Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Тема урока: «Русская народная вышивка».
Тип урока: урок формирования новых знаний
Цель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания художественного образа в декоративной композиции народной вышивки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_5ur.docx | 29.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского
Место в системе уроков: 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».
Ф. И. О. педагога: Сорокина Татьяна Викторовна
Предмет: Изобразительное искусство
Дата:
Класс: 5В
Тема урока: «Русская народная вышивка».
Тип урока: урок формирования новых знаний
Цель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания художественного образа в декоративной композиции народной вышивки.
Задачи урока:
1.Предметные:
• приобретать общее представление о традициях народной вышивки
• развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности;
• применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности и в оформлении быта.
2. Метапредметные:
Регулятивные:
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные. Коммуникативные:
• выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
• излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности;
• уметь слушать друг друга.
Познавательные:
• формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве
со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;
• осваивать новые приёмы работы в процессе создания аппликации;
• воспитывать художественный вкус, овладевать основами культуры, практической творческой работы, различными художественными материалами.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, беседа.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная работа; индивидуальная работа.
Оборудование: Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, звукоусиливающая аппаратура.
Материалы: графические материалы, цветная бумага, клей, ножницы.
Основные понятия и термины: Орнамент, знаки орнамента, узор.
Ход урока | |||||
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации совзаимо-действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Органи-зационный момент. Вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной задачи.
| Подготовка учащихся к изучению нового материала. | Слайд 2.- Здравствуйте, ребята! Дружно встали, подтянулись и друг другу - улыбнулись! Организация местоположения каждого ученика. Мотивирует учащихся на начало урока, высказывает добрые пожелания детям. Управляет ситуацией самооценки. Актуализация опорных знаний. Слайды 3-6. Подводит к теме и воспроизведению необходимых знаний. Активирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию, предлагает ответить на вопросы, обращая внимание на предметы крестьянского быта (из материалов школьной выставки): - Для кого создавал эти предметы русский человек? Слайд 7. - Для чего нужны вам полотенца? (использовать в быту). | Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок. Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. Сотрудничают с учителем и одноклассниками, строят речевое высказывание. Сравнивают, находят общее в конструкции и декоре предметов народного быта. Рассуждают о связях произведений искусства с природой. | Фронтальная | Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности. Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели. Имеют мотивацию к учебной деятельности. Осознание необходимости получения новых знаний. Доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. Коммуникативные: учатся аргументировать свою позицию. Представления учащихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. Познавательные: формирование художественного вкуса и пробуждение художественно-творческой активности учащихся. |
II. Изучение нового материала. | Объяснительно-иллюстратив-ный метод | Слайды 8-10. Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека. Развивает творческую активность, навыки работы в составлении орнамента и аппликации, эстетический и художественный вкус. - Какие полотенца называются бытовыми? Чем праздничные полотенца отличаются от бытовых? | Смотрят презентацию, высказывают свое мнение. Самостоятельно формулируют тему и цели урока. Анализируют и понимают особенности языка народной вышивки, особенность русского орнамента и его построения. Символика формы и цвета в орнаменте русской вышивки. Выбирают материалы, учатся планировать пути достижения цели. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное искусство во всем разнообразии. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. Регулятивные: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками, умение слушать друг друга. |
Динамическая пауза. | Физкультминутка. Проводится двумя учащимися – мальчик и девочка (наклоны туловища, повороты головы, махи руками, разминка кисти рук) | ||||
ПI. Постановка творческой задачи. Творческая работа учащихся. | Частично-поисковый. | Слайд 11. Работа с учебником. Ознакомление с иллюстрациями учебника (с.44-48). Выполнение задания с.49. Задание выполняется в рабочей тетради «Твоя мастерская» с.7. Выполнение аппликации «Вышитое полотенце», соблюдая композиционное построение орнамента, сюжет вышивки. Под композицией вообще понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Иначе говоря, размещая и чередуя знаки орнамента, цвета, необходимо добиться такого их соотношения, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение гармонии. | Слушают учителя. Готовятся к выполнению творческого задания. Учащиеся под музыку выполняют творческое задание - аппликацию «Вышитое полотенце» по мотивам народной вышивки. Выделяют декором, цветом, величиной главный мотив, дополняя его орнаментальными поясами. Вырезают из тонкой бумаги нарядные кружева и украшают ими своё полотенце. | Индивидуальная | Познавательные: применяют новые знания в самостоятельной творческой деятельности. Используют известные и осваивают новые приёмы работы в технике «аппликация». Регулятивные: планируют деятельность, выбирают способы достижения цели. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. |
IV. Итоги урока. Рефлексия. | Творческое обсуждение работ. | Слайд 12. Организует обсуждение работ. Выставка аппликаций. (самооценка). -Рассмотрите работы своих товарищей. Расскажите друг другу о своих находках. Поделитесь опытом. Что испытывали в начале? Каким путём пошли: лёгким или трудным для вас? С каким чувством заканчивали работу? Слайд 13. Блиц-опрос. 1 минута. Слайд 14. Рефлексия Сегодня я выступил (а) в роли… - Я на уроке научился(лась)… - У меня получилось… - Делать своими руками – это… - Мне понравилось … | Оценка собственной художественной деятельности с точки зрения выразительности декоративной формы. Просмотр и обсуждение выполненных работ. Анализируют, делают выводы, отвечают на вопросы. | Фронтальная | Регулятивные: умение соотносить результаты собственной деятельности; осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге с учителем; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение, умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. |
V. Домашнее задание | Использование нового знания в выполнении творческого задания. | Слайд 15. Рабочая тетрадь с.8-9. Подобрать иллюстрации с русскими народными костюмами. | Запись в дневник. | Индивидуальная | Личностные: ценностно-смысловые ориентиры. Развитие творческой активности, трудолюбия, аккуратности. Познавательные: умение использовать полученные знания об орнаменте. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Древние корни народного искусства. Презентация проектных работ учащихся по теме «Декоративно-прикладное искусство»
Проектные работы учащихся по теме «ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО» Люди всегда стремились украшать себя красивыми вещами. Да и сегодня мы с удовольствием е...
разработка урока ИЗО в 5 классе "Древние корни народного искусства"
Разработка урока обобщения в 5 классе 1 четверть по теме "Древние корни народного искусства". План урока, презентация, тест....
Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние корни народного искусства, декор русской избы"
Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние корни народного искусства, декор русской избы"...
Урок в 5 классе по программе Б.М.Неменского :"Конструкция и декор предметов народного быта.Прялки."
Представляю план конспект урока ИЗО в 5 классе :"Конструкция и декор предметов народного быта",где имеется крассворд составленный мною,загадки и прилагается раздаточный материал к урок...
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».
Тема: «Народный праздничный костюм»Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском народном костюме, обычаях и традициях...
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 8 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».
Тема урока: «Народные праздничные обряды».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздника...