Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 8 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Тема урока: «Народные праздничные обряды».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5klass_8ur.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского
Место в системе уроков: 8 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».
Ф. И. О. педагога: Сорокина Татьяна Викторовна
Предмет: Изобразительное искусство
Дата:
Класс: 5Б
Тема урока: «Народные праздничные обряды».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
Задачи урока:
1.Предметные:
- уважать традиции и обычаи, свойственные русскому народу;
- быть толерантным к культуре и искусству разных народов;
- понимать ценностно-смысловой аспект и роли культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм.
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
- умение пользоваться добытыми знаниями;
- умение пользоваться разнообразными графическими материалами;
- стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
б) коммуникативные УУД:
-коммуникативную компетентность в общении со сверстниками;
-слушать и понимать речь других;
- уметь выражать свои мысли,
- уметь критически оценивать свои работы и работы своих товарищей.
в) регулятивные УУД:
-высказывать своё предположение на основе учебного материала;
-выражать в творческой работе своё отношение к древним образам;
-работать по предложенному плану, инструкции;
-обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке.
3. Личностные:
-уважительное отношение к культуре и искусству своей страны целостное мировоззрение;
-потребность в самостоятельной практической творческой деятельности.
Методы обучения: деятельностный метод обучения
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная работа; работа в группах; индивидуальная работа.
Оборудование: компьютер, проектор, экран
Ход урока | |||
Дидактическая структура урока* | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые УУД |
Организационный момент | Приветствие. Доброе утро ребята и дорогие гости! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки. | коммуникативные УУД: -коммуникативную компетентность в общении со сверстниками; -слушать и понимать речь других; - уметь выражать свои мысли, - уметь критически оценивать свои работы и работы своих товарищей. | |
Сообщение нового материала. Проблематика урока | -Все люди любят праздники. Праздник - это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления. У наших предков каждый праздник был определенным итогом, подводимый крестьянами после очередного нелегкого трудового периода сбора урожая. Иногда итог трудового сезона совмещался с весельем на ярмарке, где люди обменивались товаром. Там людей развлекали скоморохи, дрессированные медведи, зимой горки, весёлые молодецкие забавы. Каждый праздник имел свои обряды, которые имели символическое значение и передавались как живая традиция от поколения к поколению. Многие традиции и обряды народных праздников живы и сегодня. – Давайте попробуем назвать тему нашего урока. | Называют тему урока. «Народные праздничные обряды» | Личностные: -уважительное отношение к культуре и искусству своей страны целостное мировоззрение; -потребность в самостоятельной практической творческой деятельности. |
-Сегодня на уроке мы вспомним русские народные праздники, обряды и их значение в жизни наших предков; побываем на праздниках и с помощью ваших заготовок составим композицию «Ярмарка» Какаие русские народные праздники знаете вы? А сейчас наши ребята расскажут вам о некоторых из них | (пасха, рождество, масленица) | ||
Изучение нового материала | -Тимур созвал нас всех на ярмаку, -А теперь перед отправлением на ярмарку мы выполним физминутку Физминутка (дети выполняют стоя движения вместе с учителем) Мы едем, едем, на ярмарку друзья. Мы будем веселиться, ликует пусть душа. Мы на людей посмотрим, покажем мы себя. Ох .да чего-же ярмарка наша хороша! -Но вот беда, куда, же нам ехать?– Города-то нет. Что нужно сделать? - Давайте вспомним и расскажем нам о том, как строились древние русские города | 1 ученик Рождество Христово один из главных православных праздников. Как гласит церковное предание, Иисус Христос родился в ночь на 7 января. Именно с этого дня начинаются так называемые святки, которые длятся в течение двух недель. Как только наступали сумерки,колядующие наряжались в костюмы и маски, чтобы их нельзя было узнать. Рядились в медведей, коз, лошадей, цыган. Основной смысл колядок восхваление дома, в который пришли колядующие, его семьи, а также различные пожелания богатства и хорошего урожая. 2 ученик Масленица — древний славянский праздник. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Основным угощением на Масленицу во все времена были блины, так как они символизируют Солнышко. 3 ученик Издавна Русь славилась своими ярмарками. Ярмарка – это весёлое представление результатов труда. Они устраивались регулярно в одном месте и одно время. Ярмарка была не только шумным торжищем, но и местом общих забав и развлечений. Торговля шла с шутками и прибаутками, каждый расхваливал свой товар. Люди с нетерпением ждали и готовились к ярмаркам – это был для них большой праздник, на который шёл и ехал народ с разных губерний. Вот где можно было всё увидеть и услышать, найти товар на любой вкус и кошелёк. Ярмарка искристая, ярмарка задорная Построить город Рассказ детей: Города как и деревни, были деревянными. Редкие здания строили из камня. Это были храмы и боярские терема. Город огораживали высокой стеной деревянной или каменной. Дороги и площади мостили булыжниками или выкладывали досками. Главным сооружением города был храм. Церковь служила не только местом духовного культа но и своего рода общественным зданием, где люди встречались, совершали сделки. | Предметные: - уважать традиции и обычаи, свойственные русскому народу; - быть толерантным к культуре и искусству разных народов; - понимать ценностно-смысловой аспект и роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм. |
Закрепление нового материала | “ На основе материала, который мы приготовили на прошлом уроке мы представим коллективную работу “весёлая ярмарка”. -Вырежьте свои рисунки и обмажьте их клеем. -Подходим по одному и наклеиваем их на нашу площадь. | Выполняют задание. | познавательные УУД: - умение пользоваться добытыми знаниями; - умение пользоваться разнообразными графическими материалами; - стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. |
Подведение итогов Контроль | -Вот и готова наша ярмарочная площадь. Посмотрите какая ярмарка у нас получилась. - А теперь отгадайте загадки: Этот праздник - объеденье! Желтый, круглый, ароматный Колядующие всюду Веселится и детвора. Все в овечьих шкурах На голове рога. И, распушив зеленые иголочки, красуются везде рождественские… Схожи личиком сестрички, Как две капельки водички. Но сидят они друг в дружке. Что за милые игрушки? Руки в боки, как начальник, | (масленица) (блины) (Рождество) (елочки) (Матрёшка) (самовар) | регулятивные УУД: -высказывать своё предположение на основе учебного материала; -выражать в творческой работе своё отношение к древним образам; -работать по предложенному плану, инструкции; -обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке. |
Рефлексия | -итак, ребята -какая же у нас была тема урока? -с какими праздниками мы сегодня познакомились? -что такое ярмарка? -какую работу мы с вами выполняли? самовыставление оценок. -Продолжите предложения Я запомнил… Я узнал… |
| регулятивные УУД: -высказывать своё предположение на основе учебного материала; -выражать в творческой работе своё отношение к древним образам; -работать по предложенному плану, инструкции; -обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке. |
Домашнее задание | Подобрать иллюстрации на тему «Древние образы в современных народных игрушках Вот и солнце закатилось Дорогие наши гости, спасибо за внимание! Мы были очень рады вас видеть на нашем уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Древние корни народного искусства. Презентация проектных работ учащихся по теме «Декоративно-прикладное искусство»
Проектные работы учащихся по теме «ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО» Люди всегда стремились украшать себя красивыми вещами. Да и сегодня мы с удовольствием е...
разработка урока ИЗО в 5 классе "Древние корни народного искусства"
Разработка урока обобщения в 5 классе 1 четверть по теме "Древние корни народного искусства". План урока, презентация, тест....
Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние корни народного искусства, декор русской избы"
Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние корни народного искусства, декор русской избы"...
ИЗО 5 класс Задания к урокам "Древние корни народного искусства"
Так как сегодня по правилам ФГОС большую часть урока ведут дети, а учителю отводится 20% от урочного времени, а так же групповые занятия должны присутствовать, то я совместила эти правила ...
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».
Тема урока: «Русская народная вышивка».Тип урока: урок формирования новых знанийЦель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания худож...
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».
Тема: «Народный праздничный костюм»Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском народном костюме, обычаях и традициях...