Урок для 7 класса на тему "Русская православная церковь в 17 веке. Реформа патриарха Никона. Церковный раскол"
методическая разработка по истории (7 класс)
Цели и задачи:
-познакомить с положением Русской православной церкви после Смутного времени
-объяснить причины и последствия церковной реформы
-развивать умение работать с информацией, анализировать адаптированные исторические источники , делать выводы, видеть причинно-следственные связи
-развивать интерес к прошлому своей страны.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные: указывать даты церковной реформы, церковного раскола, называть причины реформы, знать позицию патриарха Никона, царя Алексея Михайловича, протопопа Аввакума по ключевым вопросам реформы, описывать результаты реформы и раскола, основные идеи старообрядцев.
Метапредметные: группировать, систематизировать факты по заданному признаку, составлять таблицы, схемы определять смысл, главную идею высказывания, изображения, давать оценку событиям и личностям.
Личностные: уважительно относиться к историческому наследию, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tserkovnyy_raskol.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Русская православная церковь в 17 веке. Реформа патриарха Никона. Церковный раскол
Цели и задачи:
-познакомить с положением Русской православной церкви после Смутного времени
-объяснить причины и последствия церковной реформы
-развивать умение работать с информацией, анализировать адаптированные исторические источники , делать выводы, видеть причинно-следственные связи
-развивать интерес к прошлому своей страны.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные: указывать даты церковной реформы, церковного раскола, называть причины реформы, знать позицию патриарха Никона, царя Алексея Михайловича, протопопа Аввакума по ключевым вопросам реформы, описывать результаты реформы и раскола, основные идеи старообрядцев.
Метапредметные: группировать, систематизировать факты по заданному признаку, составлять таблицы, схемы определять смысл, главную идею высказывания, изображения, давать оценку событиям и личностям.
Личностные: уважительно относиться к историческому наследию, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование: учебник «История России» для 7 класса под ред.А.В.Торкунова , дополнительный материал –фрагменты из исторических источников, репродукции картин.
Ход урока:
1.Организационный момент
2. Мотивационный этап. Демонстрация картины С.Д.Милорадовича «Суд над патриархом Никоном».
Учащиеся отмечают на картине присутствие высших церковных иерархов, детали интерьера, обращают внимание на эмоциональную фигуру в центре картины, делают предположение о теме урока, пытаются сформулировать цели при помощи учителя, например: изучить положение Русской православной церкви.
3.Актуализация опорных знаний.
Учитель говорит о связи картины с содержанием понятия «бунташный век», предлагает ответить на вопросы:.Что такое Смутное время? Почему оно так называется? Как называется время правления Алексея Михайловича? (бунташный век). Что такое бунт? (восстание, недовольство).Как картина связана с проявлениями бунтащного века. Учащиеся делают предположения, в конце урока подтверждают свои догадки либо опровергают их.
4. Введение в новый материал.
-актуализация связи российской истории с европейской (падение Византийской империи – появление теорий «Москва-Третий Рим»
- сложное положение церкви в Смутное время ( двойственная позиция по отношению к самозванцам, роль патриарха Филарета в жизни государства, т.е.влияние церковной власти на светскую)
-деятельность кружка ревнителей благочестия (Стефан Вонифатьев, Федор Ртищев, патриарх Никон). Задачи кружка: искоренить беспорядки в церковной жизни, борьба с общественными пороками. Проблема исправления ошибок и искажений в церковной литературе.
Учитель предлагает рассмотреть картину «Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги» . Худ. А.Кившенко.
Дополнительный материал:
1.биографическая справка
Будущий патриарх родился в мае 1605 года в селе Вельдеманово под Нижним Новгородом в крестьянской семье. Отец отдал мальчика учиться грамоте и Священному Писанию. Но после возвращения домой он стал забывать грамоту, поэтому решил поселиться в каком-нибудь монастыре, чтобы продолжить учёбу, там он каждый день изучал Писание и проявил необыкновенный интерес к церковному пению. По настоянию родителей Никита Минов женился и принял сан священника. Около 1626 года был назначен священником одной из московских церквей. Смерть детей в 1635 году привела Никиту к окончательному решению оставить мир. Он убедил жену принять монашеский постриг , а сам в возрасте 30 лет тоже принял постриг с именем Никон.
2. (фрагмент из Костомарова Н.И.)
Историк Н.И.Костомаров о личности и деятельности патриарха Никона.
Никон никому не становился на дороге, но вместе с тем он …подвиги, такие, которые тогда уже навлекли на него врагов: по царскому приказанию он посещал тюрьмы, расспрашивал обвиненных, принимал жалобы, доносил царю, вмешивался в управление, давал советы, и царь всегда слушал его. В письмах своих к Никону царь величал его "великим солнцем сияющим", "избранным крепкостоятельным пастырем", "наставником душ и телес", "милостивым, кротким, милосердым", "возлюбленником своим и содружебником" и т. п.; царь поверял ему тайное свое мнение о том или другом боярине. От этого уже тогда в Москве бояре не терпели Никона, как царского временщика, и некоторые говорили, что лучше им погибать в Новой Земле за Сибирью, чем быть с новгородским митрополитом....
Будучи новгородским митрополитом, Никон начал совершать богослужение с большею точностью, правильностью и торжественностью… В те времена, по старому заведенному обычаю, богослужение отправлялось нелепо: боялись греха пропустить что-нибудь, но для скорости, разом читали и пели разное, так что слушающим ничего нельзя было понять. Никон старался прекратить этот обычай,
но его распоряжения не нравились ни духовным, ни мирянам... ( ), но многим — и в том числе патриарху Иосифу — не понравились эти нововведения…
При избрании на патриарший престол "Будут ли меня почитать как архипастыря и отца верховнейшего, и дадут ли мне устроить церковь?" — спросил Никон. Царь, а за ним власти духовные и бояре поклялись в этом. 25 июля 1652 года Никон сделался патриархом…
Вопросы к учащимся: о каких личностных качествах патриарха можно сделать вывод на основании этих текстов?
В 1653-1655 была проведена церковная реформа. Учащиеся составляют по ходу рассказа таблицу: изменения обрядов
До реформы | После реформы |
Исус | Иисус |
Креститься двумя пальцами | Тремя |
Петь «Аллилуйя» два раза | Три |
Земные поклоны | Поясные |
Движения во время крещения по солнцу | Против солнца |
Подводим промежуточный итог: мини-опрос: Что стало причиной церковной реформы? В чем она выражалась? Как личностные качества патриарха Никона повлияли на ход реформы? Как они могли повлиять на взаимоотношения патриарха с царем?
Церковный собор 1666-1667 гг. Разрыв с царем, победа светской власти. Учащиеся объясняют связь картины С.Д.Милорадовича с понятиями «бунташный век» и темой урока.
Реакция на церковную реформу в обществе. Явление старообрядчества. Деятельность протопопа Аввакума . Работа с текстом документа из учебника (стр.80). Учащиеся высказывают свою позицию (согласны/не согласны с автором документа).
Массовые религиозные выступления в России. Социальный состав: от крестьян до бояр. Причины: неприятие реформ, воспринимаемых как новшества, малограмотность духовенства, традиционные взгляды и убеждения, протест против произвола и насилия властей. Формы протеста- самосожжение, голодная смерть, уклонение от повинностей, неподчинение властям, вооруженное сопротивление (Соловецкое восстание 1668-1676 гг)
С 1675 по 1695 около 20 тысяч старообрядцев погибли в самосожжениях. Картина Г.Г.Мясоедова «Сожжение протопопа Аввакума»
4. Подведение итогов урока, рефлексия. Домашнее задание параграф 24
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | Проверяет готовность к уроку обучающихся | Готовят свое рабочее место |
Формулировка целей. | Помогает сформулировать цели урока | Делают предположения о целях урока. |
Мотивационный | Демонстрирует репродукцию картины С.Д.Милорадовича «Суд над патриархом Никоном», задает вопрос о связи картины с темой урока. | Делают предположения о том, что серьезные потрясения коснулись и русской православной церкви. |
Актуализация опорных знаний. | Проводит опрос учащихся, задает вопросы, касающиеся связи изученного материала с текущим | Отвечают на вопросы учителя |
Содержательный | Излагает новый материал Предлагает рассмотреть картину «Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги» . Худ. А.Кившенко. Предлагает для изучения биографическую справку Организует опрос по вопросам: Что стало причиной церковной реформы? В чем она выражалась? Как личностные качества патриарха Никона повлияли на ход реформы? Как они могли повлиять на взаимоотношения патриарха с царем? Рассказывает об изменениях в обрядах. Рассказывает о конфликте патриарха и царя, о реакции общества на реформу. Демонстрирует репродукцию картины Г.Г.Мясоедова «Сожжение протопопа Аввакума» | Записывают в тетрадях причины церковной реформы 2.знакомятся с краткой биографической справкой «Патриарх Никон» делают выводы об особенностях его характера. Делают предположения о влиянии этих особенностей на ход реформы и на развивающийся конфликт с царской властью Составляют и записывают в тетрадях таблицу по изменениям в обрядах в результате реформы Работают с текстом исторического документа (учебник, стр.80) Отвечают на вопросы к документу , высказывают свою позицию, аргументируют ее. |
Подведение итогов урока, рефлексия | Организует обсуждение урока. Разъясняет домашнее задание. Параграф 24 | Отвечают на вопросы: что узнали обо эпохе, о конфликте светской власти и духовной, высказывают свое мнение об исторических личностях и их роли в историческом процессе. Отмечают понравившиеся элементы урока (способ подачи информации, сама информация, которая вызвала интерес). Задают вопросы по данной теме, если что-то осталось непонятным. Получают инструкции к выполнению домашнего задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »
Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....
Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.
Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. под ред.Торкунова...
Разработка урока по истории на тему "Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол"
Цель урока: сформировать представления учащихся о причинах церковного раскола, его содержании и последствиях; показать роль Алексея Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума и боярыни Мо...
Презентация к уроку по истории «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол», 7 класс
Презентация к уроку по истории «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол» к учебнику Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Курукина И.В. и других; под редакцией Т...
Тест по теме «Реформа патриарха Никона и раскол ». 7 класс
Тест по теме "Реформы патриарха Никона и раскол"...
Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол
Конспект урока по истории России в 7 классе...
Характеристика учебной темы "Русская Православная Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона и раскол"
Приметой обновления содержания школьного исторического образования стало появление многообразия альтернативных программ. С одной стороны, это своеобразная научно-методическая реакция на новые подходы ...