д.) Формат А-2. Материал (акварель, гуашь, пастель) | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
Подготовить сообщение на тему: «Построение перспективы интерьера» | |||
Тема 3.3. Шарж | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1. Комическое в искусстве. Краткая история шаржа. Юмор и сатира в графике. Приёмы графики: аллегория, метафора, совмещение разновременных событий, каламбур, гротеск. Приёмы изображения. Особенности выразительности языка графики: форма, цвет, силуэт, пространство, линия, пропорции т.д. Этапы работы над шаржем | |||
Практические занятия | 8 | ||
1.Выполнить дружеский шарж на сокурсника, знакомого. Формат А-2. Материал (акварель, гуашь, пастель) | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||
1.Выполнение эскизов с использованием натурных зарисовок. Составление композиции шаржа с включением фигуры, поясного изображения с разработанным фоном и исполнении её в цвете. | |||
Тема 3.4. Композиция книги | Содержание учебного материала | 2
| 1,2 |
1. Графика как вид искусства. Разновидности: станковая, промышленная, компьютерная, плакат, эстамп, книжно-художественная. Разновидности печатной графики: линогравюра, ксилография, офорт, литография. Специфика художественного языка. Элементы книжного оформления. Структура книги Типы иллюстраций. Роль подготовительного этапа. | |||
Практические занятия | 8 | ||
1. Выполнить композицию книжного разворота, включая иллюстрацию, текст, буквицу т.д. Формат А-2. Материал (акварель, гуашь, пастель). | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
1.Подготовить реферат: «Художественное оформление и иллюстрирование книг для детей младшего школьного возраста» | |||
Раздел 4. Итоговая композиция (жанровая) | |||
Тема 4.1. Эскизирование | Содержание учебного материала | 2 | 2,3 |
1. Процесс разработки содержания и процесс поисков средств и приемов воплощения содержания в соответствующей художественной форме. Этап творческого поиска — поиск идеи и замысла. Сюжет картины. Научные и литературные данные, касающиеся изображаемого события. | |||
Практические занятия | 10
10 10 | ||
1.Выполнить композиционные эскизы на выбранную тему. 2.Пробные упражнения по заданному сюжету и жанру живописи: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, интерьер, натюрморт, анималистический жанр. графика. 3.Тоновые и цветовые поиски. Материал (акварель, гуашь, масло, пастель, карандаш и.т.д.). Формат А-4 | |||
Самостоятельная работа обучающихся |
4 | ||
1.Подготовить сообщение: «Художники Белгородской области» | |||
Тема 4.2. Подготовительный рисунок – картон | Содержание учебного материала | 2 | 2,3 |
1. Композиционное решение, характер формы и пропорциональность. Задачи линейной и воздушной перспективы, плановость, композиционный центр. | |||
Практические занятия | 10 12 | ||
1.Выполнить линейно-конструктивное построение композиции. 2.Тоновое решение композиции. Передать характер формы и пропорциональность элементов композиции. Материал (акварель, гуашь, пастель, карандаш и.т.д.). | |||
Самостоятельная работа обучающихся |
4 | ||
1.Подготовить сообщение: « Создание художественного произведения в изобразительном искусстве» | |||
Тема 4.3. Работа в материале (графический лист, холст) | Содержание учебного материала | 2 | 2,3 |
1. Тоновое и цветовое решение. Цветовое состояние, гармония. Колористическое решение. Цветовой контраст. Воздушная перспектива. Соответствие идейного замысла цветовому решению композиции | |||
Практические занятия |
20 20 | ||
1. Выполнить цвето-тоновое решение композиции. Материал (акварель, гуашь, пастель, масло, карандаш и.т.д.) 2. Колористическое решение. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 14 4 | ||
1.Выполнение цветовых этюдов по выбранной теме 2.Подготовить сообщение для защиты итоговой жанровой композиции | |||
Тема 4.4. Оформление графических и живописных работ. | Содержание учебного материала | 2 | 2,3 |
1. Паспарту. Выбор багета. Воздействие рамы на изображение. Застекление. Требования по оформлению и упаковке. | |||
Практические занятия | 8 | ||
1. Оформить графические и живописные работы. Выполнить паспарту. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
1.Изготовить упаковку, согласно требованиям. | |||
Примерная тематика курсовой работы -Роль и значение композиции в тематическом натюрморте -Основные закономерности построения композиции городского пейзажа -Выразительные средства композиции как способ передачи движения в пейзажной картине -Назначение и роль сюжетно-композиционного центра в тематической жанровой картине -Линия, точка и пятно как средство выразительности в решении композиции натюрморта и пейзажа -Роль упражнений в формировании навыков работы над многофигурной композицией -Основные требования к выполнению композиции иллюстрации по мотивам русских народных сказок, былин -Назначение набросков и зарисовок в выполнении композиции на историческую тему -Шарж и сатира в русском изобразительном искусстве | |||
Всего: | 172 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличие учебной мастерской.
