Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Татьяна Викторовна Сорокина

Тема урока: «Русская народная вышивка».

Тип урока: урок формирования новых знаний

Цель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания художественного образа в декоративной композиции народной вышивки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_5ur.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока изобразительного искусства  в 5 классе по программе Б.М. Неменского

Место в системе уроков: 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Ф. И. О. педагога: Сорокина Татьяна Викторовна

Предмет: Изобразительное искусство

Дата:
Класс: 5В

Тема урока: «Русская народная вышивка».

Тип урока: урок формирования новых знаний

Цель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания художественного образа в декоративной композиции народной вышивки.

Задачи урока:

1.Предметные:

• приобретать общее представление о традициях народной вышивки

• развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности;

применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности и в оформлении быта.

2. Метапредметные:

Регулятивные: 

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные. Коммуникативные:

• выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

• излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности;

• уметь слушать друг друга.

Познавательные:

• формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве

со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

• понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;

• осваивать новые приёмы работы в процессе создания аппликации;

• воспитывать художественный  вкус, овладевать основами культуры, практической творческой работы, различными художественными  материалами.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, беседа.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:        фронтальная работа;        индивидуальная работа.

Оборудование: Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, звукоусиливающая аппаратура.

Материалы: графические материалы, цветная бумага, клей, ножницы.

Основные понятия и термины: Орнамент, знаки орнамента, узор.

Ход урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимо-действия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)



1

2

3

4

5

6

I.

Органи-зационный момент. Вступительное слово учителя.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация знаний учащихся.

Постановка учебной задачи.

 

Подготовка учащихся

к изучению нового материала.

Слайд 2.- Здравствуйте, ребята! Дружно встали, подтянулись и друг другу - улыбнулись!

Организация местоположения каждого ученика. Мотивирует учащихся на начало урока, высказывает добрые пожелания детям. Управляет ситуацией самооценки. Актуализация опорных знаний.

Слайды 3-6. Подводит к теме и воспроизведению необходимых знаний. Активирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию, предлагает ответить на вопросы, обращая внимание на предметы крестьянского быта (из материалов школьной выставки):

- Для кого создавал эти предметы русский человек?

Слайд 7. - Для чего нужны вам полотенца? (использовать в быту).

 Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок. Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации.  Сотрудничают с учителем и одноклассниками, строят речевое высказывание. Сравнивают, находят общее в конструкции и декоре предметов народного быта. Рассуждают о связях произведений искусства с природой.

Фронтальная

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.

Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели.  Имеют мотивацию к учебной деятельности. Осознание необходимости получения новых знаний. Доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Коммуникативные: учатся аргументировать свою позицию. Представления учащихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Познавательные: формирование художественного вкуса и пробуждение художественно-творческой активности учащихся.

II.

Изучение нового материала.

Объяснительно-иллюстратив-ный метод

Слайды 8-10.

Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека.
Знакомит учащихся с историей и символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.   Воспитывает нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к родному краю и его культуре.

 Развивает творческую активность, навыки работы в составлении орнамента и аппликации, эстетический и художественный вкус.

- Какие полотенца называются бытовыми? Чем  праздничные полотенца отличаются от бытовых?
- Что такое вышивка?
Зачем украшают изделия вышивкой?

 Смотрят презентацию, высказывают свое мнение. Самостоятельно формулируют  тему и цели урока.

Анализируют и понимают особенности языка народной вышивки, особенность русского орнамента и его построения. Символика формы и цвета в орнаменте русской вышивки.

Выбирают материалы, учатся планировать  пути достижения цели.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: 

формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное искусство во всем разнообразии.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы.

Регулятивные: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками,  умение слушать друг друга.

Динамическая пауза.

Физкультминутка. Проводится двумя учащимися – мальчик и девочка (наклоны туловища, повороты головы, махи руками, разминка кисти рук)

ПI.

Постановка творческой задачи.

Творческая работа учащихся.

Частично-поисковый.

Слайд 11.

Работа с учебником. Ознакомление с иллюстрациями учебника (с.44-48). Выполнение задания с.49. Задание выполняется в рабочей тетради  «Твоя мастерская» с.7.

Выполнение аппликации «Вышитое полотенце», соблюдая композиционное построение орнамента, сюжет вышивки.

Под композицией вообще понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Иначе говоря, размещая и чередуя знаки орнамента, цвета, необходимо добиться такого их соотношения, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение гармонии.  

Слушают учителя. Готовятся к выполнению творческого задания.

Учащиеся под музыку выполняют творческое задание - аппликацию  «Вышитое полотенце» по мотивам народной вышивки. Выделяют декором, цветом, величиной главный мотив, дополняя его орнаментальными поясами. Вырезают из тонкой бумаги нарядные кружева и украшают ими своё  полотенце.

Индивидуальная

Познавательные: применяют новые знания в самостоятельной творческой деятельности. Используют известные и осваивают новые приёмы работы в технике «аппликация».

Регулятивные: планируют деятельность, выбирают способы достижения цели. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы.

IV. Итоги урока. Рефлексия.

Творческое обсуждение работ.

 Слайд 12. Организует обсуждение работ.  Выставка аппликаций. (самооценка).

-Рассмотрите работы своих товарищей. Расскажите друг другу о своих находках. Поделитесь опытом.  Что испытывали в начале?  

Каким путём пошли: лёгким или трудным для вас?

С каким чувством заканчивали работу?

Слайд 13. Блиц-опрос. 1 минута.

Слайд 14. Рефлексия

Сегодня я выступил (а) в роли…

- Я на уроке научился(лась)…

- У меня получилось…

- Делать своими руками – это…

- Мне понравилось …

Оценка собственной художественной деятельности с точки зрения выразительности декоративной формы. Просмотр и обсуждение выполненных работ. Анализируют, делают выводы, отвечают на вопросы.

Фронтальная

Регулятивные: умение соотносить результаты собственной деятельности;

осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге с учителем; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение, умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:  доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

V. Домашнее задание

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Слайд 15.

Рабочая тетрадь с.8-9.

Подобрать иллюстрации с русскими народными костюмами.

Запись в дневник.

Индивидуальная

Личностные: ценностно-смысловые ориентиры. Развитие творческой активности, трудолюбия, аккуратности.

Познавательные:  умение использовать полученные знания об орнаменте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древние корни народного искусства. Презентация проектных работ учащихся по теме «Декоративно-прикладное искусство»

Проектные работы учащихся  по теме «ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО» Люди всегда стремились украшать себя красивыми    вещами.  Да и сегодня мы с удовольствием е...

разработка урока ИЗО в 5 классе "Древние корни народного искусства"

Разработка урока обобщения в 5 классе 1 четверть по теме "Древние корни народного искусства". План урока, презентация, тест....

Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние корни народного искусства, декор русской избы"

Урок изобразительного искусства  в 5 классе "Древние корни народного искусства,  декор русской избы"...

Урок в 5 классе по программе Б.М.Неменского :"Конструкция и декор предметов народного быта.Прялки."

Представляю план конспект урока ИЗО в 5 классе :"Конструкция и декор предметов народного быта",где имеется крассворд составленный мною,загадки и прилагается  раздаточный материал к урок...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема: «Народный праздничный костюм»Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском  народном костюме, обычаях и традициях...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 8 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Народные праздничные обряды».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздника...