Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. М. Неменского. Тема урока: Народный праздничный костюм.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnyy_prazdnichnyy_kostyum.docx | 16 КБ |
prezentatsiya_narodnyy_prazdnichnyy_kostyum.pptx | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. М. Неменского.
Тема урока: Народный праздничный костюм.
Учитель: Сочинова Л.А.
7 урок в теме «ДПИ в жизни человека».
Цели урока:
1. познакомить учащихся с видами и символическим значением народного праздничного костюма, с символикой цвета в одежде,
2. воспитывать интерес к народной культуре,
3.расширить знания основ цветоведения, развивать творческую самостоятельность, эстетический и художественный вкус.
Оборудование: презентация «Народный праздничный костюм», бумага, карандаш, краски(акварель), кисти, фломастеры.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Формирование художественных знаний.
В мировой культуре, отражённой в образах искусства, всегда наделялись цветом, который не был случаен и нес определённую смысловую нагрузку.
С помощью символов люди искали способы сообщать друг другу нечто такое, что превосходит пределы и возможности языка. В символе форма и цвет тесно взаимосвязаны. Цвет – это форма языка, с помощью которого народы выражают философские и религиозные взгляды.
Сегодня на уроке мы познакомимся с народными костюмами, как они выглядели и какое значение имел цвет в одежде.
- Прочитайте пословицу. (Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь.) (слайд 2)
- Как вы понимаете её смысл?
- В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои особенности в одежде и люди строго придерживались местных традиций. Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.
- Рассмотрим мужской праздничный костюм. (слайд 3)
Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посередине или сбоку (косоворотка). Мужская рубаха украшалась вышивкой. (слайд4) Её носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили её из белой, синей, красной ткани. Частью костюма были штаны (порты). Они заправлялись в сапоги или обёртывались онучами.
Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы
- Женский костюм был намного сложнее и многослойнее. (слайд5)
Основа женского костюма – рубаха. Вышивка на рубахе не только украшала, но и оберегала женщину. (слайд 6) Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи-«сенокосицы». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её владелица и это непременно скажется на её потомстве. В центральных и северных районах России женщины на праздники одевали сарафан. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали узорной полоской, тесьмой,серебряным кружевом, узорными пуговицами. (слайд 7) Украшения передавались из поколения в поколение. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл:
- Слава божеству! Праздник.
- Просьба плодородия.
- Благодарность богу за содеянное.
В праздничный наряд входили коротенькие кофточки– епанечки, а в холода – душегреи. (слайд8)
А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс.(слайд 9) Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, а затем навершник.(слайд10) Передник щедро украшался вышивкой и нёс символику, связанную с землёй( ромбы, волнистые линии, образы матери-земли, птиц, дерева жизни). Он оберегал живот (что означает жизнь) женщины, вынашивающей дитя. Понёву носили только замужние женщины.
У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехярусный строй украшений. (слайд11) Головной убор и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам птицам. Свисающие нити жемчуга, бусы, ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь, капли росы, падающие на землю-матушку.
В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.
Нарядно украшенные костюмы и головные уборы носили только по праздникам, хранили долго и передавали по наследству, как самое ценное.
Поговорим о цвете. (слайд 12,13)
Какое значение имел красный цвет?
Красный цвет – символ огня, власти, солнца, света. Это любимый цвет русских князей, широко применялся в одежде и интерьере.
Белый цвет – символ духовного света, веры, истины.
Синий цвет – цвет неба, воздуха, символ небесной истины, чести, преданности.
Жёлтый цвет символизирует согласие, славу, божественный свет, солнце, радость.
Зелёный цвет – цвет жизни, символ любви, юности, счастья.
III. Практическая работа.
Сегодня вам предстоит выполнить эскиз русского праздничного наряда. Представьте себя в роли художника-дизайнера. Работу цветом начните с поиска общего цветового решения, затем переходите к работе над орнаментом.
IV. Итог урока.
Проводится выставка и анализ работ.
V. Домашнее задание
Узнать о народных праздниках. Как проходили, чему посвящались.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь»
Мужской праздничный костюм.
Рубаха украшалась вышивкой.
Женский праздничный костюм.
Рубаха. Сарафан.
Украшения костюма. Слава божеству! Праздник . Просьба плодородия. Благодарность богу за содеянное.
Епанечка .
Поневный комплекс
Передник.
Головной убор.
Русский народный костюм в произведениях известных художников Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме». В.Е. Маковский «Крестьянка» А.Г. Венецианов «На пашне. Весна».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского Тема: «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ»
Разработка урока в 5 классе "Народный праздничный костюм"по изобразительному искусству по программе Б. Неменского раздела " Декоративно-прикладное искусство в жизни человека". Рассматривае...
Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. Н. Неменского Тема урока: «Тайна герба»
урок построен по новым ФГОС. дан анализ урока...
презентация к уроку изобразительное искусство 5 класс по программе Б. М.Неменского «Одежда говорит о человеке». (Обобщение темы)
Урок – путешествие во времени. О серьёзном несерьёзно. Цели урока: 1.Закрепить знания об одежде разных народов определенной эпохи, составить умозаключение о назначении одежды людей ...
Разработка урока для 3-го класса по программе Б. М. Неменского. Тема урока: «Волшебная страна Весна. Картина - пейзаж»
Технологическая карта урока – изобразительное искусство 3 класс УМК «Школа России» Тема урока: «Волшебная страна Весна. Картина - пейзаж» (по программе Б. М. Неменского)Дата урока: 25 апреля 2014 года...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...