Урок для 7 класса на тему "Русская православная церковь в 17 веке. Реформа патриарха Никона. Церковный раскол"
методическая разработка по истории (7 класс)

Цели и задачи:
-познакомить с положением Русской православной церкви после Смутного времени
-объяснить причины и последствия церковной реформы
-развивать умение работать с информацией, анализировать адаптированные исторические источники , делать выводы,  видеть причинно-следственные связи
-развивать интерес к прошлому своей страны.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Планируемые результаты:

Предметные: указывать даты  церковной реформы, церковного раскола, называть причины реформы, знать позицию патриарха Никона, царя Алексея Михайловича, протопопа Аввакума по ключевым вопросам реформы, описывать результаты реформы и раскола, основные идеи старообрядцев.

Метапредметные: группировать, систематизировать факты по заданному признаку, составлять таблицы, схемы определять смысл, главную идею высказывания, изображения, давать оценку событиям и личностям.

Личностные: уважительно относиться к историческому наследию, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tserkovnyy_raskol.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Русская православная церковь в 17 веке. Реформа патриарха Никона. Церковный раскол

Цели и задачи:
-познакомить с положением Русской православной церкви после Смутного времени
-объяснить причины и последствия церковной реформы
-развивать умение работать с информацией, анализировать адаптированные исторические источники , делать выводы,  видеть причинно-следственные связи
-развивать интерес к прошлому своей страны.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Планируемые результаты:

Предметные: указывать даты  церковной реформы, церковного раскола, называть причины реформы, знать позицию патриарха Никона, царя Алексея Михайловича, протопопа Аввакума по ключевым вопросам реформы, описывать результаты реформы и раскола, основные идеи старообрядцев.

Метапредметные: группировать, систематизировать факты по заданному признаку, составлять таблицы, схемы определять смысл, главную идею высказывания, изображения, давать оценку событиям и личностям.

Личностные: уважительно относиться к историческому наследию, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: учебник «История России» для 7 класса под ред.А.В.Торкунова , дополнительный материал –фрагменты из исторических источников, репродукции картин.

Ход урока:

1.Организационный момент

2. Мотивационный этап. Демонстрация картины С.Д.Милорадовича  «Суд над патриархом Никоном».

Учащиеся отмечают на картине присутствие высших церковных иерархов, детали интерьера, обращают внимание на эмоциональную фигуру в центре картины, делают предположение  о теме урока, пытаются сформулировать цели при помощи учителя, например: изучить положение Русской православной церкви.

3.Актуализация опорных знаний.
Учитель говорит о связи картины с содержанием понятия «бунташный век», предлагает ответить на вопросы:.Что такое Смутное время? Почему оно так называется? Как называется время правления Алексея Михайловича? (бунташный век). Что такое бунт? (восстание, недовольство).Как картина связана с проявлениями бунтащного века.  Учащиеся делают предположения, в конце урока подтверждают свои догадки либо опровергают их.

4. Введение в новый материал.

-актуализация связи российской истории с европейской (падение Византийской империи – появление теорий «Москва-Третий Рим»

- сложное положение церкви в Смутное время ( двойственная позиция по отношению к самозванцам, роль патриарха Филарета в жизни государства, т.е.влияние церковной власти на светскую)

-деятельность кружка ревнителей благочестия (Стефан Вонифатьев, Федор Ртищев, патриарх Никон). Задачи кружка: искоренить беспорядки в церковной жизни, борьба с общественными пороками. Проблема исправления ошибок и искажений в церковной литературе.

Учитель предлагает рассмотреть картину «Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги» . Худ. А.Кившенко.

Дополнительный материал:

1.биографическая справка

Будущий патриарх родился в мае 1605 года в селе Вельдеманово под Нижним Новгородом в крестьянской семье. Отец отдал мальчика учиться грамоте и Священному Писанию. Но после возвращения домой он стал забывать грамоту, поэтому решил поселиться в каком-нибудь монастыре, чтобы продолжить учёбу, там он  каждый день изучал Писание и проявил необыкновенный интерес к церковному пению. По настоянию родителей Никита Минов женился и принял сан священника. Около 1626 года был назначен священником одной из московских церквей. Смерть детей в 1635 году привела Никиту к окончательному решению оставить мир. Он убедил жену принять монашеский постриг , а сам в возрасте 30 лет тоже принял постриг с именем Никон.

 2. (фрагмент из Костомарова Н.И.)

Историк Н.И.Костомаров о личности и деятельности патриарха Никона.

Никон никому не становился на дороге, но вместе с тем он …подвиги, такие, которые тогда уже навлекли на него врагов: по царскому приказанию он посещал тюрьмы, расспрашивал обвиненных, принимал жалобы, доносил царю, вмешивался в управление, давал советы, и царь всегда слушал его. В письмах своих к Никону царь величал его "великим солнцем сияющим", "избранным  крепкостоятельным пастырем", "наставником душ и телес", "милостивым, кротким, милосердым", "возлюбленником своим и содружебником" и т. п.; царь поверял ему тайное свое мнение о том или другом боярине. От этого уже тогда в Москве бояре не терпели Никона, как царского временщика, и некоторые говорили, что лучше им погибать в Новой Земле за Сибирью, чем быть с новгородским митрополитом....

Будучи новгородским митрополитом, Никон начал совершать богослужение с большею точностью, правильностью и торжественностью… В те времена, по старому заведенному обычаю, богослужение отправлялось нелепо: боялись греха пропустить что-нибудь, но для скорости, разом читали и пели разное, так что слушающим ничего нельзя было понять. Никон старался прекратить этот обычай,

но его распоряжения не нравились ни духовным, ни мирянам... (  ), но многим — и в том числе патриарху Иосифу — не понравились эти нововведения…

При избрании на патриарший престол "Будут ли меня почитать как архипастыря и отца верховнейшего, и дадут ли мне устроить церковь?" — спросил Никон. Царь, а за ним власти духовные и бояре поклялись в этом. 25 июля 1652 года Никон сделался патриархом…

Вопросы к учащимся: о каких личностных качествах патриарха можно сделать вывод на основании этих текстов?

В 1653-1655 была проведена церковная реформа. Учащиеся составляют по ходу рассказа таблицу: изменения обрядов

До реформы

После реформы

Исус

Иисус

Креститься двумя пальцами

Тремя

Петь «Аллилуйя» два раза

Три

Земные поклоны

Поясные

Движения во время крещения по солнцу

Против солнца

Подводим промежуточный итог: мини-опрос: Что стало причиной церковной реформы? В чем она выражалась? Как личностные качества патриарха Никона повлияли на ход реформы? Как они могли повлиять на взаимоотношения патриарха с царем?

Церковный собор 1666-1667 гг. Разрыв  с царем, победа светской власти. Учащиеся объясняют связь картины С.Д.Милорадовича с понятиями «бунташный век» и темой урока.

Реакция на церковную реформу в обществе. Явление старообрядчества. Деятельность протопопа Аввакума . Работа с текстом документа из учебника (стр.80). Учащиеся высказывают свою позицию (согласны/не согласны с автором документа).

Массовые религиозные выступления в России. Социальный состав: от крестьян до бояр. Причины: неприятие реформ, воспринимаемых как новшества, малограмотность духовенства, традиционные взгляды и убеждения, протест против произвола и насилия властей. Формы протеста- самосожжение, голодная смерть, уклонение от повинностей, неподчинение властям, вооруженное сопротивление (Соловецкое восстание 1668-1676 гг)

С 1675 по 1695 около 20 тысяч старообрядцев погибли в самосожжениях. Картина Г.Г.Мясоедова «Сожжение протопопа Аввакума»

4. Подведение итогов урока, рефлексия. Домашнее задание параграф 24

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Проверяет готовность к уроку обучающихся

Готовят свое рабочее место

Формулировка целей.

Помогает сформулировать цели урока

Делают предположения о целях урока.

Мотивационный

Демонстрирует репродукцию картины С.Д.Милорадовича  «Суд над патриархом Никоном», задает вопрос о связи картины с темой урока.

Делают предположения о том, что серьезные потрясения коснулись и русской православной церкви.

Актуализация опорных знаний.  

Проводит опрос учащихся, задает вопросы, касающиеся связи изученного материала с текущим

Отвечают на вопросы учителя

Содержательный

Излагает новый материал

Предлагает рассмотреть картину «Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги» . Худ. А.Кившенко. Предлагает для изучения биографическую справку

Организует опрос по вопросам: Что стало причиной церковной реформы? В чем она выражалась? Как личностные качества патриарха Никона повлияли на ход реформы? Как они могли повлиять на взаимоотношения патриарха с царем?

Рассказывает об изменениях в обрядах.

Рассказывает о конфликте патриарха и царя, о реакции общества на реформу. Демонстрирует репродукцию картины Г.Г.Мясоедова «Сожжение протопопа Аввакума»

Записывают в тетрадях причины церковной реформы

2.знакомятся с краткой биографической справкой «Патриарх Никон» делают выводы об особенностях его характера. Делают предположения о влиянии этих особенностей на ход реформы и на развивающийся конфликт с царской властью

Составляют и записывают в тетрадях таблицу по изменениям в обрядах в результате реформы

Работают с текстом исторического документа (учебник, стр.80)

Отвечают на вопросы к документу , высказывают свою позицию, аргументируют ее.

Подведение итогов урока, рефлексия

Организует обсуждение урока.

Разъясняет домашнее задание. Параграф 24

Отвечают на вопросы: что узнали обо эпохе, о конфликте светской власти и духовной,   высказывают свое мнение об исторических личностях и их роли в историческом процессе.  Отмечают понравившиеся элементы урока (способ подачи информации, сама информация, которая вызвала интерес).  Задают вопросы по данной теме, если что-то осталось непонятным.

Получают инструкции к выполнению домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. под ред.Торкунова...

Разработка урока по истории на тему "Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол"

Цель урока: сформировать представления учащихся о причинах церковного раскола, его содержании и последствиях; показать роль Алексея Михайловича,  патриарха Никона, протопопа Аввакума и боярыни Мо...

Презентация к уроку по истории «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол», 7 класс

Презентация к уроку по истории «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол» к учебнику Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Курукина И.В. и других; под редакцией Т...

Тест по теме «Реформа патриарха Никона и раскол ». 7 класс

Тест  по теме "Реформы патриарха Никона и раскол"...

Характеристика учебной темы "Русская Православная Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона и раскол"

Приметой обновления содержания школьного исторического образования стало появление многообразия альтернативных программ. С одной стороны, это своеобразная научно-методическая реакция на новые подходы ...