Рабочая программа и календарно-тематическое планирование изобразительное искусство 7 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Кузнецова Надежда Викторовна

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  и концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Рабочая программа составлена на основе примерной программе основного общего образования по «Изобразительному искусству», предметная линия учебников разработанных под редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ   Б.М. Неменского 5-9 классы (базовый уровень) М., Просвещение, 2014. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_izo.docx50.61 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Основное общее образование 7 классы

Количество часов:

Всего:______35______________часов;                в неделю:__________1________часов

Учитель:    Кузнецова Надежда Викторовна

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  и концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Рабочая программа составлена на основе примерной программе основного общего образования по «Изобразительному искусству», предметная линия учебников разработанных под редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ   Б.М. Неменского 5-9 классы (базовый уровень) М., Просвещение, 2014.

Учебник (название, автор, издательство, год издания)

7 класс А.С. Питерских, Г.Е. Гуров

«Изобразительное искусство: Дизайн и архитектура в жизни человека» М., Просвещение, 2014 г.

Москва

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

•        формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства:

•        освоение художественной  культуры  как формы  материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

•        формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

•        развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

•        формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

•        воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

•        развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

•        овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

•        овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Изменения, внесенные в прошлогоднюю рабочую программу:

  • количество часов в разделах тематического планирования;
  • форма контроля в электронном журнале.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегрированный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных видов искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основном школе продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

Программа «Изобразительное искусство. 5—9 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные. художественные традиции и конкретные промыслы.

Тема 6 класса — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

 Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений.

Тема 7 - 8 классов — «Дизайн и архитектура в жизни человека» — посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.

Тема 9 класса — «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» — является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства — театр, кино, телевидение — непосредственно связанные с изобразительными и являются сегодня господствующими.

Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России. Однако нужно постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы, основные цели и задачи каждого этапа обучения, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом не определяются.

Действующий в настоящее время Государственный образовательный стандарт, принятый в 2004 г., также предусматривает изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5—9 классах в объеме 175 учебных часов.

Настоящая программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в объеме 1 учебного часа в неделю, как наиболее распространенного, а также возможность реализации этого курса при выделении на его изучение 2 учебных часов в неделю.

При увеличении количества часов на изучение предмета за счет вариативной части, определяемой участниками образовательного процесса или за счет внеурочной деятельности, предлагается не увеличение количества тем, а при сохранении последовательной логики программы расширение времени на практическую художественно-творческую деятельность учащихся. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.

Данная учебная программа решает также задачи художественного труда и может рассматриваться как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд».

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность — это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности — сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное от-ношение к миру.

 Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Культуросозидаюшая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

воспитание российской  гражданской  идентичности:  патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа,  своего края,  основ культурного наследия  народов России  и человечества; усвоение  гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

формирование ответственного отношения к учению,  готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;   готовности  и  способности  вести диалог с другими  людьми  и достигать в нем взаимопонимания;

развитие   морального сознания   и   компетентности  в  решении   моральных  проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного нравственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие  эстетического сознания  через освоение художественного

наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень форсированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

        умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

        умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

        умение соотносить свои действия  с  планируемыми  результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,  определять способы действий  в рамках предложенных условий  и требований,  корректировать свои действия  в соответствии с изменяющейся ситуацией;

        умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи, собственные возможности ее решения;

     владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

     умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

•        формирование основ художественной  культуры обучающихся  как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

•        развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

•        освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства,  искусство современности);

•        воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

•        приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств:  изобразительных (живопись,  графика,  скульптура), декоративно-прикладных,  и архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным

образом в синтетических искусствах (театр и кино);

•        приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств,  в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,   видеозапись,   компьютерная   графика,   мультипликация   и анимация);

•        развитие потребности в общении с произведениями изобразительного  искусства,  освоение   практических  умений   и   навыков  восприятия,  интерпретации  и оценки произведений искусства; формирование  активного  отношения   к традициям художественной культуры   как  смысловой,   эстетической   и  личностно-значимой

ценности;

•        осознание значения искусства и творчества в личной и культурной

самоидентификации личности;

•        развитие  индивидуальных творческих способностей  обучающихся,

формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

7 класс:

•        уметь анализировать произведения  архитектуры  и дизайна;   знать место конструктивных искусств, в ряду пластических  искусств,  их общие начала и специфику;

•        понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

•        знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;

•        конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);

•        моделировать в своем творчестве основные  этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

•        работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

•        конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;

•        владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости

и в пространстве;

•        создавать с натуры и по воображению архитектурные образы  графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

•        использовать разнообразные художественные материалы;

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек

Художник — дизайн  — архитектура.

Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры.

Основы композиции в конструктивных искусствах.

Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!»

Прямые линии и организация пространства.

Цвет — элемент композиционного творчества.

Свободные формы: линии и тоновые пятна.

Буква —  строка — текст Искусство шрифта.

Когда текст и изображение вместе.  Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое

Здание как сочетание различных объемов.  Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания.

Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени.

Форма и материал.

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.

Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.

Город сегодня и завтра. Пути развитии современной архитектуры и дизайна.

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

Вещь в городе и дома. Городской дизайн.

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Ты — архитектор!

Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование.

Мой дом — мой образ жизни

Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом. Интерьер, который мы создаем.

Пугало в огороде, или ... под шепот фонтанных струй.

Мода – культура и ты.

Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одежке.

Автопортрет на каждый день.

Моделируя себя — моделируешь мир

Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебником:

•        А. С. Питерских, Г. Е. Гуров. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс» под редакцией Б. М. Неменского. учебник выпущен издательством «Просвещение» 2014г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Гимназия №1516

________________/Н.Л. Буканова

«28»  августа     2017г.

«Согласовано»

Руководитель подразделения

______________/К.В. Коштиал

«28»  августа     2017г.

«Согласовано»

Председатель МО

_______________ /М.В. Акулова

«28»  августа     2017г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО     ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Количество часов:

Всего:______35______________часов;                в неделю:__________1________часов

                 

КТП составлено на основе рабочей программы, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  и концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Планирование составлено в соответствии с  программой основного общего образования по «Изобразительному искусству», предметная линия учебников разработанных под редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ   Б.М. Неменского 5-9 классы (базовый уровень) М., Просвещение, 2014.

Учебник (название, автор, издательство, год издания) 7 класс Питерских А.С., Гуров Г.Е., Просвещение,

«Изобразительное искусство: Архитектура и дизайн в жизни человека» Классы:7 «А»  7 «Б»  7 «В»

Учитель: Кузнецова Надежда Викторовна

Москва

2017-2018 год

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика видов учебной деятельности учащихся

Тип урока

Планируемые предметные результаты освоения знаний

Универсальные Учебные Действия

(УУД)

  1. Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. 7 часов

Художник – дизайн - архитектура.

1

Находить в окружающем рукотворном мире примеры плоскостных и объёмно-пространственных композиций.

УИПЗЗ

Предметные

формирование основ художественной  культуры обучающихся  как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

1

Понимать и передавать в учебных работах движение, статику и композиционный ритм.

УИПЗЗ

Задание: выполнение практических работ по теме: «Основы композиции в графическом дизайне» (зрительное равновесие масс в композиции, гармония,  сгущенность и разреженность формы).

Личностные - формирование ответственного отношения к учению,  готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;   готовности  и  способности  вести диалог с другими  людьми  и достигать в нем взаимопонимания;

Прямые линии и организация пространства.

1

Использовать прямые линии для связывания отдельных элементов в единое композиционное целое или, членить композиционное пространство при помощи линий.

УИПЗЗ

Задание: выполнение практических работ по теме: «Прямые линии – элемент организации плоскостной композиции».

Познавательные

формирование основ художественной  культуры обучающихся  как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

1

Применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту.

Различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах.

УКИЗ

Задание: выполнение практических работ по теме «Акцентирующая роль цвета в организации  композиционного пространства»; выполнение аналитической работы по теме «Абстрактные формы в искусстве».

Коммуникативные  

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

Буква – строка  - текст.

1

Понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука. Различать « архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур.

Применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции.

УКИЗ

Задание: выполнение практических и аналитических по теме «Буква – изобразительный элемент композиции».

Метапредметные

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

1

Понимать и объяснять образно-информационную цельность синтеза слова и изображения в плакате и рекламе. Создать творческую работу в материале.

УКИЗ

Задание: выполнение практических работ по теме «Изображение – образный элемент композиции на примере макетирования эскиза плаката и открытки».

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Многообразие форм графического дизайна. (обобщение темы)

1

Выбирать и использовать различные способы компоновки книжного и журнального разворота. Создать практическую творческую  работу в материале.

УПОКЗ

Задание: выполнение практических работ по теме «Коллективная деловая игра: проектирование книги  (журнала), создание макета журнала» (в технике коллажа или на компьютере).

Метапредметные

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

II.  Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий. 7 часов

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность.

1

Развивать пространственное воображение. Осознавать чертёж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т.д.

УИПЗЗ

Задание: выполнение практических работ по теме «Соразмерность и пропорциональность объёмов в пространстве» (создание объёмно-пространственных макетов).

Познавательные -

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

1

Использовать в макете фактуру плоскостей фасадов для поиска композиционной выразительности.

УИПЗЗ

Задание: выполнение практической работы по теме «Композиционная взаимосвязь объектов в макете» (создание объемно-пространственного макета из 2-3 объемов).

Личностные - формирование ответственного отношения к учению,  готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к обучению и познанию;

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.

1

Применять модульные элементы в создании эскизного макета дома.

Понимать и объяснять структуру различных типов зданий, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них.

УИПЗЗ

Задание: выполнение практических работ по теме «Разнообразие объёмных форм, их композиционное усложнение», «Соединение объёмных форм в единое архитектурное целое», «Модуль как основа эстетической цельности в конструкции».

Метапредметные - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

Иметь представление и рассказывать о главных элементах здания, их изменениях в процессе исторического развитию.

Создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

УИПЗЗ

Задание: выполнение практических работ по теме «Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания» (создание макетов).

Предметные -

формирование основ художественной  культуры обучающихся  как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения.

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.

1

Осознавать дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное проектирование , умение объяснять это.

Определять вещь как объект, несущий отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего.

Создавать творческие работы в материале.

УКИЗ

Задание: выполнение аналитической работы по теме «Аналитическая зарисовка бытового предмета», а также творческой работы  «Создание образно-тематической инсталляции».

Метапредметные - умение соотносить свои действия  с  планируемыми  результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,  определять способы действий  в рамках предложенных условий  и требований,  корректировать свои действия  в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Роль и значение материала в конструкции.

1

Понимать и объяснять, в чём заключается взаимосвязь форм и материала.

Развивать творческое воображение, новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей.

УКИЗ

Задание: выполнение практических работ по теме: «Определяющая роль материала в создании формы, конструкции и назначении вещи» - проекты «Из вещи – вещь», «Сочинение вещи».

Предметные - развитие  индивидуальных творческих способностей  обучающихся,

формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Цвет в архитектуре и дизайне (обобщение темы).

1

Получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта.

Понимать и объяснять особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре.

Выполнять коллективно-творческую работу по теме.

УПОКЗ

Задание: выполнение коллективной практической работы по теме: «Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции» (создание комплекта упаковок из 3-5 предметов; макета цветового решения пространства микрорайона).

