Презентация практических достижений профессиональной деятельности "Формирование ключевых компетенция читательской грамотности на уроках истории и обществознания"
методическая разработка по истории

Комиссарова Наталья Николаевна

Презентация практических достижений профессиональной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       Слайд № 1. «Визитка»  

Здравствуйте, уважаемые члены комиссии и коллеги! Я учитель истории и обществознания Туранской школы  Комиссарова Наталья Николаевна.

Моё личное кредо «Творить, пробовать, искать и развиваться!»

                                     Слайд № 2 «Тема презентации»

Я представляю вашему вниманию компьютерную презентацию практических достижений профессиональной деятельности «Формирование ключевых компетенций функциональной грамотности на уроках истории  в условиях цифровой трансформатизации образования». По этой теме я начала работать несколько лет назад в условиях дистанционного обучения и необходимости уровня повышения функционального грамотности обучающихся.

Слайд № 3 «Условия формирования личного вклада в развитие образования»

Проблема  результативного чтения  чтению изучена и представлена  в  научных трудах психологов и педагогов, таких, как Ушинский, Выготский, Леонтьев и др.

Современный учитель должен быть востребуемым, грамотным, значит  необходимо постоянно учиться, пополняя недостаток профессиональных знаний. Поэтому я постоянно прохожу курсов повышения квалификации, участвую  в методических семинарах, вебинарах, в просветительских акциях, форумах; интересно и полезно проводить анализ передового педагогического опыта  по проблеме, знакомиться  с методическими новинками, внедрять в свою  практику методические приемы  профессионалов.

Своим  опытом работы  я делюсь с коллегами на  МО, на педагогических советах, публикую  в   интернет - сообществах педагогов.

                Слайд № 4. «Актуальность личного вклада педагога  в развитие  образования»

В условиях Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования актуальность проблемы низкой читательской грамотности обучающихся нельзя недооценивать.  Сегодня растет поток информации (интернет, телевидение) и снижением интереса к чтению. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии.   От  того, как понимают информацию и умеют с ней работать обучающиеся, зависит формирование основ их  читательской компетенции.

       Как педагог, я часто сталкиваюсь с такой проблемой, что многие учащиеся не умеют работать с информацией:

- сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
- не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (схемах, таблицах, диаграммах);
- не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;                                                              -
В связи с этим, приоритетной целью образования становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования.

                                                                                 

 Слайд № 5. «Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования»

           Информатизация школьного образования позволит расширить образовательное пространство обучающихся до всего земного шара посредством цифровых технологий. Суть цифровой трансформации образования – достижение каждым обучающимся необходимых образовательных результатов за счет персонализации образовательного процесса на основе использования растущего потенциала цифровых технологий, включая применение методов искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности; развития в учебных заведениях цифровой образовательной среды; обеспечения общедоступного широкополосного доступа к интернету, работы с большими данными.  

   Говоря о функциональной (а конкретно читательской грамотности) целесообразно отметить слова Г.А. Цукерман, которая  в своей статье «Оценка читательской  грамотности» определила грамотность как владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста. В Федеральном государственном образовательном  стандарте читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС

   Слайд № 6. «Цель и задачи педагогической   деятельности»

     Таким образом, обобщая всё выше сказанное и учитывая специфику преподаваемого предмета, определена цель и задачи педагогической деятельности. Они представлены на слайде.

    Решение настоящих задач, по моему мнению, способствует повышению уровня метапредметных результатов и всестороннему развитию учащихся.

Моя основная задача как учителя школьного образования сегодня — подготовить учащихся к адаптации в современном цифровом мире с огромным количеством информации.

Слайд №.7 «Ведущая педагогическая идея»

 Слова философа Элвина Тоффлера «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» помогают мне представить  ведущую педагогическую идею,  которая  заключается в том, чтобы сделать процесс обучения и воспитания результативным, что будет способствовать развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности.

Слайд № 8 «Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования»

      Идея деятельностного  подхода в том, что новые знания не предлагаются               ученикам в готовом виде, а открываются школьникам последовательно.  

     Деятельность полностью самостоятельна или направляется учителем.            В процессе  возможно вовлечение каждого в активную работу.

   Слайд № 9 «Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования»

Развитие и оценка    читательских компетенций на примере учебных заданий по истории коррелирует с универсальными учебными познавательными действиями ФГОС  и рабочей программой по истории.

  Я стараюсь  практически во все уроки  включать отдельные небольшие задания по формированию читательской грамотности, так как включать большие задания из электронного банка считаю нецелесообразно, так как они не имеют привязанности к предмету и требуют длительного времени.

Есть несколько направлений развития компетенций читательской грамотности. Самое простое из них -  это нахождение и извлечение информации

Нахождение и извлечение информации.

В данном случае мы рассматриваем блок читательских умений на обнаружение в тексте явной и неявной, выраженной синамичным способом, информации.

По рабочей программе это такие основные виды деятельности,  как работа с картой, фактами, историческими источниками.

В своей деятельности я использую такие приемы, как:

 «Найди ответ» - после работы с документом надо найти ответ на вопрос. Подходит для работы с историческими персоналиями, артифактами

«Найти ошибку» - дается на изучение отрывок текста с фактическими ошибками, необходимо выявить все ошибки

«Кто больше» - после прочтения текста дается задание ученикам по очереди назвать, например все имена собственные, встречающиеся в тексте, или все географические названия, или даты

Детям нравится прием  «Чистая доска». Для его организации перед прочтением документа  на школьной доске записываю вопросы по материалу источника, которые могут быть выражены как в обычной форме, так и схемой, датой, картой. Я сообщаю, что после прочтения документа учащиеся будут участвовать в игре: «Посмотрите на доску, она заполнена различными вопросами. Ответы на них содержатся в историческом источнике. Если вы даете ответ на вопрос, то этот вопрос стирается. Задача состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой».

 Кейс – метод предполагает изучение явлений на основе конкретного материала. Так, например, я предлагаю учащимся кейс с дополнительными историческими документами по походам Александра Македонского, ученики учатся самостоятельно добывать информацию, её обрабатывать, анализировать  и выбирать ту, на основании которой они исправят ошибки в предложенном тексте.

Следующее направление работы - Интеграция и интерпретация информации.

   

Интеграция свидетельствует о том, что ученик может соединять элементы текста, определить их общую роль. Интерпретация предполагает толкование отдельных единиц текста, формулирование выводов на основе текста.

К основным видам деятельности по рабочей программе добавляется еще анализ, объяснение явлений и событий.

 Использую такие приемы как:

«Переводчик» - объяснить термин своими словами

  •  «От первого лица»- после прочтения текста (например составить рассказ от имени древнегреческого купца и или строителя египетских пирамид)
  • «Мозаика» – приём работы, основанный на разделении текста для чтения. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.

«Дырявый текст» - вставить пропущенные слова,

Прием «Пометки на полях» или «Инсерт»

Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста:

– Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

– Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

– Знаком “минус” (– ) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

– Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее

Для формирования практических навыков по уяснению хронологической последовательности исторических событий, динамическому повторению дат, развитию внимания и памяти использую игру «Исторические пятнашки». На доске рисуется квадрат с 9 клеточками, в которые вписаны даты. Дается здание: восстановить даты в восходящем хронологическом порядке. Показывая указкой на дату в квадрате, необходимо назвать событие, о котором идет речь. Выигрывает тот, кто более точно укажет на все даты за меньшее количество времени. Иногда дата подчеркнута, значит, об этом событии нужно рассказать более подробно.

Ну и последним более сложным направлением является Оценка и использование информации в данном случае обучающиеся должны  высказывать предположения на основе текста, опираться на свои мысли, чувства и опыт, уметь оценивать полноту и достоверность информации, высказывать свою точку зрения.

 

прием «Три предложения», в основе которого  лежит логическая операция по выделению главного. Прочитав текст, учащиеся передают его содержание тремя простыми предложениями.

В этом же методическом направлении применим прием «Дерево мудрости». Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому историческому материалу. Ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на трех листочках три разных по уровню сложности вопроса. Листочки оцениваются, оформляются в виде «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости» (разный цвет – разный уровень сложности вопроса). На следующих уроках при проверке знаний вызываемые ученики «срывают» лист, читают вопрос и отвечают на него.

  • «Сравнительная таблица»- составить таблицу, содержащую общее и особенное двух событий
  • «Плюс и минус»- найти в тексте положительные и отрицательные стороны одного события
  • «Допиши историю»

   Учащиеся составляют сиквейны (пяти строчные стихотворные формы), где сначала указывают слово, потом к нему 2 прилагательных, 3 глагола, короткое предложение и синоним. Работа над сиквейном демонстрирует знания, понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации подростков.

