Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве".
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Данная разработка урока направлена познакомить учащихся с темой «Древние корни народного искусства», со славянской орнаментальной символикой, ее историей. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_izucheniya_temy.docx | 28.85 КБ |
drevnie_obrazy_v_narodnom_iskusstve_.zip.ppt.zip | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
№1 Технологическая карта изучения темы.
Предмет | Изобразительное искусство |
Класс | 5 |
Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Тема | Древние образы в народном искусстве. |
Цель | Познакомить учащихся с темой года «Древние корни народного искусства» и со славянской орнаментальной символикой, ее историей. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность. |
Основные термины и понятия | Художественные промыслы России, декоративно-прикладное искусство, солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни. |
Планируемый результат. | |
Предметные умения: Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок. Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы. | Личностные УУД: Смыслообразование. Воспитание российской гражданской идентичности: любви и уважения к Отечеству, знание основ культурного наследия народов России; Уметь объяснять глубинный смысл основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; Регулятивные УУД: Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка Познавательные УУД: узнать истоки и специфику образного языка д.п.и., знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов. Сравнивать, составлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, создавать выразительные декоративно—обобщённые изображения на основе традиционных образов, самостоятельно составлять алгоритм действий Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем Выдвижение гипотез Извлечение необходимой информации Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации осваивать навыки декоративного общения в процессе выполнения практической и творческой работы. Книгопечатная продукция: учебник «Изобразительное искусство» 5 класс, Н.А.Горяева, О.В.Островская, Просвещение, 2013г. (стр.6-19) ТСО (технические средства обучения): компьютер, проектор, презентация. |
Организация пространства. | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Индивидуальная Самостоятельная Просмотр - анализ работ | ТСО: компьютер, проектор, презентация. |
Технология изучения.
Этапы урока | Формируемые умения | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1.Организационный (этап мотивации). | Личностные УУД: Уметь объяснять глубинный смысл основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства Метапредметные УУД: регулятивные: -осуществлять самоконтроль | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований | 1.Добрый день ребята! Я прошу вас проверить как организованно ваше рабочее место. | Выполняют требования учителя |
2. Актуализация опорных знаний и умений. | Метапредметные УУД: регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: -обсуждать задание -выражать в творческой работе своё отношение - находить ответы на заданные вопросы | Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация) и познавательных процессов(внимание, память).
| Ты живешь в окружении самых разных предметов, встречаешься с ними дома и на улице. Среди этого разнообразия есть такие, которых удостоил особого внимания художник: они искусно украшены, нарядны и по-своему неповторимы. К какой области искусства они относятся? | Отвечают, высказывают свое мнение. Декоративно-прикладное искусство. |
3.Постановка учебной проблемы. | Метапредметные УУД регулятивные: - отличать различные виды объектов выполняемого задания; -осуществлять самоконтроль; предметные: - правильно владеть терминами знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства; - сравнивать образы; -находить общее и разное; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; -умение грамотно ( точно , понятно и развёрнуто)выражать свои мысли с помощью разговорной речи ,во время ответов. Познавательные УУД - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации, моделированию изучаемого материала; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. познавательные: изучение элементов росписи д.п.т. | Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности творческого характера учащимися | Знакомит с понятием декор – с латинского украшать. Давайте назовем такие предметы в нашем быту. Рассмотрим предметы народных промыслов: форма и украшения. Объясните, понятие - Декоративно-прикладное искусство. Обращаем внимание на особенности росписи. Значение орнамента в украшении предметов быта? | Дети высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя. Дети, под руководством учителя, анализируют, сравнивают декор и формы предлагаемых образцов, делают выводы. Прикладное – прикладываются умелые руки. Дети рассматривают, изучают и называют элементы росписи (растения, птицы, люди, значки). |
4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий. | Личностные УУД Устанавливать связь между целью и мотивом(зачем?) учебной деятельности, обсуждать задание; -создание творческого и реалистичного объекта. Задания; - уметь выражать в своей работе отношение к создаваемому объекту. регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное( характер формы, цветовое решение); -под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке . познавательные: изучение элементов росписи д.п.т. Создать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач | Итак, какова же тема нашего урока? Древние образы в народном искусстве. | Думают, высказывают мнения, обсуждают. Формулируют тему, ставят цель. |
5.Открытие нового знания | Метапредметные УУД: познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний( определение границ знания-незнания); коммуникативные: -слушать и понимать речь других; - ориентироваться в учебнике и тетради; -находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и презентации; - уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию; -владеть опытом обобщения по теме урока; регулятивные: -уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность; -анализировать свою творческую деятельность; - определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его. | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений , их коррекция. | 2 слайд Цель урока: знакомство с художественными промысли России. План урока. Знакомство с элементами росписи народных промыслов Росси. Творческая работа – выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце.). Самостоятельная работа Подведение итогов Коллективное панно «Древо жизни» 3-21 слайды Демонстрация репродукций и образцов предметов народного промысла. 22-26 слайды Учитель демонстрирует на слайде и на доске изображения образного языка знаков (солярные знаки) – солнце, дождь, растения, дерево, лес, река, и др. | Делают зарисовки, слушают, смотрят, обсуждают. |
