Конспект и технологическая карта урока "Экономические реформы"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

План- конспект урока составлен с учетом требований ФГОС, отображена подробно деятельность ученика и учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_stolypinu.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме «Экономические реформы».

Цели:

1. Деятельностная :формирование способности учащихся к новому способу деятельности

2.  Предметно-дидактическая: раскрыть сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота.

Планируемые результаты урока

  1. Личностные: воспитание чувства гордости за свою страну

  1.  Метапредметные: Делать выводы, анализировать статистические данные; уметь принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров и дискуссий.
  2. Предметные: Давать определения понятиям. Характеризовать цели, положительные и отрицательные стороны реформы, её итоги.

Тип урока:

  1. По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала.
  2. По способу организации: комбинированный.
  3.  По ведущему методу обучения: проблемный.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный

  1. Формирование новых понятий

2.1 Актуализация знаний;

Актуализация знаний учащихся:

  • Столыпин проводил реформу в 1906г. С какими событиями в российской истории совпала реформа? Какой вопрос был одним из главных, нерешённых в России на тот момент?

Ученики отвечают:

  • В России была буржуазная революция 1905-1907гг, одной из причин которой и стал нерешённый аграрный вопрос.

Учитель задаёт вопрос:

  • В чём крестьяне видели решение аграрного вопроса? Чем, на ваш взгляд, можно объяснить плохое положение в с/х, отставание с/х от промышленности?

Ученики, как правило, отвечают:

  • Это объясняется крестьянским малоземельем. Решение проблемы крестьяне видели в уравнительном переделе земли.

2.2 Создание проблемной ситуации

Открывается слайд №1 презентации:

«Реформы закладывали основы для                     «Преобразования П.А.Столыпина только  

стабильного развития русской деревни»              усугубили социальные проблемы в России» [4]

        Событие одно, а точек зрения две. Возникает проблемная ситуация. Какая из вышеуказанных точек зрения вам представляется более предпочтительной?

Ученики отвечают:

  • Нельзя ответить на вопрос,  не изучив   аграрную реформу П.А. Столыпина и её итоги.

Учитель просит учеников сформулировать тему урока. Открывается слайд №2 презентации:

«Социально – экономические и политические реформы. Столыпинская аграрная реформа»

2.3 Постановка учебной проблемы

Учитель спрашивает:

  • Как вы думаете, с какими историческими фактами, событиями мы должны познакомиться, изучая данную тему?

Ученики предлагают план изучения темы:

  1. Цели и задачи реформы.
  2. Основные направления, содержание реформы.
  3. Итоги реформы.

2.4.Решение проблемной ситуации: 

А) Выдвижение гипотезы;

 Учащимся предлагается таблица; в которой указано  количество земли на одного человека в разных странах:

Великобритания –2.82

Россия – 2.59

Германия-1.72

Франция – 1.72

Учитель задаёт вопрос по таблице:

  • Сравните свои предположения с данными, представленными в таблице. Какие выводы мы можем сделать?
  • Учитель сообщает: экономисты доказали, что в случае уравнительного передела крестьяне получат земли столько же, сколько имели на момент проведения реформы 1861г – «нулевой эффект» и предлагает  выдвигать гипотезы, какие мероприятия, по усмотрению учащихся,  необходимо провести для решения аграрного вопроса в России.

Учащиеся делают выводы по таблице:

  • Плохое положение в сельском хозяйстве связано не столько с малоземельем, сколько с архаичными, крепостническими методами ведения хозяйства. Развитию сельского хозяйства мешали выкупные платежи,  крестьянская община с круговой порукой, чересполосица.

 Учащиеся выдвигают гипотезу

Б) Проверка гипотезы;

1 группа - выбрать из текста §6 (по учебнику А.Данилова); цели аграрной реформы.

2 группа - выбрать из текста §6 мероприятия, направленные на решение проблемы крестьянского малоземелья.

3 группа - выбрать из текста §6 мероприятия, направленные на разрушение крестьянской общины.

4 группа - выбрать из текста §6  итоги аграрной реформы Столыпина.

Ученики работают по группам и готовят отчёты :

Отчёт 1 группы - цели реформы:

  1. Создание «великой России».
  2. Ускорить буржуазную эволюцию сельского хозяйства.
  3. Ликвидировать малоземелье и феодальные пережитки в деревне.
  4. Снять социальную напряжённость в деревне.
  5. Создать в лице сельской буржуазии прочную социальную опору правительству.

Отчёт 2 группы – решение проблемы крестьянского малоземелья:

  1. Создавался фонд из части казённых и императорских земель, на покупку которых крестьянам выдавались льготные ссуды.
  2. Переселенческая политика избыточного населения из Центра на окраины, за Урал:
  • переселенцам выдавались ссуды;
  • создавались казённые склады с/х машин;
  • создавались агрономические консультации, предусматривалась медицинская и ветеринарная помощь;
  1. Недостатки переселенческой политики:
  • неразвитый транспорт, отсутствие необходимого количества вагонов, приспособленных  для перевозки пассажиров на дальние расстояния;
  • произвол местных чиновников;
  • часть переселенцев (16%), разорившись на новом месте, возвращались обратно озлобленные и недовольные реформой.

Отчёт 3 группы – разрушение крестьянской общины.

Отчёт 4 группы :

Положительные итоги:

1. Рост посевных площадей на 10%

2.Повышение урожайности

3. Рост специализации

Отрицательные итоги:

1. Рост социальной напряжённости в деревне

2. Не удалось создать прочную социальную опору в деревне.

.

В) Формулировка окончательного решения

Выслушав отчёт групп, проводится рефлексия, в кластер вносятся необходимые изменения. Схема 7. Окончательный вариант записывается в тетрадь.

Ученики составляют кластер в тетрадь

2.5 Доказательство и применение найденного решения

Учитель предлагает выписать результаты реформ  (учебник, стр.47)

Ученики работают с учебником

  1. ППодведение итогов и рефлексия

Учитель затрагивает вопрос о том, что реформы П.А.Столыпина потерпели неудачу и предлагает учащимся следующее задание по группам, сформированным во время урока:

Сформулировать реформы, альтернативные реформам П.А.Столыпина.

Рефлексия:

Составить синквейн к слову «реформа»

Применительно к реформам П.А.Столыпина

Учащиеся записывают д\з; п.6, выполнить творческое задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока, технологическая карта "Монастыри"

Технологическая карта "Монастыри"...

Технологическая карта урока "Реформы Избранной Рады"

Оценка деятельности Избранной рады; сравнивать процессы централизации государства в России и европейских странах; характеризовать российские органы сословного представительства...

Технологическая карта урока «Реформы управления Петра I» 8 класс

Методическая разработка урока по истории России 8 класс....

конспект урока (технологическая карта) " План местности и географическая карта"

На уроках географии в 5 классе каждый урок-это открытие новых знаний  о географии, потому что является фундаментом географических знаний  и практической деятельности....

Технологическая карта урока Реформы Избранной рады

Технологическая карта урока Реформы Избранной рады...

Технологическая карта "Либеральные реформы в России: история и современность"

Технологическая карта предназначается для уроков истории в 9х классах. Урок направлен на систематизирование всей деятельности учащихся, а также на полное включение учащихся в образовательный процесс....