Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Для формирования мировоззрения школьников особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.
Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Программа индивидуально-групповых занятий «Народные промыслы России» в 6 классе разработана на основе авторской программы О.А. Кожиной «Художественная роспись тканей» «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В. А. Горского. — М.: Просвещение, 2010.
Примерные программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.
Цель: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве;
- научить приемам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Авторская программа О. А. Кожиной «Художественная роспись тканей» рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
В соответствии с учебным планом МБОУ «Перенская средняя школа» на индивидуально-групповые занятия «Народные промыслы России» в 6 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
Рабочая программа предусматривает изменения количества часов, отведенных автором на изучение отдельных тем.
В связи с уменьшением количества часов, в рабочей программе предусмотрено перераспределение часов:
- Сокращено количество часов в разделе «Вводное занятие» на 1 час.
- Сокращено количество часов в разделе «Роспись ткани в техниках «бандан» и «узелковый батик»» на 11 часов.
- Сокращено количество часов в разделе «Значение орнамента. Орнамент в одежде» на 10 часов.
- Сокращено количество часов в разделе «Применение техник «свободная роспись», «узелковый батик» и «бандан» в художественном оформлении одежды» на 11 часов.
- Сокращено количество часов в разделе «Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки-ярмарки» на 3 часа.
Распределение часов по разделам и темам
Тема, раздел | Количество часов по программе | Количество часов с изменениями |
Вводное занятие | 2 | 1 |
Виды декоративно-прикладного искусства | 3 | 3 |
Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве. Значение цвета | 8 | 8 |
Свойства тканей, их взаимодействие с красителями. Свободная роспись тканей | 8 | 8 |
Роспись ткани в техниках «бандан» и «узелковый батик» | 15 | 4 |
Значение орнамента. Орнамент в одежде | 15 | 5 |
Применение техник «свободная роспись», «узелковый батик» и «бандан» в художественном оформлении одежды | 15 | 4 |
Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки-ярмарки | 4 | 1 |
Итого | 70 | 34 |
- Планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) освоения занятий
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будет сформированы:
-широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
-интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
-устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
-адекватное понимания причин успешности не успешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
-выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих УУД:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
-допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнёра;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-владеть монологической и диалогической формой речи.
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет:
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной форме;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать; устанавливать аналогии;
-проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
- Содержание занятий «Народные промыслы России» 6 класс
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Виды декоративно-прикладного искусства | 3 |
3 | Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве. Значение цвета | 8 |
4 | Свойства тканей, их взаимодействие с красителями. Свободная роспись тканей | 8 |
5 | Роспись ткани в техниках «бандан» и «узелковый батик» | 4 |
6 | Значение орнамента. Орнамент в одежде | 5 |
7 | Применение техник «свободная роспись», «узелковый батик» и «бандан» в художественном оформлении одежды | 4 |
8 | Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки-ярмарки | 1 |
Итого | 34 |
Вводное занятие (1ч)
История развития ремёсел, исторические корни, традиционные русские ремёсла. Виды традиционных ремёсел.
Виды декоративно-прикладного искусства (3 ч)
Основные виды декоративно-прикладного искусства. Развитие декоративно-прикладного искусства, его роль в организации жизни общества и формировании материально-духовной среды жизни людей. Особый смысл декора (украшения) в декоративно-прикладном искусстве. Мода и её связь с декоративным искусством.
Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве. Значение цвета (8 ч)
Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Понятие о ритмической, или пластической, композиции, её тональное решение.
Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении. Приёмы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм. Естественная шкала цветовых тонов. Хроматические и ахроматические характеристики цвета.
Свойства тканей, их взаимодействие с красителями. Свободная роспись тканей (8ч)
Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, решение в цвете рисунка. Инструменты и приспособления для свободной росписи. Подбор тканей и красителей. Приёмы выполнения свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Свободная роспись ткани с применением масляных красок. Выполнение художественной росписи платка
Роспись ткани в техниках «бандан» и «узелковый батик» (4 ч)
История появления техники «бандан». Виды техники росписи данным способом.
Особенности построения композиции в узелковом батике. Инструменты и материалы для выполнения узелкового батика
Значение орнамента. Орнамент в одежде (5 ч)
Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Символический орнамент. Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Каллиграфический, фантастический, пейзажный, животный орнаменты. Современные технологии. Применение батика в оформлении интерьера. Оформление одного из изделий по выбору.
Применение техник «свободная роспись», «узелковый батик» и «бандан» в художественном оформлении одежды (4 ч)
Понятие стиля в одежде. Виды оформления одежды. Колористическое решение композиции будущего изделия. Технология применения свободной росписи, узелкового батика и техники «бандан» для оформления одежды. Техника холодного и горячего батика. Современные технологии. Применение батика в оформлении интерьера. Оформление одного из изделий по выбору.
