Сценарный план урока истории в 10 классе "Новый фашистский порядок"
план-конспект урока по истории (10 класс)

Основа урока -  методы и приемы  ТРКМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenarnyy_plan_uroka_istorii.doc123.5 КБ
Файл annotatsiya.docx31.27 КБ
Файл prilozhenie_1.docx23 КБ
Файл prilozhenie_2.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план   урока истории в 10 классе.

Тема: Новый фашистский порядок.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Цель урока: развитие системности и самостоятельности мышления, расширение кругозора учащихся, развитие познавательного интереса к изучению истории.

Учебно-познавательные задачи:

1) образовательная: углубление знаний учащихся по разделу

«Великая. Отечественная. Священная»

2) развивающая – учить учащихся анализировать исторические события, факты, развитие навыков критического мышления,  развитие навыков групповой работы, развивать умение формулировать свою точку зрения и умение ее отстаивать.

3) воспитательная: формирование у старшеклассников нетерпимости к  современным проявлениям фашизма.

Оборудование:  фломастеры, листы -А4 , листы самооценки и взаимооценки, раздаточный материал с текстом «Бабий Яр»

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный

момент.

2. Стадия вызова

 

3.Стадия осмысления.

4. Стадия рефлексии.

2.1. Учитель читает стихотворение

 Людмилы Астафьевой

Источник: https://www.chitalnya.ru/work/1910852/
Глухая ночь. Не спит притихший город. Ни огонька. И шёпотом слова. Одеты все, и вещи наготове. Уйти бы надо. Но зачем? Куда?
Далёкий гул. Уже бомбят окраины. Горит ночное небо над Окой. И бесстрашный голубь, неприкаянно, летает над истерзанной землей.
Зенитки бьют. Прожектор в небе кружит. Бегут куда-то люди второпях. Горячий пепел, гарь. Дышать всё хуже. И я с тряпичной куклой на руках. Рассветный луч так и не смог пробиться. Дымится город в едкой серой мгле. Чужая речь. Чужие злые лица. Расстрелы, плач, проклятья - страшно мне. Живёт во мне израненное детство. Терзает душу безотчётный страх – Былой войны упрямое наследство,
Где кукла плачет на моих руках.

Подумайте, о чем мы  сегодня с вами будем говорить? Попробуйте сформулировать  тему сегодняшнего урока.  

2.2. Сегодня мы будем работать в группах. На столе в каждой группе лежат листы оценки и взаимооценки. В конце урока вы оцените свою работу на уроке.

Что такое фашизм, каковы его характерные черты. Свои  ответы  оформляйте в кластере – составление кластера (выполнение и представление работы группы)

                           Фашизм

Учитель предлагает работу с текстом(каждая группа получает свой вопрос).

Анализ текста «Бабий яр» (приложение 2) с использованием методического приема ТРКМ

 «Шесть шляп».

Учитель обобщает ответы учащихся:

Фашизм! Сколько горя, слёз, смертей он принёс миру. Человечество не знало таких ужасов и  разрушений, которые принесли с собой фашисты человечеству. Вторая мировая война показала всю  дикость, зверство фашизма.

Убито -  56 млн. человек;

Ранено – свыше 90 млн.;

Человечество не может, не вправе забыть  зверства  фашистов,  их  чудовищные преступления, совершенные в  Советском Союзе, Польше, Франции и в других  странах Европы.

Однако ряд события  последних  лет свидетельствуют, что фашизм – это не только прошлое. Порой мы снова слышим и видим лозунги, призывы, атрибутику фашисткой идеологии. Почему  фашизм жив?  Работая в группах,  дайте ответ на этот вопрос.

Учитель обобщает ответы учащихся:

Государство пытается бороться  с проявлениями фашизма в нашей стране. В 1995 года вышел Указ президента Ельцина "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации", в котором говорилось о изъятии фашисткой символики и литературы. Этот закон действует и сегодня.

