Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству. 6 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Календарно - тематическое планирование создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС), на основе рабочей программы «Изобразительное искусство 5 – 7 кл.», авторы: Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских, М. «Просвещение» 2013 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_6_klass.docx | 46.59 КБ |
Предварительный просмотр:
6 КЛАСС
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34ч)
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Количест-во часов | Даты проведения | Оборудование | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |||
план | факт | |||||||
6 А | 6Б | 6А | 6Б | |||||
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч) | ||||||||
1 | Изобразительное искусство. Семья пространствен- ных искусств. Художественные материалы. | 1 | Цв. мелки, карандаши, тонированная бумага | Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства. Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей. Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе. Приобретать представление об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира. Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя. Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность. Уметь определять, к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение. Понимать, что восприятие произведения искусства — творческая деятельность на основе зрительской культуры, т. е. определенных знаний и умений. Иметь представление и высказываться о роли художественного материала в построении художественного образа. Характеризовать выразительные особенности различных художественных материалов при создании художественного образа. Называть и давать характеристики основным графическим и живописным материалам. Приобретать навыки работы графическими и живописными материалами в процессе создания творческой работы. Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами. | ||||
2 | Рисунок— основа изобразительного творчества. | 1 | Накопительная папка «Рисунок»; цв. мелки, карандаши, акварель, бумага | Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества. Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам. Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров. Овладевать начальными навыками рисунка с натуры. Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы. Овладевать навыками размещения рисунка в листе. Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий. | ||||
3 | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. | 1 | Графические материалы | Приобретать представления о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника. Объяснять, что такое ритм и его значение в создании изобразительного образа. Рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников. Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке. Овладевать навыками передачи разного эмоционального состояния, настроения с помощью ритма и различного характера линий, штрихов, росчерков и др. Овладевать навыками ритмического линейного изображения движения (динамики) и статики (спокойствия). Знать и называть линейные графические рисунки известных художников. | ||||
4 | Пятно как средство выражения. Ритм пятен. | 1 | Графические материалы , цв. бумага, ножницы, клей | Овладевать представлениями о пятне как одном из основных средств изображения. Приобретать навыки обобщенного, целостного видения формы. Развивать аналитические возможности глаза, умение видеть тональные отношения (светлее или темнее). Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа. Овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений. Осуществлять на основе ритма тональных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением состояния природы (гроза, туман, солнце и т. д.). | ||||
5 | Цвет. Основы цветоведения. | 1 | Накопительная папка «Живопись»; краски, кисти, карандаш, ластик, банка под воду, альбом, салфетка | Знать понятия и уметь объяснять их значения: основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет. Получать представление о физической природе света и восприятии цвета человеком. Получать представление о воздействии цвета на человека. Сравнивать особенности символического понимания цвета в различных культурах. Объяснять значение понятий: цветовой круг, цветотональная шкала, насыщенность цвета. Иметь навык сравнения цветовых пятен по тону, смешения красок, получения различных оттенков цвета. Расширять свой творческий опыт, экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции. Различать и называть основные и составные, теплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета. Создавать образы, используя все выразительные возможности цвета. | ||||
6
| Цвет в произведениях живописи. | 1 1 | Накопительная папка «Живопись»; акварель, гуашь | Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях. Объяснять понятия: цветовые отношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет. Различать и называть теплые и холодные оттенки цвета. Объяснять понятие «колорит». Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни. Приобретать творческий опыт в процессе создания красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием. Овладевать навыками живописного изображения. | ||||
7 | Объемные изображения в скульптуре. | 1 | Накопительная папка «Скульптура»; Пластилин стеки | Называть виды скульптурных изображений, объяснять их назначение в жизни людей. Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объемных изображениях. Рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе. Осваивать простые навыки художественной выразительности в процессе создания объемного изображения животных различными материалами (лепка, бумагопластика и др.). | ||||
8 | Основы языка изображения (обобщение темы). | 1 | Рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей. Объяснять, почему образуются разные виды искусства, называть разные виды искусства, определять их назначение. Объяснять, почему изобразительное искусство — особый образный язык. Рассказывать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Участвовать в выставке творческих работ. | |||||
Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч) | ||||||||
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника. | 1 | Цв. карандаши, акварель, кисть | Рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека. Уяснять, что воображение и фантазия нужны человеку не только для того, чтобы строить образ будущего, но также и для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность. Понимать и объяснять условность изобразительного языка и его изменчивость в ходе истории человечества. Характеризовать смысл художественного образа как изображения реальности, переживаемой человеком, как выражение значимых для него ценностей и идеалов. | ||||
