Технологическая карта урока "Экономическое развитие России в конце XIX - начале XX века" 9 класс
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Кириллова Ольга Алексеевна

Определены личностные, предметные и метапредметные задачи урока, деятельность учителя и учащихся на разных этапах урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Экономическое развитие России в конце XIX -  начале XX века»

 9 класс

(Учебник Перевезенцев С.В., Перевезенцева Т.В. История России XIX век

 9 кл.   «Русское слово» 2012)

Содержательная цель: формирование представления об особенностях развития Российской империи в начале XX века, связанных со спецификой российской модернизации.

Деятельностная цель: формирование умений самостоятельно осуществлять различные виды учебной деятельности.

Задачи:

- личностные:

способствовать  саморазвитию и личностному самоопределению учащихся, их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-метапредметные: 

продолжить формирование умений анализировать исторические документы,   работать с текстом учебника и данными статистики, устанавливать причинно-следственные связи, определять понятия, создавать обобщения, строить  логическое рассуждение, умозаключение  и делать выводы; умение организовывать  совместную деятельность с учителем и сверстниками;

 -предметные:

 показать связь между протекционистской политикой государства и экономическим подъёмом конца 90-х гг.19в., познакомить с процессом монополизации промышленности в России, формированием финансово-промышленной олигархии, показать сложности развития сельского хозяйства и определить место внешней торговли в процессе модернизации российской экономики.

Урок изучения нового материала.

№ п/п

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1

Орг. момент

Формулировка темы урока, его цели. Мотивация учебной деятельности.

Предлагает проанализировать исторические факты(текст раздаётся учащимся)

«Перед началом Первой мировой войны Россия:

- занимала 1 место в мире по объёму с/х производства, и по темпам роста промышленного производства,

- производила 25% мировых запасов пшеницы, 52% - ржи,

до 80% льна,

- средний ежегодный прирост производительности в 1897г. составлял 161,2 млн руб

( в1887г – 26,1 млн руб)»

Задание. Прокомментируйте факты. В чём, на ваш взгляд, причины экономического подъёма в России в конце 19 – нач 20 в.?

Отвечают на вопросы.

Высказывают предположения.

Формулируют тему и цель урока.

2.

3.

4.

Изучение нового материала

Первичное закрепле-ние получен-ных знаний.

Рефлексия.

Подведе-ние итогов урока  и домашнее задание

Промышленно- финансовое развитие России.  Торговля.

Сельское хозяйство

Экономическая политика правительства. Реформы С.Ю.Витте

Задания:

1. Прочитайте текст §2(«Промышленность», «Монополизация промышленности», «Финансово-промышленная олигархия», «Внешняя и внутренняя торговля») и заполните таблицы

Подведение итогов самостоятельной работы, беседа с классом по вопросам.

Задание: Прочитайте текст §2(«Сельское хозяйство») и ответьте на вопросы.

Беседа с классом по вопросам

Задания:

1. Прочитайте фрагменты из выступлений министра финансов С.Ю.Витте. Текст раздаётся учащимся. (Книга для учителя с15-16) и ответьте на вопросы.

Беседа по вопросам

Возвращение к вопросу, поставленному в начале урока:

«В чём, на ваш взгляд, причины

экономического подъёма в России в конце 19 века?»

Выставление отметок,     комментарии ответов и домашнего задания.

Таблица 1

Отрасли экономики

Крупнейшие монополии

Вид монополии

Таблица 2

Экспорт

Импорт

Отвечают на вопросы:

1. Какие факты подтверждают тезис, что с конца 19 века в российской экономике шёл процесс модернизации?

2.Какую роль в экономическом развитии России играли иностранные инвестиции?

Вопросы для беседы:

1. Какие два типа хозяйств существовали и чем они отличались?

2.Чем, по вашему мнению, обусловлены медленные темпы модернизации российской деревни?

Работа учащихся с историческими документами.

Вопросы:

1.Какие задачи ставил С. В. Витте перед российской экономикой?

2.Как бы вы определили роль министра финансов С.В. Витте в модернизации российской экономики? Какие шаги были им сделаны в этом направлении?

3. Какова роль государства в экономике России в начале 20 века?

Сравнение первоначальных предположений и ответов, полученных на основе новых знаний.

Дом. Зад. §2 вопросы и задания к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Экономическое развитие России в конце 19 начале 20 века"

Рассматриваются вопросы  особенностей экономического развития  России на рубеже 19-20 веков....

Тест "Социально-экономическое и политическое развитие России в конце 20 - в начале 21 века"

Повторительно-обобщающий тест "Социально-экономическое и политическое развитие России в конце 20 - в начале 21 века"...

Контрольная работа по истории России по теме "Россия в конце 16-начале 17вв." для 7 класса.

Котрольная работа по истории России по теме "Россия в конце 16- начале 17 вв." для 7 класса, 2 варианта, к учебнику Т.В. Черниковой....

Проект урока "Альтернативы развития России в конце XVI — начале XVII века"

Проект урока "Альтернативы развития России в конце XVI — начале XVII века" Тип урока: Изучение нового материала с постановкой проблемно-познавательного задания...

Технологическая карта урока "Развитие знаний о клеточном строении живых организмов". 5 класс

Данный методический материал предназначен для учителей биологии, работающих по УМК «Сферы». Разработка представлена в виде технологической карты с описанием видов деятельности учителя и ученика.Урок о...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКА»

Урок «Социально – экономическое развитие России в конце 19 – начале 20 века» является частью раздела «Россия в конце 19 – начале 20 века». Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и прием...

Методическое пособие Сборник тестов по истории «Россия в правление Александра III. Социально-экономическое развитие страны в конце XIX-начале XX века.»

Сборник предназначен для проведения текущего, тематического и итогового контроля знаний учащихся 9 классов Предлагаемые тесты направлены на проверку усвоения учащимися знаний и умений в объеме, у...