А что для борьбы с проявлением фашистской идеологии можем сделать мы, рядовые граждане государства?

Учитель подводит итог ответам учащихся:

Я предлагаю вам сегодня разработать листовки «Фашизм не пройдет», позднее изготовить их и раздать на  общешкольной линейке, посвященной Международному  Дню  памяти жертв фашизма.

Учитель предлагает  составить синквейн на тему «Новый фашистский порядок».

Учитель предлагает заполнить листы самооценки ( приложение1)

Д/З Мини-сообщения:«Примеры героического поведения советских военнопленных в нацистских лагерях»; «Лагеря смерти-символы зверства фашистов»

Проверка готовности к уроку.

1)Вместе с учащимися формулируется тема урока: «Новый фашистский порядок». (Запись темы урока в тетрадь).

2)Ответы фиксируют в тетради в виде кластера.

3) Каждая группа отвечает на вопрос согласно цвету.

(в данном случае текст набран для каждой группы соответствующим  цветом)

4) Учащиеся работают в группах ответы фиксируют на отдельных листках. По истечении времени представитель от каждой группы озвучивают свои ответы – все ответы фиксируются на магнитной доске.

5)Беседа со школьниками, в ходе которой учащиеся предлагают различные формы борьбы с проявлениями фашизма

6)Работа в группах 5-7 минут, затем представители от групп представляют свои проекты листовок.

7)Учащиеся в группах составляют синквейны, а затем зачитывают их.

8)Учащиеся в группах заполняют листы самооценки.

9) Учащиеся записывают домашнее

задание.



Предварительный просмотр:

Аннотация к сценарному плану урока

Цель урока: развитие системности и самостоятельности мышления, расширение кругозора учащихся, развитие познавательного интереса к изучению истории.

Учебно-познавательные задачи:

1) образовательная: углубление знаний учащихся раздела «Великая. Отечественная. Священная».

2) развивающая – учить учащихся анализировать исторические события, факты, развитие навыков критического мышления,  развитие навыков групповой работы, развивать умение формулировать свою точку зрения и умение ее отстаивать.

3) воспитательная: формирование активной позиции старшеклассников -нетерпимости к со-временным проявлениям фашизма.

В структуре урока можно выделить несколько этапов:

1.Организационный этап(внешняя и внутренняя подготовка учащихся к уроку).

2. Стадия вызова (мотивационный этап).

3.Стадия осмысления.

4.Стадия  рефлексии и  информирования о домашнем задании.

Урок построен в соответствии с требованиями  технологии развития критического мышления,что позволило учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.

В ходе урока использованы следующие приемы ТРКМ: составление кластера, составление синквейна, прием «Шесть шляп».
Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока:
1. Стадия вызова - составление кластера - установление причинно-следственных связей.
2. Стадия осмысления – прием «Шесть  шляп» (работа с текстом «Бабий яр»).
Здесь формируются целый блок познавательных УУД.

Это: общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;
3. Стадия рефлексии – составление синквейна
общеучебные: умение строить речевое высказывание в письменной форме, контроль и оценка результата работы на уроке.
В течение всего урока формировались

1.Личностные универсальные учебные действия:
-целеполагание урока
-формирование интереса к изучаемым объектам предметной деятельности
-формирование навыков рефлексии

2.Регулятивные универсальные учебные действия:
-прогнозирование темы урока
-волевая саморегуляция при самостоятельной работе
-осознание качества и уровня усвоения учебного материала
3.Познавательные универсальные учебные действия:
-организация планирования учебного сотрудничества у учителями со сверстниками
-развитие речевой деятельности
-развитие стратегии смыслового чтения и работе с информацией
-приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетенции и взаиморегуляция при работе в группе.
Положительные результаты урока:
Методы обучения и используемые приемы позволили создать на уроке максимальные условия для активной мыслительной деятельности учащихся, соответствовали характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.

