Разработка урока по истории на тему "Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол"
учебно-методический материал по истории

Сотникова Надежда Леонтьевна

Цель урока: сформировать представления учащихся о причинах церковного раскола, его содержании и последствиях; показать роль Алексея Михайловича,  патриарха Никона, протопопа Аввакума и боярыни Морозовой.

Задачи урока:

Предметные:

1.    Описывать влияние процесса централизации на жизнь церкви и духовенства;

2.    Определять исторические процессы и события во времени;

3.    Приводить примеры взаимодействия церкви и государства, сравнивать их интересы

 

Метапредметные:

Коммуникативные: 

1.             умение взаимодействовать в парах, с учителем,

2.             организовывать учебное сотрудничество, работая в группах

3.             формулировать и аргументировать своё мнение

Регулятивные : 

1.             формулировать проблему и ставить учебные задачи,

2.             осуществлять рефлексию своей деятельности.

Тип урока: изучение новой темы

Оборудование: учебник, интерактивная доска, проектор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение школа «Эврика»C:\Users\designer2\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Лого Эврика.png

урок истории

«Русская православная церковь в XVII в.

Реформа патриарха Никона и раскол»

7 класс

автор:

Сотникова Надежда Леонтьевна,

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

ЧОУ школа «Эврика»

Самара, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.

Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).

В основной школе ключевыми задачами являются:

— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

— развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

— формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. —

2020. — No 8. — С. 7—8).

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение предмета «История» базовым учебным планом:

  • в 5—9 классах по 2 учебных часа в неделю при 34 учебных неделях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Изучение истории в 7 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:

  • в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
  • в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
  • в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
  • в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
  • в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
  • в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
  • в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
  • в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
  • в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.

В сфере универсальных учебных познавательных действий:

  1. владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно- следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
  2. владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
  3. работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).

В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:

  1. общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
  2. осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

В сфере универсальных учебных регулятивных действий:

  1. владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
  2. владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.

В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:

  1. выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических
  2. ситуациях и окружающей действительности);
  3. регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • называть этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени, их хронологические рамки; локализовать во времени ключевые события отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв.;
  • определять их принадлежность к части века (половина, треть, четверть);
  • устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий
  • отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв.;
  • группировать, систематизировать факты по заданному признаку (группировка событий по их
  • принадлежности к историческим процессам, составление таблиц, схем).

3. Работа с исторической картой:

  • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств, важнейших исторических событиях и процессах отечественной и всеобщей истории XVI —XVII вв.;
  • устанавливать на основе карты связи между географическим положением страны и особенностями ее экономического, социального и политического развития.

4. Работа с историческими источниками:

  • различать виды письменных исторических источников (официальные, личные, литературные и др.); характеризовать обстоятельства и цель создания источника, раскрывать его информационную ценность;
  • проводить поиск информации в тексте письменного источника, визуальных и вещественных памятниках эпохи;
  • сопоставлять и систематизировать информацию из нескольких однотипных источников.

5. Историческое описание (реконструкция):

  • рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв., их
  • участниках;
  • составлять краткую характеристику известных персоналий отечественной и всеобщей истории XVI —XVII вв. (ключевые факты биографии, личные качества, деятельность);
  • рассказывать об образе жизни различных групп населения в России и других странах в раннее Новое время;
  • представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи.

6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:

  • раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития России и других стран в XVI—XVII вв.; б) европейской реформации; в) новых веяний в духовной жизни общества, культуре; г) революций XVI—XVII вв. в европейских странах;
  • объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
  • объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI— XVII вв.: а) выявлять в историческом тексте и излагать суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах;
  • проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории: а) раскрывать повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия.

7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:

  • излагать альтернативные оценки событий и личностей отечественной и всеобщей истории XVI— XVII вв., представленные в учебной литературе; объяснять, на чем основываются отдельные мнения;
  • выражать отношение к деятельности исторических личностей XVI—XVII вв. с учетом обстоятельств изучаемой эпохи и в современной шкале ценностей.

8. Применение исторических знаний:

  • раскрывать на примере перехода от средневекового общества к обществу Нового времени, как меняются со сменой исторических эпох представления людей о мире, системы общественных ценностей;
  • объяснять значение памятников истории и культуры России и других стран XVI—XVII вв. для времени, когда они появились, и для современного общества;
  • выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв. (в том числе на региональном материале).


Цель урока: сформировать представления учащихся о причинах церковного раскола, его содержании и последствиях; показать роль Алексея Михайловича,  патриарха Никона, протопопа Аввакума и боярыни Морозовой.

