Дидактическая разработка задания по теме «Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания как средство достижения метапредметных результатов»
методическая разработка по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Дидактическая разработка задания
по теме:
«Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания как средство достижения метапредметных результатов»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа с. Казым»
(СОШ с. Казым)
Дидактическая разработка задания
по теме:
«Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания как средство достижения метапредметных результатов»
Сведение об авторе: Лысенко Андрей Михайлович
Место работы и должность: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа с. Казым», учитель истории и обществознания
Номер телефона/электронный адрес: 89002551905, andreylysenko2504@mail.ru
Название номинации: дидактическая разработка задания
с. Казым, 2024 год
Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
Дидактические задания по функциональной грамотности на уроках истории и обществознания при подготовке к ГИА
Жизнь в условиях современного информационного общества ставит перед нами новые задачи. В связи с ежедневным поступлением нескончаемым потоком различной информации появилась необходимость нaучиться ориентировaться в ней. Каждому человеку нужно уметь вычленять главное и отсеивaть второстепенное, что и является формированием функциональной грамотности. Решение данной задачи стало приоритетной в современной школе.
Функционaльная грaмотность — это умение эффективно действовaть и применять полученные знания в нестандaртных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решaть задaчи за пределами школы, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Под функционaльной грамотностью понимают результaт овладения учaщимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знaния в прaктической ситуации.
Для успешного формирования функциональной грамотности учащихся необходимо развитие:
- Компьютерной грамотности: находить необходимую информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать, редактировать и распечатывать тексты; работать с электронными тaблицами; использовать графические редакторы.
- Информационной: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читaть чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и системaтическим катaлогом библиотеки; анaлизировать числовую информацию.
- Коммуникативной: работaть в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддавaться колебаниям своего настроения, приспосабливaться к новым, непривычным требованиям и условиям, оргaнизовывать работу группы.
- Грамотность при решении бытовых проблем: использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи (для развития такой компетенции у нас сейчас есть замечательный учебный курс – ФИНAНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ).
- Правовой и общественно – политической грамотности: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента и Правительства; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий
На примере своих уроков, я хочу представить вашему вниманию комплекс учебных заданий по истории и обществознанию по формированию функциональной грамотности обучающихся.
Определение читательской грамотности обучающихся и умения анализировать данные в таблицах, диаграммах и графиках возможно на примере следующего типа заданий.
Задание № 1. Работа со схемами и диаграммами на уроках обществознания 8-11 класс. Выполнение данного типа задания определяет умение работать с таблицей и диаграммой, которые являются составной частью читательской грамотности и помогают в выполнении заданий ГИА по обществознанию.
Задача. В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны Z им предложили определить, знание каких отраслей права больше всего нужно человеку (не юристу по специальности) (можно было дать несколько ответов).
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Сформулированы по одному выводу о сходстве и различии, по каждому из них высказано уместное предположение | 4 |
Сформулированы один-два вывода, только по одному любому из них высказано уместное предположение | 3 |
Сформулированы только два вывода | 2 |
Сформулирован только один вывод | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Данные типы заданий помогают учащимся не только развивать навыки чтения и анализа диаграмм и схем (интерпретирования количественной информации, представленной в форме диаграмм и схем), но и подготовиться учащимся 8-11 классов к ОГЭ и ЕГЭ.
Следующий тип заданий сочетает в себе читательскую грамотность и креативное мышление.
Задание № 2. Приём «дерево предсказаний» для работы в 9-11 классах на уроке обществознания. Данный прием дает возможность определить умение применения имеющихся знаний на практике, а также логически размышлять. Этот прием я применяю для закрепления пройденной темы.
Задача. Тема: «Политический режим». В качестве ствола (темы) я предложил вопрос: Какова будет политическая ситуация в Российской Федерации через 20 лет? Для ветвей ученики должны приводить свои прогнозы: «усиление/ ослабление демократических основ», «усиление централизации власти», «возврат к однопартийной структуре» и т.д. Важна аргументация предпосылок такой вероятности или её опровержение. Данное задание способствуем развитию навыков анализа / синтеза, коммуникативной компетенции учащихся.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Обоснование | |
Приведено корректное обоснование с опорой на обществоведческие знания в нескольких распространённых предложениях, которое не содержит ошибок, неточностей и раскрывает причинно-следственные и (или) функциональные связи соответствующих объектов/процессов | 2 |
Приведено в целом корректное обоснование с опорой на обществоведческие знания в нескольких распространённыхпредложениях, которое содержит отдельные неточности / иные недостатки, не искажающие сущность обосновываемого тезиса, И/ИЛИ не полностью раскрывает причинно-следственные и (или) функциональные связи соответствующих объектов/процессов | 1 |
Все иные ситуации, включая обоснование, приведённое в одном предложении или словосочетании, И/ИЛИ обоснование, приведённое без опоры обществоведческие знания, на бытовом уровне | 0 |
Ответ на вопрос | |
Дан правильный ответ на вопрос: указано необходимое количество требуемых объектов при отсутствии неверных позиций | 1 |
Все иные ситуации, включая отсутствие данного в явном виде ответа на вопрос, оформленного как самостоятельный элемент | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Задания, направленные на умение распределять бюджет семьи, для 5-11 классов по формированию финансовой, социальной грамотности на уроках обществознания, экономики, основам финансовой грамотности, на примере темы: «Семейный бюджет», «Потребление: доходы, расходы».
