Технологическая карта урока «Экономическая и социальная политика в 1953-1964 гг.»
план-конспект урока по истории (11 класс)
Технологическая карта урока истории по теме представляет собой современную форму планирования учебного занятия, сценарий которого выражен в удобной графической форме (в виде таблицы). Использование ТК помогает точно прогнозировать ход урока, наладить эффективное взаимодействие учителя и учеников, более объективно оценивать достижение запланированных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_sots.-ekon._politika_v_sssr_1953-64_gg._dobrodeeva_n.e.docx | 28.55 КБ |
sots.-ekon._politika_v_sssr_1953-64_gg._tablitsa.docx | 12.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО: Добродеева Н.Е.
Должность: учитель истории и обществознания
ОО: ГБОУ Гимназия №11
Технологическая карта урока «Экономическая и социальная политика в 1953-1964 гг.»
Предмет: история Класс: 11 Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
УМК: учебник «История России (1945 г. – нач. XXI в.)» (Авторы: В.Р. Мединский, А.В. Торкунов. Базовый уровень).
Тема урока: «Экономическая и социальная политика в 1953-1964 гг.» Цель: охарактеризовать сущность социально-экономической политики Советского правительства и её последствия | |||||
Целеполагание для ученика: СССР побеждал или проигрывал в соревновании сверхдержав? | Целеполагание для учителя (управленческие задачи): - всесторонне охарактеризовать экономическую и социальную политику Советского правительства в 1953-1964 гг.; - содействовать формированию мотивации познавательной активности школьников и интерес к курсу «История России (1945 г. – нач. XXI в.)»; - выявлять многообразие точек зрения по обсуждаемой теме; - адекватно оценивать результаты деятельности учащихся, используя различные формы деятельности (индивидуальная, парная, групповая). | ||||
Планируемый результат: Понять, насколько эффективной была социально-экономическая политика в период 1953-1964 гг. | Личностные: Сформированность гражданской позиции выпускника как активного и сознательного члена российского общества, способность аргументировать свою позицию относительно различных точек зрения по трудным и дискуссионным вопросам советской истории. Метапредметные: Умение самостоятельно определять цели и составлять план деятельности; способность использовать различные ресурсы для достижения целей; умение ориентироваться в различных источниках политической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников. Познавательные: Владение базовыми понятиями темы, умение выявлять причинно-следственные связи, способность применять полученные знания в повседневной жизни. | ||||
Опорные понятия, термины: предприятия группы «А» и «Б», МТС | Новые понятия, термины: Советы народного хозяйства (совнархозы), хрущёвки, целина | ||||
Домашнее задание: учебник, §6 – читать | |||||
Образовательные ресурсы: учебник, мультимедийная презентация | |||||
Этап урока | Содержание материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Индивидуализа-ция | |
1. Организационный этап (1 мин.) | Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих учащихся в журнале | Приветствуют учителя | |||
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (4 мин.) | - Песня «Едут новосёлы по земле целинной!» - аудиофайл (с 1`02). Тема «Экономическая и социальная политика в 1953-1964 гг.». - Проблемная ситуация: сравните два документа. Какое наблюдается противоречие? Как можно сформулировать вопрос? «Из выступления Н.С. Хрущёва в 1962 г.». «Из письма коммуниста Б.А. Колумбетова в ЦК КПСС (октябрь 1961 г.)» | Учитель предлагает учащимся прослушать аудиофайл и обозначить формулировку темы урока. Учитель предлагает учащимся сравнить документы: «Какое наблюдается противоречие? Какой проблемный вопрос вытекает из анализа текстов?» Учитель в ходе обсуждения предложенной проблемной ситуации стремится подвести учащихся к мысли о важности того, чтобы понять, СССР побеждал или проигрывал в соревновании сверхдержав? | Учащиеся отвечают на вопросы и вместе с учителем формулируют тему, цели и задачи урока | ||
3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. (5 мин.) | Работа с плакатами «Борьба за власть»_ группа 11А класса в сети Telegram: - Соотнесите имена политических деятелей и их характеристики. | Учитель предлагает изучить плакаты и выполнить задание | Учащиеся изучают плакаты и выполняют задание | ||
4. Открытие новых знаний. (20 мин.) | 1) Охарактеризуйте позицию Георгия Маленкова на развитие основных отраслей производства: - Видеоотрывок («Экономическое и социальное развитие в сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.» (1`18-3`04). - Работа с текстом учебника: §6, документ «Отрывок из речи Г. Маленкова на сессии Верховного Совета СССР (08.08.1953)» - стр. 81. 2) ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - Назовите наиболее успешно развивающиеся отрасли - Какие существовали диспропорции в развитии советской промышленности? Чем они были вызваны? | Учитель организует с учащимися беседу по вопросам: фронтальная устная работа с текстом учебника | Учащиеся участвуют в беседе, отвечая на вопросы | ||
