Задания по читательской грамотности на уроках истории и обществознания
методическая разработка по истории

СветланаГеоргиевнаГребенщикова .............................

Задания по читательской грамотности на уроках истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_po_chitatelskoy_gramotnosti_isto._obshch.docx114.02 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: Гребенщикова С.Г.

Практическая работа «Разработка заданий по читательской грамотности»

Прочитайте текст и выполните задания.

Текст. Глобальная проблема продовольствия.

Продовольственная проблема состоит в неспособности человечества обеспечить себя продуктами питания, которые соответствуют принятым физиологическим нормам. К факторам, которые влияют на проблему продовольствия, относятся следующие: быстрый рост населения, специфика размещения населения, влияние экономики развивающихся государств, политическая обстановка в мире, повсеместная индустриализация, массовая урбанизация. За последние 50 лет в производстве продуктов продовольствия намечается явный прогресс – численность голодающих сократилась практически в два раза. Однако значительная часть населения Земли все еще испытывает нехватку продуктов питания. Особенно остро вопрос стоит в Азии. Количество нуждающихся сегодня составляет цифру свыше 850 млн. человек. Недостаток продовольствия ощущает каждый седьмой житель планеты. Свыше 5 млн. детей умирают каждый год из-за вынужденного голодания.

Задание 1. Какие факторы влияют на нехватку продовольствия на планете?  ( задание  - находить и излекать информацию)

 Задание 2. Какие шаги, по вашему мнению, может предпринять человечество для предотвращения возможной продовольственной катастрофы в будущем? (Задание выявление контекстного знания)

Задание 3. ( Задание связанные с осмыслением и оценкой текста)

Выберите верные суждения о глобальной продовольственной проблеме.

  1) Решение глобальной продовольственной проблемы связано с использованием достижений научно-технического прогресса.

2) Данная проблема проявляется преимущественно в странах Северного полушария.

 3) Острота проблемы определяется только природно-климатическими различиями регионов Земли.

4) Проблема требует развития и внедрения передовых методов агротехники.

5) Данная проблема взаимосвязана с мировой демографической проблемой.

Прочитайте текст и выполните задания.

Точную дату появления исторического жанра  живописи определить невозможно. Первые композиции появились в глубокой древности — тогда воспоминания о реальных исторических событиях соединялись с мифами. В Древнем Египте и Месопотамии история представлялась главным образом подвигами правителя и его войска. Но уже в Древней Греции известны изображения исторических сцен. В Средние века сюжеты реальной истории в живописи появляются редко, преимущество отдаётся религиозным мотивам. Активное развитие исторического жанра живописи начинается в эпоху Возрождения (повсеместно в Европе XV-XVI вв.), когда люди стали активно изучать культуру прошлого - Древней Греции и Древнего Рима.

Особое место в исторических картинах занимает батальный жанр. В изобразительном искусстве термин «батальный жанр» относится к картинам, изображающим сцены сухопутных и морских сражений, военных походов, а также изображение военного быта.  На таких картинах художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны. 

Исторический жанр не обязан быть строго документальным, правдивым, ведь картина — не исторический документ. Она живет по своим особым законам красоты и гармонии. К тому же художник всегда невольно оценивает событие, вносит в него своё понимание происходящего. Одни и те же события у разных мастеров могут передаваться и выглядеть по-разному.

Задание 1. Определите к какому типу относится текст  - повествование, описание, рассуждение. (Задание  - Осмыслять и оценивать содержание и формы текста)

Задание 2. Какое из приведенных названий может быть заглавием к тексту? Подчеркни правильный ответ. (Задание - Осмыслять и оценивать содержание и формы текста)

1. История в картинах

2. Исторический жанр живописи

3. Картина - исторический источник

Задание 3. Составьте план по тексту (Задание – Интегрировать и интерпретировать информация)

Задание 4. Опираясь на  текст, напиши, что изображают художники на исторических картинах. (Задание – находить и извлекать информацию)

Венчание на царствоВенчание на царство Ивана IV

Задание 5. Рассмотри картину, ответь на вопрос: можно  ли ее назвать исторической? (Задание - Интегрировать и интерпретировать информация)

Выбери правильный ответ и обоснуй его.      

А) Да    Б) Нет                                

Потому что _________________________ ________________________________________

________________________________________

Работа с множественным текстом:

- Используя текст учебника ( стр. 224, 8 класс ) и текст интернет – сайта, выделите основные причины безработицы

 - составьте схему.

- Прочитав статью последствия безработицы, сформулируйте аргументы за и против мнения автора.

  1. Сопоставьте виды экономической деятельности и примеры

(Задание  - находить и извлекать информацию)

Виды деятельности

 Примеры

  1. Производство

А) приобретение холодильника        в кредит

  1. Потребление

Б) пошив спортивной одежды

  1. Обмен

В) использование газа в быту

  1.  Распределение

Г) продажа акций предприятия

Д) доставка продуктов в больницу

  1. Найдите в списке термины не относящийся к факторам производства: доход, земля, труд, капитал, экономика, предпринимательские способности.

 (задание находить и извлекать информацию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания на формирование читательской грамотности на уроках истории

Данные задания разработаны для формирования читательской грамотности....

«Задания по формированию читательской грамотности на уроках истории».

Данные задания  по читательской грамотности может быть использовано на уроках. истории Предмет: история России....

Развитие читательской грамотности на уроках истории и обществознания. Практикум

В материале представлены практические задания для развития читательской грамотности на уроках истории и обществознания, а также во внеурочной деятельности...

Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания

В работе описаны опробированные методы и приемы по формированияю читательской грамотности на уроках истории и обществознания...

Педагогический проект "Развитие читательской грамотности на уроках истории и обществознания"

В условиях модернизации образования роль истории, имеющей множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизн...

Задание по формированию читательской грамотности на уроках истории

Задание по формированию читательской грамотности на уроках истории...