План-конспект урока изо в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Познакомить учащихся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevnie_obrazy_v_narodnom_iskusstve_-_5_klass.docx | 32.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока в 5 классе: «Древние образы в народном искусстве»
Цель: познакомить учащихся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки)
Задачи:
- формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;
- развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность;
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре;
- воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.
Литературный ряд: Стихотворение «Орнамент» Б. Дубровина.
Зрительный ряд:
- Таблицы с мотивами символов.
- Мультимедийная презентация
- Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2013
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Древние образы в народном искусстве»;
Ход урока:
I. Организация урока.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Изучение нового материала.
На вид орнамент не приметен
Но он столетия живет
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережет.
Быть может, нитками зигзаги
В узоры вытканы не зря
И мы с тобою видим знаки
Славянского календаря.
Итак символы зародились давно, в древности. Перед нами изделия с изображёнными на них образами-символами.
Презентация «Древние образы в народном искусстве»
Сегодня мы познакомимся с символикой древних славян.
Ребята, глядя на иллюстрации, скажите мне пожалуйста, каким образом наши предки могли украшать свою одежду, предметы быта, свой дом снаружи и изнутри? (ответы детей)
Правильно: они вышивали узоры на одежде и таких предметах быта, как скатерти, рушники. Расписывали посуду, прялки, мебель. Занимались резьбой по дереву.
А для чего они все это делали? (ответы детей)
Они стремились привлечь к себе добрые силы и защититься от злых. И делали он это при помощи своего искусства.
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
1. Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества.
Давайте попробуем нарисовать образы солнца.
2.А теперь рассмотрим символы земли. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.
Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.
Давайте нарисуем
3.Символы воды.
Ребята, а как бы вы изобразили воду, если бы были древними славянами?
Волнистая горизонтальная линия – вода
Волнистая вертикальная линия – дождь.
В древности, люди не поливали свои поля. Вся надежда была только на дождь. О дожде молились особенно усердно в четверг, т.к. этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но, как ни молились люди всесильному богу, дождь редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг».
4.Следующий образ – образ матери-земли.
Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия Макошь, что означает «мать хорошего урожая».
Вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца.
4.Образ коня.
Конь - один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.
Конь олицетворял движущееся по небу солнце.
В поэтических представлениях образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков.
Конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская изба.
Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака, грозовые тучи.
5.Образ птицы.
В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц-жаворонков.
Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу.
6.Древо жизни.
В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.
Изображалось в виде раскидистого дерева с крупными цветами, чудо-птицами, сидящими на ветках.
Мы познакомились со всеми древними образами в народном искусстве.
III. Практическая работа.
Задание:
Создайте орнаменты в традиции народной вышивки с симметричным расположением центрального мотива (древо жизни с цветами и птицами; богиня земли со всадниками);
Композицию можно дополнить (сверху и снизу) рядами орнаментов из знаков земли и плодородия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни".
Методическая азработка для 5 класса. Урок формирует понятия у детей о символах древних образов. Знакомит учащихся с преданиями русского народа о древе жизни. Формирует общекультурную...
Презентация к уроку по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни."
Презентация помогает расскрыть тему урока "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"...
План-конспект открытого урока "Работа над художественным образом в классе игры на синтезаторе"
План-конспект открытого урока, посвященного работе над художественным образом в рамках занятий по классу синтезатор. В мою рабочую программу входит "композиция" как предмет по выбору, а также "аранжир...
урок по теме:Древние образы в народном искусстве"
для учителя технологии...
Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве".
Данная разработка урока направлена познакомить учащихся с темой «Древние корни народного искусства», со славянской орнаментальной символикой, ее историей.Воспитывать любовь к н...
План-конспект к уроку по теме "Здоровый образ жизни Косвенная речь. Развитие навыков распознавания и использования прямой и косвенной речи."
План-конспект к уроку по теме "Здоровый образ жизни Косвенная речь. Развитие навыков распознавания и использования прямой и косвенной речи." spotlight 9 module 8...
План конспект «Древние образы в народном искусстве»
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека - это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту. Создавая первые предметы, древний человек постепенно укреплял...