Характеристика учебной темы "Русская Православная Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона и раскол"
статья по истории
Приметой обновления содержания школьного исторического образования стало появление многообразия альтернативных программ. С одной стороны, это своеобразная научно-методическая реакция на новые подходы в изучении прошлого, с другой — педагогический ответ на возникшие разнообразные типы учебных заведений — лицеи, гимназии, колледжи. Такое педагогическое разнообразие предполагает использование учителем самых разнообразных типов и видов уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика учебной темы "Русская Православная Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона и раскол"
В современном мире остался только один социальный институт, которого не коснулись те или иные преобразования. Этот институт - Русская православная церковь.
Всем известно, что дискуссии и споры относительно церковной жизни ведутся очень давно. Поэтому нужно помнить и учитывать события церковного раскола XVII века, когда церковь подверглась полному реформированию, результатом которого стал раскол русского церковного народа, последствия этого раскола не преодолены и сейчас.
Причиной проведения церковной реформы в XVII веке стало разделение взглядов «кружка ревнителей благочестия» на унификацию церковных текстов и правил богослужению. Одни хотели взять в качестве образца греческие церковные книги, а другие древнерусские церковные книги.
Результатом стала победа тех, кто выступал за византийские каноны церковных богослужений.
У тех, кто выступал за греческие церковные каноны был ряд неоспоримых аргументов – это, и стремление Российского государства упрочить свое положение среди других международных православных стран, и стабилизировать внутриполитическую обстановку, и унифицировать законы богослужения во вновь прибывших районах государства.
Стоит заметить, что данный церковный раскол произошел при царе Алексее Михайловиче, царствовавшем в 1645 - 1676 годах. Он считал себя поистине православным и уделял много времени церковным делам и вопросам. Также церковный раскол связано с именем Никона. Алексею Михайловичу понравился молодой Никон и он оставила его при дворе. Государь полностью доверял Никону, тот свою очередь участвовал в решении некоторых государственных вопросов. Первым, чем занялся новый патриарх, было переведение всех церковных книг в греческие каноны, также были изменены правила богослужения. Именно с этого момента стоит начинать события церковного раскола, так как появились люди, которых называли старообрядцами. Они были противниками нововведений патриарха Никона и полностью придерживались старых канонов.
Население разделить на две части. Даже когда патриарха Никона низложили с патриаршего поста, церковные реформы не закончились, а наоборот Церковный Собор официально утвердил новшество.
Соответственно все, кто были не согласны с решением церковного собора были отлучение от церкви и приравнивались к еретикам. Однако у этих старообрядцев появился и свой лидер - протопоп Аввакум. Который впоследствии был сожжен заживо.
Естественно, церковный раскол стал трагедией национального характера. Прекратила существование духовное единство целого народа всего государства. Однако были и положительные стороны данного события: Россия укрепила свое международное положение, также старообрядцы сохранили традиции древнего русского народа в культуре.
Согласно стандарту основного общего образования по истории изучение истории направлено на достижение некоторых целей, а именно: овладение элементарными знаниями, умение работать с различными источниками информации, воспитание патриотизма, усвоения знаний о важнейших событиях истории и их взаимосвязь.
Стандарт, включает в себя знание, как по истории России, так и по истории зарубежных стран. Изучаемая нами тема, заявлена в разделе по истории России. Этот раздел стандарта включает в себя российское государство во второй половине XV-XVII века. Начинается курс со свержения золотоордынского ига и заканчивается полным присоединением Сибири. По плану стандарта, изучаемая нами тема находится между приказной системой и движениями Степана Разина. И называется "Русская Православная Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона и раскол".
При рассмотрении программного плана по учебнику Отечественная история под редакцией А. В. Торкунова стоит заметить, что в теме нужно поставить акценты на таких личностях, как Филарет, Никон, и Аввакум. Также наиболее четко проследить их деятельность.
По плану необходимо объяснить смысл некоторых понятий (церковный раскол, старообрядцы). Необходимо характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума. Также раскрыть суть конфликта священства и царства, причины и последствия раскола, дать учащемуся охарактеризовать данное событие.
Характеристика учебной темы "Русская Православная Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона и раскол" стоит начать с характеристики самого учебника.
Учебник для общеобразовательных организаций под редакцией академика РАН А. В. Торкунова. Рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник создан в соответствии с требованиями историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В этом учебнике освещаются ключевые проблемы и события истории России с XVI до конца XVII века. Эти исследования освещены как часть исторического процесса в рамках мировой истории. В основы методического аппарата учебника положен системно-деятельностный подход в обучении, направленный на формирование у школьников универсальных учебных действий этому способствуют разноуровневые вопросы и задания, также имеются отрывки из исторических источников, предложены темы для проектов, предложены темы исследований и творческих работ.