6. Первичная проверка понимания | Метапредметные УУД: регулятивные: - определять и формулировать деятельность на уроке; - под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий; -проводить анализ творческой деятельности ; - определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его. | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений , их коррекция. | 27-34 слайды Уточняем, правильность понимания образного языка символов и знаков , применяемых в народном д.п.т. Выявляем наличие вопросов по ходу ведения работы. | |
7.Применение новых знаний. | Предметные: - уметь определять черты русской национальной музыки, -умение слушать музыку, анализировать и давать собственную оценку. Метапредметные УУД регулятивные: - анализировать правильность выполнения задания; -осуществлять самоконтроль; - определять и формулировать цель деятельность на уроке; - определять последовательность своих действий на уроке; познавательные: - проводить анализ своей творческой деятельности; -проводить сравнение объясняя его критерии; коммуникативные: слушать и понимать речь других; - умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов | Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. | Уточнение задания: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце.) Подумай, какие цвета ты будешь использовать для выполнения работы? | Дети отвечают на вопросы, подбирают цветовую гамму, а затем, соблюдая определённый план своих действий, выполняют практическую работу, рассказывают друг другу о приобретённых на уроке знаниях |
8.Рефлексия учебной деятельности | Личностные УУД - установление связи между целью деятельности и её результатом; - обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке; - уметь критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества; Метапредметные УУД регулятивные : - осуществлять самоконтроль; -давать оценку деятельности на уроке ( совместно с учителем и одноклассниками); коммуникативные: -уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли. | Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями. | Как ты считаешь, правильно ли ты выполнил эту работу? Почему? Какой символ тебе понравился больше, почему? Что он выражает? Подводит итог урока. Задает дом. Задание: Стр. 6-19. Рассмотреть дома окружающие вас предметы, выявить предметы народного творчества или элементы народных росписей. | Дети прикрепляют свои работы на коллективное панно «Древо жизни» Ответы и рассуждения детей. Дети записывают в дневник |
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ УРОКА: ЗНАКОМСТВО С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОМЫСЛИ РОССИИ. План урока. Знакомство с элементами росписи народных промыслов России. Творческая работа – выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце.). Самостоятельная работа Подведение итогов Коллективное панно «Древо жизни».
ГОРОДЕЦКАЯ ОСПИСЬ Мезенская роспись
МАКОШЬ МАКОШЬ -древнейшая богиня славян, покровительница плодородия и материнства, дома и женских работ. Как все древнейшие боги полигамна. Её число - 5, её время - лето и осень.
ДРЕВО ЖИЗНИ
СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ Также с культом солнца в славянской мифологии связывают коня и уточку: утром огнегривый конь возводил солнце на небосвод, а уточка прятала его на ночь в воду. В росписи солярные круги могут быть как самостоятельным украшением, так и вплетаться в общую канву орнамента.
Даждьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой белых огнегривых.
ГРОМОВОЙ ЗНАК Громовой знак — резное или рисованное изображение шестилучевой розетки. Встречается под крышей на фронтонах изб, на прялках. Связан с древним святилищем славянского бога грозы Перуна, которое имело подобную форму. Был призван охранять дом от пожара, В более поздние времена трансформировался в шестилучевую звезду, которую и сейчас можно увидеть на фасадах старинных зданий .
Орнамент (Солярный знак) Прялка Фрагмент лопаски (лицо). Ярославская губ., 19 в. Дерево, резьба
Птица Сирин — один из самых любимых образов русского декоративно-прикладного искусство. Когда-то в старые, еще дохристианские времена легенды о сладкоголосой деве привезли на Русь купцы и путешественники. Сирин, как и античные сирены, была наделена сильным голосом, который завораживал людей, сводил их с ума.
Соловей и кукушка - вышивались на рушнике невесты, в русской вышивке - символ рождения новой семьи и продолжения рода. Сирины .
И хотя она и прилетала раз в столетие из Рая, ее надо было вовремя заметить и «перекричать», чтобы легковерные люди не прельстились на заманчивые песни и посулы и не пошли бы за ней следом, отчего обязательно бы погибли.
Образ птицы Сирин как символа добра и благоденствия был на многих калитках старых крестьянских усадеб.
СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ
Солярные знаки — всевозможные круговые, крестообразные изображения, символизирующие солнце. древнейший знак коловорота, движения солнца.
КВАДРАТЫ, ТРЕУГОЛЬНИКИ, РОМБЫ Квадраты, треугольники, ромбы в архаичной мезенской росписи на непосвященный взгляд кажутся просто изысканной геометрией. В то же время разное расположение и сочетание вроде бы одинаковых элементов означает то твердь небесную, то земную, символизирует распаханные и засеянные поля, заливные луга и даже указывает на сезоны, как считают некоторые специалисты.
ВОЛНООБРАЗНЫЕ ЛИНИИ Волнообразные линии, зигзаг, стихийка — условные изображения воды.
ЗАДАНИЕ Изображение древнерусских символов – индивидуальная работа. Коллективная работа: «Древо жизни» в окружении животных и с поющими на нем птицами, — старинный и любимый народный сюжет .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни".
Методическая азработка для 5 класса. Урок формирует понятия у детей о символах древних образов. Знакомит учащихся с преданиями русского народа о древе жизни. Формирует общекультурную...
Презентация к уроку по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни."
Презентация помогает расскрыть тему урока "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"...
План-конспект урока изо в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"
Познакомить учащихся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки)...
Технологическая карта к уроку в 5 классе "Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы"
Технологическая карта к уроку в 5 классе "Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы".I четверть. Учащиеся знакомятся с декоративно - прикладным искусством России и Осетии....
Конспект урока ИЗО по теме: "Древние образы в народном искусстве"
Конспект урока Изобразительное искусство, 5 класс. Урок 1. Древние образы в народном искусстве...
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"...
Стажировка 10.10.2022 Технологическая карта урока «Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»
Стажировка. Музыка. Софья. Технологическая карта урока.«Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»...