Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Татьяна Викторовна Сорокина

Тема: «Народный праздничный костюм»

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском  народном костюме, обычаях и традициях  русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_7_ur.doc567.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока изобразительного искусства  в 5 классе по программе Б.М. Неменского

Место в системе уроков: 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Ф. И. О. педагога: Сорокина Татьяна Викторовна

Предмет: Изобразительное искусство
Дата:

Класс: 

Тема: «Народный праздничный костюм»

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском  народном костюме, обычаях и традициях  русского народа.

Задачи урока:

Обучающие: продолжать осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России. Дать представление о русском национальном костюме

Развивающие: развивать творческое воображение, художественный вкус и художественные способности, чувство цвета, ритма.

Воспитательные: воспитывать интерес к русской истории, культуре, быту; чувство  национального достоинства; любовь к своему народу, стране.                                                                                                

Формировать УУД:

- Личностные: уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность  в самостоятельной практической творческой деятельности;

   - уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций    творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы  под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Методы обучения: деятельностный метод обучения

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:        фронтальная работа;        работа в группах;        индивидуальная работа.

Основное содержание темы, понятия, термины: традиционные образы народного прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни.

Средства обучения: презентация «Народный праздничный костюм». Иллюстрации с изображением знаков-символов, с изображением орнамента на предметах быта, шаблоны, бумага, акварель.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Организационный момент. Создание атмосферы психологической комфортности.

Приветствуют учителя, гостей. Организуют рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей.

- Здравствуйте.                   слайд2,3,4

Что такое, здравствуй?

Лучшее из слов,

Потому что, здравствуй,

Значит, БУДЬ ЗДОРОВ

Хочется пожелать здоровья всем присутствующим. Издавна, на Руси  было принято входить в избу и желать здоровья хозяевам, гостям.

Личностные УУД

Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.

Коммуникативные УУД

Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им Коммуникативные УУД

Оформлять свои мысли в устной форме

II. Систематизация и актуализация знаний

Дети отгадывают кроссворд

Ребята, на прошлом уроке мы с вами закончили работать над  интересной темой. Надеюсь, вы хорошо усвоили материал прошлых уроков. Так ли это, мы сейчас проверим. Предлагаю вашему вниманию кроссворд, который вы должны разгадать . слайд5-12

1

п

о

л

а

в

о

ш

н

и

к

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

к

о

н

и

к

 

 

 

 

 

 

 

3

п

о

л

а

т

и

 

 

 

 

 

 

 

 

4

г

о

л

б

е

ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

д

е

р

е

в

о

 

 

 

 

 

 

 

6

п

е

ч

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

ш

е

с

т

о

к

 

 

 

 

 

 

 

 

8

к

р

а

с

н

ы

й

1.Полки под потолком, на которых  располагалась домашняя утварь.     Полавошники.

2. Широкая лавка с крышкой, забранная внизу досками, на которой мужчины обычно занимались хозяйственными работами.     Коник.

3. Деревянный настил около печи, на которой спали.    Полати.

4. Ящик в виде шкафчика с дверцами.  Голбец.

5. Материал, из которого в избе было сделано все, кроме печи.  печи.Дерево.

6. Материальный центр, располагавшийся в одном из задних углов избы.  Печь.

7. Широкая толстая доска перед устьем печи, на которой размещались горшки, чугуны.  Шесток.

8. Святой угол в переднем углу избы, являющийся духовным центром, самым почетным местом.  Красный.

Итак, кроссворд разгадан . И если мы верно записали все слова, то сможем ответить на вопрос:

« К чему   относятся эти термины?».  К интерьеру русской избы.

систематизируют полученные знания об интерьере крестьянской избы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание

III .  Постановка проблемы

Дети с помощью учителя формулируют тему и цель урока

Учитель: Сегодня  мы продолжим осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России.

На фоне крестьянской избы фигуры женщин, одетых в крестьянскую  и дворянскую одежды. слайд13

Учитель: Как вы думаете, какая фигура подходит к интерьеру крестьянской избы? Почему? Всегда ли крестьянки носили  одну и ту же одежду? Когда надевалась праздничная одежда?

Какова тема нашего урока.

Тема: «Народный праздничный костюм».  слайд14,15

Сформулируем цели нашего урока.

Цели:

Продолжить… (осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России)

Узнаем…. (о русском национальном костюме)

Научимся… (создавать модель народного  праздничного костюма)

Регулятивные: 

целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов.

  Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели

IV. Решение учебной задачи. 

1.Включение в систему знаний и повторения.  

2. «Открытие» обучающимися нового знания

Сообщения учащихся, подготовленные по группам

3 Беседа по картине И.П. Аргунов “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме” 1784 г.

