календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 1 класса
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо) по теме
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_izo_1_klass.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По изобразительному искусству
НАЗВАНИЕ КУРСА, ДЛЯ КОТОРОГО НАПИСАНА ПРОГРАММА
базовый
УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ - БАЗОВЫЙ, ПРОФИЛЬНЫЙ,
РАСШИРЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС, ПАРАЛЛЕЛИ
Учитель:
Морозова Виктория Александровна
ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ
Учитель изобразительного искусства
квалификация
2012 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Развернутый тематический план составлен применительно к учебной программе «Изобразительное искусство», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2007 год). Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно – прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.
Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.
Учебная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» опирается на приоритеты современного школьного образования.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной (К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р).
Это определило цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего образования:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
В контексте компетентностного подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном человеческом бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы занятий по изобразительному искусству.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается организация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т. д.), лепка, графика и др.
Данный тематический план призван соответствовать приоритетной цели художественного образования в школе: духовно-нравственному развитию ребенка, то есть формированию у него нравственных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Предполагается интеграция художественного образования с воспитанием толерантности, гражданственности и патриотизма в тесной связи с мировыми процессами: в основу планирования положен принцип - «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения школьника.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.
Программа занятий предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом планировании педагогические технологии призваны обеспечить выполнение каждой из поставленных задач и способствуют успешному ее решению.
Развернутое тематическое планирование составлено из расчета 1 учебных часов в неделю (всего 34 часов за учебный год).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
При составлении тематического плана учитель сосредоточил внимание на актуализации следующих аспектов обучения младших школьников:
- развитие образного мышления и изучение национальных культур, использование традиций народного художественного творчества, обучение ребенка видеть мир во взаимосвязи искусства, исторического фона и мировоззрения народа, создавшего высокохудожественные предметы быта;
- воспитание системного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;
- создание среды, стимулирующей творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.
Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала - осмысление - усвоение - применение усвоенного в практической деятельности.
Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Количество часов:
- в год – 34;
Требования к уровню подготовки учащихся (базовый уровень) Учащиеся должны знать/понимать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; уметь:
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан*);
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и
скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллю
страциях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.
Требования к уровню подготовки учащихся (продвинутый уровень) Учащиеся должны уметь:
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников (В. Ван Гог, М. Врубель*, И. Айвазовский*, И. Билибин*);
- использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);
- решать творческие задачи на уровне импровизаций;
- создавать творческие работы на основе собственного замысла;
- выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии;
- моделировать предметы бытового окружения человека;
- применить навыки несложных зарисовок с натуры;
- создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных на природе;
- сформулировать замысел;
- построить несложную композицию;
- воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
- анализировать результаты сравнения;
- использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, тушь , уголь , гелевая ручка;
- передавать настроение в собственной творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования
- (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна).
Проверка знаний учащихся
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:
учебники:
– Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2001.
дополнительных пособий для учителя:
– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5–8 классы. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998;
– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5–8 классы. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998;
– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. 5–8 классы. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998;
- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
№ п\п | Кол-во час. | Название темы | Дата |
1 | 1 | I ЧЕТВЕРТЬ Изображения всюду вокруг нас. Изображение радостного солнца. | |
2-3 | 2 | Мастер изображения учит видеть. Изображение сказочного леса, разные по форме листья (1 ч); изображение животных (1 ч). | |
4 | 1 | Изображать можно пятном. Изображение зверушки из произвольно сделанного пятна. | |
5 | 1 | Изображать можно в объеме. Лепка животного и птицы. | |
6 | 1 | Изображать можно линией. Изображение рисунка линией на тему «Расскажи нам о себе». | |
7 | 1 | Разноцветные краски. Изображение осеннего клена. | |
8 | 1 | Изображать можно и то, что не видимо. Изображение музыки – создание образов, контрастных по настроению музыкальных пьес. | |
9 | 1 | Художники и зрители (обобщение темы). Фронтальная выставка. | |
10 | 1 | II ЧЕТВЕРТЬ Мир полон украшений. Изображение сказочного цветка (по представлению). | |
11 | 1 | Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях бабочки. | |
12 | 1 | Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы. Украшение рыбки узорами чешуи. | |
13 | 1 | Красоту надо уметь замечать: украшения птиц. Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации. | |
14 | 1 | Узоры которые создали люди. Изображение орнамента по воображению. | |
15 | 1 | Как украшает себя человек. Изображение любимых сказочных героев и их украшений. | |
16-17 | 2 | Мастер украшения помогает сделать праздник. Конструирование праздничного украшения для новогодней елки, карнавальных масок. | |
18 | 1 | III ЧЕТВЕРТЬ Постройки в нашей жизни. Изображение сказочного дома для себя и своих товарищей по воображению. | |
19 | 1 | Домики, которые построила природа. Лепка сказочного домика в форме овощей и фруктов, грибов. | |
20 | 1 | Дом снаружи и внутри. Изображение дома в виде буквы. | |
21 | 1 | Строим город. Постройка городка из бумажных домиков. | |
22-23 | 2 | Все имеет свое строение. Создание из простых геометрических форм изображения разных зверей (аппликация). | |
24 | 1 | Постройка предметов (упаковка). Конструирование из бумаги и украшение упаковок, сумок. | |
25-26 | 2 | Город в котором мы живем. Создание панно. | |
27 | 1 | Совместная работа трех Братьев – Мастеров. Выставка работ. | |
28-29 | 2 | IV ЧЕТВЕРТЬ «Сказочная страна». Создание панно. Коллективная работа. | |
30-31 | 2 | «Праздник весны». Конструирование из бумаги птиц, божьих коровок, жуков, стрекоз, бабочек. | |
32 | 1 | Урок любования. Умение видеть. Экскурсия в природу. Зарисовки. | |
33-34 | 2 | «Здравствуй, лето!» Создание композиции по впечатлениям от природы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству. 1 класс
Календарно - тематическое планирование создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (ФГОС), на о...
Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству. 2 класс
Календарно - тематическое планирование создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (ФГОС)...
Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству. 3 класс
Календарно - тематическое планирование создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (ФГОС)...
Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству. 4 класс
Календарно - тематическое планирование создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (ФГОС)...
Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству. 5 класс
Календарно - тематическое планирование создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС),...
Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству. 6 класс
Календарно - тематическое планирование создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС),...