Урок прошёл в режиме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Психологическая атмосфера на уроке отличалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем. Поставленные задачи урока удалось реализовать.



Предварительный просмотр:

Лист самооценки и взаимооценки.

Фамилия учащегося:_________________________________

Критерий
(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя
оценка

Оценка

 группы

Оценка

учителя

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

 

 

Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

 

 

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

 

 

Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения

 

 

 



Предварительный просмотр:

Бабий яр

Нацистская Германия проводила политику геноцида «расово неполноценных» евреев и цыган. «Окончательное решение» еврейского вопроса предусматривало поголовное уничтожение еврейского населения Германии и оккупированных стран.

Ярким примером фашистского геноцида стал расстрел советских евреев в овраге Бабий Яр под Киевом. В городе были расклеены объявления германского военного командования: «Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 года к 8 часам утра на угол Мельниковской и Дохтуровской с документами, деньгами, ценными вещами, теплой одеждой, бельем и прочим. Кто из жидов не выполнит этого распоряжения и будет найден в другом месте, будет расстрелян».

Писатель Анатолий Кузнецов в документальной повести «Бабий Яр», по показаниям немногих чудом уцелевших евреев, нарисовал жуткую картину массовой казни:

«Украинские полицаи (судя по акценту - не местные, а явно с Западной Украины) грубо хватали людей, лупили, кричали: - Раздягаться! Быстро! Быстро!

Кто мешкал, с того сдирали одежду силой, били ногами, кастетами, дубинками, опьяненные злобой, в каком-то садистском раже.

Слева была стена, справа - яма, а выступ, очевидно, был вырезан специально для расстрела, и был он такой узкий, что, идя по нему, люди инстинктивно жались к песчаной стенке, чтобы не свалиться.

На противоположной стороне карьера установлены ручные пулеметы, и там было несколько немецких солдат. Они жгли костер, на котором, кажется, что-то варили. Когда всю цепочку загнали на выступ, один из немцев отделился от костра, взялся за пулемет и начал стрелять».

В Бабьем Яре гитлеровцы расстреляли около 200 тыс. мирных жителей, главным образом евреев. Всего нацисты уничтожили 6 млн. евреев (из них около 2 млн. на территории СССР) и 300 тыс. цыган.

  1. Какое впечатление произвел на вас текст?( Первая группа)

  1. Какое событие из истории Великой Отечественной войны описывается в тексте?

( Вторая группа)

  1. Какие статистические данные содержатся в тексте?( Третья группа)

  1. Как называется такая политика гитлеровской Германии? С какой идеологией она связана?( Четвертая группа)

      5.На днях СМИ сообщили о том, как изучают историю Великой Отечественной войны    в современной Украине. Что вам об этом известно? Соотнесите эту информацию с фактами из текста и выскажите свою точку зрения( Пятая группа)

6.Группа экспертов( Шестая группа -подводит итоги выступления всех групп).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

     На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА "Измерение углов"

Конспект урока и технологическая карта урока...

Сценарный план урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС "Секреты загадки"

Урок по литературе в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС  "Секреты загадки" (сценарный план и презентация)...

Сценарный план урока английского языка в 5 классе "Путешествие в Лондон"

Разработка открытого урока в виде ролевой игры для общеобразовательного класса со средним или выше  среднего показателем качества знаний по программе к УМК «Enjoy English» («Английский с удо...

Сценарный план урока по литературе. 7 класс

Тема урока по литературе в 7 классе - "Выбор жизненной позиции в "Легенде о Данко" (По рассказу М. Горького "Старуха Изергиль"). Конспект урока составлен в соответствии стребованиями ФГОС и представля...

Сценарный план урока «Рязанская губерния в истории государства Российского»

Цель данной методической разработки- дать общее представление о вкладе рязанцев в развитие Российского государства, способствовать формированию российской гражданской идентичности (патриотизма, у...