Дети определяют условные знаки, их значение

Представитель от каждой группы представляет презентацию мужского и женского праздничных народных костюмов.

Динамическая пауза

Учащиеся изображают движения - имитация ручного труда

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях,  истории своего народа.  слайд16

Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли. А праздники либо завершали какие-либо этапы крестьянской трудовой жизни, либо предшествовали им. Праздники ждали, к ним готовились.

 Какие наряды надевали в праздники?

Мы с вами изучили, что образы и символы использовались в украшении предметов быта. Если мудрый русский народ окружил себя оберегами в доме. А как же одежда? Ведь она ближе всего к телу и душе человека? Должна она оберегать человека? В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои особенности  в одежде и люди строго придерживались местных традиций. Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой . Если русский народ верил в существование  добрых и злых сил, то и одежда должна оберегать не только от холода, но и от злых чар.

Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение  непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы , а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире он выражал условными знаками. Прежде чем перейти к новой теме, я предлагаю вам вспомнить, что же это за загадочные  знаки.

 На вид орнамент не приметен

Но он столетия живет

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет.

Быть может, нитками зигзаги

В узоры вытканы не зря

И мы с тобою видим знаки

Славянского календаря.   слайд17

       Церковная вышивка. Макошь       

     

Птица счастья      древо жизни           Макошь с конями (Богиня плодородия)          

Учитель: Русский народный костюм-явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Русская деревня вплоть до конца 19 века оставалась носителем традиционной культуры. Еще и в начале 20 века крестьянский костюм оставался истинно народным. слайд

 Дети подготовили по группам сообщения о русских народных праздничных костюмах.

1 группа  слайд18

Русский мужской костюм, распространенный повсеместно, состоял из рубахи. Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку. Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, синей или красной ткани. Украшали вышивкой. Обязательной частью одежды были неширокие длинные штаны-порты, которые завязывали на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна, а простой люд – холщевые. Порты заправлялись в сапоги, или их обертывали онучами (длинные узкие куски ткани) и поверх одевали лапти. Поверх рубахи обычно надевали зипун, а на голову шапку из сукна или войлока.

2 группа  слайд

Особенности русского женского костюма заключалась в том, чтобы не подчеркивать форм тела. Простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой различных частей одежды, отделкой, всевозможного рода вышивками и аппликациями. В разных губерниях вышивку делали по-своему, используя различные орнаменты. Но назначение было общим украшение костюма и защита человека от злых сил, так как вышивку располагали по краям одежды: ворот, подол, низ рукава (именно отсюда духи зла могли проникнуть к телу). Для того, чтобы обезопасить человека, вышивка содержала всевозможные священные изображения и магические символы.

Основой женского костюма была рубаха. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но и защищала. Считалось, чем богаче рубаха, тем счастливее будет ее владелица. Прикасаясь к земле подолом, женщина надеялась, что передает силу орнамента земле и получает взамен жизненную силу.

Учитель предлагает показать как девушка – пряха, сидя за прялкой, перебирала пальцами шерсть и скручивала ее в нить. слайд 19

Слайды20,21

Учитель: 

1.  Основа мужского костюма – рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Ее украшали вышивкой. Носили ее на выпуск и обязательно подпоясывали. Плетеные пояса, свисавшие до колен, могли быть украшены на концах головами ящеров, символизирующих нижний подземно – подводный мир. На Руси никогда не ходили без пояса, так как считалось, что он оберегает от бед. Штаны (порты), широкие, которые завязывались шнурком вокруг талии. Порты заправляли в сапоги. Рубахи и порты шили из холста, из пестряди, расцветка и узор , которой были очень красивы.

Слайды22,23,24

1Современные исследователи различают два основных комплекса женского костюма: рубаху с сарафаном и рубаху с понёвой. Рубаха с поневой и передником более древние по происхождению.

Понёва – полотнище, заменяющее юбку, – обязательная принадлежность одежды русской замужней женщины.

Она надевалась особым способом: полотно поневы оборачивали вокруг талии разрезом вперед, а края подтыкали за пояс, открывая подол рубахи, который закрывали передником.   Поневу обшивали лентами и тесьмой.

2. Незамужние девушки носили только рубаху с передником. Передник иногда сплошь был украшен узорными полосами и нес символику, связанную с землей, водой (ромбы, волнистые линии, образы матери-земли, птиц, древа жизни).

3.  Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью и узорными пуговицами.

4.  Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль: защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные части. На сарафан надевали короткую епанечку, а в холода – душегрею. 