Личностные

III.  Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека – 7 часов

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

3

УИПЗЗ – УЗЗВУ – УКИЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Предметные

формирование основ художественной  культуры обучающихся  как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

1

УИПЗЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Личностные - формирование ответственного отношения к учению,  готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;   готовности  и  способности  вести диалог с другими  людьми  и достигать в нем взаимопонимания;

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

1

УИПЗЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Познавательные

формирование основ художественной  культуры обучающихся  как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

1

УКИЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Коммуникативные  

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры

Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещевой среды интерьера.

1

УКИЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Метапредметные - умение соотносить свои действия  с  планируемыми  результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,  определять способы действий  в рамках предложенных условий  и требований,  корректировать свои действия  в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

2

УЗЗВУ - УОСЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Предметные

формирование основ художественной  культуры обучающихся  как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление (обобщение темы).

1

УПОКЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Познавательные

формирование основ художественной  культуры обучающихся  как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

IV. Человек в зеркале дизайна и архитектуры -  8 часов.

Мой дом – мой образ жизни.

1

УКИЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Познавательные

формирование основ художественной  культуры обучающихся  как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.

2

УЗЗВУ - УОСЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Коммуникативные  

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

Дизайн и архитектура моего сада.

1

УКИЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Познавательные

формирование основ художественной  культуры обучающихся  как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

1

УКИЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Личностные - формирование ответственного отношения к учению,  готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;   готовности  и  способности  вести диалог с другими  людьми  и достигать в нем взаимопонимания;

Мой костюм мой облик. Дизайн современной одежды.

1

УКИЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Коммуникативные  

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

Грим, визажистика и прическа в практике дизайна.

1

УКИЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Метапредметные - умение соотносить свои действия  с  планируемыми  результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,  определять способы действий  в рамках предложенных условий  и требований,  корректировать свои действия  в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.

1

УКИЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Коммуникативные  

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

Моделируя себя – моделируешь окружающий мир.

1

УПОКЗ

Задание: выполнение практических работ по теме

Познавательные

формирование основ художественной  культуры обучающихся  как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

Резерв времени.

1

УПОКЗ

Коммуникативные  

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний

УЗЗВУ – урок закрепления знаний и выработки умений

УКИЗ – урок комплексного использования знаний

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

УПОКЗ – урок проверки, оценки и контроля знаний

Формы контроля  уровня обученности на уроках изобразительного искусства:

Текущий:

Разбор учебных работ,

Вопросы для самооценки, взаимоконтроль, отзыв на работу товарища;

Поиск информации в предложенных источниках,

Выставки работ учащихся.

Рубежный (промежуточный):

Кроссворды, викторины («найди отличия», «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»;  хитроумные решения),

Работа с разного вида таблицами;

Деловые игры;

Защита проектов;

Участие в конкурсах и олимпиадах.

Итоговый:

Развивающие тестирование (5 рисунков)

Участие в конкурсах и олимпиадах.

Критерии оценки детских работ:

1. Раскрытие темы.

Соответствие содержания творческой работы выбранной теме. Образность и композиционная целостность в раскрытии темы. Умение выбрать среди опыта жизненных наблюдений заданную тему.

2. Наблюдательность.

Умение с интересом разглядывать жизнь и видеть в ней поэтический, пластический образ. Умение связывать фантазию с реальностью.

3. Осознанное  использование выразительных средств и выразительных возможностей художественных материалов.

Выбор художественных материалов, способных наиболее эмоционально донести до зрителя идею автора. Раскрытие образа через выразительные возможности художественных материалов. Ритмическая и колористическая организация работы.

4. Эмоциональность и  индивидуально-личностный подход.

Эмоциональное переживание ребенком содержания своей работы и умение его выразить пластическими средствами. Выражение своего эстетического отношения и нравственно-этической позиции. Отсутствие стандартности образа.

5. Отсутствие подражательности стандартам массовой культуры. Уровень развития художественного вкуса и эстетического опыта ребенка. 

