Разработка урока по истории на тему "Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол"
учебно-методический материал по истории
Цель урока: сформировать представления учащихся о причинах церковного раскола, его содержании и последствиях; показать роль Алексея Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума и боярыни Морозовой.
Задачи урока:
Предметные:
1. Описывать влияние процесса централизации на жизнь церкви и духовенства;
2. Определять исторические процессы и события во времени;
3. Приводить примеры взаимодействия церкви и государства, сравнивать их интересы
Метапредметные:
Коммуникативные:
1. умение взаимодействовать в парах, с учителем,
2. организовывать учебное сотрудничество, работая в группах
3. формулировать и аргументировать своё мнение
Регулятивные :
1. формулировать проблему и ставить учебные задачи,
2. осуществлять рефлексию своей деятельности.
Тип урока: изучение новой темы
Оборудование: учебник, интерактивная доска, проектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_russkaya_pravoslavnaya_tserkov_v_xvii_v._reforma_patriarha_nikona.docx | 59.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение школа «Эврика»
урок истории
«Русская православная церковь в XVII в.
Реформа патриарха Никона и раскол»
7 класс
автор:
Сотникова Надежда Леонтьевна,
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
ЧОУ школа «Эврика»
Самара, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).
В основной школе ключевыми задачами являются:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
— развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. —
2020. — No 8. — С. 7—8).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение предмета «История» базовым учебным планом:
- в 5—9 классах по 2 учебных часа в неделю при 34 учебных неделях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории в 7 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
- в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
- в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
- в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
- в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
- в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
- в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
- в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
- в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
- в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
- владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно- следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
- владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
- работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
- общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
- владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
- владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
- выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических
- ситуациях и окружающей действительности);
- регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- называть этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени, их хронологические рамки; локализовать во времени ключевые события отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв.;
- определять их принадлежность к части века (половина, треть, четверть);
- устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий
- отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв.;
- группировать, систематизировать факты по заданному признаку (группировка событий по их
- принадлежности к историческим процессам, составление таблиц, схем).
3. Работа с исторической картой:
- использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств, важнейших исторических событиях и процессах отечественной и всеобщей истории XVI —XVII вв.;
- устанавливать на основе карты связи между географическим положением страны и особенностями ее экономического, социального и политического развития.
4. Работа с историческими источниками:
- различать виды письменных исторических источников (официальные, личные, литературные и др.); характеризовать обстоятельства и цель создания источника, раскрывать его информационную ценность;
- проводить поиск информации в тексте письменного источника, визуальных и вещественных памятниках эпохи;
- сопоставлять и систематизировать информацию из нескольких однотипных источников.
5. Историческое описание (реконструкция):
- рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв., их
- участниках;
- составлять краткую характеристику известных персоналий отечественной и всеобщей истории XVI —XVII вв. (ключевые факты биографии, личные качества, деятельность);
- рассказывать об образе жизни различных групп населения в России и других странах в раннее Новое время;
- представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
- раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития России и других стран в XVI—XVII вв.; б) европейской реформации; в) новых веяний в духовной жизни общества, культуре; г) революций XVI—XVII вв. в европейских странах;
- объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
- объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI— XVII вв.: а) выявлять в историческом тексте и излагать суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах;
- проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории: а) раскрывать повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
- излагать альтернативные оценки событий и личностей отечественной и всеобщей истории XVI— XVII вв., представленные в учебной литературе; объяснять, на чем основываются отдельные мнения;
- выражать отношение к деятельности исторических личностей XVI—XVII вв. с учетом обстоятельств изучаемой эпохи и в современной шкале ценностей.
8. Применение исторических знаний:
- раскрывать на примере перехода от средневекового общества к обществу Нового времени, как меняются со сменой исторических эпох представления людей о мире, системы общественных ценностей;
- объяснять значение памятников истории и культуры России и других стран XVI—XVII вв. для времени, когда они появились, и для современного общества;
- выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв. (в том числе на региональном материале).
Цель урока: сформировать представления учащихся о причинах церковного раскола, его содержании и последствиях; показать роль Алексея Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума и боярыни Морозовой.
Задачи:
Предметные:
- Описывать влияние процесса централизации на жизнь церкви и духовенства;
- Определять исторические процессы и события во времени;
- Приводить примеры взаимодействия церкви и государства, сравнивать их интересы
Метапредметные:
Коммуникативные:
- умение взаимодействовать в парах, с учителем,
- организовывать учебное сотрудничество, работая в группах
- формулировать и аргументировать своё мнение
Регулятивные :
- формулировать проблему и ставить учебные задачи,
- осуществлять рефлексию своей деятельности.
Тип урока: изучение новой темы
Оборудование: учебник, интерактивная доска, проектор.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Мотивация к изучению новой темы
Учитель показывает школьникам картины «Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон» художника И.Г. Машкова, «Церковный собор 1654 года. Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты» художника А.Д. Кившенко, «Боярыня Морозова» и «Пустосвят. Спор о вере» художника В.Г. Перова.
- Ребята, посмотрите внимательно на эти картины и выскажите свое предположение, что их объединяет?
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Постановка цели и задач урока.
Проблемный вопрос: Какие причины стали основанием для проведения Церковной реформы новым главой церкви?
План изучения новой темы:
- Церковь после смуты
- Реформа патриарха Никона
- Усиление разногласий между церковной и светской властью
- Церковный собор 1666-1667 гг.
- Протопоп Аввакум
- Протесты старообрядцев
- Подведение итогов урока
Актуализация знаний
- Церковь после Смуты.
Учитель дает характеристику положения православной церкви после окончания Смутного времени.
Церковь после поляков. Массовые убийства и пленения церковнослужителей. Митрополит Филарет и иго последователи.
Митрополит Филарет был одним из пленных поляками. После 8 лет плена участники церковного собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. Его приемниками стали патриарх Иосаф I Иосиф.
После смерти патриарха Иосифа главой церкви стал митрополит Никон.
Главным решением митрополита стало проведение церковной реформы в 1653 -1655 гг.
Причины проведения церковной реформы:
- Падение авторитета русской православной церкви.
- Сильное влияние западной культуры.
- Утверждение русской православной церкви в роли международного центра православия.
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности (???мин.)
Учитель совместно с учениками заполняют таблицу.
Правила до реформы | Правила, принятые во время реформы |
Искажения и ошибки в церковных текстах | Исправили по греческому канону |
Изображение на иконах по европейскому образцу | Исправили по греческому канону |
Крещение 2-мя пальцами | Крещение 3-мя пальцами |
Многоголосие во время службы | Единоголосие во время службы |
Движение верующих вокруг алтаря по солнцу (с востока на запад) | Движение верующих вокруг алтаря против солнцу (с запада на восток) |
Двукратное пение слова «Аллилуя» | Трекратное пение слова «Аллилуя» |
Написание имени Христа Исус | Написание имени Христа Иисус |
Земной поклон | Поясной поклон |
Как следствие уничтожение икон и книг.
3. Усиление разногласий между церковной и светской властью
Учитель разбирает вопрос ухудшение взаимоотношений между Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном и борьба за влияние.
- Церковный собор 1666 - 1667
Во время проведения Церковного собора 1666 1667 гг. были приняты следующие решения:
- Состоялся суд над Никоном.
- Утверждение церковной реформы светской властью.
- Предали проклятью старообрядцев.
Старообрядчество – совокупность религиозных течений и организаций, направленных против церковных реформ патриарха Никона.
Подобные решение не приняли сторонники Старообрядчества, что привело к расколу Русской православной церкви.
Раскол – движение, возникшее в середине XVII в. в Русской православной церкви. Объединило часть верующих, не признавших церковных реформ патриарха Никона.
5. Протопоп Аввакум
Протопоп – обиходное название старшего православного священника (протоирея).
Применение знаний и умений в новой ситуации
Ученикам предлагается изучить документ на 80 странице учебника «из «Книги толкований» протопопа Аввакума» и выполнить задания к документу.
Протопоп Аввакум не принял реформы Никона и являлся наиболее активным сторонником старообрядческого течения. И даже после лишения места в московском Казанском соборе и ссылки в Сибирь не прекратил активную пропаганду Старообрядчества. За свой отказ от смирения на Церковном соборе 1666-1667 гг. Аввакум был предан анафеме (проклятию) и сослан в Пустозёрск. За 15 лет в земляной тюрьме написал десятки работ, в том числе Самое известное «Житие».
11 апреля 1682 года по указу царя «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.
6. Протесты старообрядцев
Раскол русской православной церкви привел к массовым религиозным выступлениям в России.
Протесты несогласных с реформой имели различные формы: от самосожжения и голодной смерти до вооруженного сопротивления.
С 1675 – 1695 гг. в массовых самосожжениях погибло до 20 тыс. старообрядцев.
Крупнейшими выступлениями старообрядцев были:
- Соловетское восстание 1668 – 1676 гг.
- Московское восстание 1682 г.
- Выступление на Дону 1670-1680 гг.
- Подведение итогов урока
Контроль усвоения
Вспомните, какую цель мы поставили с вами в начале урока.
Давайте ответим на вопросы:
- Чем был вызван церковный раскол середины 17 века?
- К каким последствиям в обществе он привел?
- Какова роль в изученных нами событиях Алексея Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума?
Далее для закрепления пройденной темы ученикам предлагается решить кроссворд.
2 | ||||||||||||||||||
9 | 5 | |||||||||||||||||
4 | 1 | |||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||
3 | 7 | |||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||
Вопросы к кроссворду:
- Как звали главу русской православной церкви, чью кандидатуру выдвинул сам царь?
- Какой церковный сан занимал Никон?
- Назовите имя первого Романова, вступившего на трон.
- Укажите имя ключевого представителя противника реформы.
- Каким количествам пальцев было нужно креститься по новой реформе? Укажите количество в именительном падеже.
- Во время церковной службы, согласно новой реформе, стало характерно … . Укажите пропущенное слово.
- Какое написание имени Христа закрепили новые правила?
- Какой вид заменили поясным поклоном?
- Что стало итогом Церковного собора 1666 – 1667 года.
- Как называется совокупность религиозных течений и организаций, направленных против церковных реформ патриарха Никона.
(Ответы: 1 – Никон; 2 – патриарх; 3 – Михаил; 4 – Аввакум; 5 – три; 6 – единоголосие; 7 – Иисус; 8 – земной; 9 – раскол; 10 – старообрядчество)
Рефлексия (подведение итогов урока)
Как мы ответим на проблемный вопрос, поставленный в начале урока: Какие причины стали основанием для проведения Церковной реформы новым главой церкви?
Какие итоги мы можем выделить? Реформы, проводимые Никоном, являли собой положительные или отрицательный характер? Какие плюсы и минусы можно выделить?
Домашнее задание
- Изучить §24 учебника.
- Рассмотрите картину Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова». Дайте письменный развернутый ответ на вопрос: «Чью позицию по вашему мнению разделяет боярыня патриарха Никона или протопопа Аввакума? Что из изображенного на полотне свидетельствует об этом?».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.; под редакцией Искендерова А.А. Всеобщая история. История Нового времени. 7 кл. Издательство «Просвещение» ;
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и другие; под редакцией Торкунова А.В. История России (в 2 частях). 7 кл. Издательство «Просвещение» ;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 5 КЛАСС
Издание универсально и автономно – ориентировано на учителей, работающих по учебным комплектам и учебникам для 7 класса: А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России» (М.: Просвещение), А.А. Преображенского, Б.А. Рыбакова «История Отечества», Е.В. Пчелова «История России: XVII–XVIII вв.» (М.: Русское слово), Т.В. Черниковой «История России: XVII–XVIII вв.» (М.: Дрофа).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
- http://resh.edu.ru/
- https://uchi.ru/
- http://www.yaklass.ru/
- https://interneturok.ru/ https://datalesson.ru/ https://olimpium.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1. Классная магнитная доска.
2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
3. Колонки
4. Компьютер
5. Проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »
Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....
Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.
Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. под ред.Торкунова...
Урок для 7 класса на тему "Русская православная церковь в 17 веке. Реформа патриарха Никона. Церковный раскол"
Цели и задачи:-познакомить с положением Русской православной церкви после Смутного времени-объяснить причины и последствия церковной реформы-развивать умение работать с информацией, анализировать адап...
Презентация к уроку по истории «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол», 7 класс
Презентация к уроку по истории «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол» к учебнику Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Курукина И.В. и других; под редакцией Т...
Тест по теме «Реформа патриарха Никона и раскол ». 7 класс
Тест по теме "Реформы патриарха Никона и раскол"...
Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол
Конспект урока по истории России в 7 классе...
Характеристика учебной темы "Русская Православная Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона и раскол"
Приметой обновления содержания школьного исторического образования стало появление многообразия альтернативных программ. С одной стороны, это своеобразная научно-методическая реакция на новые подходы ...