Тема "Русская Православная Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона и раскол". Данная тема раскрывается в двадцать четвертом параграфе учебника. Ей предшествует двадцать третий параграф под названием «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России». После параграфа про церковный раскол следует двадцать пятый параграф под названием «Русские путешественники и первопроходцы 17 века».
Начинается параграф «Русская Православная Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона и раскол» с абзаца под названием «Церковь после смуты».
В нём рассказывается о состоянии Русской православной церкви во время Смуты и после неё. О том, что находившиеся в Москве в годы смуты поляки не только разграбили церковную утварь, но осквернили мощи святых, уничтожили при отступлении почти все московские церкви. Также в параграфе говорится о митрополите Филарете, побывавшим в польском плену и возвратившиеся в Москву. Филарету удалось укрепить авторитет и власть царя Михаила Фёдоровича. Однако многие сложные церковные вопросы так и не были решены при нём, не при его преемниках - патриарх Иосиф 1 и Иосиф.
Далее идет обзор личности патриарха Никона и его реформ. Об отношении людей и его реформы и отношение правительства.
В третьем параграфе, который называется «Усиление разногласий между церковной и светской властью» показанный противоречия между двумя сторонами конфликта - Алексея Михайловича и Никона.
Далее рассматриваются церковный собор 1666 года. Затронута тема старообрядцев во главе с протопопом Аввакумом.
В параграфе имеется ряд таблиц, а именно, сравнение патриарха Никона и Джулио Мазарини, что свидетельствует о наличие в учебнике информации, как части мирового исторического процесса.
В конце параграфа имеется документ, которые учащиеся могут изучить. Соответственно вопросы к этому документу и вопросы к параграфу в целом. В параграфе записаны новые понятия, которые учащиеся должны запомнить и выписать в тетрадь.
Данная тема рассматривается и в других учебниках, одобренных Министерством Образования РФ.
- Учебник отечественной истории под редакцией А. В. Торкунова;
- История России с древнейших времен до наших дней. Под редакцией Сахарова А.Н.
- учебник История России под редакцией Е. В. Пчелов.
Мною были изучены огромное количество учебных программ различных школ, лицеев и гимназий, количество часов на изучаемую тему было везде одинаковым. В учебных заведениях с углубленным изучением гуманитарных наук на данную тему так же отводится всего один академический час, с учетом последующей проверочной работой. Так мы видим, что количество часов данных на изучение темы одинаковый и равен одному академическому часу (40 – 45 минут). Далее следует отметить, что персоналии одинаковы, но в учебнике А. В. Торкунова дано больше личностей, чем у Е. В. Пчелова, в учебнике же А. Н. Сахарова имеются все основные деятели.
Однако стоит обратить внимание и на понятийный аппарат. Он представлен рядом слов для запоминания и так же отличается, но не коренным образом, во всех трех методических разработках. В учебнике Пчелова понятийный аппарат гораздо шире, чем в учебнике Торкунова.
Касательно дат, то основные - одинаковые, отличие заключается в контексте дат.
Проанализировав выбранную тему, следует отметить, что она до сих пор является очень спорной и точка в вопросе раскола православной церкви встанет совсем не скоро. Относительно сравнительной характеристике методических разработок по учебникам разных авторов, то существуют как сходства, так и различия. Мы рассмотрели проблему раскола церкви, осветили личностей, участвовавших в действиях, и рассмотрели итоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »
Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....
Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.
Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. под ред.Торкунова...
Урок для 7 класса на тему "Русская православная церковь в 17 веке. Реформа патриарха Никона. Церковный раскол"
Цели и задачи:-познакомить с положением Русской православной церкви после Смутного времени-объяснить причины и последствия церковной реформы-развивать умение работать с информацией, анализировать адап...
Разработка урока по истории на тему "Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол"
Цель урока: сформировать представления учащихся о причинах церковного раскола, его содержании и последствиях; показать роль Алексея Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума и боярыни Мо...
Презентация к уроку по истории «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол», 7 класс
Презентация к уроку по истории «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол» к учебнику Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Курукина И.В. и других; под редакцией Т...
Тест по теме «Реформа патриарха Никона и раскол ». 7 класс
Тест по теме "Реформы патриарха Никона и раскол"...
Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол
Конспект урока по истории России в 7 классе...