Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. под ред.Торкунова
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пигарева Елена Владиславна
Урок истории в 7 классе:
Тема: «Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол»
Учебник для общеобразовательных организаций: «История России. 7 класс», под редакцией А.В.Торкунова. (Москва «Просвещение», 2016 год)
На изучение данной темы выделяется 1 час.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ
Тема: Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Цель: сформировать у обучающихся представление о характере, динамике развития взаимоотношений власти и церкви в условиях формирования самодержавной власти; раскрыть сущность и последствия церковной реформы Никона; познакомить с выдающейся исторической личностью, основоположником старообрядческого раскола, оригинальным литератором XVII века протопопом Аввакумом.
Формируемые УУД:
Личностные - независимость и критичность мышления; воля и настойчивость в достижении цели.
Регулятивные – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- продвижение своих мыслей, убеждений, взглядов, осознавать суть своих суждений и взглядов, выбирать средства достижения цели, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план действий для достижения своих целей;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные – совокупность умений по использованию специальных знаний по теме урока;
- совокупность умений критически мылить и доказывать свою точку зрения;
- совокупность умений по работе с информацией.
Коммуникативные - совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в классе;
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его (если оно таково);
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с участниками иных позиций.
Основные понятия: протопоп, раскол, старообрядчество
Ресурсы:
Основные – учебник, рабочие тетради;
Дополнительные: в сети Интернерт: https://www.youtube.com/ (отрывок из худ.фильма «Раскол» «двуперстие или троеперстие») https://www.youtube.com (отрывок их худ.фильма «Раскол», сцена «суд над протопопом Аввакумом»)
Этап урока | Деятельность урока | Деятельность учащихся | Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты обучения (на уровне УУД) |
1.Мотивация Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность | Приветствие учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок | Настраиваются на работу, концентрируют внимание | - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - целеполагание (П); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
2.Актуализация знаний Цель этапа: актуализация знаний, обсуждение незнакомой ситуации Стадия вызова | Предлагает выступить учащимся с домашним заданием | Выступают с выполненными домашними заданиями | Просмотр видеофрагмента из художественного фильма «Раскол» 1 мин. 30 сек. О чём спорят героини из фильма? А почему возникла такая ситуация? О каком патриархе идёт речь в разговоре? Героиня фильма упомянула о греческой стороне и староотеческих традициях христианской веры. Считаете ли вы этот вопрос принципиальным? | -анализ, сравнение, обобщение (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - выполнение пробного учебного действия (Р); - фиксированные индивидуальные затруднения в пробном действии (Р); - выражение своих мыслей о достаточной полнотой и точностью (К); -аргументация своего мнения и позиция в коммуникации (К). |
3.Выявление места и причины затруднения Цель этапа: осознание учащимися того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений | Наводящими вопросами помогает учащимся выявить место и причину затруднения | Соотносят свои знания, фиксируют, каких знаний недостаёт для конечных знаний урока | Перед вами перечень вопросов. Сможете ли вы в данный момент ответить на них в полном объёме? В чём отличия греческой веры и старообрядческих традиций? Почему вопросы церкви решались на государственном уровне? Известны ли вам имена Никон и Аввакум? Почему произошёл церковный раскол между верующими? К чему привела борьба раскольников за старую веру? Кого называют старообрядцами? И есть ли они в наше время? | - анализ, сравнение, обобщение (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений (К). |
4.Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: постановка целей урока, определение плана действия Стадия осмысления | Организует поисковую работу обучающихся (постановка цели урока и плана действия) | Формулирует цель урока и его тему; определяются с планом действий по достижению цели урока | Почему вы не смогли ответить на некоторые вопросы?
Давайте сформулируем цель и тему нашего урока. Какие вопросы на ваш взгляд нам надо рассмотреть, чтобы реализовать цель и задачи урока? О каких личностях узнать?
| - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - анализ, обобщение (П); - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); - планирование (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений (К); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
5.Реализация построенного проекта Цель этапа: построение учащимися нового знания и формирование умений его применять при достижении цели | Организует фронтальный опрос, работу в парах по решению задач, соотнесение учащимися своих действий с поставленными задачами | Отвечают на вопросы учителя Работают в парах, проговаривают ответы на вопросы Отвечают на вопросы учителя, делают выводы Сообщение обучающегося (протопоп Аввакум) | Рассказ учителя «Церковь после Смуты» Почему значение и роль Русской православной церкви в политической жизни России возросли при патриархе Филарете? Каков результат государственной деятельности патриарха Филарета? Какие вопросы остались нерешёнными в годы его патриаршества? Почему? Запишите в тетрадь хронологическую последовательность патриархов, рассматриваемого периода Самостоятельная работа с учебником п.24 пп.2-3. «Реформа патриарха Никона», «Усиление разногласий между церковной и светской властью» Работая в парах, запишите ответы на вопросы: В чём заключались противоречия в церковной жизни? (вспомните фрагмент в самом начале урока) Когда и кем была проведена реформа? В чём её суть? К чему привела церковная реформа? Какова роль Церковного собора в проведении реформы? Что он предложил? В чём вы видите причины ссоры Алексея Михайловича с Никоном? Рассказ учителя «Церковный собор 1666-1667гг» Почему Церковный собор осудил патриарха Никона? Почему патриархи Филарет и Никон, поставив задачу усиления роли церкви в государственных делах, добились разных результатов? Кого стали называли старообрядцами? К чему привела реформа патриарха Никона и собор 1666-1667 гг.? Почему протопоп Аввакум резко отрицательно воспринял реформы патриарха Никона? Просмотр видеофрагмента «Суд над Аввакумом» 2 мин. В чём Церковный собор обвинял протопопа Аввукума? В чём Аввакум обвинял собор? Чтение документа с.80 из «Книги толкований» протопопа Аввакума Ответы на вопросы с.80 | - смыслообразование(Л); - познавательная инициатива (Р); - поиск необходимой информации (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - осознание ответственности за общее дело (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель этапа: усвоение учащимися знаний | Организует опрос, при необходимости уточняет факты | Отвечают на вопросы, проговаривают вслух выводы | Ответы на вопросы 3 этапа урока. В чём отличия греческой веры и старообрядческих традиций? Почему вопросы церкви решались на государственном уровне? Известны ли вам имена Никон и Аввакум? Что вы о них знаете? Почему произошёл церковный раскол между верующими? К чему привела борьба раскольников за старую веру? Кого называют старообрядцами? И есть ли они в наше время? Читаем в учебнике «подведём итоги» с.79 На какие вопросы вы не получили ответ? | - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - достижение договорённостей и согласование общего решения (К); - осознание ответственности за общее дело (Л) |
7.Самостоятельная работа Цель этапа: обеспечение усвоение материала | Организует самостоятельное выполнение учащимися заданий по теме | Учатся самостоятельно демонстрировать полученные знания | На с.80 «вопросы и задания для работы с текстом параграфа» ответьте на вопросы 1 ряд: 1-2 вопрос 2 ряд: 3-4 вопрос 3 ряд: 5-6 вопрос | - выполнение заданий (П); - контроль (Р); - коррекция (Р); - оценка (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К) |
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности Стадия рефлексии | Организует беседу с учащимися, связывая результаты урока с его целями; инструктирует по поводу выполнения домашнего задания | Формулируют основные понятия; соотносят цель и результаты своей учебной деятельности | Какова была тема урока? Какую цель ставили? Что нового узнали? Какие вопросы ещё не получили ответа? Какой вопрос хотели бы изучить подробнее? Почему? Д\З п.24 с.75-80, раздел «Думаем, сравниваем, размышляем» (на выбор не менее двух заданий) | - рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - адекватная оценка учебной деятельности; - формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »
Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....
Урок для 7 класса на тему "Русская православная церковь в 17 веке. Реформа патриарха Никона. Церковный раскол"
Цели и задачи:-познакомить с положением Русской православной церкви после Смутного времени-объяснить причины и последствия церковной реформы-развивать умение работать с информацией, анализировать адап...
Разработка урока по истории на тему "Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол"
Цель урока: сформировать представления учащихся о причинах церковного раскола, его содержании и последствиях; показать роль Алексея Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума и боярыни Мо...
Презентация к уроку по истории «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол», 7 класс
Презентация к уроку по истории «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол» к учебнику Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Курукина И.В. и других; под редакцией Т...
Тест по теме «Реформа патриарха Никона и раскол ». 7 класс
Тест по теме "Реформы патриарха Никона и раскол"...
Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол
Конспект урока по истории России в 7 классе...
Характеристика учебной темы "Русская Православная Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона и раскол"
Приметой обновления содержания школьного исторического образования стало появление многообразия альтернативных программ. С одной стороны, это своеобразная научно-методическая реакция на новые подходы ...