План-конспект урока в 5 классе. Древние образы в народных игрушках. Щепные птицы.
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Урок- знакомство с древнейшим ремеслом на земле русской. Изготовление игрушек и оберегов из самого доступного материала - дерева. Развитие творческой фантазии и дальнейшее развитие моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План конспект урока. | 56.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Древние образы в народных игрушках. Щепные птицы. Образ, рожденный народной фантазией. Создание мобиля «Стая птиц».
Цели:
- Сформировать понятие о северных художественных народных промыслах.
- Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре.
- Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию.
Оборудование:
- Таблицы-схемы с изображением порядка изготовления игрушек.
- Иллюстрации с изображением щепных птиц и изделий из бересты.
- Художественные материалы.
План урока
- Беседа об истории возникновения изображения птицы в русской художественной культуре.
- Постановка художественной задачи.
- Выполнение задания и анализ работ.
Ход урока.
Беседа.
Ребята! С раннего детства вас окружают игрушки. Но ваши игрушки фабричные и поэтому похожи. А вот игрушки, которые изображены на плакатах, все разные, потому что сделаны вручную. Многие из них делались для игры детей, но кроме этого они были и символами-оберегами.
Древние славяне молились дождю и солнцу, матери земле, почитали ветер и огонь, воды рек и озер, рощи, отдельные деревья, животных и птиц. По их верованиям, растения и животные были слугами добрых и злых сил и делились на друзей и врагов человека.
Птица с распростертыми крыльями и отходящими от неё во все стороны лучами символизировала солнце. Уточка была традиционным древнеславянским символом очистительной силы воды.
Считалось, что птица-солнце и уточка, соединенные на двух сторонах одного колта, могут защитить женщину от бед.
Птицу часто связывали и с печальными событиями Летописный рассказ о гибели Олега Святославовича, задавленного во рву Овручской крепости в 977 году сопровождается миниатюрой с изображением птицы, сидящей на верхушке дерева, В те времена, по представлениям людей , птицы не только сочувствовали человеческому горю, но и сами были носителями несчастий и бед. Такой была фантастическая птица с женским ликом – дева Обида. Вестником несчастий считался Див или Птич, - гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева.
Сирин и Алконост тоже птицы древних легенд и сказаний. О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописям. Очевидно, образы эти почему-то были дороги русскому человеку.
Образ птицы был привычным талисманом славян с глубокой древности и распространенным персонажем в их фольклоре. Уничтожая языческих богов, христианская церковь вынуждена была дать людям новых защитников в привычном для них облике. Сирин и Алконост заменили уточек, птицу – солнце, а нимб христианского праведника ставил их в один ряд с окружением нового бога. Постепенно образ птицы Сирин стали считать в народе райским, т.е. божественным. В образы сказочных птиц-дев – символ прекрасного – русский человек вложил свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье.
Образы древнего русского искусства продолжают жить в народном быту. Особенно долго хранит их русский Север. И в былые времена на Севере, в Архангельской области, да и в недавние ещё времена делали мастера щепных птиц. Верили люди что приносят птицы счастье, добро, охраняют покой дома, несут здоровье детишкам.
Одним из таких мастеров был Мартын Фатьянов. В избе старого охотника вьются под потолком деревянные птицы: глухари и тетерки, голуби и жаворонки, сделанные из щепы, легкие и нарядные, их называют добрыми. Добрых птиц делают на Мезени и в Каргополье. Они украшают теперь и деревенский дом, и дом горожанина.
Традиционный голубок среди этих птиц выполняется предельно просто. Неторопливо расщепляет мастер податливую сосновую чурочку – точно так же, как щепают лучину для самовара, осторожно старается попасть ножом между слоями древесины, потом постепенно одну за другой раздвигает щепу и закладывает друг за друга. Получается веерообразный хвост. Расщепленная таким же образом вторая плашка станет крыльями. Готовые части оживут сказочной птицей, легкой трепетной, приходящей в движение от малейшего колебания воздуха.
Таких птиц любит делать и другой мастер – каргопольский мастер Александр Иванович Петухов. Щепные или сделанные из цельного дерева птицы Петухова несут образ, рожденный народной фантазией. Он овеян легендами, слышанными в детстве сказками и поверьями. «Хочешь, вырежу тебе нашу каргопольскую птицу Сирин о трех головах? – говорит мастер. – Мне ещё бабка о ней рассказывала. Это ночная птица, днем её никто видеть не может» .
Учитель показывает во время рассказа изображения различных птиц выполненных русскими мастерами.
Постановка задачи
Далее школьникам предлагается выполнить импровизированное изображение щепной птицы из картона и бумаги.
Преподаватель демонстрирует технику и этапы выполнения птицы.
.
Выполнение задания
Так как задание предстоит выполнять совместно, необходимо организовать последовательную форму изготовления каждой птицы. Каждая парта создает одну птицу. Один человек вырезает туловище, украшает его, а второй складывает и вырезает крылья и хвост. После того как все детали готовы, учащиеся собирают птицу в готовом виде. После сборки птиц создается готовый, подвижный мобиль.
Подведение итогов.
В конце урока проводим выставку работ, готовые работы можно использовать для оформления праздников.
Изображения щепных птиц
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5 класс 17 урок "Древние образы в народных игрушках"
Разработка урока по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство" 5 класс, урок №17 по теме "Древние образы в народных игрушках"...
План-конспект урока изо в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"
Познакомить учащихся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки)...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе "Древние образы в народных игрушках"
Представленная технологическая карта урока разработана для учащихся 5 класса в соответствии с ФГОС ООО и рабочей программой "Изобразительное искусство", под редакцией Б.М.Неменского. З...
Технологическая карта к уроку в 5 классе "Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы"
Технологическая карта к уроку в 5 классе "Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы".I четверть. Учащиеся знакомятся с декоративно - прикладным искусством России и Осетии....
Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве".
Данная разработка урока направлена познакомить учащихся с темой «Древние корни народного искусства», со славянской орнаментальной символикой, ее историей.Воспитывать любовь к н...
"Древние образы в народных игрушках".
Технологическая карта урока "Древние образы в народных игрушках", 5 класс...