Учащимся я предлагаю квесты – проблемные задания, для решения которых требуются информационные ресурсы. Учащиеся должны пройти по маршруту, выполняя исторические задания, и найти как можно больше изобретений Древней Индии и Китая.

           Слайд № 10 «Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования»

 Цифровая трансформатизация образования – это обновление целей и содержания обучения, инструментов, методов и форм учебной работы  в цифровой образовательной среде.

В период трансформации современной системы образования, особую актуальность приобретают вопросы освоения и применения современных образовательных технологий.

Большое количество текстов с заданиями в библиотеки ЦОК и на портале РЭШ. Тексты с заданиями представлены на порталах решу ОГЭ, ВПР, сайте ФИПИ. Там присутствую задания в формате итоговой аттестации и ВПР. У нас маленькие классы и детям больше нравится задания, когда они прямо на интерактивной доске выбираю вариеанты ответов, или могут делать пометки в текстах.


 
 Слайд № 11 «Диапазон личного вклада»

     Диапазон педагогической деятельности представлен системой «урок- внеурочная деятельность». Вовлечение учащихся в развитие ключевых компетенций читательской грамотности, охватывает как предмет, так и надпредметную область. Она помогает сформировать познавательный интерес, активность, мотивацию, что приводит к качественному усвоению знаний.

Слайд № 12. Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Регулярные задания по читательской грамотности дают свои результаты: это доказывает промежуточная и итоговая диагностика.

    Ежегодно 100% учащихся выбирают экзамены  по выбору по обществознанию и успешно справляются с ними. В 2021-2022 году средний балл по обществознанию был равен пяти. Ежегодно 100% учащихся справляются с Всероссийскими проверочными работами, показывая высокие показатели качества знаний

 Дигностика читательских умений была проведена мной на основе проведенных ВПР.

  1. Объяснение смысла слов (исторические термины) и соотнести данное слово с одной из представленных тем;

2) знание исторических фактов и умение излагать исторический материал в виде последовательного связного текста;

3) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;

4) затруднение при оценке исторического значения события (явления,

процесса), непосредственно связанного с историей родного края для региона

проживания обучающегося, или нашей страны, или мира в целом.

 

Все обучающиеся 8-9 классов справились с диагностическими работами в рамках  мониторинга Министерства образования на платформе РЭШ в ноябре - 2023года..

         Слайд №  13. Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

А также использование приемов развития читательской грамотности позволяет достичь  более высокие предметные результаты, повысить качество знаний на уроках истории и обществознания, во внеурочной деятельности.

    Ребята принимают участие в районных и областных конкурсах, занимают призовые места. 

Слайд №14. «Транслируемость практических достижений  профессиональной деятельности»

     Область распространения – сайты педагогических сообществ, заседания РМО, участие в конкурсах, открытые уроки.

   Организация работы по развитию читательских компетенций может быть применена любым педагогом без исключения, независимо от стажа работы, квалификационной категории. Главное- желание!

Слайд 15 «Литература»

Таким образом, работа по развитию ключевых компетенций читательской грамотности помогает мне, как учителю:

1) обеспечить более эффективное усвоение учебного;

2) создать условия для успешного овладения метапредметными

универсальными учебными действиями;

3) совершенствовать навыки смыслового чтения.

Заложенные в школьные годы основы читательской грамотности помогут каждому человеку критически относиться к приобретенным знаниям, легче ориентироваться в политических и финансовых вопросах, обогащать личностный опыт, продуктивно заниматься самообразованием.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация практических достижений профессиональной деятельности педагога

В современном мире учитель постоянно  должен быть готов к изучению, анализу и прогнозированию развития своей личности, владеть средствами диагностики и методиками оценки индивидуальных образовате...

Задания по читательской грамотности на уроках истории и обществознания

Задания по читательской грамотности на уроках истории и обществознания...

Развитие читательской грамотности на уроках истории и обществознания. Практикум

В материале представлены практические задания для развития читательской грамотности на уроках истории и обществознания, а также во внеурочной деятельности...

Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания

В работе описаны опробированные методы и приемы по формированияю читательской грамотности на уроках истории и обществознания...

Педагогический проект "Развитие читательской грамотности на уроках истории и обществознания"

В условиях модернизации образования роль истории, имеющей множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизн...

Практические задания по формированию и оценке читательской грамотности на уроках русского языка для 5-9 классов

Современный человек вынужден учиться в течение всей жизни. Основы умения учиться закладываются, как известно, в школьный период. Одним из условий эффективного образования является сформированность клю...