Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе "Древние образы в народных игрушках"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)
Представленная технологическая карта урока разработана для учащихся 5 класса в соответствии с ФГОС ООО и рабочей программой "Изобразительное искусство", под редакцией Б.М.Неменского. За основу урока взята технология критического мышления через чтение и письмо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_kara_uroka_izo_v_5_klasse_drevnie_obrazy_v_narodnyh_igrushkah.docx | 548.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 5
Наименование учебно-методического комплекта (УМК): по программе Б.М.Неменского
Технология - Развитие критического мышления через чтение и письмо
Автор: Пурлушкина Светлана Владимировна
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |||
Тема урока | Древние образы в современных народных игрушках | ||
Тип урока | Изучение новых знаний | ||
Цель деятельности педагога | Создать условия для образовательных изменений в учениках, активизировать учащихся при изучении особенностей народной глиняной игрушки | ||
Цель урока | Формирование понятий о народной игрушке, её видах (Дымковской, Каргопольской, Филимоновской). | ||
Задачи | Побудить учащихся к исследованию основных особенностей глиняных игрушек (дымковской, каргопольской, филимоновской) Формировать умения и навыки выполнения декоративной работы по росписи силуэта глиняной игрушки Вырабатывать смысл своей деятельности Воспитывать позитивно-ценностное отношение к народному творчеству | ||
Планируемые образовательные результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Познакомятся: С символикой росписи глиняных игрушек. С отличительными особенностями каргопольской, филимоновской и дымковской глиняной игрушек. С приёмами росписи глиняных игрушек. Научатся: аргументированно анализировать художественные промыслы с точки зрения их принадлежности к определенному стилю, направлению Выполнять эскиз росписи глиняной игрушки (по выбору). | Регулятивные: Устанавливают познавательную цель и сохраняют её при выполнении учебных действий. Определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Умеют работать по предложенной учителем последовательности и самостоятельно. Анализируют собственную деятельность на уроке. Познавательные: Самостоятельно выделяют и формулируют учебную цель. Формулируют проблему и самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Умеют структурировать знания. Осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков Осуществляют поиск необходимой информации в учебной и художественной литературе, интернет-источниках Коммуникативные: Умеют формулировать собственное мнение и рассуждать о необходимости изучения особенностей русской глиняной игрушки Умеют выслушивать чужое мнение, приводить аргументы в защиту своего мнения Проявляют активность при решении коммуникативных и познавательных задач в групповой работе; Выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы | Развитие самостоятельности в поиске решения изобразительных задач. Духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к русскому народному творчеству. Развитие образного мышления, речи, зрительной памяти, интереса к народному искусству, мотивация к учебной деятельности. Понимают значение знаний для человека; осознают свои интересы и цели; имеют мотивацию к учебной деятельности | |
Решаемые учебные проблемы | Восполнение недостающих знаний. Выявление основных особенностей формы и росписи дымковской, филимоновской и каргопольской глиняной игрушки. | ||
Методы обучения | Проблемный, объяснительно-иллюстративный, практический, беседа, исследовательский | ||
Формы обучения | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная | ||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Народный промысел; особенности формы и росписи; дымковская, филимоновская, каргопольская глиняные игрушки | ||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация «Древние образы в народных глиняных игрушках» | ||
Наглядно-демонстрационный материал | Зрительный ряд: Презентация «Древние образы в народных глиняных игрушках» Таблицы с элементами филимоновской, дымковской, каргопольской росписи Карточки с разными видами глиняной игрушки (филимоновская, каргопольская, дымковская) Поэтапное выполнение работы (росписи силуэтов глиняных игрушек) Глиняные игрушки Детские работы по данной теме Литературный ряд: Стихи о глиняной игрушке | ||
Оборудование | Материалы и инструменты, ТСО: Для учителя Проектор, компьютер, доска, бумага формата А3, акварель или гуашь, кисти, ватные палочки, палитра, мел. Для учащихся художественные принадлежности. бумага белая формата А4, акварель или гуашь, кисти, палитра | ||
Образовательные ресурсы |
| ||
Образовательные интернет-ресурсы |
|
Технологическая карта урока
«Древние образы в народных игрушках»
Схема фишбоун по теме урока
Лист-памятка по игрушкам .