5. Женский костюм не мыслим без головного убора. Исстари волосы связывали с магией и колдовством, поэтому нельзя было появляться на людях с непокрытой головой. Существовало большое разнообразие повседневных и праздничных платков, кроме них были такие интересные головные уборы как повойник, кокошник, сорока и др. в тульском костюме мы видим головной убор, который называется сорока.  

                                    Слайд25

Многие русские художники  в своих картинах старались передать   образ простой крестьянки с пронзительной правдивостью и искренней симпатией, подчёркнуть  скромность, открытость и доброту женщины из народа.

И.П. Аргунов, один из лучших портретистов 18 века, был крепостным богатейшего помещика, графа П.Б. Шереметьева, владельца многих поместий и сел.  

Точного имени этой женщины мы, вероятно, никогда не узнаем. Его не оставил ни автор портрета, ни историки искусства. И все-таки попытаемся понять, кем была эта незнакомка.

По нарядному русскому костюму можно с уверенностью сказать, что это простая женщина из народа, скорее всего молодая крестьянка. Создавая портрет “Неизвестной”, И. Аргунов подчеркивает в героине поэтичность, красоту, благородство, чувство собственного достоинства – лучшие черты, присущие русской женщине.

Повторение символов, используемых в русской вышивке

Сообщение нового материала о праздничном народном костюме

Сообщение о русском мужском народном костюме

Сообщение о русском женском народном костюме

Сообщение о крестьянском головном уборе

Беседа по картине И.П. Аргунов “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме”

Познавательные 6Осознавать познавательную задачу,  слушать критично оценивать , структурировать информацию, фиксировать её различными способами

Познавательные6

Проводить анализ, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение

Регулятивные: целеполагание,              умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение.        

Личностные: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное искусство во всем разнообразии

Коммуникативные: сотрудничества с учителем и одноклассниками         Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: самоопределение

Познавательные :

Осознавать познавательную задачу,  слушать критично оценивать , структурировать информацию, фиксировать её различными способами

Познавательные :

Проводить анализ, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение

V.Творческая практическая деятель ность 

Учащиеся под музыку выполняют творческое задание.

Слайд26

Ребята, вот вы и узнали о том, какой была национальная одежда наших предков. А теперь вам предстоит нарядить людей в русские народные костюмы. У всех на столах есть заготовки (шаблоны), но они безликие и рубахи у них из белого полотна. Сегодня вам предстоит выполнить эскиз русского праздничного наряда. Представьте себя в роли художника-дизайнера. Работу цветом начните с поиска общего цветового решения, затем переходите к работе над орнаментом.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли.

 Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану

VI. Подведение итога урока. Оценки и их комментирование 

 

Дети анализируют работы, составляют коллективное панно, название панно

Итак, работа выполнена. Перед  нами появилось коллективное панно. Какое название мы ему можем дать? «Народное гулянье», «Русская песня», « Посиделки» и т.п. Скажите ,для чего мы изучаем народный костюм? Для того , чтобы знать традиции своего народа .А в современной жизни нам могут пригодиться эти знания и где? На основе народного костюма построен современный костюм, в фольклорных ансамблях артисты одеты в народную одежду. Национальный костюм-это визитная карточка любого народа, именно в народном костюме всегда и везде встречают дорогих гостей других стран и народов.

Закончить наш урок хочется словами А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему-вот черта отличающая образованность от дикости». Сегодня вы продемонстрировали свою образованность и уважение к старине.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли                         Личностные: смыслообразование

VII .  Домашнее задание

Узнать о народных праздниках. Как проходили, чему посвящались.

VIII  . Рефлексия учебной деятельности.

 

Слайд 27

Какой у нас получился уро? На каждую букву  слова « костюм»  придумайте прилагательные

Личностные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли                         Познавательные: рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древние корни народного искусства. Презентация проектных работ учащихся по теме «Декоративно-прикладное искусство»

Проектные работы учащихся  по теме «ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО» Люди всегда стремились украшать себя красивыми    вещами.  Да и сегодня мы с удовольствием е...

разработка урока ИЗО в 5 классе "Древние корни народного искусства"

Разработка урока обобщения в 5 классе 1 четверть по теме "Древние корни народного искусства". План урока, презентация, тест....

Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние корни народного искусства, декор русской избы"

Урок изобразительного искусства  в 5 классе "Древние корни народного искусства,  декор русской избы"...

Урок в 5 классе по программе Б.М.Неменского :"Конструкция и декор предметов народного быта.Прялки."

Представляю план конспект урока ИЗО в 5 классе :"Конструкция и декор предметов народного быта",где имеется крассворд составленный мною,загадки и прилагается  раздаточный материал к урок...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Русская народная вышивка».Тип урока: урок формирования новых знанийЦель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания худож...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 8 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Народные праздничные обряды».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздника...