Практические задания по формированию и оценке читательской грамотности на уроках русского языка для 5-9 классов
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Современный человек вынужден учиться в течение всей жизни. Основы умения учиться закладываются, как известно, в школьный период. Одним из условий эффективного образования является сформированность ключевых компетенций. Центральное место в перечне компетенций занимают читательские.

    Грамотно сформированные, они (читательские компетенции) создают важнейшее условие успешного обучения школьника, учат его мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять противоречия и связь явлений, адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они развивают память, активизируют творческое воображение, улучшают навыки грамотной речи, дают возможность более точно формулировать мысли, свободнее писать, легче вступать в контакты. Формируется критичность мышления, обеспечивающая самостоятельность в суждениях и поведении.

    Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека.

    Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

    Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов:

  • беглое чтение;
  • толкование текста в буквальном смысле;
  • оценка языка и формы сообщения;
  • поиск информации и ее извлечение;
  • преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
  • формулирование основных идей и выводов; общее понимание текста;
  • размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.

    Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по читательской грамотности опирается не только на сам текст. Под ней подразумевают умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы, видеть «зазоры» между авторским изложением мыслей.

    Текст для проверки читательской грамотности может быть 2 типов: сплошной (описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция) и не сплошной. В последнем случае включаются различные виды изображений (иллюстрации, таблицы, графики, карты, заполненные формы). Визуальные материалы могут быть предложены и отдельно.

    Это дополнительный материал к имеющимся в учебниках заданиям, поэтому

 они могут быть использованы учителями на любом этапе урока, в зависимости 

от поставленных целей и задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практические задания по формированию и оценке читательской грамотности на уроках русского языка для 5-9 классов

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы (Алисон Кинг)

        Современный человек вынужден учиться в течение всей жизни. Основы умения учиться закладываются, как известно, в школьный период. Одним из условий эффективного образования является сформированность ключевых компетенций. Центральное место в перечне компетенций занимают читательские.

        Грамотно сформированные, они (читательские компетенции) создают важнейшее условие успешного обучения школьника, учат его мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять противоречия и связь явлений, адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они развивают память, активизируют творческое воображение, улучшают навыки грамотной речи, дают возможность более точно формулировать мысли, свободнее писать, легче вступать в контакты. Формируется критичность мышления, обеспечивающая самостоятельность в суждениях и поведении.

        Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека.

        Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

        Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов:

  • беглое чтение;
  • толкование текста в буквальном смысле;
  • оценка языка и формы сообщения;
  • поиск информации и ее извлечение;
  • преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
  • формулирование основных идей и выводов; общее понимание текста;
  • размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.

        Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по читательской грамотности опирается не только на сам текст. Под ней подразумевают умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы, видеть «зазоры» между авторским изложением мыслей.

        Текст для проверки читательской грамотности может быть 2 типов: сплошной (описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция) и не сплошной. В последнем случае включаются различные виды изображений (иллюстрации, таблицы, графики, карты, заполненные формы). Визуальные материалы могут быть предложены и отдельно.

        Это дополнительный материал к имеющимся в учебниках заданиям, поэтому

 они могут быть использованы учителями на любом этапе урока, в зависимости 

от поставленных целей и задач.

Задания для 5 класса

БАРСУЧОНОК

Формат текста: составной.

Текст 1

Однажды ходили мы с Джеком и Барсиком по лесу. Я грибы собирал, Джек за птичками охотился, а Барсик разных жуков, червячков под листвой отыскивал. Долго бродили и выбрались наконец  на полянку. Самое хорошее место посидеть, отдохнуть.

Уселся я под куст, хотел в корзине грибы перебрать. Джек возле меня в холодок улегся, а Барсик шуршит в кустах. Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что-то учуял.

От нас прямо к дуплистому пню побежал и давай лапами труху разгребать. Что там такое, я и не понял. Только слышу, как зажужжит, загудит кто-то. Смотрю: из дупла оса, другая, третья... целый рой. Все над Барсиком кружатся, жужжат, а ему хоть бы что. Шерсть у него густая, попробуй ужаль его! Закусил личинками и как ни в чем не бывало прямо ко мне. А осы за ним. Я корзину с грибами бросил да бежать. Джек тоже удирать пустился.

И все-таки не удрали. Одна оса меня в шею ужалила, а другая Джека прямо в губу. Один Барсик не пострадал. Он личинками полакомился, а нам с Джеком за его лакомство расплатиться пришлось.

Г. Скребицкий

Текст 2

С 2019 года вводится однозначный запрет на пропаганду жестокого обращения с животными, а также на содержание в квартирах, частных домах и на садовых участках диких зверей.

URL:http://duma.gov.ru/news/29370/сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Текст 3

Барсук ведет ночной образ жизни, хотя нередко его можно видеть и в светлое время суток: утром до 8, вечером – после 5 – 6 часов. Барсук всеяден. Питается он мышевидными грызунами, лягушками, ящерицами, птицами и их яйцами, насекомыми и их личинками, моллюсками, дождевыми червями, грибами, ягодами, орехами и травой. Во время охоты барсуку приходится обходить большие территории, обшаривая поваленные деревья, отдирая кору деревьев и пней в поисках червей и насекомых. Иногда за одну охоту барсук добывает 50–70 и больше лягушек, сотни насекомых и дождевых червей. Однако в сутки он съедает всего 0,5 кг пищи и лишь к осени сильно отъедается и нагуливает жир, который служит ему источником питания в течение зимнего сна.

URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/20014 Словари и энциклопедии на Академике.

Текст 4

При взгляде на барсука большинство людей умиляется, ведь он производит впечатление добродушного и ручного зверя. Но это далеко не так. Встреча с ним в дикой природе может принести достаточно серьезные неприятности. У этого животного очень крепкие когти, оно может и спустить неприятный запах, и к нему на помощь всегда могут прийти сородичи. У них очень развита общность.

URL:https://givnost.ru Сайт о животных.

Задания

-Назовите главных действующих лиц. Укажите, кто есть кто?

-Рассказчик -Джек - Барсик

-Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1. Поляна–самое хорошее место посидеть.

2. Во время отдыха Барсик улегся в холодок, а Джек шуршал в кустах.

3. Рассказчик вовремя отдыха перебирал грибы.

4. Герои подверглись атаке пчел.

Составьте план текста 1

-Укажите «обидчиков» героев приведенного текста (см.рис.2)

Почему не пострадал один Барсик?

Барсик – кошачья кличка. Докажите, что Барсик в представленном тексте не может быть котом.

-Определить стиль текста. По каким признакам вы это поняли?

-К какой лексической группе относятся слова «пустился удирать», «ему хоть бы что»? С какой целью автор использует их в тексте?

-Какова основная мысль текста?

-Как вы считаете, правильно ли содержать дома барсука?

-Могла ли история с Барсиком закончиться по-другому? (См. текст 1). Почему?

-Ваши знакомые собираются на прогулку в лес. Что вы посоветуете им, чтобы они не попали в подобную ситуацию?

-Составьте памятку «Правила поведения в лесу во время прогулки»

-Прочитайте объявление (см.рис.3.). Купите ли вы барсука? Почему?

СИЛА МУЗЫКИ

Формат текста: сплошной.

Бедный музыкант заиграл. Что случилось с хохочущей публикой? Первый чистый и легкий звук как будто стер остатки глупой веселой мелодии. Исчезли улыбки. Шире открылись глаза. А музыка все лилась и лилась. Она словно говорила с каждым... Проснись и оглянись вокруг. Ты забыл о главном! Вспомни, вспомни о самом главном в твоей жизни! Музыка вела за собой куда-то вверх, на вершину волшебной горы. А сердце поднималось вместе с ней, и стучало все громче и громче, и видело сразу весь мир. (По С. Прокофьевой)

Задания

  1. Назовите действующие лица.
  2. Какие слова передают отношение автора текста к публике?
  3. С помощью каких слов автор передает силу воздействия музыки на слушателей?
  4. Как вы считаете, почему автор использует в тексте только простые предложения?
  5. Найдите в тексте восклицательные предложения. К чему призывает автор?
  6. Как высчитаете, что является главным в жизни?
  7. Какое музыкальное произведение или песня произвели на вас такое же яркое в печатление. Почему? Попробуйте описать свои эмоции.

ДЕТСТВО ПРОШЛО

Формат текста: сплошной

За спиной остался огромный, шумный вокзал, где все суетятся, спешат, провожают, прощаются. Натка вышла на площадь и потихоньку пошла пешком. Вокруг нее звенела и сверкала Москва. Совсем рядом с ней проносились глазастые автомобили, тяжелые грузовики, гремящие трамваи, пыльные автобусы. Но они не задевали, а как будто бы берегли Натку. Крупная капля дождя упала ей на лицо, но она не заметила этого и тихонько пошла дальше. Пробегал мимо нее мальчик, заглянул ей в лицо. Рассмеялся и убежал. А она думала о том, что прошло детство и много дорог открыто. Она теперь по-иному понимала холодноватый взгляд Владика, горячие поступки Иоськи и смелые глаза погибшего Альки. И она знала, что все на своих местах и она на своем месте тоже. От этого сразу же ей стало спокойно и радостно. (По А. Гайдару)

Задания

  1. Как зовут героиню?
  2. В каком городе происходят события?
  3. Какие слова передают настроение Натки? Почему Вы так решили?
  4. Какое значение вносят в имена суффиксы-к-,-ик-?
  5. Какие слова поддержки Вы бы сказали Натке в начале новой дороги?

СЛАВЯНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

Формат текста: сплошной.

Уроженцев города Солуни (теперь Салоники в Македонии) братьев Кирилла и Мефодия называют славянскими первоучителями. Они были учителями-миссионерами, которые создали славянскую азбуку. Ее можно было использовать для перевода богослужебных книг с греческого языка на славянский. Распространение славянской письменности началось с 863 года.

Ежегодно в нашей стране 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. С 1991 года это государственный праздник, но еще в 1863 году в России был введен церковный праздник почитания памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

В честь Кирилла славянскую азбуку стали называть кириллицей. Первоначально в ней было больше 40 букв. Со временем азбука изменилась, потому что изменилась фонетическая система языка. Постепенно часть букв кириллицы вышла из употребления, а затем в русский алфавит добавили буквы Й, Е, Э.

Окончательно современная азбука утвердилась лишь в 1918 году, когда были внесены изменения в алфавит и правила правописания. Раньше школьники учили кириллические названия букв: аз, буки, веди, глаголь, добро и так далее. В современной азбуке приняты другие названия: а, бэ, вэ, гэ, дэ и так далее.

Задания

Найдите в тексте предложение, из которого можно узнать, в каком веке жили Кирилли Мефодий?

Почему Кирилла и Мефодия называют солунскими братьями?

В каком году началось распространение славянской письменности?

В современном русском алфавите 33 буквы, сколько букв исчезло из азбуки с момента ее создания и почему?

Как вы считаете, что зашифровано в предложенном ниже тексте?

Азъ буки веде. Глаголь добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фъретъ херъ. Цы, чер-ве, шта ъра юсьяти!

Озаглавьте предложенный текст.

Почему 24 мая отмечается День славянской письменности культуры?

Напишите план (сценарий) праздника, посвященного Дню славянской письменности.

ОДНА МАЛЕНЬКАЯ ЗАПЯТАЯ

Формат текста: составной.

Текст 1

В книге «Знаки препинания», вышедшей в 1883 году, ее автор, В.И. Ган, пишет: «Один преступник, осужденный на смертную казнь, подал королю прошение о помиловании. Великодушный король наложил на прошение резолюцию: «Помиловать, не следует казнить».

Но секретарь по ошибке переставил запятую, и резолюция получилась в таком виде: «Помиловать не следует, казнить».

Текст 2

Жил-был лентяй Борис.

Однажды сидел он за столом, пил молоко и разглядывал диктант. Посмотрел Борис на пометки, сделанные учительницей, и подумал: «Поставлю-ка я рядом с красной точкой и красной запятой свои, фиолетовые, а учительнице скажу, что она не заметила моих знаков. Придется ей исправить двойку на троечку!» Как подумал, так и сделал.

Знаки препинания ужасно возмутились:

– Не дадим в обиду учительницу! Проучим лентяя!

Собрание знаков решило, что Точка и Запятая уйдут из диктанта в свою родную чернильницу.

Путешественники шли и разговаривали:

– Разве могут знать лентяи,

Как важна ты, Запятая?

Как важна я, Точка!

Вот, к примеру, строчка,

Если так стою в тетрадке,

Значит, в жизни все в порядке.

Если ж встану я вот так,

В жизни будет кавардак.

Задания

Прочитайте и озаглавь текст 1

Сформулируйте и запишите основную мысль текста 1

Что означает выражение: «Великодушный король наложил на прошение резолюцию?»

Определите лексическое значение слова резолюция

Какова роль запятой в данной резолюции?

Прочитайте текст 2. Почему знаки препинания решили проучить Бориса?

Пройдите по ссылке http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/images/a/af/Zdybel_Znatotchki_Neznaika.pdf. и прочитайте текст. Почему, на ваш взгляд, невозможно обойтись без запятой?

Придумайте пост для страницы в социальной сети ко Дню русского языка о роли запятой в тексте

Задания для 6 класса

КРАПИВА

Формат текста: составной.

Текст 1

Выросла на краю поляны Крапива. Поднялась над травами и смутилась. Цветы вокруг красивые и душистые, ягоды вкусные. Одна она бесталанная: ни вкуса приятного, ни яркого цвета, ни сладкого запаха!

И вдруг слышит Крапива, как шепчут белые ромашки.

– Невелико счастье красивым-то быть! Кто ни увидит–сорвет...

– Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так!–прошелестел Шиповник.

Удивилась Крапива и даже всхлипнула:

– Вот так! Выходит, что самая счастливая тут я? Расту - не обращают внимания, цвету–не нюхают, засохну–и не вспомнят…

Цветы и ягоды внимательно слушали Крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь.

Текст 2

Ее знают все. Стоит до нее дотронуться, как волоски, которыми она покрыта, прокалывают кожу, и в ранку из особых клеток попадает ядовитый сок. Так крапива защищает себя.

Если б мы попали в аптеку 16 века, то среди склянок и пучков сухих трав увидели бы и крапиву. Оказывается, крапива хорошо останавливает кровотечение. Препараты из крапивы применяют и в настоящее время.

Из листьев крапивы делают безвредную зеленую краску. Ею можно окрашивать конфеты, пирожное, лекарства, одеколон. Рубленую молодую крапиву охотно едят цыплята, индюшата, поросята. Ранней весной из молодой сочной крапивы можно приготовить вкусные и полезные зеленые щи.

В некоторых местностях используют и стебель крапивы. Из него делают волокно для веревок, мешковины и другой прочной, грубой ткани. (Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?»)

URL: http://www.what-who.com/k/krapiva.html

Текст 3

Я крапиву сорвал,

Я приставил к букету крапиву!

И – о чудо! – зеленая, мощная сочность крапивы

Озарила цветы.

А ее грубоватая сила

Оттенила всю нежность соседки ее незабудки,

Показала всю слабость малиновой тихой гвоздички,

Подчеркнула всю тонкость, всю розовость «раковой шейки».

В.Солоухин

Задания

Какие выражения соответствуют содержанию текста 1?

1. Крапива считала себя бесталанной.

2. Шиповник жаловался, что на него никто не обращает внимания.

3. После разговора с цветами и ягодами Крапива поняла, что она самая счастливая из них.

4. После разговора с Крапивой цветы и ягода стали еще больше жаловаться на свою жизнь

Почему слова «Крапива» и «Шиповник» написаны с заглавной буквы?

Как вы понимаете значение слова «бесталанный»?

Приведите аргументы к тезису «Крапива–самая счастливая»

Как Крапива пришла к выводу, что самая счастливая она?

Почему после разговора с Крапивой цветы и ягоды «больше никогда

нежаловались на свою беспокойную жизнь»?

Укажите, с какой целью автор приводит разговор растений и ягод?

Как можно озаглавить текст, учитывая авторскую позицию?

Какая пословица отражает основную мысль 1-го текста, а какая иллюстрирует содержание 2-го?

1. Не всякая мачеха–крапива, не всякая падчерица–маков цвет.

2. Жгуча крапива родится, да во щах уварится.

3. Увядшая роза все же лучше крапивы.

Сравните характеристику Крапивы в тексте 1 и тексте 2.

К какому выводу вы пришли?

Объясните смысл пословицы «На лицо красива, а на язычок–крапива», используя информацию из текста 2

Грише необходимо подготовить доклад на урок биологии. Какой из

текстов подойдет для этой задачи? Обоснуйте свой выбор

ПРОСЬБА ИЛИ ПРИКАЗ?

Формат текста: составной.

Текст 1

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь».

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

Текст 2

«Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери и все сердца», – утверждал С. Смайлс, шотландский писатель и реформатор19 века.

Задания

Найдите и подпишите обращения в предложенных отрывках из сказки А.С.Пушкина. В чем разница между найденными обращениями?

Прочитайте текст 2. В каком значении в нему потреблено слово «обращение»?

Какие еще лексические значения данного слова вам известны? Для получения более полной информации пройдите по ссылке: https://slovar.cc/rus/ushakov/420265.html

Используя распространенные обращения и глаголы в повелительном наклонении, постройте 3 предложения, в которых будет содержаться одна и та же просьба. Обратитесь с этой просьбой к маме, другу и учителю.

Постарайтесь использовать такие обращения и глаголы, которые помогут вам добиться положительного результата

Задания для 7 класса

Формат текста: составной.

текста: составной.

Текст 1

Прочитайте начало выступления академика А.Д. Сахарова в связи с присуждением ему в 1975 году Нобелевской премии. Докажите, что текст обладает приметами публицистического стиля.

Глубокоуважаемые члены Нобелевского комитета! Глубокоуважаемые дамы и господа!

Мир, прогресс, права человека – эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими. Такова главная мысль, которую я хочу отразить в этой лекции.

Я глубоко благодарен за присуждением не высокой, волнующей награды – Нобелевской премии мира – и за предоставленную возможность выступить сегодня перед вами...

Текст 2

Самая почетная премия–Нобелевская

Нобелевская премия – международная награда, которая вручается ежегодно с 1901 года за выдающийся вклад в науку, литературу и развитие общества. Первая премия в мире подобного рода.

«Все мое движимое и недвижимое имущество должно быть обращено моими душеприказчиками в ликвидные ценности, а собранный таким образом капитал помещен в надежный банк. Доходы от вложений должны принадлежать фонду, который будет ежегодно распределять их в виде премий тем, кто в течение предыдущего года принес наибольшую пользу человечеству…Указанные проценты необходимо разделить на пять равных частей, которые предназначаются: одна часть – тому, кто сделает наиболее важное открытие или изобретение в области физики; другая – тому, кто сделает наиболее важное открытие или усовершенствование в области химии; третья – тому, кто сделает наиболее важное открытие в области физиологии или медицины; четвертая – тому, кто создаст наиболее выдающееся литературное произведение идеалистического направления; пятая–тому, кто внес наиболее существенный вклад в сплочение наций, уничтожение рабства или снижение численности существующих армий и содействие проведению мирных конгрессов... Мое особое желание заключается в том, чтобы при присуждении премий не принималась во внимание национальность кандидатов…».

Завещание Альфреда Нобеляот27 ноября1895года

URL:https://www.culture.ru/materials/68801/samaya-pochetnaya-premiya-nobelevskaya

Текст 3.

Награда величайшим умам

В числе открытий, чьи авторы удостоились Нобелевской премии, – рентгеновские лучи, пенициллин и адронный коллайдер. Среди лауреатов Нобелевской премии мира – Нельсон Мандела, 14-й Далай Лама. Габриель Гарсиа Маркес, Сельма Лагерлеф, Эрнест Хемингуэй – лишь некоторые из выдающихся писателей, удостоившихся Нобелевской премии по литературе (совсем недавно одной из обладательниц Нобелевской премии стала Светлана Алексиевич). Премия вручается с 1901года по пяти номинациям: по физике, химии, физиологии и медицине, по литературе, а также за достижения в области миротворчества. Торжественная церемония награждения премией проходит ежегодно в один и тот же день – 10 декабря. Лауреаты по первым пяти номинациям приезжают в столицу Швеции со всех концов планеты для того, чтобы получить из рук шведского короля золотую медаль и денежный приз.

URL: https://ru.sweden.se/ljudi/nobelevskaya-premiya-vysshaya-iz-vseh-nagrad/

Задания

Каково назначение Нобелевской премии?

Как Вы понимаете, что такое «миротворчество»?

Как Вы думаете, почему Андрею Дмитриевичу Сахарову, физику-теоретику, одному из создателей первой советской водородной бомбы, присудили Нобелевскую премию мира?

Найдите информацию о лауреатах Нобелевской премии мира. Назовите имя того, чья деятельность Вас поразила больше всего. Объясните свой выбор

Найдите в Интернете публицистические выступления политиков, деятелей культуры, спорта и др. К кому обращены эти высказывания, какие задачи ставили авторы? Одно выступление о характеризуйте устно (упр.68)

Как Вы считаете, почему Альфред Нобель решил наряду с учеными и общественными деятелями присуждать премию писателям?

Вообразите, что Вам предстоит выступить в актовом зале, на школьной площадке, в классе и т. д. Ваша задача – убедить слушателей, что необходимо прийти в ближайший выходной день для того, чтобы помочь в создании школьного музея (в восстановлении памятника культуры и т.д.). Составьте устное выступление-обращение в публицистическом стиле. Уточните свою тему. Запишите развернутый план, рабочие материалы к нему. Потренируйтесь дома в устном выступлении.

ПРАЗДНИК И НАРОДОВ РОССИИ

Формат текста: составной.

Текст 1

Государственный праздник Татарстана–Сабантуй

Сабантуй – старинный праздник татарского народа, он проводится после окончания полевых работ, в июне. К Сабантую готовятся заранее – тщательнее убирают в доме, больше припасают угощений для гостей, вдумчивее выбирают подарки для победителей состязаний.

Сбор подарков проводят накануне праздника, в субботу. В деревнях юноши с веселой песней разъезжают на лошадях, собирая подарки–полотенца, платки и т. д. Их прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшен конь наездника.

Место для праздника определяется заранее, больше всего оно похоже на стадион для соревнований. Торжественно открывая Сабантуй, один из руководителей района поздравляет собравшихся с национальным праздником. Далее следует его развлекательная часть – выступления певцов, танцоров.

Затем проводятся различные состязания, больше всего внимание зрителей привлекает национальная борьба – кэрэш. Веселое оживление вносят различного рода шуточные соревнования: бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом, бег с ведрами на коромысле, наполненными водой. Много смеха вызывает бой с мешками, набитыми сеном. Очень популярны перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб, наверху которого подвешен приз, и т. д. Одновременно проводятся состязания певцов, чтецов, танцоров. Молодежь увлеченно водит хороводы, у страивает танцы.

Текст 2

Тун Пайрам (Тун Айран) – праздник первого айрана, главный летний скотоводческий праздник, известный уже около двух тысяч лет. Исторически знаменовал собой время перекочевки скота с зимника на летник, а также окончание весенних полевых работ и созревание первого айрана (кисломолочный напиток). Эти напитки считались целебными, их ни в коем случае нельзя было проливать на землю.

Главным действом на празднике Тун Пайрам был обряд жертвоприношения. Для этого разводили большой костер, и шаман или старейшина обходил его девять раз по часовой стрелке, произнося пожелания собравшимся и просьбы духам, бросая в костер жертвенную пищу. Тун Пайрам всегда проводился при большом стечении народа, после обрядовой части были организованы спортивные состязания, готовилось массовое угощение для всех гостей, приглашались певцы и музыканты, на это время забывались и прекращались споры.

В современной Хакасии главное празднование Тун Пайрама проходит на Сагайской поляне около села Аскиз, и по датам совпадает с днем

Республики Хакасия, 03 июля URL:https://khakassia.travel/khakass_prasdniki/

Задания

Что такое «кэрэш»? (текст 1)

Сравните два текста. Какие общие истоки национальных праздников

Сабантуйи Тун Пайрам вы можете назвать?

Какие аналоги славянских праздников вы знаете?

В чем целесообразность использования публицистического стиля речи для создания данных текстов?

Составьте сценарий праздника, используя предложенные тексты. Для получения дополнительной информации пройдите по ссылкам:

1. http://www.19rus.info/index.php/kultura-i-sport/item/12739-v-khakasii-otprazdnuyut-den-bolshogo-solntsa?template=ia05112019&is_preview=on

2. https://russia.travel/objects/313775/

3. https://militaryarms.ru/prazdniki/prazdniki-slavyan/

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 8 КЛАССОВ

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

Формат текста: составной.

Текст 1

Коллежский секретарь Перекладин, уязвленный упреком одного юноши, что он ставит знаки препинания не осознанно, механически, вернувшись из гостей, лег в постель и, опровергая ложность обвинения, стал вспоминать, где и когда он ставит знаки препинания в деловых бумагах:

«Запятые ставятся в разных местах... Чем путанее бумага выходит, тем больше запятых нужно. Ставятся они перед «который» и перед «что». Еже ли в бумагах перечисляют чиновников, то каждого из них надо запятой отделять.

А точка в конце бумаги ставится...» После всех длинных мест нужно точку, чтобы секретарь, когда будет читать, слюною не истек?

Дошла очередь до восклицательного знака. Оказалось, что за долгие годы своей службы он «ни разу восклицательный знак не поставил» и незнает, когда «он, черт длинный, ставится».

Жена ему подсказала, что «этот знак ставится при обращениях, восклицаниях и при выражении восторга, негодования, радости, гнева и прочих чувств».

Текст 2

Пунктуация в целом и отдельные знаки пунктуационной системы исторически изменчивы как в количественном смысле (число знаков), так и в качественном («значение» знаков).

В европейской письменности пунктуация как система графических обозначений была изобретена в середине XV века. Она была принята большинством народов, в том числе и русскими. Однако еще в XVIII в. не было всех тех знаков, которые знает современная пунктуация. Например, в «Российской грамматике», одной из первых грамматик русского языка, составленной М.В. Ломоносовым в 1755 году, не было тире, многоточия и кавычек. Эти знаки появляются лишь к концу XVIII в.

Постоянно меняется и «значение» знаков препинания. В этом можно легко убедиться, если «приложить» действующие сегодня правила пунктуации к печатным изданиям прошлого. И нетрудно заметить, что, например, такие сравнительно редкие в современной печати знаки, как двоеточие и точка с запятой, а также точка с запятой и тире значительно чаще использовались в XIX веке. Например:  «Сморщенное лицо Алексея Александровича приняло страдальческое выражение; он взял ее руку и хотел что-то сказать, но никак не мог выговорить; нижняя губа его дрожала, но он все еще боролся с своим волнением и только изредка взглядывал на нее». (Л.Н. Толстой «Анна Каренина»)

Н.Фомина «Русский для тех, кто забыл правила», 2019 г.

Текст 3.

Тайная жизнь знаков препинания в эпоху Интернета.

Точка, точка, запятая, вышла рожица кривая

В традиционной письменной речи знаки препинания в основном структурируют текст и облегчают его восприятие. При общении в Сети эти «высоко уровневые» функции оказываются лишними и отбрасываются. Многие ли из нас расставляют запятые в фейсбучных постах согласно зазубренным еще в школе многочисленным правилам? Зачем – и без этого ведь все понятно. Зато в Сети у знаков препинания появляется новая важная роль – индикаторов эмоций. В онлайн-чатах и мобильной переписке все слишком быстро и кратко. Вот тут и обретают вторую жизнь «устаревшие» знаки препинания. Прежде всего, конечно, самые «эмоциональные» – вопросительные и восклицательные знаки. В современной традиции их должно быть много: кашу маслом не испортишь.

–Хо-хо???

–Жуть!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Что интересно, тот же самый диалог сохраняет свою эмоционально-информационную ценность и при полном отсутствии слов.

– ???

–!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Но этото, что лежит на самой поверхности. Гораздо любопытнее выглядят более сложные пунктуационные пертурбации.

Точка резкости

Возьмем, например, точку в конце предложения. В электронных коммуникациях ее мало кто использует. Зачем, когда можно просто нажать «Enter» для отправки очередной реплики? Зато если эта «ненужная» точка в конце фразы все-таки появляется, значит, она что-то в себе несет. И сегодня в большинстве случаев она стала эквивалентна резкому тону разговора. Это может быть: «Дискуссия закончена. Я сказал–будет так. И точка». Или: «Ты меня здорово разозлил». Или:

«Когда же ты, наконец, отвяжешься!»

Сравните, например:

Я съезжу выходные на рыбалку?

– Ок

Или:

Я съезжу в выходные на рыбалку?

– Ок.

Если первое «Ок» никакой скрытой мысли не несет, то второе, скорее всего, означает: «Давай, но это дорого тебе обойдется».

Любопытно, что это правило онлайн-пунктуации никто не предлагал с высоких академических трибун и не насаждал потом десяток лет в школе. Само прижилось и расползлось по миру.<…>

Так что – язык все же деградирует, и правы старики: вода была мокрее? Да вряд ли. Язык просто следует за изменениями в жизни. А жизнь стала быстрой и суматошной. У нас все меньше возможности, не уходя в схиму, концентрироваться подолгу на одной задаче. Получил «мыло», начал отвечать, телефон звонит, взял трубку, начальник что-то спрашивает в чате, тут валится напоминалка из календаря, сделал новую на попозже, продолжил отвечать на письмо… Знакомо? Ну и что тогда удивляться, что наша письменная речь отдаляется от литературных стандартов XXвека?

Новое время–новые правила.

«Раньше была очень грамотной и официальной, а здесь захотелось свободы и дуркования:) Теперь в правильные рамки вернуться сложно.....многоточие–любимый знак!:)»

«Вы же прекрасно знаете, я в курсе, что тут нужны запятые, зачем я на них буду время тратить?»

(Комментарии из Сети) URL:https://www.kaspersky.ru/blog/cyber-slang-peculiarities/9145/

Текст 4

Тотальный диктант – всемирная просветительская акция в форме добровольного диктанта для всех желающих. Ее участники могут проверить свою грамотность и знание русского языка.

2011 г.–4785 участников.

2013 г.–32500 участников.

2016 г.–145000 участников.

2019 г. – 236 284 участника. URL: https://totaldict.ru/about/

Задания

Как менялось отношение к пунктуации?

Почему Перекладин «ни разу восклицательный знак не поставил»?

Чем отличается отношение Перекладина к знакам препинания от отношения пользователей Сети Интернет?

В чем противоречие информации текстов 2 и 3?

Точка сегодня в большинстве случаев «стала эквивалентна резкому тону разговора». «Любопытно, что это правило онлайн-пунктуации никто не предлагал с высоких академических трибун и не насаждал потом десяток лет в школе. Само прижилось и расползлось по миру».

Согласны ли вы с данным утверждением? Обоснуйте.

Наташа, придя утром в школу, не поздоровалась с Аленой. Накануне

в переписке Алена использовала точку. Наташа расценила это как грубое прерывание общения и обиделась. Кто из девочек прав?

Согласны ли вы с тем, что о человеке можно судить по знакам препинания? Ответ обоснуйте.

Почему с каждым годом количество участников «Тотального диктанта» растет, не смотря на «новое время–новые правила»? (См.рис 1 и текст 3)

В чем важность акции «Тотальный диктант»? Свой ответ обоснуй

Как привлечь учащихся вашей школы к участию в «Тотальном диктанте». Напиши план действий.

СПОСОБНОСТЬ УДИВЛЯТЬСЯ

Формат текста: сплошной.

(1) Кто-то из русских писателей в начале века сказал: «Произошло два события одинаковой важности: люди научились летать и люди разучились удивляться этому».

(2) Не знаю, от чего больше зависит горестная утрата способности удивляться – от роста культуры, от глубины знаний, от цивилизованности или от какого-то всеобщего отупения чувств, от обжорства этим самым техническим прогрессом.

(3) Нет, я тоже перестал удивляться лунному грунту, зондированию Венеры, чудовищным скоростям на Земле.

(4) Но парашютику одуванчика я все еще удивляюсь.

(5) Я и пишу-то это, может быть, только для того, чтобы вы оторвали на минуту свой утомленный взгляд от беспрерывного, бесконечного мелькания (телевизор, кино, автомобили, поезда, самолеты, прохожие, огни реклам, лица продавщиц, двери троллейбусов, эскалаторы, телефонные диски – весь мелькающий мир, когда он мчится и завихряется вокруг вас или когда вы мчитесь сквозь него со скоростью автомобиля, поезда, самолета) и остановили бы его, свой утомленный взгляд, на огромной неподвижной капле влаги, скопившейся в сборчатом и ворсистом листе манжетки.

(6) Или на парашюте одуванчика.

(7) Вы подняли пушистый цветок над головой (кто же это сказал красиво и точно: «Одуванчик из солнца уже превратился в луну?») и дунули на него.

(8) Пушинки бойко и дружно взмывают вверх, потом, относимые ветерком, начинают наискось падать, опускаться на землю.

(9) Пока вы следите за ними, пока они летят, сначала беленькие и четкие на фоне синего неба, а потом переплывут на фон зеленой травы, что-то успеет дрогнуть, оттаять в вас.

(10) Проклюнется из мертвого холода слабый первый толчок душевного пульса, и вы поймете, что душа в вас жива, но только она заморожена.

В.Солоухин

Задания

Прочитайте и озаглавьте текст

Какова основная мысль текста?

К какому стилю речи можно отнести этот текст и почему?

Какие высказывания соответствуют содержанию текста?

а) автор не перестает удивляться научным открытиям;

б) автор не перестает удивляться чудесам природы;

в) автор обеспокоен тем, что люди перестали удивляться чудесам природы;

г) автор убежден в том, что технический прогресс помогает формированию духовности в человеке

Укажите номера предложений, в которых содержится главная мысль текста.

Какую проблему поднимает В.Солоухин?

Как ты считаешь, актуальна ли поднятая автором проблема в современном мире? Напишите не большое рассуждение

БУКВА Ё УНИКАЛЬНА

Формат текста: сплошной.

«Буква Ё уникальна», – пишет известный современный писатель, историк Виктор Трофимович Чумаков. – Её нет в системах письма других народов. Она стоит в алфавите под «сакральным» числом семь. И не потому ли она так часто употребляется в гнезде слов, объединённых святым понятием «семья»: жёнушка, муженёк, тётушка, тёща, зятёк, куманёк».

У нас до сих пор появляются новые слова, в которых живёт эта буква: гримёрка, зачётка, планёрка…Ну как не уважать её?

Первым, кто употребил Ё, был Иван Иванович Дмитриев, а руководил изданием его книги «И мои безделки» знаменитый историк и литератор Николай Михайлович Карамзин (1795 год). Рождена же эта буква ещё раньше, 29 ноября 1783 года, когда на заседании Российской академии наук Екатерина Романовна Дашкова предложила ввести новую букву, чтобы не писать такие слова, как ёлка,–iолка.

На протяжении следующих двух веков по поводу Ё не прекращались споры. Вопрос о том, использовать её или не использовать, решался по-разному. Между тем употребление этой буквы в письменной речи необходимо, так как она помогает различать многие слова: все – всё, села– сёла, Шепелев – Шепелёв...

Кроме того, небрежность в употреблении Ё или неправильное использование этой буквы нередко приводит не только к смысловым, но и орфоэпическим ошибкам, например: шОфер, опЁка, афЁра вместо правильных шофЁр, опЕка,афЕра.

В последние годы постепенно возвращается уважение к букве Ё. Министерство просвещения Российской Федерации настоятельно рекомендует использовать Ё в именах собственных в официальных документах и в СМИ. Некоторые российские издательства уже последовательно используют Ё во всех словах, где она должна быть. А на родине Карамзина, в Ульяновске, даже установлен памятник «глазастой» букве.

Задания

Прочитайте и озаглавьте текст. Сформулируйте основную мысль текста

В чем «уникальность» буквы Ё, по мнению В.П.Чумакова?

Для чего предложила Екатерина Дашкова в вести букву Ё?

Почему, по мнению автора, необходимо использовать букву Ё?

Какие ошибки возможны, если не употреблять  букву Ё в устной и письменной речи:

а) орфографические;

б) орфоэпические;

в) грамматические;

г) смысловые.

Приведите примеры

Букве Ё установлен памятник в городе Ульяновске. Нужны ли подобные памятники?

Какой букве вы бы поставили памятник? Почему?

Молодой человек по фамилии Берсенев не смог улететь в другой город, его остановили при регистрации на рейс. Предположите, по какой причине это могло произойти, если документы и билет были в наличии.

Нужно ли, по вашему мнению, использовать букву Ё? Приведите

примеры из вашего жизненного опыта.

Задания для 9 класса

СПОРЫ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Формат текста: составной.

Текст 1

Зачем технарям русский язык?

Часто я слышу голоса недовольных: «А технарям – будущим физикам, инженерам, математикам – зачем русский язык? Их что, в Пушкины готовят? Пусть лучше точные науки учат!» Но так ли бесполезно знание родного языка?

Русский язык приходит к человеку в первые же дни его жизни. Сначала семья, потом школа... Но главное – через хорошие книги. Именно через слово развивается личность – не случайно в Царскосельском лицее была обширная библиотека.

Но времена меняются. И то, что в последние годы наш язык уродуется, обедняется, а порой просто теряется,–факт. У меня есть строки:

А в ныне модных книгах речь родная

Унижена, опошлена, пуста.

Ползет она по мусорному краю,

Куда давно не вхожа красота.

С началом реформ в школах неуклонно сокращалось количество часов, отпущенных на русский язык, литературу, историю. А все должно происходить наоборот – мы должны думать о том, что оставляем молодежи, чему учим: какому отношению к своей Родине, к ее прошлому, к ее литературе и искусству.

Бедность русского языка чувствуется и на ТВ, и на радио. А это говорит о духовной бедности наших сограждан. Утверждения, что русский язык нужен только гуманитариям, ошибочны! Хороший русский язык нужен каждому человеку, в какой бы сфере он ни работал. Мне могут возразить: неважно, насколько богат лексикон у человека, ведь главное – это передать суть. Но Владимир Даль, отдавший многие годы составлению «Толкового словаря живого великорусского языка», говорил, что с языка начинается личность.

Дело тут даже не в умении грамотно излагать свои мысли, а в том, что языковая культура позволяет шире представить предмет, которым ты занимаешься, которому посвятил жизнь. Нам не нужно духовное убожество. Ведь человек в натужном поиске слова может так и не передать суть своего повествования, не донести до других важность своего открытия. Когда-то я написал:

Как девальвируется слово...

Забыв величие свое,

Оно сорваться с уст готово,

Как с колокольни воронье...

Язык всегда был основой – души, духовности, человеческих отношений, культуры, образования. В конечном счете, речь всегда была показателем того, каков человек. Если он плохо знает язык, пренебрегает хорошими книгами, мне такой человек не интересен. Это значит, его душа закрыта для тех чувств, которые испытывали и которые передавали нам Пушкин, Лермонтов, Толстой. Это значит, что он воспитан не на красоте. А дурной вкус отбрасывает нас – и каждого, и все общество –назад.

Текст 2

Ведущие лингвисты страны успокаивают тех, кто боится за будущее русского языка (проект «Мнимый больной»).

Доктор филологических наук, заведующий отделом экспериментальной лексикографии Института русского языка им. Виноградова РАН, лингвист-эксперт Анатолий Баранов.

– Какими словами Вы бы успокоили тех, кто считает, что русский язык умирает?

–«Король умер, да здравствует король!»

Знаете, язык в каждый конкретный момент времени действительно в определенном смысле умирает. То есть старое состояние языка перетекает в новое. И конечно, люди, которые владеют старой нормой, очень часто нервничают, им некомфортно, когда они слышат речь молодых людей. И это вызывает такое впечатление о порче языка. Но не во всех случаях можно говорить о порче русского языка. Это изменения. Некоторые из них станут нормой, некоторые исчезнут. Это регулирует язык. Не мы с вами по отдельности, а в целом язык – демиург, который нами руководит.

Лингвист, ведущая программы «Говорим по-русски» на радиостанции «Эхо Москвы» Ольга Северская.

– Как можно успокоить тех, кто считает, что русский язык умирает?

– Русский язык живее всех живых, он один нам поддержка и опора во дни тягостных раздумий о судьбах родины. Живой и свободный, как писал Тургенев, о чем мы все время забываем, русский язык.

Доцент кафедры русского языка филологического факультета МГУ, кандидат филологических наук Ольга Григорьева.

– Какими словами Вы бы успокоили тех, кто считает, что язык умирает?

–Я по-прежнему думаю, что нужно чаще вспоминать Пушкина, лучшего лекарства нет: «Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка». И еще – из письма Погодину 1830 года по поводу его трагедии «Марфа Посадница»: «Вы неправильны до бесконечности. И с языком поступаете, как Иоанн с Новым городом (о разгроме Новгорода Иваном Грозным – О.Г.). Ошибок грамматических, противных духу его усечений, сокращений – тьма. Но знаете ли? и эта беда не беда. Языку нашему надобно воли дать более – (разумеется, сообразно с духом его). И мне ваша свобода более по сердцу, чем чопорная наша правильность».

Доктор филологических наук, автор книги «Нулевые на кончике языка» Гасан Гусейнов.

– Какими словами Вы бы успокоили тех, кто считает, что язык умирает?

– Пока есть силы самостоятельно писать и читать, каждый может помогать своему языковому сообществу по мере сил. Это тот удивительный случай, когда абсолютно все зависит от каждого конкретного человека, от его желания повысить языковую компетентность, играть, переводить, помогать осваивать язык иностранцам. Но тот, кто думает, что язык умирает, должен общаться не с филологом, а с психологом.

URL: https://www.pravmir.ru/ogorchaet-proyavlenie-v-rechi-izoshhrennogo-hamstva/

Текст 3

Проект «Лингвалидол». «Лингвалидол» – это средство для тех, кому плохо от современного уровня грамотности. Каждую пятницу «Прав-мир» рассказывает о самых невероятных способах написания слов (см.Таблицу 1). Просим увести детей и слабонервных от мониторов: то, что вы увидите, может быть опасно для вашего здоровья.

Там же где скатердь-самобранку

Французский бульдок–купить, продать или отдать в Тюменской…

Рисунок. Кто нарисовал чёрный кводрат?

В мобильном потекла БОТОРЕЯ…что теперь?!?

Текст 4

Надо полагать, что в будущем неизмеримо возрастет сознательное управление языком. Если уже сейчас пишут об экологии языка, то недалеко время, когда специальные комитеты дизайнеров-языковедов будут заниматься изобретением и внедрением новых слов и наименований, причем не только рациональных и экономичных, но и удовлетворяющих вкусам новых поколений.

Грядущий век – век умных машин. Место громоздких картотек и многотомных словарей займут портативные электронные компьютеры, способные хранить и мгновенно выдавать любую лингвистическую информацию. И хотя тесная связь человека и думающей машины в какой-то мере и усилит рационализацию нашей речи, сам русский язык сохранит свою природную самобытность и не будет уступать современному языку ни по своему лексическому запасу, ни по стилистическим возможностям для яркого и образного выражения мысли.

Фрагмент статьи «Дано ли нам предугадать?

О будущем русского языка» (1990г.), К.Горбачевич

URL:http://philology.ru/linguistics2/gorbachevich-90.htm

Задания

Какие точки зрения о состоянии языка представлены в текстах?

С какой точкой зрения вы согласны? Обоснуйте

Прочитайте высказывание Ольги Северской.

«Я пытаюсь провести такую параллель: «Вы собираетесь на переговоры, надеваете очень дорогой костюм и вдруг у Вас на галстуке от Армани или от кого-нибудь еще оказывается большое жирное пятно. Вот неграмотность производит примерно такое же впечатление».

Какое утверждение из текста 1 соответствует данному высказыванию? Обоснуйте с помощью текста 3

В тексте 4 описывается состояние языка в ближайшие десятилетия XXI века.

Как вы думаете, о каких явлениях говорит автор? Приведите свои примеры.

Предположите, как изменится наш язык через 50 лет.

Какова роль проектов «Лингвалидол» (https://www.pravmir.ru/tag/lingvalidol/page/3/), «Мнимый больной» (https://www.pravmir.ru/lingvisticheskogo-ada-ne-sushhestvuet/#ixzz3VUh5SVF), «Я люблю русский язык. Полюби и ты» (https://vk.com/love_russian_language)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка в 5-7 классах.

Авторы статьи размышляют, каковы возможности деятельностного  подхода к организации читательской грамотности на   уроках русского языка...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы для 5 класса

Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 5 классов на уроках литературы....

Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы для 6 класса

      Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 6 классов...

Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 7 классе

      Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 7 классов...

Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 8 классе

      Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 8 классов...

Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 9 классе

Задания по читательской грамотности позволяют подготовить обучающихся к пониманию того, как предметные знания становятся востребованными для жизни и будущей профессии. В качестве контекста используютс...