Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству. 5 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Календарно -  тематическое планирование создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования второго поколения (ФГОС), на основе рабочей программы «Изобразительное  искусство 5 – 7 кл.», авторы: Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских,  М. «Просвещение» 2013 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_5_klass.docx39.43 КБ

Предварительный просмотр:

5 КЛАСС

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 ч)

Номер

урока

Содержание

(разделы, темы)

Количест-во

часов

Даты проведения

Оборудование

Основные виды учебной деятельности (УУД)

план

факт

I. Древние корни народного искусства (8 ч)

1

Древние образы в народном искусстве

1

5 А

5 В

5 А

5 В

Накопительная папка «ДПИ»;

цв. мелки, карандаши, тонированная бумага

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.

Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

2

Убранство русской избы

1

5 А

5 В

5 А

5 В

Накопительная папка «Русская изба»;

цв. мелки, карандаши, акварель, бумага

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

3

Внутренний мир русской избы

1

5 А

5 В

5 А

5 В

Накопительная папка «ДПИ»;

цв. мелки, карандаши, тонированная бумага

Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия.

Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

4

Конструкция и декор предметов народного быта

1

5 А

5 В

5 А

5 В

Накопительная папка «ДПИ»;

бумага, картон, ножницы, клей

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского бытаи труда.

Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.

Понимать, что декор не только

украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.

Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее.

Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

5

Русская народная вышивка

1

5 А

5 В

5 А

5 В

Накопительная папка «Вышивка»;

краски, кисти, карандаш, ластик, банка под воду, альбом, салфетка

Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.

Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.

Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами.

Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.

Осваивать навыки декоративного обобщения.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

6  

 7  

Народный праздничный костюм

Формы и декор женских головных уборов.

1

1

5 А

5 В

5 А

5 В

5 А

5 В

5 А

5 В

Накопительная папка «Народный костюм»;

Бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, цв. карандаши.

Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.

Соотносить особенности декора

женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.

Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.

Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.

Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северно-русского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.

8

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

1

5 А

5 В

5 А

5 В

Накопительная папка «Народный костюм»;

бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, цв. карандаши.

игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах.

Проявлять себя в роли знатоков искусства экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.

Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной,

декоративной и изобразительной деятельности.

Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство.

II. Связь времен в народном искусстве (8ч)

9

Древние образы в современных народных игрушках

1

5 А

5 В

5 А

5 В

Накопительная папка «Народная игрушка»;

пластилин, стеки, подставка для лепки, салфетка, цв. карандаши, акварель, кисть

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.

Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.

Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

10

Искусство Гжели

1

5 А

5 В

5 А

5 В

Накопительная папка «Гжель»;

бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и

изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.

Осваивать приемы гжельского кистевого мазка — «мазка с тенями».

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

11

Городецкая роспись

1

5 А

5 В

5 А

5 В

Накопительная папка «Городец»;

бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти

Эмоционально  воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла.

Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла.

Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца.

12

13

Хохлома

Связь традиционного орнамента с природой

1

1

5 А

5 В

5 А

5 В

5 А

5 В

5 А

5 В

Накопительная папка «Хохлома»;

бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»), различать их.

Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

14

Жостово. Роспись по металлу

1

5 А

5 В

5 А

5 В

Накопительная папка «Жостово»;

краски, кисти, карандаш, банка, альбом, салфетка

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла.

Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.

Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приемы жостовского письма.

Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

1

5 А

5 В

5 А

5 В

Накопительная папка «Народная игрушка»;

пластилин, стеки, подставка для лепки, салфетка, краски, кисти, карандаш, банка, альбом,

Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера.

Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари.

Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику.

Осваивать основные приемы росписи.

Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи.

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

1

5 А

5 В

5 А

5 В

Накопительная папка «Народная игрушка»;

бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.

Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.

Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.

Участвовать в презентации

выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».

III. Декор — человек, общество, время (11 ч)

17

Зачем людям украшения

1

5 А

5 В

5 А

5 В

Накопительная папка «ДПИ»;

пластилин, стеки, подставка для лепки, салфетка, цв. карандаши, акварель, кисть

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

18

19

 20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта .

Символика цвета в украшениях.

1

1

1

5 А

5 В

5 А

5 В

5 А

5 В

5 А

5 В

5 А

5 В

5 А

5 В

Накопительная папка «ДПИ»;

бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти

Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно - прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно - прикладного

искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.

Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

21

22

 23

Одежда «говорит» о человеке

Декоративно- прикладное искусство Древнего Китая

Декоративно- прикладное искусство Западной Европы .

1

1

1

5 А

5 В

5 А

5 В

5 А

5 В

5 А

5 В

5 А

5 В

5 А

5 В

Накопительная папка «Народный костюм»;

бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.

Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

24

25

26

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

Роль геральдики в жизни рыцарского общества.

Символы и эмблемы в современном обществе

1

1

1

5 А

5 В

5 А

5 В

5 А

5 В

5 А

5 В

5 А

5 В

5 А

5 В

Накопительная папка «Эмблема, герб»;

бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.

Определять, называть символические элементы герба и использовать ихпри создании собственного проекта герба.

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.

27

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

1

5 А

5 В

5 А

5 В

Накопительная папка «ДПИ»;

краски, кисти, карандаш, банка, альбом, салфетка

Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративноприкладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).

Использовать в речи новые художественные термины.

IV. Декоративное искусство в современном мире (7 ч)

28

 29

Современное выставочное искусство

Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного  искусства

1

1

5 А

5 В

5 А

5 В

5 А

5 В

5 А

5 В

Накопительная папка «ДПИ»;

бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.

Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.

Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов

деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством.

Объяснять отличия современного

декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства

30

31

32

33

34

Ты сам — мастер

Лоскутная аппликация или коллаж

Витраж в оформлении интерьера школы

Нарядные декоративные вазы

Декоративные куклы

1

1

1

1

1

5 А

5 В

5 А

5 В

5 А

5 В

5 А

5 В

5 А

5 В

5 А

5 В

5 А

5 В

5 А

5 В

5 А

5 В

5 А

5 В

Накопительная папка «ДПИ»;

бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти, цв. бумага и др.

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование Изобразительное искусство 5-7 классы, Искусство 8-9 классы

Календарно-тематическое планирование по предмету "Изобразительное искусство" составлено на основе авторской программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 5...

Календарно-тематическое планирование изобразительное искусство 5-6 кл. ФГОС (Неменский Б. М.)

Календарно-тематическое планирование  изобразительное искусство 5 кл. ФГОС (Неменский Б. М.) Календарно-тематическое планирование  изобразительное искусство 6 кл. ФГОС (Неменский Б. М.)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»

Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...

Календарно – тематическое планирование "Изобразительное искусство" 5 кл.VIII вид

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству составлена на основе программы специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы 8 вида: 5-7 кл. /под редакцией В.В.Воронко...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование изобразительное искусство 7 класс

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  и концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина ...

Календарно-тематическое планирование "Изобразительное искусство" 5 класс

Календарно - тематическое планирование "изобразительное искусство 5 класс" по программе Неменского Б.М.:- условия реализации программы- учебно - тематическое планирование- КТП...

Календарно-тематическое планирование Изобразительное искусство 5 класс

Настоящая рабочая программа по ИЗО разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012г, № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  на основе Государст...