Технологическая карта урока ИЗО "Древние образы в народной игрушке"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 28.67 КБ |
svistulka_ptichka.pptx | 145.07 КБ |
drevnie_obrazy_v_sovremennoy_narodnoy_igrushke.pptx | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ - СОШ №1 им. Октябрьской революции г. Севска Брянской области»
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе
Автор: Малыгина М.В., учитель ИЗО первой категории.
Тема: «Древние образы в современных народных игрушках»
Цель: | приобретение опыта создания художественного образа дымковской, филимоновской и каргопольской игрушек через их роспись. |
Задачи | Дать сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства (дымковские, каргопольские, филимоновские игрушки, учить передавать в лепных изделиях объемную форму, ее пропорции, соотношения; лепить фигурки по мотивам народных игрушек, освоить их декоративную роспись; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи; развивать творческие способности детей Научить передавать единство формы и декора в игрушке. Развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству. |
Тип урока | комбинированный |
Методы обучения | Информационно-коммуникативный Деятельностный Проблемный |
Оборудование | компьютер, экран, презентация 1 «Древние образы в современной народной игрушке», презентация 2 «Технология создания глиняных игрушек», учебник и рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 5 класса, игрушки. |
Изделие | игрушка из глины (пластилина), (вариант: рисунок игрушки) одного из промыслов. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные умения: узнают об элементах дымковской, коргопольской и филимоновской росписи, научатся выполнять декоративную работу. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научиться осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представления о приемах рисования элементов декоративной росписи игрушек; регулятивные – научится принимать и сохранять учебную задачу; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности. |
Организационная структура урока
Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1. Организация класса | 1. Создание условий для потребности учащихся участвовать в учебном процессе. 2. Психологически подготовить учащихся к общению на уроке. | 1. Приветствие. 2. Проверка рабочего места. 3. Организация внимания. | 1. Проверяют готовность к уроку. 2. Слушают учителя. | Личностные УУД: сконцентрировать внимание, настроиться на работу на уроке. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний учащихся | 1. Актуализировать мыслительные операции, необходимые для готовности учащихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление. | 1. Загадать загадку. - Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. Но чтобы узнать тему нашего урока отгадайте загадку. Завелась неведомая птица — Вступительное слово о магической роли глиняной игрушки в древности. - Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Сегодня мы познакомимся с народными промыслами глиняной игрушки, с традициями формы и росписи. Перед вами на доске даны три варианта народной глиняной игрушки, это Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. Расположите их в той последовательности, в которой я их назвала. (К доске выходит ученик и располагает варианты так, как он считает нужным.) Чуть позже мы проверим, насколько правильно сделана работа. А сейчас давайте с некоторыми из них познакомимся поближе. -Очень часто за событиями Презентация 1 слайды 3-11 Возвращаемся к началу урока. - Ребята, а теперь вернемся к началу урока, посмотрите на доску, правильно ли на доске расположены игрушки, если неправильно, то расположите их так, как необходимо. 2. Мобилизующий вопрос к учащимся: «Какие традиционные древние образы в современных народных игрушках?» Как проходит связь с древними образами в народном искусстве? 3. Делаю вывод: в современных игрушках есть образы (конь, птица, баба). Предлагаю открыть учебники. | 1. Отгадывают. Слушают, участвуют в формулировании цели. 2. Вспоминают, читают, размышляют, рассуждают об истоках возникновения современной народной игрушки и её образах. | Познавательные УУД: - самостоятельно выделение и формулирование познавательной цели; - дать свое толкование по сравнению формы и декора игрушек. |
3. Изучение нового материала | 1. Сформулировать тему и учебную задачу урока. 2. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала учащимися. 3. Подготовить учащихся к выполнению практического задания. | 1. Проблемное объяснение нового материала начинаю с вопроса: «Что такое глиняная игрушка?». 2.Демонстрирую слайд 1 в презентации 1 и сообщаю тему урока. 3. Задаю вопросы для сравнения формы, декора игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. 4. Постановка художественной задачи. 5. Показываю приёмы и последовательность выполнения одной игрушки. Презентация 2 Базовый уровень - рисунок игрушки) одного из промыслов. Высокий – лепка игрушки по схеме в учебнике или свистульки по продемонстрированной схеме. | 1.Принимают цель, определяют учебную задачу на урок. 2. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. 3. Сравнивают и оценивают форму, декор игрушки из разных художественных промыслов. | Личностные УУД: знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества. Коммуникативные УУД: - эмоционально воспринимать увиденное, принимать активное участие в беседе. Регулятивные УУД: - принимают и сохраняют учебную цель и задачу; - осуществляют самоконтроль. |
4. Закрепление новых знаний и способов действий. | 1. Установить правильность и осознанность изученного материала. 2. Выявить пробелы освоения материала, провести коррекцию. | 1. Предлагаю самим выполнить игрушку, используя традиции одного из промыслов. 2. Обеспечить контроль за выполнением задания. | 1. Овладевают новыми приёмами деятельности создания выразительной формы игрушки и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов. 2. Выполняют изделие по намеченному плану, анализируют, взаимопроверяют и оценивают результат. | Личностные УУД: осуществляют работу по выполнению приёмов и способов в создании из глины (пластилина) своего образа игрушки и украшение её декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов (вариант: рисунок игрушки). Коммуникативные УУД: учатся формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: осуществляют взаимоконтроль, оценивание. Метапредметные связи: межпредметные связи с технологией, музыкой, литературой. |
5. Этап контроля | Контроль за правильностью выполнения способа действия. | 1. - Сегодня на уроке мы познакомились с народными промыслами глиняной игрушки и увидели, как древние образы в народной игрушке имеют единство формы и декора. И пусть совсем немножко, но вы тоже прикоснулись к традиционным промыслам глиняной игрушки. Дать инструкцию по выполнению диагностической работы. 2. Предлагаю рассказать, какие способы применили при создании своего образа игрушки и декорирования. 3. Задаю задание по разгадыванию кроссворда | 1. Проверяют, дают самооценку своей деятельности и её результатов. 2. Разгадывают кроссворд в рабочей тетради. | Познавательные УУД: выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Коммуникативные УУД: рефлексия своих действий. Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль по результату. |
6. Информация о домашнем задании | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ. | - А вы знаете, что мы познакомились только с тремя промыслами. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди. Организация дифференцированного ДЗ. Информация о домашнем задании (2 мин). Базовый: Занести в словарь и выучить определения (солярные знаки, народные промыслы). Повышенный: найти в интернете понятие «солярные знаки» и рассказать об их значении в народном творчестве. Высокий: сделать презентацию «Расписные глиняные игрушки». Представление права выбора ДЗ. | Делают выбор ДЗ, задают вопросы. | Коммуникативные УУД: участвуют в обсуждении вариантов ДЗ. Регулятивные УУД: осуществляют выбор в выполнении ДЗ. |
6. Итог урока. Рефлексия. | 1. Выявить уровень достижения ТДЦ урока. 2. Дать оценку результата учебной деятельности класса и отдельных учеников. | Подвести итог занятия вместе с учащимися. Чему научились, что нового узнали на уроке? 1. - Где мы с вами сегодня «побывали», и с каким искусством познакомились? 2. - Где можно познакомиться с искусством глиняной игрушки? 3. - Что вы узнали нового? 4. - Почему называют глиняную игрушку народным искусством? 5. - Какие образы вам запомнились? Назовите, объясните почему? Учитель: --предлагаю выбрать смайлик (улыбка - понравилось, печаль-нет) – понравился ли ученикам урок. Учитель: А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен. Спасибо вам за творчество и труд! | 1. Подводят итог своей учебной деятельности (УД), оценивают результат своей УД. 2. Убирают рабочее место. | Коммуникативные УУД: - умеют использовать речь для регуляции своего действия; - строят понятные для собеседника высказывания. Регулятивные УУД: - дают объективную самооценку результатов своей деятельности. |
Список литературы
1. http://filimonofskay-igrushka.ru/
2. http://www.showbell.ru/promysly/index.php?st=kargopol
3. Клиентов А. Народные промыслы / А. Клиентов - Москва: Белый город, 2004. – 47с.
4. Пономарев Е. Я познаю мир: История ремесел / Е. Пономарев, Т. Пономарева– М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 200 – 416 с.: ил.
Самоанализ урока
Данный урок изобразительного искусства – это урок знакомства с глиняной игрушкой: дымковской, каргопольской, филимоновской.
Урок соответствует принципам обучения. Материал доступный, научный.
Урок соответствует психофизическим особенностям школьников.
Дидактический материал, используемый на уроке, соответствует теме урока и способствует реализации поставленных целей.
Этапы урока логически увязаны. Они развивают интерес учащихся к народному промыслу, истории, воспитывают аккуратность и последовательность.
Обучение проводится информационно-коммуникативным, деятельностным, проблемным методами.
Спланированы комфортные условия каждому ребенку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Все филимоновские игрушки – свистульки. Это делает их более забавными и интересными. Свистулька – птичка, свистулька – корова, даже «барыня» и «солдат» держат под рукой птичку – свистульку, которую мастерицы из Филимоново называют «курицей ». Но сделать свисток – совсем не простая задача. Поэтому возьмем несложные формы. Например, вот такую маленькую птичку или кувшинчик. Их можно сделать в виде кулонов, если привязать к ним красивую веревочку.
Возьмем кусочек глины величиной чуть больше грецкого ореха. Разомнем из него пластину, обернем вокруг пальца, чтобы сделать полую (пустую внутри) форму. Сожмем нашу полую форму на пальце с одной стороны, придав ей форму цилиндра. Снимем с пальца. С другой стороны вылепим горлышко кувшина или готовку птички (смотря, что вы выбрали). Стараемся не смять внутреннюю полость формы, когда лепим горлышко кувшина или головку птицы. Теперь лепим свисток по схеме.
Полая форма птички уже готова. Стеком вертикально протыкаем дырочку вниз. Вытаскиваем стек и пальцем примнем слегка спинку птички сверху. Можно двумя пальцами слегка сжать цилиндр свистка. Горизонтально проткнем плоским тонким стеком цилиндр свистка так, чтобы кончик стека вышел над спинкой птички. «Язычок» должен получится прямо напротив щели, в которую затем будем дуть. Пробовать получится звук или нет можно сразу в процессе лепки.
Если звука нет, можно поправить свисток в зависимости от дефекта. Может быть нужно: слегка сжать цилиндр свистка; проверить попадание язычка – он должен быть точно напротив щели в свистке, из которой выходит воздух. Звук получается от того, что воздух, входя в щель свистка, ударяется о язычок; также важно, чтобы полость свистка оставалась чистой и пустой.
Информационные источники: http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/NarodnyePromysly.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Завелась неведомая птица — Всякий ей дивится: Не поёт, не летает, Вся горит и полыхает… Это птица не простая, Расписная, золотая. Просто диво-безделушка, А зовут её … Отгадайте загадку (народная игрушка)
Какая красота!!!
Тест «Народная игрушка»
1. Какая игрушка зародилась в городе Кирове? • Дымковская • Каргопольская • Филимоновская • Дымковская
2. Какой игрушке характерны налепы «рюша» и «жгутик»? • Каргопольской • Филимоновской • Дымковской • Дымковской
3. Какие элементы росписи характерны для Филимоновской игрушки? Снежинка Ё лочка Зигзаг Полоса
4. Где зародилась Каргопольская игрушка? В Архангельской области В Кирове В Туле В Архангельской области
6. Для какой игрушки характерны следующие элементы росписи: кольцо, горошина, клетка, полоса, насечка? Каргопольская игрушка Филимоновсая игрушка Дымковская Дымковская
Какая игрушка отличается особенной вытянутостью пропорций? Каргопольская игрушка Филимоновсая игрушка Дымковская Филимоновсая игрушка
Для росписи каргопольской игрушки характерны следующие элементы росписи: ромб крест дуга кольцо ё лочка ромб дуга крест
Какая игрушка имеет белый фон росписи? Каргопольская игрушка Филимоновсая игрушка Дымковская Дымковская
Информационные источники: СЛАЙД 12 http ://umbrasiena.ru/narodnoe-iskusstvo/dyimkovskaya-glinyanaya-igrushka СЛАЙД 25 http://dymkatoy.ru/Istoriya.htm СЛАЙД 12 http :// umbrasiena.ru/wp-content/uploads/2011/12/8b1cf5a10956.png СЛАЙД 12 http :// ped-kopilka.ru/blogs/zurkalova/zanjatija-s-doshkolnikami-nod-v-starshei-grupe-yekskursija-v-muzei-narodnoi-igrushki.html СЛАЙД 12 http :// sportvtule.ru/foto.html?idn=903&id=352 СЛАЙД 23 http :// www.mybells.ru/domik.php3?st=svistulka СЛАЙД 2 http:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2013/10/16/prezentatsiya-glinyanaya-igrushka СЛАЙД 3-11 http:// bigslide.ru/nachalnaya-shkola/4920-narodnaya-glinyanaya-igrushka.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5 класс 17 урок "Древние образы в народных игрушках"
Разработка урока по изобразительному искусству по программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство" 5 класс, урок №17 по теме "Древние образы в народных игрушках"...
Технологическая карта урока по литературе "Русские народные сказки", 5 класс
Материал представляет собой план-конспект урока по литературе в 5 классе с использованием ЭОР "Русские народные сказки" в виде технологической карты.Основная цель урока: обобщить и систематизировать з...
Технологическая карта урока. 6кл. Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.»
Планируемые результаты обучения:Личностные, предметные, метапредметные.Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;Учить восприн...
Технологическая карта урока по теме "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"
Урок изобразительного искусства в 5 классе, включает технологическую карту и иллюстрации для слайдов презентации....
Технологическая карта урока Пушкинские образы зимы в музыке и изобразительном искусстве
Технологическая карта урока для 4 класса по предмету "музыка"+ презентация...
Технологическая карта урока по английскому языку "Мои игрушки",2 класс
Технологическая карта урока по английскому языку "Мои игрушки",2 класс...
Технологическая карта урока географии 9 класс "Народные промыслы Центральной России"
Тема урока: Народные промыслы Центральной России.Тип урока: Открытие нового знания.Цель урока: Создание условий для формирования целостного представления учащихся о народных промысла...