Формы контроля в электронном журнале:

        Владение художественными материалами   2

Домашняя работа  1

Коллективная работа  1

Колористическое решение  2

Композиционные особенности  3

На уроке  2

Наблюдательность  1

Проектная работа  3

Работа в группах  2

Раскрытие темы  3

Творческие работы  3

Эмоциональность и индивидуально-личностный подход  1

 Перечень  учебно-методических средств обучения

Учебный методический комплекс.

Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования

(Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 ).

Учебно-методический комплект под редакцией Б.М.Неменского:

Учебники:

Отличительная особенность учебников в том, что они не только дают учащимся знания, умения и навыки работы в искусстве, но и раскрывают творческую личность в каждом школьнике, формируют разностороннюю художественную культуру. Каждый учебник – это новый шаг в познании, которое происходит как через восприятие искусства, так и через практическую деятельность школьника. Учебники ориентированы на личность ребенка, его интересы и возрастные возможности. По каждой теме дается система творческих заданий для развития художественного мышления и воображения школьников.

1. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений/Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.

2. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.

3. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.С. Питерских, Г.Е Гуров; под ред. Б.Н. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.

Поурочные планы

1. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского.  – М.: Просвещение, 2007

2. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.В. Свиридова.- Волгоград: Учитель, 2007.

3. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.В. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2007.

4. Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.В. Свиридова.- Волгоград: Учитель, 2007.

Методическая литература:

1.        Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010.  (Стандарты второго поколения).

2.        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (М., Просвещение, 2011).

3.        - Рабочая программа  «Изобразительное искусство», разработанная под редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского - М., Просвещение, 2011.

4.        Горяева  Н. А., Островская О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.

5.        Горяева  Н. А., Рабочая тетрадь «Твоя мастерская»- М.: Просвещение, 2011

6.        Горяева  Н. А., «Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» -М.: Просвещение, 2011

7. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.

8. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.

9. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

10. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

11. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.

12. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.

13. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.

14. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.

15. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.

16. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.

17. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

18. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 1999.

19. Кузин, В. С. ИЗО  и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.

20. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.

21. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997.

22. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

23. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

24. Павлова О.В. Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

25. Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.

26. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.

27. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.

28. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.

29. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. – 1984.– № 11.

30. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).

31. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков. – М.: ВЛАДОС, 1997.

32. Свиридова О.В. Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.

33. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.

34. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.

35. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.

36. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.

37Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.

38 Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.

39 Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.

40Шаг за шагом. Искусство. – М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.

41Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. – Искусство. – 2001. – № 11 (227).

42Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных... // Семья и школа. – 1990. – № 2.

43Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.

44Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

Цифровые образовательные ресурсы:

1. Собственные компьютерные презентации

2. «Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора

3. «Рождение картины. В мастерской художника». Русский музей – детям. 2003-2005г. Студия «Квадрат Фильм»

4.  «Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»

5. «Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. 2000 Студия «Квадрат Фильм»

6. «Русский  музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005

7. «Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004 Государственный Русский музей

8. Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005

9.  Мастера портрета», Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006

10. «Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.

Интернет – ресурсы:

1. Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/

2. Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

3. Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/

4. Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

5. Сайт словарь терминов искусства  http://www.artdic.ru/index.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 11 класса по программе Н. Г. Гольцовой

Рабочая программа для 11 класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе поясн...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 10 класса по программе Н. Г. Гольцовой

Рабочая программа для 10  класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе...

Рабочая программа и календарно-тематический план по литературе 11 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской программы для 5-11 классов под редакцией В.Я.Коровиной; учебника по литературе для 11 класса под редакцией В.П.Журавлева. Рабочая программа конкретизир...

Рабочая программа и календарное тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс по ФГОС, для коррекционных школ.

Полная рабочая программа и ктп для 5 класса, по предмету изобразительное искусство, для учащихся коррекционных школ, по ФГОС, 34 часа в учебном году, по 1 часу в неделю. Рабочая программа составлена с...