Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Пигарева Елена Владиславна

Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. под ред.Торкунова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пигарева Елена Владиславна

Урок истории в 7  классе:

Тема:  «Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол»

Учебник для общеобразовательных организаций: «История России. 7 класс», под редакцией А.В.Торкунова. (Москва «Просвещение», 2016 год)

На изучение данной темы выделяется 1 час.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА  ПО ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ

Тема: Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Цель:  сформировать у обучающихся представление о характере, динамике развития взаимоотношений власти и церкви в условиях формирования самодержавной власти; раскрыть сущность и последствия церковной реформы Никона; познакомить с выдающейся исторической личностью, основоположником старообрядческого раскола, оригинальным литератором XVII века протопопом Аввакумом.

Формируемые УУД:

Личностные - независимость и критичность мышления; воля и настойчивость в достижении цели.

Регулятивные – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- продвижение своих мыслей, убеждений, взглядов, осознавать суть своих суждений и взглядов, выбирать средства достижения цели, а также искать их самостоятельно;

- составлять (индивидуально или в группе) план действий для достижения своих целей;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные – совокупность умений по использованию специальных знаний по теме урока;

- совокупность умений критически мылить и доказывать свою точку зрения;

- совокупность умений по работе с информацией.

Коммуникативные - совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие  в классе;

- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

- учиться  критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его (если оно таково);

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с  участниками иных позиций.

Основные понятия: протопоп, раскол, старообрядчество

Ресурсы:

Основные – учебник, рабочие тетради;

Дополнительные: в сети Интернерт:  https://www.youtube.com/ (отрывок из худ.фильма «Раскол»  «двуперстие или троеперстие») https://www.youtube.com (отрывок их худ.фильма «Раскол», сцена «суд над протопопом Аввакумом»)

Этап урока

Деятельность урока

Деятельность учащихся

Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты обучения (на уровне УУД)

1.Мотивация

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность

Приветствие учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок

Настраиваются на работу, концентрируют внимание

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- целеполагание (П);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)



2.Актуализация знаний

Цель этапа: актуализация знаний, обсуждение незнакомой ситуации

Стадия вызова

Предлагает выступить учащимся с домашним заданием

Выступают с выполненными домашними заданиями

Просмотр видеофрагмента из художественного фильма «Раскол» 1 мин. 30 сек.

О чём спорят героини из фильма?

А почему возникла такая ситуация?

О каком патриархе идёт речь в разговоре?

Героиня фильма упомянула о греческой стороне и староотеческих традициях христианской веры. Считаете ли вы этот вопрос принципиальным?

-анализ, сравнение, обобщение (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- выполнение пробного учебного действия (Р);

- фиксированные индивидуальные затруднения в пробном действии (Р);

- выражение своих мыслей о достаточной полнотой  и точностью (К);

-аргументация своего мнения и позиция в коммуникации (К).

3.Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: осознание учащимися того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений

Наводящими вопросами помогает учащимся выявить место и причину затруднения

Соотносят свои знания, фиксируют, каких знаний недостаёт для конечных знаний урока

Перед вами перечень вопросов. Сможете ли вы в данный момент ответить на них в полном объёме?

В чём отличия греческой веры и старообрядческих традиций?

Почему вопросы церкви решались на государственном уровне?

Известны ли вам имена Никон и Аввакум?

Почему  произошёл церковный раскол между верующими?

К чему привела борьба  раскольников за старую веру?

Кого называют старообрядцами? И есть ли они в наше время?

- анализ, сравнение, обобщение (П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений (К).

4.Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей урока, определение плана действия

Стадия осмысления

Организует поисковую работу обучающихся (постановка цели урока и плана действия)

Формулирует цель урока и его тему; определяются с планом действий  по достижению цели урока

Почему вы не смогли ответить на некоторые вопросы?

 

Давайте сформулируем цель и тему нашего урока.

Какие вопросы на ваш взгляд нам надо рассмотреть, чтобы реализовать цель и задачи урока?

О каких личностях узнать?

        

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- анализ, обобщение (П);

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

- планирование (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

 - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений (К);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

5.Реализация построенного проекта

Цель этапа: построение учащимися нового знания и формирование умений его применять при достижении цели

Организует  фронтальный опрос, работу в парах по решению задач,  соотнесение учащимися своих действий с поставленными задачами

Отвечают на вопросы учителя

Работают в парах, проговаривают ответы на вопросы

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы

Сообщение обучающегося (протопоп Аввакум)

Рассказ учителя «Церковь после Смуты»

Почему значение и роль Русской православной церкви в политической жизни России возросли при патриархе Филарете?

Каков результат государственной деятельности патриарха Филарета?

Какие вопросы остались нерешёнными в годы его патриаршества? Почему?

Запишите в тетрадь хронологическую последовательность патриархов, рассматриваемого периода

Самостоятельная работа с учебником п.24 пп.2-3. «Реформа патриарха Никона», «Усиление разногласий между церковной и светской властью»

Работая в парах, запишите ответы на вопросы:

В чём заключались противоречия в церковной жизни? (вспомните фрагмент в самом начале урока)

Когда и кем была проведена реформа? В чём её суть? К чему привела церковная реформа?

Какова роль Церковного собора в проведении реформы? Что он предложил?

В чём вы видите причины ссоры Алексея Михайловича с Никоном?

Рассказ учителя «Церковный собор 1666-1667гг»

Почему Церковный собор осудил патриарха Никона?

Почему патриархи Филарет и Никон, поставив задачу усиления роли церкви в государственных делах, добились разных результатов?

Кого стали называли старообрядцами?

К чему привела реформа патриарха Никона и собор 1666-1667 гг.?

Почему протопоп Аввакум резко отрицательно воспринял реформы патриарха Никона?

Просмотр видеофрагмента «Суд над Аввакумом» 2 мин.

В чём Церковный собор обвинял протопопа Аввукума?

В чём Аввакум обвинял собор?

Чтение документа с.80 из «Книги толкований» протопопа Аввакума

Ответы на вопросы с.80

- смыслообразование(Л);

- познавательная инициатива (Р);

- поиск необходимой информации (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: усвоение учащимися знаний

Организует опрос, при необходимости уточняет факты

Отвечают на вопросы, проговаривают вслух выводы

Ответы на вопросы 3 этапа урока.

В чём отличия греческой веры и старообрядческих традиций?

Почему вопросы церкви решались на государственном уровне?

Известны ли вам имена Никон и Аввакум? Что вы о них знаете?

Почему  произошёл церковный раскол между верующими?

К чему привела борьба  раскольников за старую веру?

Кого называют старообрядцами? И есть ли они в наше время?

Читаем в учебнике «подведём итоги» с.79

На какие вопросы вы не получили ответ?

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- достижение договорённостей и согласование общего решения (К);

- осознание ответственности за общее дело (Л)

7.Самостоятельная работа

Цель этапа: обеспечение усвоение материала

Организует самостоятельное выполнение учащимися заданий по теме

Учатся самостоятельно демонстрировать полученные знания

На с.80 «вопросы и задания для работы с текстом параграфа» ответьте на вопросы

1 ряд: 1-2 вопрос

2 ряд: 3-4 вопрос

3 ряд: 5-6 вопрос

- выполнение заданий (П);

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- оценка (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К)

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Стадия рефлексии

Организует беседу с учащимися, связывая результаты урока с его целями; инструктирует по поводу выполнения домашнего задания

Формулируют основные понятия; соотносят цель и результаты своей учебной деятельности

Какова была тема урока?

Какую цель ставили?

Что нового узнали?

Какие вопросы ещё не получили ответа?

Какой вопрос хотели бы изучить подробнее? Почему?

Д\З п.24 с.75-80, раздел «Думаем, сравниваем, размышляем» (на выбор не менее двух заданий)

- рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и  оценка процесса и результатов деятельности (П);

- адекватная оценка учебной деятельности;

- формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Урок для 7 класса на тему "Русская православная церковь в 17 веке. Реформа патриарха Никона. Церковный раскол"

Цели и задачи:-познакомить с положением Русской православной церкви после Смутного времени-объяснить причины и последствия церковной реформы-развивать умение работать с информацией, анализировать адап...

Разработка урока по истории на тему "Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол"

Цель урока: сформировать представления учащихся о причинах церковного раскола, его содержании и последствиях; показать роль Алексея Михайловича,  патриарха Никона, протопопа Аввакума и боярыни Мо...

Презентация к уроку по истории «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол», 7 класс

Презентация к уроку по истории «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол» к учебнику Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Курукина И.В. и других; под редакцией Т...

Тест по теме «Реформа патриарха Никона и раскол ». 7 класс

Тест  по теме "Реформы патриарха Никона и раскол"...

Характеристика учебной темы "Русская Православная Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона и раскол"

Приметой обновления содержания школьного исторического образования стало появление многообразия альтернативных программ. С одной стороны, это своеобразная научно-методическая реакция на новые подходы ...