Оборудование учебной мастерской:
- мольберты и стулья по количеству обучающихся;
- рабочие место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по изучаемым темам:
1. руководство к выполнению практических работ;
2. презентации по изучаемым темам.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийный проектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Паранюшкин Р. В. Композиция/ Р. В. Паранюшкин.- 2-е изд., Ростов н./ Д Феникс, 2009.- 218с. 2.Голубева О.Л. Основы композиции/ О.Л. Голубева. -2-е. изд.- М.:Изд. дом Искусство, 2009.- 144с. илл.
2.Логвиненко Г. М. Декоративная композиция / Г. М. Логвиненко.- М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2010. -164с.
Дополнительные источники:
1.Баукова Т.В. Композиция в живописи/ Т.В. Баукова. – М., 2007. -176с.
2. Сокольникова Н.М.Основы композиции/ Сокольникова Н.М. -М.: Изд. Титул, 2005.-80с. 3.Даглдиян К.Т. Декоративная композиция/ К.Т. Даглдиян. - Изд. Ростов н./ Д, Феникс 2000. -226с
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а так же выполнения студентами индивидуальных заданий
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
- выполнять рисунки с натуры с использованием разнообразных графических приёмов; - выполнять линейно конструктивный рисунок геометрических тел, предметов быта, фигуры человека; - выполнять рисунки с использованием методов построения пространства на плоскости; | Практические работы Индивидуальные задания Просмотры Тестирование |
- различать жанры и виды изобразительного искусства; - уметь пользоваться справочной литературой; - работать с книгами; - знать определения основных понятий в рисунке; | Практические работы Домашние работы Индивидуальные задания |
Знания: | |
- принципы перспективного построения геометрических форм; - основные законы перспективы; - распределения света и тени при изображении предметов; - приёмы чёрно-белой графике; - основные законы изображения предметов; - окружающей среды; - фигуры человека. | Практические работы Домашние работы Просмотры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 1-4 классы по изобразительному искусству ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов по ФГОСу. В программу вошли: пояснительная записка, учебный план, содержание учебного плана, приложения....
Рабочая программа по предмету "Беседы об изобразительном искусстве"
Рабочая прграмма для школ искусств...
Рабочая программа для 5 класса по изобразительному искусству
Составлена в соответствии спрограммой Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», издательство М., «Просвещение», 2013. Н.А.Горяева, О.В.Островская. «Декор...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование изобразительное искусство 7 класс
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина ...
Рабочая программа основного общего образования по изобразительному искусству (ФГОС). Курс обучения: 5-7 классы
Рабочая программа основного общего образования по изобразительному искусству(ФГОС). Курс обучения: 5-7 классы под редакцией Б.М. Неменского.Срок реализации: 2017-2019 учебные года....
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по изобразительному искусству
quot;Народные промыслы России", 6 класс...