Подведение итогов (1 ч)
Анализ результатов работы и оценка качества выполнения самостоятельного творческого проекта. Защита проекта.
IV. Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Название раздела. Тема занятия. | Количество часов | Дата | |
план | факт | |||
Вводное занятие | 1 | |||
1 | История развития ремёсел, исторические корни, традиционные русские ремёсла. Виды традиционных ремёсел. ТБ на занятиях. | 1 | 07.09 | |
Виды декоративно-прикладного искусства | 3 | |||
2 | Основные виды декоративно-прикладного искусства. | 1 | 14.09 | |
3 | Развитие декоративно-прикладного искусства, его роль в организации жизни общества и формировании материально-духовной среды жизни людей. | 1 | 21.09 | |
4 | Особый смысл декора (украшения) в декоративно-прикладном искусстве. Мода и её связь с декоративным искусством. | 1 | 28.09 | |
Основы композиции в декоративно-прикладном искусстве. Значение цвета | 8 | |||
5 - 6 | Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Понятие о ритмической, или пластической, композиции, её тональное решение. | 2 | 05.10 12.10 | |
7 - 8 | Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении. | 2 | 19.10 26.10 | |
9 - 10 | Приёмы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм. | 2 | 02.11 16.11 | |
11 - 12 | Естественная шкала цветовых тонов. Хроматические и ахроматические характеристики цвета. | 2 | 23.11 30.11 | |
Свойства тканей, их взаимодействие с красителями. Свободная роспись тканей | 8 | |||
13 - 14 | Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, решение в цвете рисунка. Инструменты и приспособления для свободной росписи. | 2 | 07.12 14.12 | |
15 | Подбор тканей и красителей. Приёмы выполнения свободной росписи. | 1 | 21.12 | |
16 - 17 | Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. | 2 | 28.12 11.01 | |
18 - 20 | Свободная роспись ткани с применением масляных красок. Выполнение художественной росписи платка | 3 | 18.01 25.01 01.02 | |
Роспись ткани в техниках «бандан» и «узелковый батик» | 4 | |||
21 - 22 | История появления техники «бандан». Виды техники росписи данным способом | 2 | 08.02 15.02 | |
23 - 24 | Особенности построения композиции в узелковом батике. Инструменты и материалы для выполнения узелкового батика. | 2 | 22.02 01.03 | |
Значение орнамента. Орнамент в одежде | 5 | |||
25 - 26 | Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. | 2 | 15.03 05.04 | |
27 - 28 | Цветовые сочетания в орнаменте. Символический орнамент. Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Каллиграфический, фантастический, пейзажный, животный орнаменты | 2 | 12.04 19.04 | |
29 | Орнамент в круге, в полосе, в квадрате. Роспись ткани с помощью трафарета. Понятие стиля в одежде. Виды оформления одежды. Колористическое решение композиции будущего изделия. | 1 | 26.04 | |
Применение техник «свободная роспись», «узелковый батик» и «бандан» в художественном оформлении одежды | 4 | |||
30 | Итоговый проект (промежуточная аттестация) | 1 | 03.05 | |
31 | Технология применения свободной росписи, узелкового батика и техники «бандан» для оформления одежды. Техника холодного и горячего батика. | 1 | 10.05 | |
32 - 33 | Современные технологии. Применение батика в оформлении интерьера. Оформление одного из изделий по выбору. | 2 | 17.05 24.05 | |
Подведение итогов. Подготовка и проведение выставки - ярмарки | 1 | |||
34 | Анализ результатов работы и оценка качества выполнения самостоятельного творческого проекта. Защита проекта. | 1 | 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа индивидуальных групповых занятий в 6 классе "Решение логических задач"
Программа разработана для индивидуальных занятиях по математике в 6 классе. рассчитана на 34 часа ....
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по алгебре и началам анализа для 10 а,б классов на 2012-2013 учебный год. Универсальный модуль. Социально-правовой модуль.
Предлагается рабочая программа и КТП индивидуально-групповых занятий по алгебре и началам анализа для 10 а,б классов(универсальный и социально-правовой модули). Программа ориентирована на УМК Ю.М. Кол...
рабочая программа индивидуальных групповых занятий 5-7 классы
рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 6 классе «Тексты малой формы»
1. Рабочая программа составлена на основе пособия Никитиной Е.И. Уроки развития речи: К учебному пособию «Русс...
рабочая программа индивидуально - групповых занятий по геометрии для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ
данная программа разработана в помощь учителю для подготовки к ОГЭ по математики, раздел "Геометрия"...
рабочая программа индивидуально - групповых занятий по геометрии для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ
данная программа разработана в помощь учителю для подготовки к ОГЭ по математики, раздел "Геометрия"...
Рабочая программа индивидуально-групповых (групповых) занятий для учащихся 3 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (сенсорное развитие)
Программа является вариативной, имеет адресную направленность на конкретного ребёнка или подгруппу учащихся, имеющих сходные затруднения. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребе...