«Открытие» обучающимися новых знаний 20 минут | Организует учащихся по изучению новой темы. - Есть удивительная профессия, которой люди посвящают всю жизнь,— это игрушечных дел мастера или просто игрушечники.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради — они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую силу. Присмотрись к современным народным игрушкам — и ты заметишь, что в них живут те же образы. Это Конь, Птица, Баба. Современные игрушки, конечно, слегка утратили древний магический обрядовый смысл крестьянской жизни. Теперь они изображают и сюжеты городской жизни. Но от этого они не стали хуже В них тоже живут память народа, его древние традиции. Древнейшие игрушки - керамические фигурки, вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений еще до повсеместного изготовления глиняной посуды, до изобретения гончарного круга. Изготовляли их, чтобы задобрить духов-охранителей человека, спасти и приумножить его жилища, скот и посевы. В них ярко отразились древние верования, суеверия, в них непосредственно и ярко выражается душа мастера.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА (г. Вятка) Много лет назад в вятской Дымковской слободе среди ремесленников едва ли не первое место занимали гончары и игрушечницы. Десятки семей изготовляли разноцветные глиняные шары и свистульки. Особенно много делали их к местному празднику "свистуньи", или "свистопляски". Этот весенний майский праздник был всенародным гуляньем с торгами и ярмарками, на которых среди товаров главенствовали глиняные игрушки. В течение нескольких дней в городе продолжались веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие зверей и птиц. Как писал очевидец в начале XIX века, среди игрушек продавались и " куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные". В 1880-е годы число создаваемых в слободе игрушек доходило до ста тысяч в год. Их знали не только в Вятской губернии, но показывали в больших городах на художественно-промышленных выставках. Если свистульки были одновременно игрушками и своего рода музыкальными инструментами, то глиняными куклами украшали подоконники, ставили в горки с посудой, подражая модным статуэткам из фарфора. Среди свистулек преобладали изображения коньков,наездников, уточек. В фигурках отражался мир "дам" и "кавалеров": танцующие пары, "няньки-кормилки", гуляющие барыни и т.п. И во всех игрушках впечатления от природы и реальной жизни провинциального города переплетались с поэтическим вымыслом, сказкой. Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором. Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту. Это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек. Если внимательно присмотреться к глиняным фигуркам птиц, зверей, людей, можно увидеть, как экономно и продуманно использует мастер выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барынь. Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие птицы. На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Изготовлением игрушек занимались в основном женщины. Мужчины здесь делали посуду. Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синьки". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что "свистульки" были богатыми невестами. Филимоновская игрушка - барыня "одета" в неширокую юбку-колокол; в округлых руках она обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры, чаще всего, держат под мышкой гуся. Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную шею, плавно переходящую в маленькую голову. Отличительная особенность филимоновской игрушки - вытянутая форма. По одной версии, на внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины - "синьки". При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая характерную форму. По другой версии, вытянутая форма игрушки - просто художественный прием мастериц, их визитная карточка. Для филимоновской игрушки и по сей день характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошнойокраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов. Орнамент росписи филимоновских игрушек простой: чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники. Детали росписи можно расшифровать: круг - это солнце, треугольник - это земля, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Простой и легкий узор хорошо сочетается с изящными, вытянутыми формами свистульки. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. Любимые цвета филимоновской игрушки – интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого. Пестрые декоративные узоры наносят куриным перышком прямо на поверхность обожженной глины, так как с кисточки краска к чистой глине не пристает.
КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА (г.Каргополъ Архангельской области) Издавна в деревнях Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды - печных горшков, кубов, кринок, мисок. Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей иживотных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка. Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскаленное изделие погружали в «болтушку» - густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки черный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века. Изготавливались и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью. Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают ее более изящной, щедро расписывают маслом и темперой. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остается полкан - полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах. Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции: тройки, возки, охоты и др. Их украшает не блеклый узор, наведенный цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись. Роспись каргопольской игрушки очень выразительна и проста. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. Символы солнца – большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам. | Просмотр слайдов, ответы на вопросы, решение проблемных ситуаций | Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске информации Познавательные: усваивание логической цепи рассуждений |