Календарно-тематический план по ИЗО для 5 класса под редакцией Кузина
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Развернутый тематический план разработан на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы общеобразовательной школы» (под редакцией доктора педагогических наук В.С.Кузин. – М.: Дрофа, 2004 ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_dokument_microsoft_office_word_-_kopiya.docx | 26.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Развернутый тематический план
(5 класс)
№ урока | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Вид занятия Виды деятельности Формы обучения | Содержание учебной темы: основные вопросы, понятия | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Средства контроля: вид, форма, методы | Учебно-методическое обеспечение использования ИКТ | Календарные сроки | Возможные виды самостоятельной работы учащихся (Домашнее задание) | |
план | факт | |||||||||
Раздел 1. Язык изобразительного искусства и художественный образ. Опыт творческой деятельности (7 часов) | ||||||||||
1 | Цветовой круг | 1 | Введение новых знаний | Спектр. Составные и основные цвета. Теплые и холодные цвета. Контрастные и сближенные цвета. | Знать: - понятие цветовой круг; - составные и основные цвета; - теплые и холодные цвета; - контрастные и сближенные цвета. Уметь: - различать теплые и холодные цвета; - контрастные и сближенные цвета; - смешивать краски для получения нужного цвета и оттенка. | Контроль выполнения упражнений. | Пезентация на тему «Цвет в ИЗО» | |||
2 | Экскурсия в осенний парк | 1 | Урок-наблюдение | Наблюдение и словесное описание зримого мира. Цветовые сочетания в окружающем пейзаже. Перспектива. | Знать понятия: точка зрения, линия горизонта, перспектива. Уметь словесно описывать окружающую природу, цветовые сочетания в пейзаже. | Ответы на вопросы. | Подобрать иллюстрации с изображением декоративных цветов | |||
3-4 | Декоративный цветок | 2 | Введение новых знаний | Условности декоративного изображения. Колорит. | Знать: - понятия теплый и холодный колорит; - приемы работы акварелью «по-сухому» и «по-сырому». Уметь: - выполнять стилизацию натуры, композиционное построение рисунка; - работать в технике «мазок». | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Демонстрационный материал «Понятие о симметрии и асимметрии.» | |||
5 | Живописные упражнения, монотипия «Веселые кляксы». | 1 | Урок практикум. | Монотипия как один из способов печатания. Заливка плоскости цветом. Цветовые переходы. | Знать: - приемы работы акварелью, гуашью; - технику печатания «монотипия». Уметь: - выполнять заливку плоскости цветом; - получать плавные переходы от одного цвета к другому; - выполнять рисунок в технике «монотипия». | Контроль выполнения тренировочных упражнений. Ответы на вопросы. | Видеоролик «Воображение как основа творческой деятельности человека.» | Прочитать рассказы о осени. | ||
6 | «Золотая осень». Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти. | 1. | Введение новых знаний. | Живопись. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Очертания и форма дерева. Элементы воздушной и линейной перспективы. Освещенность. | Знать: - жанр изобразительного искусства – пейзаж (определение, особенности); - строение дерева; - измерение цвета в зависимости от освещения; - законы перспективы. Уметь выполнять рисунок с натуры или по памяти с использованием законов линейной и воздушной перспективы. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Презентация на тему «Техника выполнения рисунка. Дерево.»; цвет как средство передачи эмоционального состояния автора. | Подобрать иллюстрации с изображеним фркутов и овощей. | ||
7 | Рисование фруктов и овощей. | 1 | Введение новых знаний. | Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Использование красок (смачивание, разведение, смешивание). Изменение цвета в зависимости от освещения. | Знать: - Жанр изобразительного искусства – натюрморт (определение и особенности); - особенности формы разных овощей и фруктов; - приемы смешивания красок; - правила построения композиции. Уметь: - смешивать краски для получения нужного цвета и оттенков; - учитывать освещенность предметов; - выполнять рисунок с натуры. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Видеоролик на тему «Фрукты» | Подобрать иллюстрации с изображением хохломской росписи. | ||
Раздел 2. Декоративно-прикладное искусство. Истоки и современное развитие народных промыслов. (4 часа) | ||||||||||
8 | Хохлома. Золотые узоры. | 1 | Введение новых знаний. | Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы: сходство и различие. Хохлома. Украшение и стилизация. Понятие об орнаменте и его элементах. Элементы хохломской росписи. | Знать: - Понятие декоративно-прикладное искусство, орнамент; - особенности хохломской росписи и ее элементы. Уметь выполнять роспись разделочной доски в стиле хохломской росписи. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения упражнений и практической работы. | Презентация на тему «История народных промыслов. Народная живопись и ее особенности. Сюжеты хохломской росписи.» | Найти и принести народные загадки. | ||
9 | Рисуем отгадки к народным загадкам. | 1 | Урок обобщение. | Устное народное творчество. Средства художественной выразительности. Иллюстрация к книге. | Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по памяти или воображению). | Контроль выполнения практической работы. | Демонстрационный материал по теме «Построение композиции, формулировка собственного замысла.. Назначение пословиц, поговорок, загадок, объяснения их смысла.» | Приготовить презентацию на тему «Художественные промыслы : Гжель, Жостово, Городец» | ||
10-11 | Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда. | 2 | Введение новых знаний. | Художественные промыслы: Гжель, Жостово, Городец, ковроткачество, Скопин, Опошня и др. Элементы орнамента и его виды. Контрастные цвета. | Знать: - художественные промыслы России; - контрастные цвета; - виды и элементы орнамента. Уметь: - придумывать узоры; - выполнять узор в полосе и эскиз декоративной росписи сосуда. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Презентация на тему «Манеры выполнения изделий мастерами Гжели, Жостова, Городца и др.» | Подобрать иллюстрации с изображение домашнего животного - кота | ||
Раздел 3. Особенности анималистического и мультипликационного жанра. (3 часа) | ||||||||||
12 | Рыжий кот. Рисование с натуры домашних животных. | 1 | Введение новых знаний. | Анималистический Жан. Изображение животных: анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас. | Знать: - особенности анималистического жанра изобразительного искусства; - анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас животных; - отдельные произведения выдающихся художников. Уметь выполнять рисунок животного с применением средств художественной выразительности. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Презентация на тему «Анималистический жанр». Герои-животные в литературе, устном народном творчестве. | Приготовить призентацию на тему «Мультипликационные герои» | ||
13 | Мультипликационные герои. | 1 | Введение новых знаний. | Мультипликация. Обучение приемам эффекта одушевления персонажей, анимации. Самостоятельная работа по созданию мультипликационного фильма. | Знать значение понятия мультипликация. Уметь выполнить последовательные фазы движения рисованных фигур (создать в рисунке иллюстрацию движения предметов и облаков). | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Презентация на тему «Создание рисованного кино.». Демонстрационный материал. | Подобрать новогодние открытки с изображением Деда Мороза | ||
14 | Веселый Дед Мороз | 1 | Введение новых знаний. | Аппликация, средства выразительности и эмоционального воздействия (цвет: сочетание оттенков, фактура). Правила безопасной работы с ножницами. | Знать: - особенности техники аппликации из цветной бумаги и других материалов); - средства выразительности и эмоционального воздействия. Уметь: - использовать в своей работе различные художественные и подручные материалы разной фактуры; - работать с ножницами. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Художественный ряд на тему «Новый год в жизни человека, в искусстве.» Творческое восприятие действительности. Презентация на тему «Пропорции человеческой фигуры.» | Подобрать иллюстрационный материал на тему «Раппорт» | ||
Раздел 4. Изобразительное искусство, его виды и жанры. Графика. (5 часов) | ||||||||||
15 | Раппорт ткани. | 1 | Введение новых знаний. | Способы размножения изображений. Шаблоны и трафареты. Набивка узора. | Знать: - способы размножения изображения; - особенности шаблона и трафарета; - понятие раппорт; - сферу применения различных способов размножения изображения. Уметь: - изготавливать шаблоны и трафаретов; - придумывать декоративный мотив; - использовать художественные материалы (гуашь), технику размножения изображения с помощью шаблонов и трафаретов. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Презентация на тему «Раппорт ткани». | Подобрать материала на тему «Гравюра» | ||
16-17 | Гравюра на картоне | 2 | Введение новых знаний | Виды графики. Гравюра как вид графики. Выразительные средства графики. Творчество выдающихся художников-графиков. Техника изготовления гравюры на картоне. | Знать: - виды графики и грвюры; - выразительные средства графики (линия, пятно и др.); - отдельные произведения художников-графиков (А.Дюрер, И.Я.Билибин и др.). Уметь выполнять гравюру на картоне с использованием техники аппликации. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. | Художественный ряд на тему «Гравюра». | Подбор иллюстраций на тему «Граттаж» | ||
18-19 | Работа в технике граттажа. | 2 | Введение новых знаний | Графика как вид изобразительного искусства. Штрих, линия и пятно – основные средства художественной выразительности в графике. Техника штриха. Знакомство с произведениями художников-графиков. Правила безопасности труда. | Знать: - основные средства художественной выразительности графики; - особенности техники граттажа; - технику выполнения разных видов штрихов; - отдельные произведения художников-графиков. Уметь выполнять рисунок в технике граттажа. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения тренировочных упражнений и практической работы. | Презентация на тему «Хроматические и ахроматические цвета. Символизм черного и белого цветов.» | Понаблюдать за пропорциями человеческой фигуры | ||
Раздел 5. Изображение с натуры и по памяти человека, отдельных предметов. Опыт творческой деятельности. (3 часа) | ||||||||||
20 | Наброски с натуры фигуры человека. | 1 | Введение новых знаний | Портрет как жанр изобразительного искусства. Конструктивно-анатомическое строение фигуры человека. Пропорции фигуры человека. Тоновая разработка формы. | Знать: - особенности жанра изобразительного искусства – портрет; - конструктивно-анатомическое строение человека, пропорции его тела; - законы распределения светотени на поверхности форм, выявляющую их объем; - назначение наброска и особенности его выполнения. Уметь: - анализировать строение и пропорциональные отношения фигуры изображаемого; - выполнять наброски с натуры фигуры человека. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | Презентация на тему «Индивидуальные особенности изображаемого человека.» | Подготовить призентацию на тему «Русские богатыри в живописи» | ||
21 | Русские богатыри | 1 | Введение новых знаний | Исторические традиции русского народа. Былины. Богатыри – защитники Отечества. Архитектура старинных русских городов. Одежда древнерусского воина и его снаряжение. | Знать: - как одевались русские воины; - особенности архитектуры древнерусских городов; - особенности фигуры богатыря; - произведения живописи с изображением русских богатырей. Уметь: - анализировать содержание произведений живописи; - определять средства художественной выразительности; - изображать древнерусских воинов. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | Презентация на тему «Героико-фантастический метод изображения воина-богатыря в устном народном творчестве и произведениях живописи.» | Подобрать иллюстрационный материал на тему «Транспорт» | ||
22 | Транспорт | 1 | Введение новых знаний | Современные виды транспорта. Выразительность форм транспорта. Особенности формы современных машин. | Знать особенности формы современных разных видов. Уметь: - анализировать форму, пропорции, пространственное расположение машин; - выполнять рисунок игрушечной машины в разных техниках. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | Видеролик на тему «машины». Презентация «Связь формы разных видов транспорта со временем создания, скорость.» | Подобрать иллюстрационный материал на тему «Геометрические фигуры» | ||
Раздел 6. Жанры изобразительного искусства. Особенности натюрморта. (4 часа) | ||||||||||
23-24 | Натюрморт из геометрических тел | 2 | Введение новых знаний | Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Конструктивное строение предметов. Передача объемов средствами светотени. Элементы линейной перспективы. | Знать: - особенности жанра изобразительного искусства – натюрморт; - линейное построение натюрморта; - Элементы линейной перспективы. Уметь выполнять рисунок – натюрморт из геометрических тел – с передачей объема с помощью светотени. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | Демонстрационный материал к натюрморту. Презентация на тему «Компазиция из геометрических тел». | Произвести поисковую работу в интернете на тему «композиция из разнородных предметов» | ||
25-26 | Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, овощей и фруктов. | 2 | Введение новых знаний | Объемное изображение формы предмета. Моделировка светотенью и цветом. Знакомство с натюрмортами выдающихся мастеров живописи. | Знать: - закономерности линейной перспективы; - композиционные приемы; - градацию светотеней; - возможности цвета; - особенности теплого и холодного колорита; - отдельные произведения мастеров живописи. Уметь: - анализировать форму предметов; - строить натюрморт; - выполнять рисунок – натюрморт – с использованием возможностей цвета. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | Презентация «Выражение цветом в натюрморте настроения и переживаний художника. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок.» | Подобрать иллюстрационный материал на тему «Дома и сооружения» | ||
Раздел 7. Изображение с натуры и по представлению различных предметов. (3 часа) | ||||||||||
.27-28 | Наброски с натуры модели домика | 2 | Введение новых знаний | Основные конструктивные особенности строения дома. Закономерности линейной перспективы: линия горизонта, точка зрения, точка схода. Фронтальная и угловая перспектива. Знакомство с произведениями мастеров живописи. | Знать: - виды перспективы; - основные закономерности линейной перспективы; - правила объемного изображения; - основные конструктивные особенности изображения строений призматических форм; - отдельные произведения живописи. Уметь: - анализировать форму предметов (различных построек, домов); - делать наброски с натуры модели домика. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | Презентация на тему «Техника выполнения зданий и сооружений». Художественный ряд с изображением разных построек в произведениях живописи. . | Подготовить презентацию на тему «Деревянное зодчество» | ||
29 | Рисование по представлению. «Старинный терем» из геометрических фигур. | 1 | Введение новых знаний | Архитектура. Изображение архитектурных сооружений в картинах мастеров живописи. Архитектурный ансамбль Московского Кремля. Узорочье. | Знать: - понятие архитектура; - отдельные произведения художников; - особенности архитектурного ансамбля Московского Кремля, декор построек. Уметь выполнять рисунок старинного терема с использованием законов линейной перспективы. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | Подготовить иллюстрационный материал на тему «Буквица» | |||
Раздел 8.Создание иллюстраций к литературным произведениям. (3 часа) | ||||||||||
30 | Буквица | 1 | Введение новых знаний | История книгопечатания и роль художника в создании книги. Искусство каллиграфии. Принципы образования шрифта. Виды шрифтов. | Знать: - роль художников в создании книги; - понятия буквица и вязь; - виды шрифтов. Уметь: - писать текст плакатными буквами; - украшать текст буквицей. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | Презентация на тему «История письменности. Буквица» | Прочитать сказку П.Ершова «Конек Горбунок» | ||
31-32 | Иллюстрирование сказки П.Ершова «Конек Горбунок». | 2 | Введение новых знаний | Иллюстрация как один из видов графики. Произведения художников-иллюстраторов. Закономерности композиции. Основы цветоведения. | Знать: - творчество художников-иллюстраторов И.Билибина, В.Васнецова, Ю.Васнецова, М.Врубеля и др.; - закономерности композиции; - основы цветоведения. Уметь выполнять иллюстрацию к сказке с использованием всех изобразительных средств. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | Художественный ряд на тему «Иллюстрирование сказки П.Ершова «Конек Горбунок».» | Подобрать иллюстрации по теме «Портрет в скульптуре» | ||
Раздел 9. Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Портрет. (3 часа) | ||||||||||
33-34 | Портрет в скульптуре | 2 | Введение новых знаний | История портрета в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры. Пропорции лица человека. Творчество скульпторов-портретистов. Приемы лепки головы человека. | Знать: - из какого материала выполняют скульптуру; - инструменты для выполнения работы; - выразительные возможности скульптуры; - пропорции лица человека; - творчество выдающихся скульпторов-портретистов. Уметь выполнять портрет человека из пластилина с соблюдением пропорций, добиваясь сходства. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | Презентация на тему «Портрет», «Скульптура» | Подготовить художественный материал по теме «Портрет» | ||
35 | Четыре разных портрета (по одной схеме). | 1 | Введение новых знаний | Пропорции и мимика лица. Координатные (опорные) точки лица. Произведения мастеров живописи с изображением людей разного возраста, с разным эмоциональным состоянием. | Знать: - пропорции и мимику лица; - расположение координатных (опорных) точек лица; - схему изменений, происходящих с мимикой лица. Уметь выполнять рисунки лица человека, придавая каждому лицу индивидуальные, разнохарактерные черты. | Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы | Мимические мышцы лица и их роль в формировании и выявлении эмоционального состояния и возрастных изменений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по английскому языку, 7 класс. УМК 5- 11 под редакцией Кузовлева В. П. (новая редакция)
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу и календарно - тематическое планирование по английскому языку. Программа составлена по учебнику Кузовлева В. П. , 7 класс, УМК 5-11, в нов...
Календарно - тематическое планирование по английскому языку, 10 класс. УМК 5- 11 под редакцией Кузовлева В. П.
Календарно - тематическое планирование составлено к учебнику 10 класса, под редакцией Кузовлева В. П....
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по английскому языку, 9 класс. УМК "Английский язык" 5- 11, под редакцией Кузовлева В. П. (новая редакция)
Спланировано 102 урока (с расчетом 3 часа в неделю)...
календарно-тематическое планирование по литературе для 11 класса по учебнику под редакцией В.А. Чалмаева на 2012-2013 учебный год
план составлен из расчета 34 учебных недель, 3 урока в неделю - итого- 102 часа...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы для 8 класса по учебнику под редакцией Беленького
Данное планирование составлено для учащихся 8 класса со средним уровнем подготовки по предмету. Программа предусматривает творческие и игровые уроки, расширенное и углублённое изучение некоторых разде...
календарно-тематический план по ИЗО для 7 классов под редакцией Кузина
Развернутый тематический план разработан на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы общеобразовательной школы» (под редакцией доктора педагогических наук В.С.Кузин. – М.:...
Календарно-тематическое планирование по технологии (девушки) 5 класс под редакцией В. Д. Симоненко (М., 2010).
Рабочая программа 5 класса по направлению «Технология. Обслуживающий труд» направлена на достижение следующих целей обучения:·...