3) Заполните таблицу «Экономическая и социальная политика в 1953-1964 гг.» (работа в парах) ЭКОНОМИКА - повышение закупочных цен на с/х продукцию, отмена налога на ЛПХ (1953 г.) - освоение целины (1954 г.): в каких районах шло освоение целинных земель? - кукурузная эпопея (1955-1962 гг.) - попытки реформировать животноводство (лозунг «Догнать и перегнать Америку») - наступление на ЛПХ (с 1958 г.) - реформа в области управления: совнархозы (1957 г.) СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ - паспортизация колхозников - массовое жилищное строительство | Учитель предлагает выполнить работу в парах по составлению таблицы | Учащиеся работают в парах на карточках: оформляют таблицу | Отдельные учащиеся по желанию могут выполнять данное задание в своей рабочей тетради | ||
4) Выполните задание №7* в рубрике «Вопросы и задания» - стр. 80: В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные мнения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения. «Период второй половины 1950-х – середины 1960-х гг. характеризовался нараставшим кризисом социально-экономической системы в СССР». Приведите два аргумента, которыми можно подтвердить точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. | Учитель организует выполнение индивидуального задания и последующее его обсуждение | Учащиеся выполняют индивидуальное задание, затем участвуют в обсуждении | |||
5. Первичное закрепление (5 мин.) | а) Задание «Работаем с хронологией» (учебник, стр. 80) б) Задание «Работаем с понятиями»: «Целина» (Учебник, стр. 80)
| Учитель предлагает задание на первичное закрепление | Учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях | ||
6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемное задание) (4 мин.) | - Выполните работу по «отбраковке» плакатов из предложенного перечня (два «лишних» элемента) _группа 11А класса в сети Telegram: | Учитель организует работу в парах | Учащиеся работают в парах, представляют результаты работы | По желанию кто-то из учащихся может выполнить данное задание индивидуально | |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.) | 1) учебник, §6 – читать; 2) выполнить задание №5 в рубрике «Вопросы и задания» - стр. 79 (составить сложный план ответа) | Учитель даёт домашнее задание | Учащиеся записывают домашнее задание | ||
8. Рефлексия деятельности (4 мин.)
| - Приём «Синквейн»_ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ МОЖЕТ СОДЕРЖАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИМЕРЫ: Тема «Экономическая и социальная политика в 1953-1964 гг.» 1) Политика 2) Внутренняя, экономическая, непоследовательная 3) Ярко выражается социальная направленность, но неудачно осуществляется: предоставляет временные возможности, но приводит к неблагоприятным последствиям 4) Правительство искренне хотело улучшить жизнь населения 5) Акции протеста и падение авторитета руководителя страны | Учитель представляет приём «Синквейн» и предлагает подвести итоги по текущему уроку. Учитель выставляет учащимся отметки за работу на уроке | Учащиеся работают в парах над синквейном. Затем представляют результаты работы |
Список использованных источников:
- История России (1945 г. – нач. XXI в.). 11 класс. Учебник: базовый уровень/[Мединский В.Р., Торкунов А.В. и др.]. – М., 2023.
Интернет-источники:
- http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://window.edu.ru/ – единое окно доступа к образовательным ресурсам.
- http://artclassic.edu.ru/ – коллекция Российского общеобразовательного портала.
Предварительный просмотр:
Карточка по теме «Экономическая и социальная политика в 1953-1964 гг.»
Работая с текстом учебника, заполните таблицу (§6, пп. 3-4)
Сфера жизни советского общества | Мероприятие, годы | Итоги (+/-) |
ЭКОНОМИКА | ||
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Экономическое развитие России в конце XIX - начале XX века" 9 класс
Определены личностные, предметные и метапредметные задачи урока, деятельность учителя и учащихся на разных этапах урока....
Технологическая карта урока по теме "Внешняя политика Ивана Грозного"
Данный материал поможет учителю при подготовке к уроку по теме "Внешняя политика Ивана Грозного"...
Конспект и технологическая карта урока "Экономические реформы"
План- конспект урока составлен с учетом требований ФГОС, отображена подробно деятельность ученика и учителя....
Технологическая карта урока По теме "ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ ПЕРВОГО" для 10класса
Урок разработан в соответствии с ФГОС по проектно-исследовательской и проблемной технологии обучения. К уроку прилагается презентация и извлечения из исторических источников....
Технологическая карта урока по теме "Внутренняя политика АлександраI"
Технологическая карта по теме "Внутренняя политика АлександраI"...
Технологическая карта урока по теме"Внешняя политика Ивана Грозного" (11 класс)
Технологическая карта урока по теме"Внешняя политика Ивана Грозного" (11 класс)...
Технологическая карта урока на тему: "Внешняя политика Ивана Грозного"
Технологическая карта урока составлена для 10 класса....