Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве".
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

 Данная разработка урока направлена познакомить учащихся с темой  «Древние корни народного искусства», со славянской орнаментальной символикой, ее историей.

Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

№1 Технологическая карта изучения темы.

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

5

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема

Древние образы в народном искусстве.

Цель

Познакомить учащихся с темой года «Древние корни народного искусства» и

со славянской орнаментальной символикой, ее историей.

Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.

Основные термины  и понятия

Художественные промыслы России, декоративно-прикладное искусство, солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни.

Планируемый результат.

Предметные умения: 

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок.

Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.

Личностные  УУД: Смыслообразование.

Воспитание российской гражданской идентичности: любви и уважения к Отечеству, знание основ культурного наследия народов России;

Уметь объяснять глубинный смысл основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

Регулятивные  УУД:

Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные  УУД: узнать истоки и специфику образного языка д.п.и., знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов. Сравнивать, составлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, создавать выразительные декоративно—обобщённые изображения на основе традиционных образов, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

Выдвижение гипотез

Извлечение необходимой информации

Коммуникативные   УУД: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации осваивать навыки декоративного общения в процессе выполнения практической и творческой работы.

Книгопечатная продукция: учебник «Изобразительное искусство» 5 класс, Н.А.Горяева, О.В.Островская, Просвещение, 2013г. (стр.6-19)

ТСО

(технические средства обучения):  компьютер, проектор, презентация.

Организация пространства.

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Самостоятельная

Просмотр - анализ работ

ТСО:

компьютер, проектор, презентация.

Технология изучения.

Этапы урока

Формируемые умения

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный

(этап мотивации).

Личностные УУД:

Уметь объяснять глубинный смысл основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства

Метапредметные  УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль

Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

1.Добрый день ребята!

Я прошу вас проверить как организованно ваше рабочее место.

Выполняют требования учителя

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Метапредметные  УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

-обсуждать задание

-выражать в творческой работе своё отношение

- находить ответы на  заданные вопросы

Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация) и  познавательных процессов(внимание, память).

 

Ты живешь в окружении самых разных предметов, встречаешься с ними дома и на улице.

Среди этого разнообразия есть такие, которых удостоил особого внимания художник: они искусно украшены, нарядны и по-своему неповторимы.

К какой области искусства они относятся?

Отвечают, высказывают свое мнение.

Декоративно-прикладное искусство.

3.Постановка учебной проблемы.

Метапредметные УУД

регулятивные:

- отличать различные виды объектов выполняемого задания;

-осуществлять самоконтроль;

предметные:

- правильно владеть  терминами знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства;

- сравнивать образы;

-находить общее и разное;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-умение грамотно ( точно , понятно и развёрнуто)выражать свои мысли   с помощью разговорной речи ,во время ответов.

Познавательные УУД       - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации,

моделированию изучаемого материала;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

познавательные: изучение элементов росписи д.п.т.

Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности творческого характера учащимися

Знакомит с понятием декор – с латинского украшать.

Давайте назовем такие предметы в нашем быту.

Рассмотрим предметы народных промыслов: форма и украшения.

Объясните, понятие - Декоративно-прикладное искусство.

Обращаем внимание на особенности росписи.

Значение орнамента в украшении предметов быта?

Дети высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя.

Дети, под руководством учителя, анализируют, сравнивают декор и формы предлагаемых образцов, делают выводы.

Прикладное – прикладываются умелые руки.

Дети рассматривают, изучают и называют элементы росписи

(растения, птицы, люди, значки).

4.Формулирование  учебной проблемы, планирование действий.

Личностные УУД

Устанавливать связь между целью и мотивом(зачем?) учебной деятельности, обсуждать задание;

-создание творческого и реалистичного  объекта. Задания;

- уметь выражать в своей работе  отношение к создаваемому объекту.

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- сравнивать  предлагаемые образы, находить в них  общее и различное(  характер формы,  цветовое решение);

-под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке .

познавательные: изучение элементов росписи д.п.т.

Создать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов

Создание  условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач

Итак, какова же тема нашего урока?

Древние образы в народном искусстве.

Думают, высказывают мнения, обсуждают.

Формулируют тему, ставят цель.

5.Открытие нового знания

Метапредметные УУД:

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний( определение границ знания-незнания);

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

- ориентироваться в учебнике и тетради;

-находить ответы на вопросы  с помощью своего жизненного опыта,  имеющихся в наличии иллюстраций и презентации;

- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

-владеть опытом обобщения по теме урока;

регулятивные:

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;

-анализировать свою творческую деятельность;

- определять критерии  сравнения изучаемого и усвоенного   в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.

Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений

, их коррекция.

2 слайд Цель урока: знакомство с художественными промысли России.

План урока. Знакомство с элементами росписи народных промыслов Росси.

Творческая работа – выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце.).

Самостоятельная работа Подведение итогов

Коллективное панно «Древо жизни»

3-21 слайды 

Демонстрация репродукций и образцов предметов народного промысла.

22-26 слайды

Учитель демонстрирует на слайде и на доске изображения образного языка знаков (солярные знаки) – солнце, дождь, растения, дерево, лес, река, и др.

Делают зарисовки, слушают, смотрят, обсуждают.

6. Первичная проверка понимания

Метапредметные УУД:

регулятивные:

- определять и формулировать деятельность на уроке;

- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;

-проводить анализ творческой деятельности ;

- определять критерии  сравнения изучаемого и усвоенного   в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.

Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений

, их коррекция.

27-34 слайды

Уточняем, правильность понимания образного языка символов и знаков , применяемых в народном д.п.т.

Выявляем наличие вопросов по ходу ведения работы.

7.Применение новых знаний.

Предметные:

- уметь определять черты русской национальной музыки,

-умение слушать музыку, анализировать и  давать собственную оценку.

Метапредметные УУД

регулятивные:

- анализировать правильность выполнения задания;

-осуществлять самоконтроль;

- определять и формулировать  цель деятельность на уроке;

- определять последовательность своих действий на уроке;

познавательные:

- проводить анализ своей творческой деятельности;

-проводить сравнение объясняя его критерии;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

- умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов

Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

Уточнение задания: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце.) Подумай, какие цвета ты будешь использовать для выполнения работы?

Дети отвечают на вопросы, подбирают цветовую гамму, а затем, соблюдая определённый план своих действий,  выполняют практическую работу, рассказывают друг другу о приобретённых  на уроке знаниях

8.Рефлексия учебной деятельности

Личностные УУД

- установление связи между целью  деятельности и её результатом;

- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;

- уметь критически оценивать творческие работы  ( свои и одноклассников), определять лучшие и  разделять их по уровню качества;

Метапредметные УУД

регулятивные :

- осуществлять самоконтроль;

-давать оценку деятельности на уроке ( совместно с учителем и одноклассниками);

коммуникативные:

-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли.

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

Как ты считаешь, правильно ли ты выполнил эту работу? Почему?

Какой символ тебе понравился больше, почему?

Что он выражает?

Подводит итог урока.

Задает дом. Задание:

Стр. 6-19.

Рассмотреть дома окружающие вас предметы, выявить предметы народного творчества или элементы народных  росписей.

Дети прикрепляют свои работы на коллективное панно «Древо жизни»

Ответы и рассуждения детей.

Дети записывают в дневник



Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ 5 класс Урок 1 Учитель изобразительного искусства Савич Иветта Владимировна

Слайд 2

ЦЕЛЬ УРОКА: ЗНАКОМСТВО С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОМЫСЛИ РОССИИ. План урока. Знакомство с элементами росписи народных промыслов России. Творческая работа – выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце.). Самостоятельная работа Подведение итогов Коллективное панно «Древо жизни».