Задачи:

Предметные:

  1. Описывать влияние процесса централизации на жизнь церкви и духовенства;
  2. Определять исторические процессы и события во времени;
  3. Приводить примеры взаимодействия церкви и государства, сравнивать их интересы

Метапредметные:

Коммуникативные: 

  1. умение взаимодействовать в парах, с учителем,
  2. организовывать учебное сотрудничество, работая в группах
  3. формулировать и аргументировать своё мнение

Регулятивные : 

  1. формулировать проблему и ставить учебные задачи,
  2. осуществлять рефлексию своей деятельности.

Тип урока: изучение новой темы

Оборудование: учебник, интерактивная доска, проектор.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Мотивация к изучению новой темы

Учитель показывает школьникам картины «Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон» художника И.Г. Машкова, «Церковный собор 1654 года. Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты» художника А.Д. Кившенко, «Боярыня Морозова» и «Пустосвят. Спор о вере» художника В.Г. Перова.

- Ребята, посмотрите внимательно на эти картины и выскажите свое предположение, что их объединяет?

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Постановка цели и задач урока.

Проблемный вопрос: Какие причины стали основанием для проведения Церковной реформы новым главой церкви?

План изучения новой темы:

  1. Церковь после смуты
  2. Реформа патриарха Никона
  3. Усиление разногласий между церковной и светской властью
  4. Церковный собор 1666-1667 гг.
  5. Протопоп Аввакум
  6. Протесты старообрядцев
  7. Подведение итогов урока

Актуализация знаний

  1. Церковь после Смуты.

Учитель дает характеристику положения православной церкви после окончания Смутного времени.

Церковь после поляков. Массовые убийства и пленения церковнослужителей. Митрополит Филарет и иго последователи.

Митрополит Филарет был одним из пленных поляками. После 8 лет плена участники церковного собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. Его приемниками стали патриарх Иосаф I Иосиф.

После смерти патриарха Иосифа главой церкви стал митрополит Никон.

 Главным решением митрополита стало проведение церковной реформы в 1653 -1655 гг.

Причины проведения церковной реформы:

  1. Падение авторитета русской православной церкви.
  2. Сильное влияние западной культуры.
  3. Утверждение русской православной церкви в роли международного центра православия.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности (???мин.)

Учитель совместно с учениками заполняют таблицу.

Правила до реформы

Правила, принятые во время реформы

Искажения и ошибки в церковных текстах

Исправили по греческому канону

Изображение на иконах по европейскому образцу

Исправили по греческому канону

Крещение 2-мя пальцами

Крещение 3-мя пальцами

Многоголосие во время службы

Единоголосие во время службы

Движение верующих вокруг алтаря по солнцу (с востока на запад)

Движение верующих вокруг алтаря против солнцу (с запада на восток)

Двукратное пение слова «Аллилуя»

Трекратное пение слова «Аллилуя»

Написание имени Христа Исус

Написание имени Христа Иисус

Земной поклон

Поясной поклон

Как следствие уничтожение икон и книг.

3. Усиление разногласий между церковной и светской властью

Учитель разбирает вопрос ухудшение взаимоотношений между Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном и борьба за влияние.

  1. Церковный собор 1666 - 1667

Во время проведения Церковного собора 1666 1667 гг. были приняты следующие решения:

  1. Состоялся суд над Никоном.
  2. Утверждение церковной реформы светской властью.
  3. Предали проклятью старообрядцев.

Старообрядчество – совокупность религиозных течений и организаций, направленных против церковных реформ патриарха Никона.

Подобные решение не приняли сторонники Старообрядчества, что привело к расколу Русской православной церкви.

Раскол – движение, возникшее в середине XVII в. в Русской православной церкви. Объединило часть верующих, не признавших церковных реформ патриарха Никона.

5. Протопоп Аввакум

Протопоп – обиходное название старшего православного священника (протоирея).

Применение знаний и умений в новой ситуации

Ученикам предлагается изучить документ на 80 странице учебника «из «Книги толкований» протопопа Аввакума» и выполнить задания к документу.

Протопоп Аввакум не принял реформы Никона и являлся наиболее активным сторонником старообрядческого течения. И даже после лишения места в московском Казанском соборе и ссылки в Сибирь не прекратил активную пропаганду Старообрядчества. За свой отказ от смирения на Церковном соборе 1666-1667 гг. Аввакум был предан анафеме (проклятию) и сослан в Пустозёрск. За 15 лет в земляной тюрьме написал десятки работ, в том числе Самое известное «Житие».

11 апреля 1682 года по указу царя «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.

6. Протесты старообрядцев

Раскол русской православной церкви привел к массовым религиозным выступлениям в России.

Протесты несогласных с реформой имели различные формы: от самосожжения и голодной смерти до вооруженного сопротивления.

С 1675 – 1695 гг. в массовых самосожжениях погибло до 20 тыс. старообрядцев.

Крупнейшими выступлениями старообрядцев были:

  1. Соловетское восстание 1668 – 1676 гг.
  2. Московское восстание 1682 г.
  3. Выступление на Дону 1670-1680 гг.

  1.  Подведение итогов урока

Контроль усвоения

Вспомните, какую цель мы поставили с вами в начале урока.

Давайте ответим на вопросы:

  1. Чем был вызван церковный раскол середины 17 века?
  2. К каким последствиям в обществе он привел?
  3. Какова роль в изученных нами событиях Алексея Михайловича,  патриарха Никона, протопопа Аввакума?

Далее для закрепления пройденной темы ученикам предлагается решить кроссворд.

2

9

5

4

1

8

10

3

7

6

 

Вопросы к кроссворду:

  1. Как звали главу русской православной церкви, чью кандидатуру выдвинул сам царь?
  2. Какой церковный сан занимал Никон?
  3. Назовите имя первого Романова, вступившего на трон.
  4. Укажите имя ключевого представителя противника реформы.
  5. Каким количествам пальцев было нужно креститься по новой реформе? Укажите количество в именительном падеже.
  6. Во время церковной службы, согласно новой реформе, стало характерно …  . Укажите пропущенное слово.
  7. Какое написание имени Христа закрепили новые правила?
  8. Какой вид заменили поясным поклоном?
  9. Что стало итогом Церковного собора 1666 – 1667 года.
  10. Как называется совокупность религиозных течений и организаций, направленных против церковных реформ патриарха Никона.

(Ответы: 1 – Никон; 2 – патриарх; 3 – Михаил; 4 – Аввакум; 5 – три; 6 – единоголосие; 7 – Иисус; 8 – земной; 9 – раскол; 10 – старообрядчество)

Рефлексия (подведение итогов урока)

Как мы ответим на проблемный вопрос, поставленный в начале урока: Какие причины стали основанием для проведения Церковной реформы новым главой церкви?

Какие итоги мы можем выделить? Реформы, проводимые Никоном, являли собой положительные или отрицательный характер? Какие плюсы и минусы можно выделить?

Домашнее задание

  1. Изучить §24 учебника.
  2. Рассмотрите картину Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова». Дайте письменный развернутый ответ на вопрос: «Чью позицию по вашему мнению разделяет боярыня патриарха Никона или протопопа Аввакума? Что из изображенного на полотне свидетельствует об этом?».

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.; под редакцией Искендерова А.А. Всеобщая история. История Нового времени. 7 кл. Издательство «Просвещение» ;

Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и другие; под редакцией Торкунова А.В. История России (в 2 частях). 7 кл. Издательство «Просвещение» ;

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 5 КЛАСС

Издание универсально и автономно – ориентировано на учителей, работающих по учебным комплектам и учебникам для 7 класса: А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России» (М.: Просвещение), А.А. Преображенского, Б.А. Рыбакова «История Отечества», Е.В. Пчелова «История России: XVII–XVIII вв.» (М.: Русское слово), Т.В. Черниковой «История России: XVII–XVIII вв.» (М.: Дрофа).

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 

  1. http://resh.edu.ru/
  2. https://uchi.ru/
  3. http://www.yaklass.ru/
  4. https://interneturok.ru/ https://datalesson.ru/ https://olimpium.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1. Классная магнитная доска.

2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.

3. Колонки

4. Компьютер

5. Проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. под ред.Торкунова...

Урок для 7 класса на тему "Русская православная церковь в 17 веке. Реформа патриарха Никона. Церковный раскол"

Цели и задачи:-познакомить с положением Русской православной церкви после Смутного времени-объяснить причины и последствия церковной реформы-развивать умение работать с информацией, анализировать адап...

Презентация к уроку по истории «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол», 7 класс

Презентация к уроку по истории «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол» к учебнику Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Курукина И.В. и других; под редакцией Т...

Тест по теме «Реформа патриарха Никона и раскол ». 7 класс

Тест  по теме "Реформы патриарха Никона и раскол"...

Характеристика учебной темы "Русская Православная Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона и раскол"

Приметой обновления содержания школьного исторического образования стало появление многообразия альтернативных программ. С одной стороны, это своеобразная научно-методическая реакция на новые подходы ...