Задание № 3. Решение экономической задачи и выбор наиболее выгодного решения. Задача. Мама Катя готовила ужин и отправила папу Игоря с дочерью Машей в четверг за покупками в магазин. Мама знала, что в этот день в некоторых магазинах действуют скидки. Она дала им с собой 400 рублей и список продуктов. Им необходимо было купить: батон, буханку черного хлеба, пакет кефира, пачку пельменей, упаковку сосисок, пряники. Поблизости находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар. Как вы думаете, в каком магазине папа Игорь и дочь Маша сделают выгодную покупку?
№ | Название магазинов | «Пятёрочка» +5% скидка | «Магнит» + 10 % | «Маяк»0 % |
1 | Батон | 30 рублей | 33 рублей | 27 рублей |
2 | Буханка черного хлеба | 27 рублей | 28 рублей | 30 рублей |
3 | Пакт кефира | 33 рубля | 39 рублей | 29 рублей |
4 | Пачка пельменей | 130 рублей | 127 рублей | 132 рубля |
5 | Упаковка сосисок | 283 рублей | 275 рублей | 26 рублей |
6 | Пряники | 56 рублей | 59 рублей | 45 рублей |
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Правильно показаны расчеты и дан ответ на вопрос | 3 |
Правильно показаны расчеты, но не дан ответ на вопрос | 2 |
Правильно дан ответ на вопрос | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Приложение 1
Список использованных источников
- Обществознание. 6-11 класс: учеб.для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, АЮ. Лазебниковой. – 3-е изд, перераб. - М: Просвещение, 2021.
- Сайт Решу ОГЭ: https://soc-oge.sdamgia.ru/
- Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее: https://vbudushee.ru/
- Образовательный портал на базе интерактивной платформы для обучения детей UCHI.RU: https://uchi.ru/teachers/lk/main
- Онлайн-проект Я Класс: https://www.yaklass.ru/?3
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности «Российская электронная школа»: https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
Приложение 2
Таблица определения элементов функциональной грамотности в заданиях
№ задания, компетентности. Области функциональной грамотности (сокращения: Креативное мышление - Км, Читательская грамотность .-Чгр., Финансовая грамотность – Фгр.) | Сущность задания | Максимальное количество баллов | Форма деятельности |
№1. Чгр: самостоятельное выдвижение идей, оригинальность, оценка сильных и слабых идей в форме письменного самовыражения. Чгр: выявление главного. Крм: анализ визуальной информации | Проанализировать (схемы, диаграммы, таблицы и т.д.) и умение делать выводы | 4 | Индивидуальная форма |
№2. Чгр./Км: задание на креативное самовыражение, переработка содержания, дешифровка, создание собственного продукта, оценка сильных и слабых идей. Чгр: выявление главного, нахождение в тексте единиц информации, интеграция текста. Анализ, синтез, представление информации в письменной форме, оценка результата | Умение применять обществоведческие знания для доказательства на практике | 3 | Индивидуальная форма/ работа в паре |
№3 Фгр.: умения распределять бюджет семьи | Применение математических основ для аргументации экономических (обществоведческих) задач | 3 | Индивидуальная форма/работа в паре/ работа в группе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"
Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человек...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.
На уроках истории чаще всего формируются следующие виды функциональной грамотности: 1) читательская грамотность – способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
Социально-экономические преобразования в России, ставят перед системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на между...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сфер...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности...

Семинар-практикум по теме «Формирование функциональной грамотности на уроках истории, обществознания»
Семинар-практикумпо теме«Формирование финансовой грамотности на уроках истории, обществознания» Ходаковская Ирина Анатольевевнаучитель истории, обществознанияМ...