10 | Изображение предметного мира — натюрморт. | 1 | Накопительная папка «Натюрморт»; бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти | Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох. Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения. Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь). Осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте. Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении. Получать навыки художественного изображения способом аппликации. Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы. | ||||
11 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | 1 | Накопительная папка «Натюрморт»; бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти | Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы. Называть основные геометрические фигуры и геометрические объемные тела. Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур. Изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции. | ||||
12 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. | 1 1 | Графические материалы | Приобретать представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи. Объяснять связь между новым представлением о человеке в эпоху Возрождения и задачами художественного познания и изображения явлений реального мира. Строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы. Определять понятия: линия горизонта; точка зрения; точка схода вспомогательных линий; взгляд сверху, снизу и сбоку, а также использовать их в рисунке. Объяснять перспективные сокращения в изображениях предметов Создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел. | ||||
13 | Освещение. Свет и тень. | 1 | Графические материалы | Характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства. Углублять представления об изображении борьбы света и тени как средстве драматизации содержания произведения и организации композиции картины. Осваивать основные правила объемного изображения предмета (свет, тень, рефлекс и падающая тень). Передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта. Знакомиться с картинами-натюрмортами европейского искусства XVII—характеризовать роль освещения в построении содержания этих произведений | ||||
14 | Натюрморт в графике. | 1 | Накопительная папка «Натюрморт»; графические материалы | Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению. Получать представления о различных графических техниках. Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы ее виды. Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами. Приобретать творческий опыт выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне. | ||||
15 | Цвет в натюрморте. | 1 | Накопительная папка «Натюрморт»; акварель, большие и маленькие кисти | Приобретать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета. Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания | ||||
16 | Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы). | 1 | Узнавать историю развития жанра натюрморта. Понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художественной культуре. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла при создании натюрморта. Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий предметный мир. | |||||
Вглядываясь в человека. Портрет (11 ч) | ||||||||
17 | Образ человека — главная тема искусства. | 1 | Графические материалы | Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа человека в искусстве. Получать представление об изменчивости образа человека в истории. Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов. Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника. Уметь различать виды портрета(парадный и лирический портрет). Рассказывать о своих художественных впечатлениях. | ||||
18 19
| Конструкция головы человека и ее основные пропорции Закономерности построения конструкции головы человека. | 1 1 | Графические материалы | Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица. Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника. Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации. | ||||
20
| Изображение головы человека в пространстве. | 1 | Накопительная папка «Портрет»; бумага, графические материалы | Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека. Вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека. Создавать зарисовки объемной конструкции головы. | ||||
21 | Портрет в скульптуре. | 1 | Пластилин, стеки | Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета. Получать знания о великих русских скульпторах-портретистах. Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека. Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа. Учиться по-новому видеть индивидуальность человека (видеть как художник-скульптор). | ||||
22 | Графический портретный рисунок. | 1 | Графические материалы | Приобретать интерес к изображениям человека как способу нового понимания и видения человека, окружающих людей. Развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека. Получать представления о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в решении образа человека. Овладевать новыми умениями в рисунке. Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете. | ||||
23 | Сатирические образы человека. | 1 | Графические материалы | Получать представление о жанре сатирического рисунка и его задачах. Рассуждать о задачах художественного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении. Учиться видеть индивидуальный характер человека, творчески искать средства выразительности для его изображения. Приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций, использования линии и пятна как средств выразительного изображения человека. | ||||
24 | Образные возможности освещения в портрете. | 1 | Графические материалы | Узнавать о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа. Учиться видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения. Различать освещение «по свету», «против света», боковой свет. Характеризовать освещение в произведениях искусства и его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя. Овладевать опытом наблюдательности и постигать визуальную культуру восприятия реальности и произведений искусства. | ||||
25 | Роль цвета в портрете. | 1 | Акварель, гуашь, кисти | Развивать художественное видение цвета, понимание его эмоционального, интонационного воздействия. Анализировать цветовой строй произведений как средство создания художественного образа. Рассказывать о своих впечатлениях от нескольких (по выбору) портретов великих мастеров, характеризуя цветовой образ произведения. Получать навыки создания различными материалами портрета в цвете. | ||||
26 | Великие портретисты прошлого. | 1 | Накопительная папка «Портрет» | Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров европейского и русского искусства. Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и ее духовных ценностей. Рассказывать об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлений о человеке и выражения духовных ценностей эпохи. Рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника в портрете. Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа близкого человека (или автопортрета). | ||||
27 | Портрет в изобразительном искусстве XX века. | 1 | Накопительная папка «Портрет» | Получать представления о задачах изображения человека в европейском искусстве XX века. Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в отечественном искусстве XX века. Приводить примеры известных портретов отечественных художников. Рассказывать о содержании и композиционных средствах его выражения в портрете. Интересоваться, будучи художником, личностью человека и его судьбой. | ||||
Человек и пространство. Пейзаж (7 ч) | ||||||||
28
| Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. | 1 | Накопительная папка «Пейзаж»; графические материалы | Знать и называть жанры в изобразительном искусстве. Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения. Объяснять, как изучение развития жанра в изобразительном искусстве дает возможность увидеть изменения в видении мира. Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт. Активно участвовать в беседе по теме. Различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства. Получать представление о мировоззренческих основаниях правил линейной перспективы как художественного изучения реально наблюдаемого мира. Наблюдать пространственные сокращения (в нашем восприятии) уходящих вдаль предметов. Приобретать навыки (на уровне общих представлений) изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого пространства. | ||||
29 | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. | 1 | Накопительная папка «Пейзаж»; графические материалы | Объяснять понятия «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии». Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного искусства. Объяснять правила воздушной перспективы. Приобретать навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы. | ||||
30 | Пейзаж – большой мир. | 1 | Накопительная папка «Пейзаж»; графические материалы | Узнавать об особенностях эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства. Уметь различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях живописи и графики. Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и свое восприятие произведений искусства, о средствах выражения художником эпического и романтического образа в пейзаже. Экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в изображении большого природного пространства. | ||||
31 | Пейзаж настроения. Природа и художник. | 1 | Накопительная папка «Пейзаж»; графические материалы | Получать представления о том, как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи XIX в. Характеризовать направления импрессионизма и постимпрессионизма в истории изобразительного искусства. Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе. Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека. Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека. | ||||
32 | Пейзаж в русской живописи. | 1 | Накопительная папка «Пейзаж»; Акварель, кисти | Получать представление об истории развития художественного образа природы в русской культуре. Называть имена великих русских живописцев и узнавать известные картины А. Венецианова, А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана. Характеризовать особенности понимания красоты природы в творчестве И. Шишкина, И. Левитана Уметь рассуждать о значении художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины. Формировать эстетическое восприятие природы как необходимое качество личности. Приобретать умения и творческий опыт в создании композиционного живописного образа пейзажа своей Родины. Принимать посильное участие в сохранении культурных памятников. | ||||
33 | Пейзаж в графике. Городской пейзаж. | 1 | Накопительная папка «Пейзаж»; графические материалы | Получать представление о произведениях графического пейзажа в европейском и отечественном искусстве. Развивать культуру восприятия и понимания образности в графических произведениях. Рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительности в произведениях пейзажной графики, о разнообразии образных возможностей различных графических техник. Приобретать навыки наблюдательности, интерес к окружающему миру и его поэтическому видению путем создания графических зарисовок. Приобретать навыки создания пейзажных зарисовок. Получать представление о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве. Приобретать навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа. Приобретать навыки эстетического переживания образа городского пространства и образа в архитектуре. Знакомиться с историческими городскими пейзажами Москвы, Санкт- Петербурга, родного города. Приобретать новые композиционные навыки, навыки наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения Овладеть навыками композиционного творчества в технике коллажа. Приобретать новый коммуникативный опыт в процессе создания коллективной творческой работы. | ||||
34 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы). | 1 | Уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека. Получать представление о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного отображения, ее претворении в художественный образ. Объяснять творческий и деятельностный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя. Узнавать и называть авторов известных произведений, с которыми познакомились в течение учебного года. Участвовать в беседе по материалу учебного года. Участвовать в обсуждении творческих работ учащихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование Изобразительное искусство 5-7 классы, Искусство 8-9 классы
Календарно-тематическое планирование по предмету "Изобразительное искусство" составлено на основе авторской программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 5...
Календарно-тематическое планирование изобразительное искусство 5-6 кл. ФГОС (Неменский Б. М.)
Календарно-тематическое планирование изобразительное искусство 5 кл. ФГОС (Неменский Б. М.) Календарно-тематическое планирование изобразительное искусство 6 кл. ФГОС (Неменский Б. М.)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»
Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...
Календарно – тематическое планирование "Изобразительное искусство" 5 кл.VIII вид
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству составлена на основе программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида: 5-7 кл. /под редакцией В.В.Воронко...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование изобразительное искусство 7 класс
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина ...
Календарно-тематическое планирование "Изобразительное искусство" 5 класс
Календарно - тематическое планирование "изобразительное искусство 5 класс" по программе Неменского Б.М.:- условия реализации программы- учебно - тематическое планирование- КТП...
Календарно-тематическое планирование Изобразительное искусство 5 класс
Настоящая рабочая программа по ИЗО разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012г, № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; на основе Государст...