Название игрушки | История происхождения | Предметы, украшаемые росписью | Цветовая гамма | Элементы росписи |
Каргопольская | Русский Север Каргопольский район Архангельская область | Приземистые Фигурки людей и животных Неуклюжие и тяжеловатые Бабы с младенцами, птицами, пирогами, конь - полкан | Яркие или приглушённые | Солярные знаки – большие огненные красные круги, кресты, символы зерен, хлебных колосьев и веточек растений |
Дымковская | Дымковская слобода г.Вятки (ныне г.Киров) | Силуэты плавные И округлые Множество лепных деталей (косички, воланы, жгутики) | Яркие цвета | Геометрический орнамент – круги, овалы, клетки, полоски, волнистые линии, сеточка, точки. |
Филимоновская | Деревня Филимоново Тульская область | Вытянутые пропорции. Мягкие очертания Изящные, стройные Всегда со свистульками Животные – коники, коровки, бараны, олени – растопырки, птицы – курицы, петухи | Малиновый. Красный, жёлтый и изумрудно-зелёный | Пестрые декоративные «одежды» Радужные полоски Полоски Точки Геометричекие фигуры |
Информация, которую могут получить учащиеся.
Глиняные игрушки имеют обобщённую форму, очень пластичны и расписаны традиционным орнаментом.
Деревня Филимоново Тульской области - знаменитый центр производства филимоновской игрушки. И сегодня этот промысел живёт, а с ним продолжает жить прекрасное искусство народных умельцев.
У филимоновских игрушек вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными, изящными. Вылеплены из белой с синеватым оттенком глины.
Высокие стройные крестьянки часто что-то держат в руках: ребёнка или курицу со свистком. Мужские фигурки статные, длинноногие, чуть смешные.
Разнообразны и животные-свистульки: кони, коровки, бараны, олени, птицы.
Любимые цвета – малиново-красный, жёлтый и изумрудно-зелёный. Расписывают игрушки, как и раньше куриным пёрышком, после того как они просушены и обожжены в печи.
Родина каргопольской игрушки – Русский Север, Каргопольский район Архангельской области.
По-детски решены приземистые фигурки людей и животных. Крепкие деревенские бабы и мужики большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в бороду-лопату. Глиняные бабы с младенцами, птицами, пирогами похожи на древний образ богини матери в северной народной вышивке.
Каргопольские игрушки расписаны в ярких или приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы Солнца – большие огненно-красные круги, кресты, а также мотивы зёрен, хлебных колосьев и веточек растений.
Самые знаменитые в России –дымковские игрушки.
Родились они в Дымковской слободе, которая находилась неподалёку от города Вятки (Киров).
Вятка славилась в старину базарами, праздниками-ярмарками, которые назывались «свистопляской». Развлечением праздника были глиняные игрушки-свистульки, которые крестьяне лепили из местной красной глины и обжигали в печах.
Дымковские игрушки – настоящее чудо. Здесь можно увидеть и разряженных щеголих, и нянек-«кормилок» с детьми на руках, и лихих всадников, и важных индюков, и целые забавные сценки.
Форма игрушек монолитна, а силуэт фигурок отличается плавностью и округлостью. Много лепных деталей: оборок, воланов, косичек, жгутиков. Они делают фигурки более выразительными.
Рассмотрим роспись игрушек.
Необычайно ярка филимоновская игрушка. Сплошную окраску дополняют чередующиеся радужные полосы, знаки солнца, цветы.
В элементах росписи каргопольской игрушки часто попадаются круги, кольца и круги с крестом внутри – это древние знаки солнца, а смыкающиеся скобки и дуги символизируют зёрна и пашню – знаки плодородия земли.
В росписи дымковской игрушки преобладают круги, овалы, клетки, полоски, точки. В росписи используют жёлтый и синий, малиново-красный и зелёный, чёрный цвета. Яркие краски дополняют мягкими, приглушёнными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 1 классе "Начало зимы"
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 1 классе "Начало зимы"...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Линия и ее выразительные возможности"
Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Линия и ее выразительные возможности"...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Натюрморт" (6 класс)
Технологическая карта урока по изобразительному искусству по теме "Натюрморт" для 6 класса...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству по ФГОС второго поколения на тему «Древние образы в современных народных игрушках»
Формирование духовно-нравственного развития; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине на примере изучения орнамента народной вышивки; привитие интереса к декоративно-прикладному иску...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА Тема урока: Линия и её выразительные возможности
Грифонаж – это не только необычный способ рисования, это ещё и зовущая за собой тайна, удивительная загадка, потрясающая интрига. Приступая к выполнению рисунка, нельзя точно сказать, что получи...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА Тема урока: Конструкция: часть и целое
Сегодня в современном мире каждый день создаются новые и новые технологии.При этом красота здания зависит не от сложности форм, а от их гармонии и единства стиля всех элементов. Большинство зданий отл...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА Тема урока: Русская красавица
В каждом произведении, в каждой картине были отражены традиции русского народа. Люди верили: красота – это добрая оберегающая сила. Поэтому женщины стремились украсить свой костюм. Русскому наци...