Слайд 3

ГОРОДЕЦКАЯ ОСПИСЬ Мезенская роспись

Слайд 5

МАКОШЬ МАКОШЬ -древнейшая богиня славян, покровительница плодородия и материнства, дома и женских работ. Как все древнейшие боги полигамна. Её число - 5, её время - лето и осень.

Слайд 7

ДРЕВО ЖИЗНИ

Слайд 8

СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ Также с культом солнца в славянской мифологии связывают коня и уточку: утром огнегривый конь возводил солнце на небосвод, а уточка прятала его на ночь в воду. В росписи солярные круги могут быть как самостоятельным украшением, так и вплетаться в общую канву орнамента.

Слайд 9

Даждьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой белых огнегривых.

Слайд 11

ГРОМОВОЙ ЗНАК Громовой знак — резное или рисованное изображение шестилучевой розетки. Встречается под крышей на фронтонах изб, на прялках. Связан с древним святилищем славянского бога грозы Перуна, которое имело подобную форму. Был призван охранять дом от пожара, В более поздние времена трансформировался в шестилучевую звезду, которую и сейчас можно увидеть на фасадах старинных зданий .

Слайд 12

Орнамент (Солярный знак) Прялка Фрагмент лопаски (лицо). Ярославская губ., 19 в. Дерево, резьба

Слайд 13

Птица Сирин — один из самых любимых образов русского декоративно-прикладного искусство. Когда-то в старые, еще дохристианские времена легенды о сладкоголосой деве привезли на Русь купцы и путешественники. Сирин, как и античные сирены, была наделена сильным голосом, который завораживал людей, сводил их с ума.

Слайд 14

Соловей и кукушка - вышивались на рушнике невесты, в русской вышивке - символ рождения новой семьи и продолжения рода. Сирины .

Слайд 15

И хотя она и прилетала раз в столетие из Рая, ее надо было вовремя заметить и «перекричать», чтобы легковерные люди не прельстились на заманчивые песни и посулы и не пошли бы за ней следом, отчего обязательно бы погибли.

Слайд 16

Образ птицы Сирин как символа добра и благоденствия был на многих калитках старых крестьянских усадеб.

Слайд 18

СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ

Слайд 19

Солярные знаки — всевозможные круговые, крестообразные изображения, символизирующие солнце. древнейший знак коловорота, движения солнца.

Слайд 21

КВАДРАТЫ, ТРЕУГОЛЬНИКИ, РОМБЫ Квадраты, треугольники, ромбы в архаичной мезенской росписи на непосвященный взгляд кажутся просто изысканной геометрией. В то же время разное расположение и сочетание вроде бы одинаковых элементов означает то твердь небесную, то земную, символизирует распаханные и засеянные поля, заливные луга и даже указывает на сезоны, как считают некоторые специалисты.

Слайд 22

ВОЛНООБРАЗНЫЕ ЛИНИИ Волнообразные линии, зигзаг, стихийка — условные изображения воды.

Слайд 23

ЗАДАНИЕ Изображение древнерусских символов – индивидуальная работа. Коллективная работа: «Древо жизни» в окружении животных и с поющими на нем птицами, — старинный и любимый народный сюжет .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни".

Методическая азработка для 5 класса. Урок  формирует  понятия у детей о  символах древних образов. Знакомит учащихся с преданиями русского народа о древе жизни. Формирует общекультурную...

Презентация к уроку по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни."

Презентация помогает расскрыть тему урока "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"...

План-конспект урока изо в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"

Познакомить учащихся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки)...

Технологическая карта к уроку в 5 классе "Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы"

Технологическая карта к уроку в 5 классе "Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы".I четверть. Учащиеся знакомятся с декоративно - прикладным искусством России и Осетии....

Конспект урока ИЗО по теме: "Древние образы в народном искусстве"

Конспект урока Изобразительное искусство, 5 класс. Урок 1. Древние образы в народном искусстве...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"...

Стажировка 10.10.2022 Технологическая карта урока «Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»

Стажировка. Музыка. Софья.  Технологическая карта урока.«Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»...