Природа в разное время суток. урок ИЗО в 6-м классе по программе Б.М. Неменского
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
Мультимедийная презентация к уроку и конспект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazheniya_prostranstva.pptx | 1.19 МБ |
priroda_v_raznoe_vremya_sutok.docx | 609.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какое значение имеет тон (насыщенность цвета) в изображении пространства пейзажа?
Рассмотри пейзаж. Покажи 1-й и 2-й план. Расскажи чем они отличаются. 1-й план - темнее, ярче. 2-й план – светлее, бледнее.
Какое значение имеет цвет в передачи состояния природы или времени суток? День. Закат. Ночь.
И. Левитан
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
города Чехова Московской области
Конспект – урока
изобразительного искусства
в 6-м классе
по теме
«Пейзаж-настроение. Природа и художник»
Составитель учитель ИЗО Чаврина Мария Алиевна |
г.Чехов. 2013г.
Наглядный материал для урока был подготовлен в программе Fotoschop на графическом планшете Bamboo Dock. Это позволило быстро (что экономит время учителя) и ярко оформить саму презентацию и подготовить раздаточный материал для урока каждому ученику. Используя планшет, учитель может в режиме он-лайн быстро продемонстрировать этапы работы над рисунком и показать всевозможные варианты цветового решения композиции, да же заведомо ложные, что быстро активизирует работу детей и повышает их мативацию, делая урок интересным и лёгким в восприятии детей.
Тема: «Пейзаж настроения. Природа и художник».
Тип урока: практическая работа.
Цель: Рассмотреть законы композиции в построении пейзажа, художественно-выразительные средства живописи и эмоциональное восприятие зрителем цвета в картине.
Ожидаемые учебные результаты:
Метапредметные:
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- овладение практическими умениями и навыками в познавательной и личностной рефлексии.
Предметные:
- формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений.
- формировать у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания, на практике овладеть основами цветоведения.
Образовательные технологии:
1.Информационно – компьютерные технологии.
2.Технологии развивающего обучения.
3. Игровая технология.
Ход урока.
Сегодня на уроке мы с вами будем рисовать пейзаж, передающий состояние в природе.
1.Мотивационно-ориентировочный этап
Вопрос - А что такое пейзаж?
Ответ – изображение природы.
Учитель – вы совершенно правы ребята это изображение природы. Если перевести дословно с французского, то оно означает «Изображение пространства», а в изобразительном искусстве так называют жанр, посвящённый воспроизведению естественной или преображённой человеком природы. Изображая пейзаж, художник не копирует природу, а старается выразить свои чувства через её образ.
На слайде приводятся слова Исаака Левитана «Природу украшать не надо, но надо почувствовать её суть и освободить от случайностей. Ищите общее, живопись не протокол, а объяснение природы живописными средствами».
Фронтальная работа с классом.
Вопрос – А как вы понимаете слова Исаака Левитана?
Ответ учеников – каждый художник видит и передаёт пейзаж по своему, выражая свои чувства и настроение.
И вы сегодня в своей практической работе попробуете передать свои ощущения и настроения в пейзаже, но выполнить рисунок вы должны будете по правилам воздушной перспективы.
Вопрос – а кто знает, что такое воздушная перспектива?
А вот на этот вопрос мы с вами попробуем ответить вместе.
Первичное ознакомление с приёмами построения пейзажа.
Давайте рассмотрим рисунок (первый слайд).
Вопросы -
- Что на нём изображено?
Ответ – пейзаж, природа.
- Какое значение имеет тон (насыщенность цвета) в изображении пространства пейзажа?
Учитель даёт комментарий - тон, насыщенность цвета, способен передать в картине мир таким, каким мы его видим. То есть чем дальше от нас, зрителей, тем цвет становиться более светлым, контрасты уменьшаются, границы предметов сглаживаются.
Рассмотрим два эти пейзажа.
Вопрос - Как вы думаете, какой из этих двух рисунков больше передаёт пространство?
Ответ – левый.
Вопрос- Давайте подумаем почему?
Ответ – на левом рисунке художник передаёт пространство таким, каким мы его видим.
Вопрос – А кто думает иначе? Обоснуйте свой ответ.
Ответы учащихся могут быть различны, учащиеся в споре рождают истину.
Учитель подводит итог -
Итак, мы с вами определили, сто именно этот пейзаж лучше передаёт пространство.
Давайте ещё раз повторим правила передачи пространства пейзажа:
Дети используя как пример изображения на слайде повторяют -
- Чем дальше от нас, тем цвет изображаемых предметов в рисунке, становиться бледнее и светлее, а их очертания менее чёткие.
- Небо чем ближе к земле, тем светлее, а чем выше от земли ярче и темнее.
Первичное закрепление знаний: Задание: определи первый и второй план. Работа с классом.
Второй слайд.
Перед вами фотография лесной полянки.
Давайте рассмотрим этот пейзаж.
Покажите на этой фотографии первый и второй план.
Вопрос - Чем они отличаются по цвету?
Дети самостоятельно отвечают на этот вопрос.
На слайде они видят подтверждение своего ответа, и ещё раз убеждаются в правильности закона о воздушной перспективе.
Ответы учеников - Совершенно верно:
Первый план – ярче и темнее.
Второй план – светлее и бледнее.
Материалы, служащие для первичного закрепления и/или применения изучаемого материала с четкой формулировкой учебной задачи.
Первичное ознакомление с художественно – выразительными средствами живописи, с эмоциональными возможностями цвета.
Проблемная ситуация.
Третий слайд.
А теперь давайте попытаемся решить некоторую задачу.
Перед вами три основных цвета: жёлтый, красный, синий.
Подумайте и ответьте на вопрос:
Какое значение имеет цвет в передачи состояния природы или времени суток?
Предполагаемые ответы детей:
Жёлтый цвет – день.
Красный цвет – закат.
Синий цвет – ночь.
На слайде они видят подтверждение своего мнения.
Следующий момент:
Учитель предлагает рассмотреть этот же пейзаж в разном эмоциональном цвете: жёлтый, красный, синий. Акцентирует внимание уже на зрительском восприятии каждого цвета и предлагает поиграть в ассоциации.
А вот и результат, рассмотрите его внимательно. Один и тот же рисунок пейзажа, а как по- разному он воспринимается нами зрителями.
Подумайте и скажите: к какому времени году относится каждый пейзаж? Придумай свою ассоциацию.
Предполагаемые ответы детей:
Жёлтый – лето.
Красный – осень.
Синий – зима.
Ассоциировать цветовую гамму пейзажа с настроением человека, возрастом и др.
Какой можно сделать вывод:
Дети самостоятельно, обсуждая увиденное, приходят к выводу: что цвет имеет очень большое значение в передачи состояния природы в картине, оно созвучно нотам музыки, может нас или успокаивать или тревожить.
Первичное закрепление знаний
Четвёртый слайд.
Перед вами замечательные картины Исаака Левитана. Давайте вдумчиво на них посмотрим и повторим, что мы с вами сегодня запомнили, но для этого разделимся на две группы: первая группа – «Критики», вторая группа – «Зрители». Зрители посещаемой выставки картин И.Левитана задают вопросы критикам в рамках цели урока Рассмотреть законы композиции в построении пейзажа, художественно-выразительные средства живописи и эмоциональное восприятие зрителем цвета в картине.
Предполагаемые вопросы:
- Как тоном в пейзаже изображается пространство?
- Как в картине художник изобразит первый и второй план?
- Какое значение имеет цвет в передаче состояния в природе?
Предполагаемые ответы детей
- Пространство в пейзаже выстраивается по планам: первый план крупнее, а дальний план меньше, то есть зрительный охват пространства на заднем плане больше.
- Тон и цвет с удалённостью от зрителя становиться светлее.
Анализируя цветовую гамму картин, учащиеся определяют настроения, которое хотел передать художник.
- Цвет способен передавать состояния в природе. Чистые мажорные цвета передают радостное настроение, а тусклые и «грязные» цвета уныние и тоску.
Материалы, служащие для первичного закрепления и/или применения изучаемого материала с четкой формулировкой учебной задачи.
2. Практический этап
Практическое задание. (выполняется индивидуально). Учитель, используя графический планшет, Bamboo Dock и приложение Fotochop демонстрирует, поэтапное рисование пейзажа и наглядно показывает особенности масштаба в изображении деревьев в пейзаже на разных планах. Здесь возможна игровая ситуация, когда учитель заведомо изображает в своей композиции не правильный цвет, размер или место положения элементов пейзажа. Каждый ученик по желанию может исправить ошибку учителя. Что делает урок лёгким в восприятии детей. Дети наглядно убеждаются в том, какое значение имеет правильное изображение деревьев и других элементов композиции в рисунке. По ходу демонстрации ученики самостоятельно планируют ход выполнения своей работы, на плоскости листа нарисовать композицию пейзажа по правилам линейной перспективы. В рисунке должны чётко прослеживаться планы (минимум три плана: первый, второй и дальний). Деревья, изображаемые в пейзаже необходимо выдержать в масштабе соответствующего плана.
Дети самостоятельно могут проверить свой выбор цвета, для каждого элемента пейзажа и ещё раз убедится в правильности закона о воздушной перспективе, при помощи указанной программы и планшета. Работая с красками найти свой цвет для каждого плана и выдержать в единой цветовой гамме соответствующего состояния природы.
Например: яркий солнечный день в чистых мажорных цветовых сочетаниях. А пасмурный день в «глухих» цветах, без цветового контраста.
3.Рефлексивно-оценочный этап.
Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся, в т.ч. оценочные листы и листы продвижения по заданию, для самооценки и рефлексии
После завершения детьми творческой работы им предлагается самостоятельно определить, какое настроение им удалось изобразить. Для этого детям раздаются карточки с ярко выраженной цветовой гаммой холодных и тёплых цветов и глухих и звонких цветов. Они должны выбрать свою цветовую пару. После чего им задаётся тест, для само проверки выбранной пары цветовой гаммы. Свой результат, то есть рисунок и цветовую раскладку вывешивают на доске. Дети, оценивая свои результаты, уважительно высказываясь о работах одноклассников, подводят итоги: кто правильно работал на уроке и достиг поставленной цели, нарисовал пейзаж, передающий состояние в природе.
Мини – тест
- Насыщенный яркий цвет художник рисует на первом или втором плане?
(правильный ответ – первый план)
- Кокой цвет соответствует пасмурному состоянию природы глухой или мажорный?
(правильный ответ – глухой)
- Какой из представленной цветовой гаммы больше соответствует лету, а какой зиме?
(правильный ответ- Тёплая цветовая гамма – лету, холодная цветовая гамма – зиме).
Завершение урока домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"
Урок изобразительного искусства в 5 классе по проограмме Б.М. Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промыла"...
Методическая разработка урока нетрадиционной техники в 6 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» По теме: «Пейзаж – настроение. Природа и человек».
Цели:Расширить знания учащихся о пейзаже, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности; познакомить с многообразием форм и красок окружающ...
Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. Н. Неменского Тема урока: «Тайна герба»
урок построен по новым ФГОС. дан анализ урока...
Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. М. Неменского. Тема урока: Народный праздничный костюм.
Тема урока: Народный праздничный костюм.Учитель: Сочинова Л.А.7 урок в теме «ДПИ в жизни человека».Цели урока: 1. познакомить учащихся с видами и символическим значением народного праздничного ко...
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».
Тема урока: «Русская народная вышивка».Тип урока: урок формирования новых знанийЦель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания худож...
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».
Тема: «Народный праздничный костюм»Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском народном костюме, обычаях и традициях...
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 8 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».
Тема урока: «Народные праздничные обряды».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздника...