Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Урок изобразительного искусства в 5 классе по проограмме Б.М. Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промыла"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhostovo._istoki_i_sovremennoe_razvitie_promysla.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла
Цель: Формирование художественной культуры учащихся через знакомство с жостовской росписью
Задачи:
Формирование образовательной среды через знакомство учащихся с русским народным промыслом Жостово;
Развитие творческого воображения учащихся средствами мультимедийного восприятия;
Воспитание эстетического вкуса на основе знакомства с русским народным промыслом Жостово.
Задание: поднос из бумаги в смешанной технике живопись с аппликацией.
Материалы: Цветная бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей, открытки с цветами.
Зрительный ряд: Иллюстрации жостовских подносов
Литературный ряд: Сказка о жостовской росписи, стихотворение о жостовской росписи
Музыкальный ряд: «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского
Ход урока.
Экспозиция.
- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем знакомство с русскими народными промыслами.
- Посмотрите на доску и скажите, какие предметы вам знакомы?
(На доске картинки с изображением предметов Гжели, Городца, Жостово). Показываем предмет и называем его. (Предполагаемые ответы детей: Это Гжель. Это Городецкая роспись.)
(На доске осталась иллюстрация с жостовским подносом)
- Ребята, как вы думаете, что это такое? (Это поднос)
- Сегодня на уроке мы узнаем где делают такие подносы, историю возникновения данного промысла и выполним практическую работу в технике живопись с аппликацией подноса.
Завязка.
(На доске осталась иллюстрация с жостовским подносом)
- Ребята, как вы думаете, что это такое? (Это поднос)
- Сегодня на уроке мы узнаем где делают жостовские подносы, историю возникновения данного промысла и выполним практическую работу в технике живопись с аппликацией подноса.
Кульминация.
Сейчас мы узнаем историю возникновения данного промысла, я предлагаю посмотреть следующие кадры. (Рассказывают заранее подготовленные учащиеся)
- После рассказа нам нужно заполнить таблицу.
Название | Жостовская роспись |
Месторасположение |
Предмет |
Материал |
Узоры |
Цвета |
Композиция |
1 ученик - Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.
Жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод , птиц Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.
2 ученик - Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.
Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше.
Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала на благодатную почву. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов.
Дополнительная информация «История возникновение металла»
- Дополнительную информацию прочитайте самостоятельно. Листочки лежат у вас на столе.
Металл появился в 30-х годах XIX века. После войны 1812 года многие генералы начали строить дачи в Москве и Подмосковье и крыли их уральским железом. Наладились постоянные поставки железа из Нижнего Тагила. Оттуда стали приходить и готовые изделия, в том числе металлические подносы ручной ковки с заводов Демидова. Жостово и окрестные села издавна славились кузнецами, многие из них работали при монастырях, ковали церковную утварь - светильники, оклады для икон. Поэтому им легко было перенять опыт.
- А сейчас заполним таблицу.
Название | Жостовская роспись |
Месторасположение | Московская область С. Жостово |
Предмет | Подносы |
Материал | Железо |
Узоры | Цветы, фрукты, листья |
Цвета | все |
Композиция | Букет, веночек, уголок, корзинка. |
- Раньше этим промыслом занимались мужчины.
-Как Вы думаете почему?
Кузнец из листового железа, ножницами выкраивал листы нужной формы и размеров. Нарезанное железо выбивал деревянным молотком на чугунной плите, соответствующей форме и размеру будущего подноса.
Бортик также требовал от кузнеца внимания, выбивался зубилом и мог быть «простым» или волнистым – «крылатым».
Современное дополнение: В настоящее время процесс изготовления стальных листов-заготовок для подносов (толщиной до 1 мм), конечно же, механизирован: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, а затем на мощном прессе ей придают одну из 30 принятых на фабрике форм. Но эксклюзивные авторские подносы изготавливаются мастером-ковалем на чугунной форме до сих пор. И расписываются они не так, как штампованные, да и стоят соответственно.
- А сейчас задание по рядам:
после просмотра слайдов первый ряд расскажет какой формы бывают жостовские подносы, а второй - какого цвета бывает фон у жостовских подносов, а третья – как составлена композиция на подносах.
Проверяем варианты ответов
Форма жостовских подносов:
- многоугольная
- круглая
- овальная
- комбинированная
Цвета фона:
- Чёрный
- красный
- Зелёный
- Бордовый
- Синий
Композиция:
-«веночек»,
-«букет»,
-«корзинка».
4. Развяка.
- Сейчас приступаем к практическому заданию. Нам нужно выполнить эскиз подноса в смешанной технике живопись с аппликацией.
Вырезаем из цветной бумаги нужного форму подноса (через показ учителя).
Составляем композицию из цветов, приклеиваем.
Дополняем композицию листьями (работаем красками)
Рисуем окантовку желтым цветом.
Эпилог.
Афиширование работ.
Повторение.
Продолжите предложение:
- Жостовская роспись возникла в селе….., надалеко от ……
- Мастера жостовской росписи расписывали (что?)….
- На жостовских подносах мы можем встретить изображения….
- В жостовской росписи используют следующие цвета….
-Композиция на подносе может быть в форме …
Рефлексия
-Что на уроке вам сегодня понравилось?
Последействие.
Домашнее задание. Найти дома иллюстрацию жостовских подносов и принести на следующий урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Великие скульпторы" изобразительное искусство 7 класс по программе Б. М.Неменского
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великих скульпторов мира....
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)
Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...
презентация к уроку изобразительное искусство 5 класс по программе Б. М.Неменского «Одежда говорит о человеке». (Обобщение темы)
Урок – путешествие во времени. О серьёзном несерьёзно. Цели урока: 1.Закрепить знания об одежде разных народов определенной эпохи, составить умозаключение о назначении одежды людей ...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...