Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству. 5 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Календарно - тематическое планирование создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС), на основе рабочей программы «Изобразительное искусство 5 – 7 кл.», авторы: Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских, М. «Просвещение» 2013 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_5_klass.docx | 39.43 КБ |
Предварительный просмотр:
5 КЛАСС
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 ч)
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Количест-во часов | Даты проведения | Оборудование | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |
план | факт | |||||
I. Древние корни народного искусства (8 ч) | ||||||
1 | Древние образы в народном искусстве | 1 | 5 А 5Б 5 В | 5 А 5Б 5 В | Накопительная папка «ДПИ»; цв. мелки, карандаши, тонированная бумага | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. |
2 | Убранство русской избы | 1 | 5 А 5Б 5 В | 5 А 5Б 5 В | Накопительная папка «Русская изба»; цв. мелки, карандаши, акварель, бумага | Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. |
3 | Внутренний мир русской избы | 1 | 5 А 5Б 5 В | 5 А 5Б 5 В | Накопительная папка «ДПИ»; цв. мелки, карандаши, тонированная бумага | Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. |
4 | Конструкция и декор предметов народного быта | 1 | 5 А 5Б 5 В | 5 А 5Б 5 В | Накопительная папка «ДПИ»; бумага, картон, ножницы, клей | Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского бытаи труда. Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. |
5 | Русская народная вышивка | 1 | 5 А 5Б 5 В | 5 А 5Б 5 В | Накопительная папка «Вышивка»; краски, кисти, карандаш, ластик, банка под воду, альбом, салфетка | Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. |
6 7 | Народный праздничный костюм Формы и декор женских головных уборов. | 1 1 | 5 А 5Б 5 В 5 А 5Б 5 В | 5 А 5Б 5 В 5 А 5Б 5 В | Накопительная папка «Народный костюм»; Бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, цв. карандаши. | Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа. Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северно-русского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия. |
8 | Народные праздничные обряды (обобщение темы) | 1 | 5 А 5Б 5 В | 5 А 5Б 5 В | Накопительная папка «Народный костюм»; бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, цв. карандаши. | игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство. |
II. Связь времен в народном искусстве (8ч) | ||||||
9 | Древние образы в современных народных игрушках | 1 | 5 А 5Б 5 В | 5 А 5Б 5 В | Накопительная папка «Народная игрушка»; пластилин, стеки, подставка для лепки, салфетка, цв. карандаши, акварель, кисть | Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. |
10 | Искусство Гжели | 1 | 5 А 5Б 5 В | 5 А 5Б 5 В | Накопительная папка «Гжель»; бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка — «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. |
11 | Городецкая роспись | 1 | 5 А 5Б 5 В | 5 А 5Б 5 В | Накопительная папка «Городец»; бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца. |
12 13 | Хохлома Связь традиционного орнамента с природой | 1 1 | 5 А 5Б 5 В 5 А 5Б 5 В | 5 А 5Б 5 В 5 А 5Б 5 В | Накопительная папка «Хохлома»; бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. |
14 | Жостово. Роспись по металлу | 1 | 5 А 5Б 5 В | 5 А 5Б 5 В | Накопительная папка «Жостово»; краски, кисти, карандаш, банка, альбом, салфетка | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приемы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. |
15 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте | 1 | 5 А 5Б 5 В | 5 А 5Б 5 В | Накопительная папка «Народная игрушка»; пластилин, стеки, подставка для лепки, салфетка, краски, кисти, карандаш, банка, альбом, | Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера. Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику. Осваивать основные приемы росписи. Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи. |
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) | 1 | 5 А 5Б 5 В | 5 А 5Б 5 В | Накопительная папка «Народная игрушка»; бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве». |
III. Декор — человек, общество, время (11 ч) | ||||||
17 | Зачем людям украшения | 1 | 5 А 5Б 5 В | 5 А 5Б 5 В | Накопительная папка «ДПИ»; пластилин, стеки, подставка для лепки, салфетка, цв. карандаши, акварель, кисть | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. |
18 19 20 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта . Символика цвета в украшениях. | 1 1 1 | 5 А 5Б 5 В 5 А 5Б 5 В 5 А 5Б 5 В | 5 А 5Б 5 В 5 А 5Б 5 В 5 А 5Б 5 В | Накопительная папка «ДПИ»; бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно - прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно - прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. |
21 22 23 | Одежда «говорит» о человеке Декоративно- прикладное искусство Древнего Китая Декоративно- прикладное искусство Западной Европы . | 1 1 1 | 5 А 5Б 5 В 5 А 5Б 5 В 5 А 5Б 5 В | 5 А 5Б 5 В 5 А 5Б 5 В 5 А 5Б 5 В | Накопительная папка «Народный костюм»; бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах». Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. |
24 25 26 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Символы и эмблемы в современном обществе | 1 1 1 | 5 А 5Б 5 В 5 А 5Б 5 В 5 А 5Б 5 В | 5 А 5Б 5 В 5 А 5Б 5 В 5 А 5Б 5 В | Накопительная папка «Эмблема, герб»; бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. Определять, называть символические элементы герба и использовать ихпри создании собственного проекта герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения. |
27 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) | 1 | 5 А 5Б 5 В | 5 А 5Б 5 В | Накопительная папка «ДПИ»; краски, кисти, карандаш, банка, альбом, салфетка | Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративноприкладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). Использовать в речи новые художественные термины. |
IV. Декоративное искусство в современном мире (7 ч) | ||||||
28 29 | Современное выставочное искусство Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства | 1 1 | 5 А 5Б 5 В 5 А 5Б 5 В | 5 А 5Б 5 В 5 А 5Б 5 В | Накопительная папка «ДПИ»; бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства |
30 31 32 33 34 | Ты сам — мастер Лоскутная аппликация или коллаж Витраж в оформлении интерьера школы Нарядные декоративные вазы Декоративные куклы | 1 1 1 1 1 | 5 А 5Б 5 В 5 А 5Б 5 В 5 А 5Б 5 В 5 А 5Б 5 В 5 А 5Б 5 В | 5 А 5Б 5 В 5 А 5Б 5 В 5 А 5Б 5 В 5 А 5Б 5 В 5 А 5Б 5 В | Накопительная папка «ДПИ»; бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти, цв. бумага и др. | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование Изобразительное искусство 5-7 классы, Искусство 8-9 классы
Календарно-тематическое планирование по предмету "Изобразительное искусство" составлено на основе авторской программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 5...
Календарно-тематическое планирование изобразительное искусство 5-6 кл. ФГОС (Неменский Б. М.)
Календарно-тематическое планирование изобразительное искусство 5 кл. ФГОС (Неменский Б. М.) Календарно-тематическое планирование изобразительное искусство 6 кл. ФГОС (Неменский Б. М.)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»
Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...
Календарно – тематическое планирование "Изобразительное искусство" 5 кл.VIII вид
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству составлена на основе программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида: 5-7 кл. /под редакцией В.В.Воронко...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование изобразительное искусство 7 класс
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина ...
Календарно-тематическое планирование "Изобразительное искусство" 5 класс
Календарно - тематическое планирование "изобразительное искусство 5 класс" по программе Неменского Б.М.:- условия реализации программы- учебно - тематическое планирование- КТП...
Календарно-тематическое планирование Изобразительное искусство 5 класс
Настоящая рабочая программа по ИЗО разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012г, № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; на основе Государст...